Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей 9
1.1. Социально - психологические особенности детей, оставшихся без
попечения родителей, школьного возраста 9
1.2. Проблемы социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей 15
Глава 2. Социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Каменска - Уральского 21
2.1. Деятельность Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Каменска - Уральского по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей 21
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования по проблемам социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Каменска - Уральского 25
Заключение 41
Список использованных источников 46
Приложения 50
Каждый человек в ходе своего развития и профессионального становления проходит процесс социальной адаптации. Социальная адаптация - это процесс приспособления личности или социальной группы к новой среде жизнедеятельности путем активного ее усвоения.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют особую группу, которая нуждается в помощи социальной адаптации; и создание условий для полноценной адаптации, а также духовного, нравственного и физического развития является важным. Это обуславливается наличием у данной категории детей специфических условий жизни. Дети, оставшиеся без попечения родителей, - это несовершеннолетние, которые остались без внимания, заботы и материального обеспечения родителей, в связи с тем, что они были лишены или ограничены в правах на них, уклоняются от воспитания, длительно отсутствуют, не забирают из образовательного учреждения.
В современном мире остро стоящей проблемой является социальное сиротство. На сегодняшний день достоверных статистических данных о численности детей, оставшихся без попечения родителей, не существует. Причиной этому является то, что дети остаются без попечения родителей по разным причинам. Так, например, если дети остались без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, то учет таких детей ведется органами социальной защити и иными социальными службами. А в случае с беспризорными и безнадзорными детьми такой возможности не имеется, по понятным причинам.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к социально незащищенным категориям граждан, им полагаются льготы, и гарантированы дополнительные права:
• право на бесплатное медицинское обслуживание: прохождение регулярных медосмотров, оздоровление. При наличии показаний они имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение, проезд до места лечения/отдыха и обратно, отдых в спортивных и оздоровительных лагерях;
• при успешной сдачи экзаменов дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют возможность вне конкурса поступить в среднеспециальное или высшее учебное заведение и имеют право на увеличенную стипендию1.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, испытывают трудности в ходе социальной адаптации, личностного и профессионального самоопределения. Из-за отсутствия примера они не в состоянии правильно сформировать представление своей дальнейшей семейной жизни и жизни в целом. У таких детей повышенная ситуативность, недостаточная сформированность картины мира, проявляются затруднения в принятии решений задач, которые не связанны с практическими действиями и требуют мыслительных операций.
Актуальность данной темы обуславливается тем, что детям, оставшимся без попечения родителей, приходится самостоятельно вырабатывать стратегию социальной адаптации за неимением возможности опираться на опыт родителей, или их опыт отклоняется от ценностей и норм, принятых в обществе.
Следует отметить, что изучением возникающих проблем в ходе социальной адаптации у детей, оставшихся без попечения родителей, занимались такие авторы, как О.В. Бессчетнова, Е.Б. Бреева, Н.П. Иванова, С.А. Макаренко, Н.В. Москаленко, В.А. Никитин, Т.А. Юмашева. Также в работах теоретиков и практиков социальной работы Ю.В. Васильковой, Е.А. Климова, В.И. Курбатовой, Н.С. Пряжникова, освещены проблемы детей, оставшихся без попечения родителей.
Изучением проблемы социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, занимаются не только отечественные теоретики и практики, но и зарубежные. В Восточной Европе и в западных странах немаловажную роль социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, играют различные религиозные общины и организации. Адаптация ребенка, считается, что во многом зависит того, какой климат царит в семье. Зарубежные страны пришли к единому оптимальному решению - предупреждение так называемого «социального сиротства», путем выявления кризисных семей, при этом временно помещать ребенка в замещающую семью, пока родная семья ребенка не преодолеет возникшую кризисную ситуацию. Если же семья не достигла благоприятных результатов, то ребенку находят усыновителей. Исходя из данных условий, усилия всего общества направлены на решение двух основных задач, которые заключаются
в преодолении и истреблении причин «социального сиротства»1.
Изучение проблем социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, указывает на то, что современные требования побуждают необходимость укрепления социально-педагогической составляющей в работе с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Разнообразные данные о нравственном, психическом, физическом и умственном развитии таких детей накоплены благодаря специалистам по социальной работе, психологам, педагогам, социологам, педиатрам. Тем не менее особенности обучения, воспитания, общения, социальной защиты, профессионального и жизненного сомоопределения детей, оставшихся без попечения родителей, до сих пор не отображаются в полной мере в теории и практике социальной работы.
Объектом исследования является социальная адаптация.
Предметом исследования являются особенности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Каменска - Уральского.
Цель исследования - проанализировать особенности социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в общеобразовательном учреждении.
Задачи исследования:
• охарактеризовать социально-психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей, школьного возраста;
• проанализировать проблемы социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей;
• изучить деятельность Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей;
• проанализировать результаты эмпирического исследования по проблеме социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15».
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ литературы по данной теме, изучение нормативно-правовой базы и документаций специалиста школы по социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Эмпирические: наблюдение за детьми, оставшимися без попечения родителей, методика социально-психологической адаптации к школе Э.М. Александровской.
Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Каменска - Уральского.
Социальная работа с детьми, оставшимися без попечения родителей, в современных условиях является наиболее актуальной. Дети, оставшиеся без попечения родителей, составляют особую группу, которая нуждается в помощи социальной адаптации. Положение таких детей в целом влияет на состояние общества. Детям, оставшимся без попечения родителей, характерны раздражительность, обидчивость, вспышки гнева, агрессии, связанные с заниженной самооценкой, чувством их непринадлежности к социальным институтам. Деятельность специалиста этой сферы заключает в себе основные виды технологий социальной работы, связанные с данной категорией населения.
В анализируемых источниках исследователи отмечают, что вне родной семьи, развитие ребенка идет по «особому пути» и у него формируются специфичные черты личности, поведения и характера . Пережитые стрессы в раннем возрасте отрицательно сказываются на развитии эмоционально - волевой сферы. Исходя из социально-психологического портрета детей, оставшихся без попечения родителей, можно сделать вывод, что дети, которые по тем или иным причинам оказались без попечения родителей, должны пройти качественный процесс социальной адаптации и социализации, он поможет в дальнейшем подготовиться к самостоятельной жизни и адаптироваться в обществе.
Одной из актуальных проблем социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, является то, что детям, оставшимся без попечения родителей, приходится самостоятельно вырабатывать стратегию социальной адаптации за неимением возможности опираться на опыт родителей, или их опыт отклоняется от ценностей и норм, принятых в обществе. Проблема социальной адаптации детей требует дальнейшего изучения, так как новые условия меняющегося общества требуют постоянного обновления не только знаний, но ценностных установок.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15» города Каменска - Уральского социальным педагогом проводится ряд мероприятий, направленных на формирование культуры поведения, положительное отношение к школе, мотивацию к учебе, на сплочение коллектива, установление благоприятного микроклимата в классе и в школе в целом. Мероприятия проводятся в форме индивидуальной и групповой беседы, игры, занятий. При помощи методов социальной работы для успешной социальной адаптации детям, оставшимся без попечения родителей, оказываются различные виды помощи:
• Социально-психологическая;
• Духовно-просветительская;
• Социально-правовая;
• Социально-информационная.
На базе школы, в которой проводилось эмпирическое исследование, были выявлены факторы, которые отрицательно влияют на социальную адаптацию детей, оставшихся без попечения родителей:
• отсутствие умения правильно выбирать модель поведения в тех или иных ситуациях;
• неумение найти способы решений различных проблем;
• отсутствие опыта и умения реализовывать и оценивать обстановку вокруг;
• отсутствие умения находить компромисс между собственными интересами и интересами других;
• заниженная самооценка;
• ощущение физической опасности;
• необходима постоянная помощь в чем-либо;
• отсутствие умения рассчитывать на собственные силы.
Результаты проведенного эмпирического исследования на безе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» показали, что 30% детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в зоне адаптации, 50% - в зоне неполной адаптации, т.е. по некоторым критериям имеются нарушения адаптации, 20% детей имеют нарушение адаптации.
По результатам наблюдения было выявлено, что у детей, оставшихся без попечения родителей, в основном спокойный общий эмоциональный фон, и такие дети ничем не интересуются, выглядят равнодушными. У наблюдаемых школьников была заметна суетливость, сильное беспокойство перед началом нового задания, работы. Также наблюдения показали, что некоторые ученики, оставшиеся без попечения родителей, стараются не проявлять агрессию, а у некоторых агрессия проявляется в словесной форме. В ходе исследования было выявлено, что дети, выбранные для наблюдения, стараются избегать конфликтные ситуации или зачастую оказываются вовлеченными участниками конфликта, но есть и те, которые самостоятельно провоцируют конфликтные ситуации. При наблюдении за общением детей, оставшихся без попечения родителей, со сверстниками и со взрослыми было отмечено то, что эти дети охотно вступают как в вербальный, так и в физический контакт, но есть те, кто предпочтение отдают вербальному контакту нежели физическому. Исследование показало, что речь у школьников, той категории, которая была выбрана для наблюдения в основном понятная, спокойная, но также довольно часто попадаются дети, у которых невнятная речь. Ученики, оставшиеся без попечения родителей, не умеют сосредоточиться на конкретном занятии, часто нарушают правила поведения как на уроках, так и на переменах. Играть дети в основном предпочитают со сверстниками - играют они длительно и увлеченно.
Пообщавшись с социальным педагогом было выяснено, что социальная адаптация детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, которые растут и воспитываются в родных семьях происходит по-разному. Принципиальная разница социальной адаптации заключается в том, что у детей, оставшихся без попечения родителей, преобладают приспособления к внешним факторам. Они формируют свою модель поведения методом проб и ошибок зачастую принося ущерб своему психоэмоциональному состоянию. Что касается детей из семьи, то они подражают, берут за образец модель поведения родителей. Так для успешной социальной адаптации детям, оставшимся без попечения родителей, требуется больше времени, нежели детям, которые растут и воспитываются в родных семьях. Безусловно помощь таким детям необходима, так как из-за отсутствия адекватного примера они не в состоянии правильно сформировать представление своей дальнейшей жизни. У таких детей повышенное чувственное восприятие ситуаций, недостаточно сформирована картина мира.
Таким образом можно сказать, что у детей, оставшихся без попечения родителей, средний уровень социальной адаптации.
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «СОШ № 15» социальный педагог при помощи методов социальной работы оказывает помощь детям, оставшимся без попечения родителей, в преодолении трудностей социальной адаптации в виде социально-психологической, социально-правовой, социально-информационной помощи. Также для успешной социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, привлекают к активному посещению кружков, участию в различных мероприятиях, что помогает в преодолении трудностей социальной адаптации.
Хотелось бы отметить, что действия Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» недостаточно скоординированы. Социальным педагогом 44
проводятся мероприятия в форме индивидуальной и групповой беседы, игры, занятий, но для помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в более успешной социальной адаптации социальному педагогу школы следует вести работу по новым технологиям и методам, например, таким как:
• Психодрама позволяет детям, в данной картине увидеть себя и как бы посмотреть со стороны.
• Куклотерапия отражает индивидуальные проблемы ребенка. При помощи кукольного театра происходит коррекция проблем ребенка.
• Песочная терапия раскрывает индивидуальность ребенка, позволяет разрешить психологические затруднения ребенка, развивает способность раскрывать и осознавать свои возможности и желания.
• Музыкотерапия помогает ребенку преодолеть психологические барьеры и сформировать адекватную самооценку.
• Сказкотерапия позволяет ребенку спроецировать главного героя на себя и научиться на примере сказочных героев самостоятельно решать возникающие проблем.
Также проводить мероприятия не только с детьми, оставшимися без попечения родителей, но и совместные мероприятия с детьми и их опекунами.
Проблемы социального сиротства на сегодняшний день является актуальной. У детей, оставшихся без попечения родителей, имеются проблемы с социальной адаптацией и психологические проблемы. Вышеперечисленные методы позволяют решать комплекс задач, гармонизировать эмоциональное состояние ребенка, улучшать условия для успешной социальной адаптации.
1. Абдрашитова И.И., Паточкина Н.А. - проблемы социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 2015. - 213 с.
2. Апанасевич В.С. «Потребности ребенка. В центре внимания — адаптация к жизни в обществе». Апатиты, 2017. —116 с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. - М.-Воронеж, 2017 - 265 с.
4. Брутман В.И. и др. Социальное сиротство и комплексная медико- социально-педагогическая проблема.- М.: Изд-во АСОПИР, 2015 - 195 с.
5. Васильев Б.Н. Социальное обслуживание семьи и детей в России / Б.Н Васильев // Социальное обеспечение. 2001. № 3. - 148 с.
6. Волчек Н.А. Сиротский синдром // Социальная защита. 2017. - № 9 -211 с.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51 - ФЗ (в ред. от 28.03.2017) // Электронный ресурс. Консультант Плюс.
8. Грибков Д.Н. Анализ отечественного и зарубежного опыта воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2017. № 4. С. 153 - 155.
9. Гусарова А.Е., Савченко С.Л. Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений // Социология. 2018. № 22. С.276 - 278.
10. Джабраилова А.Д. Охрана прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, органами опеки и попечительства (на материалах ДАССР): Дис. канд. юрид. наук. - М., 1987.- 28 с.
11. Дубровцев С.А. К вопросу об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей. 2011. № 5. С. 61 - 64.
12. Касьянова Г.П. Научно-теоретические аспекты изучения особенностей личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 355 - 357.
13. Колоколова, К.А. Особенности социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в детском доме // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 5-1. — С. 57-58.
14. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений. - СПб: Питер, 2015. - 304 с.
15. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: учеб. пособие / Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. — 92 с.
16. Кучинская, Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей. // Вопросы психологии. 1996. № 4. С. 57.
17. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. 2016. С. 156.
18. Лиханов А.А. Дети без родителей. // Школьная психология. - М.: Изд-во Просвещение, 2015, - 592 с.
19. Макаренко С. Скрытое социальное сиротство. Воспитание школьников. 2016. №7. - 82 с.
20. Мардахаев Л.В. Словарь по социальной педагогике. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 368 с.
21. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учеб. М: Гардарики 2005 — 269 с
22. Марчук Ю.Н., Королева С.В. Проблемы адаптации к социальной среде детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в специальных учреждениях // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. 2014. № 12 (26). С. 120-127.
23. Масловская Т.С Организация социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Современные гуманитарные исследования. 2015.
24. Москвина В. Социализация детей-сирот. Воспитание школьников.
2016. №1. - 82 с.
25. Овдина А. Г. Социально-профессиональная адаптация детей-сирот: проблемы и пути решения // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2017. — № 3 (27). — С. 96-103.
26. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения: учеб. Пособие - М.: ИНФРА-М, 2009. — 272 с.
27. Положение о «Социально-педагогической и психологической службе в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 15» от 31 августа 2015 года № 238
28. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства, 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 400 с.
29. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996.
30. Семья Г. В. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование. — 2016. — Т. 21. — № 1. — С. 67-82.
31. Технологии социальной работы: учебник для Вузов /под ред. Жукова. — М.: Litres, 2017. — 472 с.
32. Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 15» от 29.12.2018г. №356
33. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 г.№ 273 - ФЗ (последняя редакция) // Электронный ресурс. Консультант Плюс.
34. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
35. Холостова Е.И., Кононова Л.И., Вдовина М.В. Теория социальной работы: учебник для бакалавров — М.: Издательство Юрайт, 2014 — 345 с.
36. Шершень Т.В. Проблемы реализации права ребенка, оставшегося без попечения родителей, жить и воспитываться в семье. 2014. № 3. С. 146-149.
37. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи. /
Э. Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий - СПб. 2018 - 321с.