ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы динамики
учебной мотивации и адаптированности студентов в период
обучения в вузе 7
1.1. Мотивация учебной деятельности студентов как предмет
исследования в психологии 7
1.2. Сущность адаптированности студентов в вузе 13
1.3. Роль учебной мотивации в обеспечении адаптированности
студентов в вузе 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование динамики учебной мотивации и адаптированности студентов в период обучения в вузе 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 27
2.3. Рекомендации для преподавателей по организации учебной деятельности для повышения мотивации и адаптированности
студентов в период обучения в вузе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы динамики
учебной мотивации и адаптированности студентов в период
обучения в вузе 7
1.1. Мотивация учебной деятельности студентов как предмет
исследования в психологии 7
1.2. Сущность адаптированности студентов в вузе 13
1.3. Роль учебной мотивации в обеспечении адаптированности
студентов в вузе 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование динамики учебной мотивации и адаптированности студентов в период обучения в вузе 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 27
2.3. Рекомендации для преподавателей по организации учебной деятельности для повышения мотивации и адаптированности
студентов в период обучения в вузе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в связи с резкими изменениями за последние годы социально-экономической жизни страны, одной из центральных проблем современного образования стала проблема формирования высокомотивированной личности студента. Серьезный масштаб преобразований, происходящих в современном обществе и мире, особо поднимает проблему мотивации учебной деятельности студентов. Возросший уровень жизни и серьезная конкуренция на рынке труда усложняют пути достижении успеха во всех сферах жизни, в том числе и профессиональной деятельности.
Общество заинтересованно в высококвалифицированных специалистах, способных подстраиваться под изменения, связанные с информационно-технологическим прогрессом. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов и необходимости актуализации адаптационных возможностей учащихся во время обучения в вузе.
Эффективность учебного процесса зависит не только от того, насколько высока мотивация овладения будущей профессий, но и от возможностей студента освоить новую среду, приспособиться к тем условиям, в которых ему предстоит учиться. И мотивация и адаптированность студентов являются важнейшими факторами, влияющими на процесс обучения.
Проблема мотивации и адаптированности студентов являются ведущими проблемами как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а также методов её изучения. На настоящий момент в современной психологии существует ряд исследований, посвященных проблеме развития и формирования мотивации (Р. С. Вайсман (Немов), Л. М. Фридман, А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов и др.).
Кроме того, изучая мотивационную сферу, необходимо исследовать и адаптационные процессы, показывая зависимость между характером мотивации достижения и выбором поведенческих стратегий в условиях изменившейся среды. Данными вопросами занимались такие ученые, как Ф.Б.Березин, В.Н. Грибов, О.Н. Казакова в аспекте психической и психофизиологической адаптации человека, связи между мотивацией достижения и выбором поведнеческих стратегей, способностью ориентироваться в незнакомых ситуациях. Т.И. Каткова, Г.П. Кузина, С.А. Рунова, Ю.В. Стафеева изучали процесс адаптации студентов к обучению в вузе, прошедших профориентационную работу в школе.
Такое большое количество работ, посвященных учебной мотивации и адаптированности студентов к условиям вуза говорит об актуальности данной темы, но аспект проблемы лонгитюдного изучения динамики учебной мотивации студентов и их адаптированности не достаточно изучен, что и составило проблему нашего исследования.
Проблема исследования: какова динамика учебной мотивации и адаптированности студентов в период обучения в вузе?
Целью нашего исследования является изучение особенностей динамики учебной мотивации и адаптированности студентов в период обучения в вузе.
Объект исследования: адаптированность студентов в вузе.
Предмет исследования: динамика учебной мотивации и
адаптированности студентов в период обучения в вузе.
Методологической основой нашего исследования стали основные положения А.А. Налчаджян, исследовавшей процесс адаптирванности на уровне личнстных механизмов и основные положения теории развития учебной мотивации А.К. Марковой.
На основании теоретического анализа проблемы и изучения практики учебного процесса, была выдвинута следующая гипотеза: динамика учебной мотивации и адаптированности студентов в процессе обучения от первого к четвертому курсу имеет особенности, а именно: на первом и четвертом курсах обучения студенты отличаются преобладанием внутренних мотивов обучения, на втором и третьем курсах показывают тенденцию к повышению внешних мотивов, а процесс адаптированности имеет тенденцию повышения от первого к четвертому курсам.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы динамики учебной мотивации и адаптированности студентов в период обучения в вузе.
2. Изучить учебную мотивацию и адаптированность студентов на седьмом семестре обучения в вузе (октябрь 2016) и изучить степень связи между полученными показателями.
3. Изучить учебную мотивацию и адаптированность студентов на восьмом семестре обучения в вузе (май 2017 года) и установить связь между полученными изучаемыми показателями.
4. Проанализировать динамику учебной мотивации и адаптированности студентов четвертого курса между началом и концом 2016-2017 учебного года.
5. Проанализировать динамику учебной мотивации студентов и адаптированности в период обучения в вузе, включительно, на одной и той же выборке.
6. Разработать рекомендации для преподавателей по улучшению учебной мотивации и адптированности студентов в процессе обучения в вузе.
Методы исследования:
1. Организационный (лонгитюдный метод).
2. Эмпирические (психодиагностический метод).
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и IBM SPSS Statistics 20; с целью выявления статистических разлиий между изучаемыми зависимыми выборками нами были использованы непараметрические статистические критерии Фридмана, Вилкоксона. Для выявления связи между показателями учебной мотивации и адаптированности нами был применен непараметрический коэффициент корреляции Спирмена.
4. Интерпретационные методы - генетический метод.
В данном исследовании использовались следующие методики:
1. «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной».
2. «Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
3. Методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А. В. Крылова).
4. Тест «СПА социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р.Даймонда».
База исследования. Исследование проводилось на базе Белгородского Государственного Университета на факультете психологии Педагогического института. В нем приняли участие студенты, обучающиеся на факультете психологии с 2013 по 2017 учебный год направлений подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 37.03.01 Психология, 37.05.01 Клиническая психология, 37.05.02 Психология служебной деятельности. В общем объеме 200 студентов в возрасте от 17 до 22 лет, из них 58 студентов 1 курса, 52 студентов 2 курса, 54 студентов 3 курса, 36 человек 4 курса.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его результатов для оптимизации работы по развитию учебной мотивации у студентов на всех курсах обучения, а также повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Общество заинтересованно в высококвалифицированных специалистах, способных подстраиваться под изменения, связанные с информационно-технологическим прогрессом. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов и необходимости актуализации адаптационных возможностей учащихся во время обучения в вузе.
Эффективность учебного процесса зависит не только от того, насколько высока мотивация овладения будущей профессий, но и от возможностей студента освоить новую среду, приспособиться к тем условиям, в которых ему предстоит учиться. И мотивация и адаптированность студентов являются важнейшими факторами, влияющими на процесс обучения.
Проблема мотивации и адаптированности студентов являются ведущими проблемами как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а также методов её изучения. На настоящий момент в современной психологии существует ряд исследований, посвященных проблеме развития и формирования мотивации (Р. С. Вайсман (Немов), Л. М. Фридман, А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов и др.).
Кроме того, изучая мотивационную сферу, необходимо исследовать и адаптационные процессы, показывая зависимость между характером мотивации достижения и выбором поведенческих стратегий в условиях изменившейся среды. Данными вопросами занимались такие ученые, как Ф.Б.Березин, В.Н. Грибов, О.Н. Казакова в аспекте психической и психофизиологической адаптации человека, связи между мотивацией достижения и выбором поведнеческих стратегей, способностью ориентироваться в незнакомых ситуациях. Т.И. Каткова, Г.П. Кузина, С.А. Рунова, Ю.В. Стафеева изучали процесс адаптации студентов к обучению в вузе, прошедших профориентационную работу в школе.
Такое большое количество работ, посвященных учебной мотивации и адаптированности студентов к условиям вуза говорит об актуальности данной темы, но аспект проблемы лонгитюдного изучения динамики учебной мотивации студентов и их адаптированности не достаточно изучен, что и составило проблему нашего исследования.
Проблема исследования: какова динамика учебной мотивации и адаптированности студентов в период обучения в вузе?
Целью нашего исследования является изучение особенностей динамики учебной мотивации и адаптированности студентов в период обучения в вузе.
Объект исследования: адаптированность студентов в вузе.
Предмет исследования: динамика учебной мотивации и
адаптированности студентов в период обучения в вузе.
Методологической основой нашего исследования стали основные положения А.А. Налчаджян, исследовавшей процесс адаптирванности на уровне личнстных механизмов и основные положения теории развития учебной мотивации А.К. Марковой.
На основании теоретического анализа проблемы и изучения практики учебного процесса, была выдвинута следующая гипотеза: динамика учебной мотивации и адаптированности студентов в процессе обучения от первого к четвертому курсу имеет особенности, а именно: на первом и четвертом курсах обучения студенты отличаются преобладанием внутренних мотивов обучения, на втором и третьем курсах показывают тенденцию к повышению внешних мотивов, а процесс адаптированности имеет тенденцию повышения от первого к четвертому курсам.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы динамики учебной мотивации и адаптированности студентов в период обучения в вузе.
2. Изучить учебную мотивацию и адаптированность студентов на седьмом семестре обучения в вузе (октябрь 2016) и изучить степень связи между полученными показателями.
3. Изучить учебную мотивацию и адаптированность студентов на восьмом семестре обучения в вузе (май 2017 года) и установить связь между полученными изучаемыми показателями.
4. Проанализировать динамику учебной мотивации и адаптированности студентов четвертого курса между началом и концом 2016-2017 учебного года.
5. Проанализировать динамику учебной мотивации студентов и адаптированности в период обучения в вузе, включительно, на одной и той же выборке.
6. Разработать рекомендации для преподавателей по улучшению учебной мотивации и адптированности студентов в процессе обучения в вузе.
Методы исследования:
1. Организационный (лонгитюдный метод).
2. Эмпирические (психодиагностический метод).
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и IBM SPSS Statistics 20; с целью выявления статистических разлиий между изучаемыми зависимыми выборками нами были использованы непараметрические статистические критерии Фридмана, Вилкоксона. Для выявления связи между показателями учебной мотивации и адаптированности нами был применен непараметрический коэффициент корреляции Спирмена.
4. Интерпретационные методы - генетический метод.
В данном исследовании использовались следующие методики:
1. «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной».
2. «Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
3. Методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А. В. Крылова).
4. Тест «СПА социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р.Даймонда».
База исследования. Исследование проводилось на базе Белгородского Государственного Университета на факультете психологии Педагогического института. В нем приняли участие студенты, обучающиеся на факультете психологии с 2013 по 2017 учебный год направлений подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 37.03.01 Психология, 37.05.01 Клиническая психология, 37.05.02 Психология служебной деятельности. В общем объеме 200 студентов в возрасте от 17 до 22 лет, из них 58 студентов 1 курса, 52 студентов 2 курса, 54 студентов 3 курса, 36 человек 4 курса.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его результатов для оптимизации работы по развитию учебной мотивации у студентов на всех курсах обучения, а также повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Эффективность любого учебного процесса зависит не только от того, насколько высока мотивация обучающегося, но и от его возможностей освоить новую среду, приспособиться к тем условиям, в которых ему предстоит учиться. И мотивация и адаптированность студентов являются важнейшими факторами, влияющими на процесс обучения. Мотивация - это готовность людей проявлять усилия для достижения целей организации во имя удовлетворения своих собственных индивидуальных потребностей; совокупность внутренних и внешних воздействий, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Уровень развития учебной мотивации студентов зависит от таких факторов, как осознание смысла учения, предметно-рефлексивного отношения к обучению, качества учебного процесса, его условий, средств и способов. Поэтому в контексте нашей проблемы мы изучали и адаптированность студентов, как личностное качество, способствующее повышению уровня мотивации обучения в вузе. Адаптировнность - это уровень фактического приспособления человека к окружающей среде, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Она способствует адекватному поведению человека в тех или иных обстоятельствах, принятию индивидом социальной роли, эффективности процесса выпонения деятельности. Показателем успешности социально-психологической адаптированности человека к определенной группе или ситуации, является его психологическая удовлетворенность данной средой или условиями, в которых он находится.
Результаты эмпирического исследования динамики учебной мотивации и адаптированности студентов на 4 курсе обучения показали, что у выпускников факультета психологии преобладают внутренние мотивы обучения, такие как «Приобретение знаний», «Профессиональные мотивы».
Однако, практически все показатели учебных мотивов, с начала учебного года к его завершению, были изменены, к концу учебного года заметно небольшое снижение практически по всем показателям. Адаптированность на 4 курсе обучения так же изменяется. На 4 курсе у студентов были выявлены хорошие результаты по уровню учебной мотивации и адаптированности к вузу. Можно сказать, что к последнему курсу обучения у студентов возрастает желание учиться, осваивать профессию, им уже легче приспособиться к новым трудностям, таким как очередная сессия или выполнение выпускной квалификационной работы, они уже точно знают, что в скором времени станут специалистами.
Корреляционный анализ показал наличие положительной связи между показателями мотивации и адаптированности студентов 4 курса. Прямая положительная корелляционная связь была обнаружена между мотивационными показателями и показателями социально-психологической адаптированности. Это говорит о том, что студенты поступают в вуз с целью приобрести новые знания, поэтому, при нахождении в вузе, многие учащиеся чувствуют себя комфортно при тех условиях, если они получают в вузе необходимую им информацию, получают опредленный объем нового материала, связь с адаптированностью к учебной группе скорее всего связана со стремлением студентов не отставать от своих сокурсников в учебной деятельности, т.е. адаптированность к учебной группе студента связана с его успешностью в учебной деятельности. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что чем выше у студентов будет развита внутреняя учебная мотивация, тем больше они будут проявлять адаптированность к учебной деятельности, или чем выше будет развита адаптированность, тем меньше студенты будут ориентированы на внешнюю мотивацию.
Студенты факультета психологии на 1 курсе обучения имеют достаточно высокий уровень мотивации к обучению в вузе, на следующих курсах она имеет тенденцию к занижению. Это может говорить нам о том, что студенты-психологи начиная учиться с идеализированным образом выбранной профессии на начальном курсе, начинают понимать значимость помогающей профессии только к старшему курсу, в некоторх моментах, возможно расстраивются из-за несоответсвия собственных представлений с реальностью учебного процесса, поэтому и происходит снижение мотивации к обучению. По адаптированности студентов к вузу была выявлена положительная динамика, на всех курсах, уровень адаптированности повышается в начале учебного года и снижается к его концу, но на 3 и 4 курсах адаптированность статистически значимо повышается. На снижение адаптированности студентов в вузе могут влиять многие факторы, как перегруженность учащихся, усталось от процесса обучения, так и желание поскорее овладеть профессией и вступить в ряды специалистов своего дела. Именно поэтому явно заметно понижение адаптированности студентов к концу учебного года на 3 и 4 курсах обучения, однако, адаптированность к учебной группе за период обучения наоборот повышается, что говорит о привыкании студентов к группе, сокурсникам. Исходя из результатов нашего исследования и математической обработки полученных данных, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично - адаптированность к обучению у студентов от первго курса к четвертому имеет тенденцию к повышению, а учебная мотивация с каждым кусом постепенно снижается. На протяжнии всего курса обучения в вузе, учебные мотивы, как внешние, так и внутренние имели тенденцию к понижению.
Можем предположить, что такой результат нашего исследования свидетельствует о том, что ожидания студентов не совпали с реальностью учебного процесса, либо в нем есть недочеты, которые не удовлетворяют потребности студентов. Возможно, данные несовпадения связаны со слабым техническим оснащением кабинетов или с тем, что у студентов нет возможности ездить в другие страны или города на обучение и конференции за счет вуза. В связи с этим, мы разработали ряд рекомендаций для преподавателей, которыми можно вопользоваться для улучшения учебного процесса и благодаря этому, повысить мотивацию и адаптированность учащихся на факультете психологии.
Результаты эмпирического исследования динамики учебной мотивации и адаптированности студентов на 4 курсе обучения показали, что у выпускников факультета психологии преобладают внутренние мотивы обучения, такие как «Приобретение знаний», «Профессиональные мотивы».
Однако, практически все показатели учебных мотивов, с начала учебного года к его завершению, были изменены, к концу учебного года заметно небольшое снижение практически по всем показателям. Адаптированность на 4 курсе обучения так же изменяется. На 4 курсе у студентов были выявлены хорошие результаты по уровню учебной мотивации и адаптированности к вузу. Можно сказать, что к последнему курсу обучения у студентов возрастает желание учиться, осваивать профессию, им уже легче приспособиться к новым трудностям, таким как очередная сессия или выполнение выпускной квалификационной работы, они уже точно знают, что в скором времени станут специалистами.
Корреляционный анализ показал наличие положительной связи между показателями мотивации и адаптированности студентов 4 курса. Прямая положительная корелляционная связь была обнаружена между мотивационными показателями и показателями социально-психологической адаптированности. Это говорит о том, что студенты поступают в вуз с целью приобрести новые знания, поэтому, при нахождении в вузе, многие учащиеся чувствуют себя комфортно при тех условиях, если они получают в вузе необходимую им информацию, получают опредленный объем нового материала, связь с адаптированностью к учебной группе скорее всего связана со стремлением студентов не отставать от своих сокурсников в учебной деятельности, т.е. адаптированность к учебной группе студента связана с его успешностью в учебной деятельности. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что чем выше у студентов будет развита внутреняя учебная мотивация, тем больше они будут проявлять адаптированность к учебной деятельности, или чем выше будет развита адаптированность, тем меньше студенты будут ориентированы на внешнюю мотивацию.
Студенты факультета психологии на 1 курсе обучения имеют достаточно высокий уровень мотивации к обучению в вузе, на следующих курсах она имеет тенденцию к занижению. Это может говорить нам о том, что студенты-психологи начиная учиться с идеализированным образом выбранной профессии на начальном курсе, начинают понимать значимость помогающей профессии только к старшему курсу, в некоторх моментах, возможно расстраивются из-за несоответсвия собственных представлений с реальностью учебного процесса, поэтому и происходит снижение мотивации к обучению. По адаптированности студентов к вузу была выявлена положительная динамика, на всех курсах, уровень адаптированности повышается в начале учебного года и снижается к его концу, но на 3 и 4 курсах адаптированность статистически значимо повышается. На снижение адаптированности студентов в вузе могут влиять многие факторы, как перегруженность учащихся, усталось от процесса обучения, так и желание поскорее овладеть профессией и вступить в ряды специалистов своего дела. Именно поэтому явно заметно понижение адаптированности студентов к концу учебного года на 3 и 4 курсах обучения, однако, адаптированность к учебной группе за период обучения наоборот повышается, что говорит о привыкании студентов к группе, сокурсникам. Исходя из результатов нашего исследования и математической обработки полученных данных, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично - адаптированность к обучению у студентов от первго курса к четвертому имеет тенденцию к повышению, а учебная мотивация с каждым кусом постепенно снижается. На протяжнии всего курса обучения в вузе, учебные мотивы, как внешние, так и внутренние имели тенденцию к понижению.
Можем предположить, что такой результат нашего исследования свидетельствует о том, что ожидания студентов не совпали с реальностью учебного процесса, либо в нем есть недочеты, которые не удовлетворяют потребности студентов. Возможно, данные несовпадения связаны со слабым техническим оснащением кабинетов или с тем, что у студентов нет возможности ездить в другие страны или города на обучение и конференции за счет вуза. В связи с этим, мы разработали ряд рекомендаций для преподавателей, которыми можно вопользоваться для улучшения учебного процесса и благодаря этому, повысить мотивацию и адаптированность учащихся на факультете психологии.
Подобные работы
- ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ
АДАПТАЦИИ ОТ 1 К 3 КУРСУ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - Социально-психологическая адаптация к обучению в вузе городских и сельских студентов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - Мониторинг исследовательской компетенции студентов профиля подготовки «Учитель начальных классов»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Мониторинг исследовательской компетенции студентов профиля
подготовки «Учитель начальных классов»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Личностно-профессиональное становление студента в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА В ТЕХНИЧЕСКОМ
ВУЗЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая адаптация выпускников национальных школ к обучению в ВУЗе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - Особенности переживания адаптации у иностранных студентов
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5580 р. Год сдачи: 2017



