Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИНАМИКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И АДАПТИРОВАННОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Работа №14565

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы80 стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
841
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы динамики
учебной мотивации и адаптированности студентов в период
обучения в вузе 7
1.1. Мотивация учебной деятельности студентов как предмет
исследования в психологии 7
1.2. Сущность адаптированности студентов в вузе 13
1.3. Роль учебной мотивации в обеспечении адаптированности
студентов в вузе 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование динамики учебной мотивации и адаптированности студентов в период обучения в вузе 23
2.1. Организация и методы исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 27
2.3. Рекомендации для преподавателей по организации учебной деятельности для повышения мотивации и адаптированности
студентов в период обучения в вузе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60


Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в связи с резкими изменениями за последние годы социально-экономической жизни страны, одной из центральных проблем современного образования стала проблема формирования высокомотивированной личности студента. Серьезный масштаб преобразований, происходящих в современном обществе и мире, особо поднимает проблему мотивации учебной деятельности студентов. Возросший уровень жизни и серьезная конкуренция на рынке труда усложняют пути достижении успеха во всех сферах жизни, в том числе и профессиональной деятельности.
Общество заинтересованно в высококвалифицированных специалистах, способных подстраиваться под изменения, связанные с информационно-технологическим прогрессом. Поэтому особенно важным становится вопрос о мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов и необходимости актуализации адаптационных возможностей учащихся во время обучения в вузе.
Эффективность учебного процесса зависит не только от того, насколько высока мотивация овладения будущей профессий, но и от возможностей студента освоить новую среду, приспособиться к тем условиям, в которых ему предстоит учиться. И мотивация и адаптированность студентов являются важнейшими факторами, влияющими на процесс обучения.
Проблема мотивации и адаптированности студентов являются ведущими проблемами как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обуславливает множественность понимания ее сущности, природы, структуры, а также методов её изучения. На настоящий момент в современной психологии существует ряд исследований, посвященных проблеме развития и формирования мотивации (Р. С. Вайсман (Немов), Л. М. Фридман, А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов и др.).
Кроме того, изучая мотивационную сферу, необходимо исследовать и адаптационные процессы, показывая зависимость между характером мотивации достижения и выбором поведенческих стратегий в условиях изменившейся среды. Данными вопросами занимались такие ученые, как Ф.Б.Березин, В.Н. Грибов, О.Н. Казакова в аспекте психической и психофизиологической адаптации человека, связи между мотивацией достижения и выбором поведнеческих стратегей, способностью ориентироваться в незнакомых ситуациях. Т.И. Каткова, Г.П. Кузина, С.А. Рунова, Ю.В. Стафеева изучали процесс адаптации студентов к обучению в вузе, прошедших профориентационную работу в школе.
Такое большое количество работ, посвященных учебной мотивации и адаптированности студентов к условиям вуза говорит об актуальности данной темы, но аспект проблемы лонгитюдного изучения динамики учебной мотивации студентов и их адаптированности не достаточно изучен, что и составило проблему нашего исследования.
Проблема исследования: какова динамика учебной мотивации и адаптированности студентов в период обучения в вузе?
Целью нашего исследования является изучение особенностей динамики учебной мотивации и адаптированности студентов в период обучения в вузе.
Объект исследования: адаптированность студентов в вузе.
Предмет исследования: динамика учебной мотивации и
адаптированности студентов в период обучения в вузе.
Методологической основой нашего исследования стали основные положения А.А. Налчаджян, исследовавшей процесс адаптирванности на уровне личнстных механизмов и основные положения теории развития учебной мотивации А.К. Марковой.
На основании теоретического анализа проблемы и изучения практики учебного процесса, была выдвинута следующая гипотеза: динамика учебной мотивации и адаптированности студентов в процессе обучения от первого к четвертому курсу имеет особенности, а именно: на первом и четвертом курсах обучения студенты отличаются преобладанием внутренних мотивов обучения, на втором и третьем курсах показывают тенденцию к повышению внешних мотивов, а процесс адаптированности имеет тенденцию повышения от первого к четвертому курсам.
Задачи исследования:
1. Дать теоретическое обоснование проблемы динамики учебной мотивации и адаптированности студентов в период обучения в вузе.
2. Изучить учебную мотивацию и адаптированность студентов на седьмом семестре обучения в вузе (октябрь 2016) и изучить степень связи между полученными показателями.
3. Изучить учебную мотивацию и адаптированность студентов на восьмом семестре обучения в вузе (май 2017 года) и установить связь между полученными изучаемыми показателями.
4. Проанализировать динамику учебной мотивации и адаптированности студентов четвертого курса между началом и концом 2016-2017 учебного года.
5. Проанализировать динамику учебной мотивации студентов и адаптированности в период обучения в вузе, включительно, на одной и той же выборке.
6. Разработать рекомендации для преподавателей по улучшению учебной мотивации и адптированности студентов в процессе обучения в вузе.
Методы исследования:
1. Организационный (лонгитюдный метод).
2. Эмпирические (психодиагностический метод).
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и IBM SPSS Statistics 20; с целью выявления статистических разлиий между изучаемыми зависимыми выборками нами были использованы непараметрические статистические критерии Фридмана, Вилкоксона. Для выявления связи между показателями учебной мотивации и адаптированности нами был применен непараметрический коэффициент корреляции Спирмена.
4. Интерпретационные методы - генетический метод.
В данном исследовании использовались следующие методики:
1. «Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной».
2. «Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реан и В.А.Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).
3. Методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А. В. Крылова).
4. Тест «СПА социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р.Даймонда».
База исследования. Исследование проводилось на базе Белгородского Государственного Университета на факультете психологии Педагогического института. В нем приняли участие студенты, обучающиеся на факультете психологии с 2013 по 2017 учебный год направлений подготовки: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 37.03.01 Психология, 37.05.01 Клиническая психология, 37.05.02 Психология служебной деятельности. В общем объеме 200 студентов в возрасте от 17 до 22 лет, из них 58 студентов 1 курса, 52 студентов 2 курса, 54 студентов 3 курса, 36 человек 4 курса.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности использования его результатов для оптимизации работы по развитию учебной мотивации у студентов на всех курсах обучения, а также повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Эффективность любого учебного процесса зависит не только от того, насколько высока мотивация обучающегося, но и от его возможностей освоить новую среду, приспособиться к тем условиям, в которых ему предстоит учиться. И мотивация и адаптированность студентов являются важнейшими факторами, влияющими на процесс обучения. Мотивация - это готовность людей проявлять усилия для достижения целей организации во имя удовлетворения своих собственных индивидуальных потребностей; совокупность внутренних и внешних воздействий, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Уровень развития учебной мотивации студентов зависит от таких факторов, как осознание смысла учения, предметно-рефлексивного отношения к обучению, качества учебного процесса, его условий, средств и способов. Поэтому в контексте нашей проблемы мы изучали и адаптированность студентов, как личностное качество, способствующее повышению уровня мотивации обучения в вузе. Адаптировнность - это уровень фактического приспособления человека к окружающей среде, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Она способствует адекватному поведению человека в тех или иных обстоятельствах, принятию индивидом социальной роли, эффективности процесса выпонения деятельности. Показателем успешности социально-психологической адаптированности человека к определенной группе или ситуации, является его психологическая удовлетворенность данной средой или условиями, в которых он находится.
Результаты эмпирического исследования динамики учебной мотивации и адаптированности студентов на 4 курсе обучения показали, что у выпускников факультета психологии преобладают внутренние мотивы обучения, такие как «Приобретение знаний», «Профессиональные мотивы».
Однако, практически все показатели учебных мотивов, с начала учебного года к его завершению, были изменены, к концу учебного года заметно небольшое снижение практически по всем показателям. Адаптированность на 4 курсе обучения так же изменяется. На 4 курсе у студентов были выявлены хорошие результаты по уровню учебной мотивации и адаптированности к вузу. Можно сказать, что к последнему курсу обучения у студентов возрастает желание учиться, осваивать профессию, им уже легче приспособиться к новым трудностям, таким как очередная сессия или выполнение выпускной квалификационной работы, они уже точно знают, что в скором времени станут специалистами.
Корреляционный анализ показал наличие положительной связи между показателями мотивации и адаптированности студентов 4 курса. Прямая положительная корелляционная связь была обнаружена между мотивационными показателями и показателями социально-психологической адаптированности. Это говорит о том, что студенты поступают в вуз с целью приобрести новые знания, поэтому, при нахождении в вузе, многие учащиеся чувствуют себя комфортно при тех условиях, если они получают в вузе необходимую им информацию, получают опредленный объем нового материала, связь с адаптированностью к учебной группе скорее всего связана со стремлением студентов не отставать от своих сокурсников в учебной деятельности, т.е. адаптированность к учебной группе студента связана с его успешностью в учебной деятельности. Поэтому мы можем сделать вывод о том, что чем выше у студентов будет развита внутреняя учебная мотивация, тем больше они будут проявлять адаптированность к учебной деятельности, или чем выше будет развита адаптированность, тем меньше студенты будут ориентированы на внешнюю мотивацию.
Студенты факультета психологии на 1 курсе обучения имеют достаточно высокий уровень мотивации к обучению в вузе, на следующих курсах она имеет тенденцию к занижению. Это может говорить нам о том, что студенты-психологи начиная учиться с идеализированным образом выбранной профессии на начальном курсе, начинают понимать значимость помогающей профессии только к старшему курсу, в некоторх моментах, возможно расстраивются из-за несоответсвия собственных представлений с реальностью учебного процесса, поэтому и происходит снижение мотивации к обучению. По адаптированности студентов к вузу была выявлена положительная динамика, на всех курсах, уровень адаптированности повышается в начале учебного года и снижается к его концу, но на 3 и 4 курсах адаптированность статистически значимо повышается. На снижение адаптированности студентов в вузе могут влиять многие факторы, как перегруженность учащихся, усталось от процесса обучения, так и желание поскорее овладеть профессией и вступить в ряды специалистов своего дела. Именно поэтому явно заметно понижение адаптированности студентов к концу учебного года на 3 и 4 курсах обучения, однако, адаптированность к учебной группе за период обучения наоборот повышается, что говорит о привыкании студентов к группе, сокурсникам. Исходя из результатов нашего исследования и математической обработки полученных данных, мы можем сказать, что гипотеза нашего исследования подтвердилась частично - адаптированность к обучению у студентов от первго курса к четвертому имеет тенденцию к повышению, а учебная мотивация с каждым кусом постепенно снижается. На протяжнии всего курса обучения в вузе, учебные мотивы, как внешние, так и внутренние имели тенденцию к понижению.
Можем предположить, что такой результат нашего исследования свидетельствует о том, что ожидания студентов не совпали с реальностью учебного процесса, либо в нем есть недочеты, которые не удовлетворяют потребности студентов. Возможно, данные несовпадения связаны со слабым техническим оснащением кабинетов или с тем, что у студентов нет возможности ездить в другие страны или города на обучение и конференции за счет вуза. В связи с этим, мы разработали ряд рекомендаций для преподавателей, которыми можно вопользоваться для улучшения учебного процесса и благодаря этому, повысить мотивацию и адаптированность учащихся на факультете психологии.


1. Абдулина, О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки / О.А. Абдулина // Высшее образование в России. -1993. - №3. - С. 23-24.
2. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академический проект.- 2005. - 267 с.
3. Александровский, Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация / Ю.А. Александровский. - М.: Наука.- 1996. - 272 с.
4. Алексеев, В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В.Г.Алексеев. - М.: Академия.- 2009. - 409 с.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М.Андреева. - М.: Аспект Пресс.- 2017. - 363 с.
6. Аннекова, Н.В. Особенности мотивации учебно-познавательной деятельности студентов вуза с разным уровнем социально-психологической адаптированности / Н.В. Аннекова, Е.В.Камнева // Научный вестник. - 2012.- №2(16).- С.87-97.
7. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М: Мысль.- 2002. - 156с.
8. Аткинсон, Дж. Современная психология мотивации / Дж.Аткинсон. - М.: Смысл.- 2002. - 134с.
9. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности. / Г.А. Балл // Вопросы психологии. - 1999. - № 1. - С. 92-100.
10. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. - Л., 1988. - 270 с.
11. Борзилова, Н. С. Динамика мотивационно-ценностных отношений в профессиональном становлении студентов / Н.С.Борзилова // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 379-381.
12. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка / Л.И.Божович. - М., 1972.- 352с.
13. Бутенко, И. Что привлекает студентов в учебном процессе? / И. Бутенко // Alma mater. - 2000. - №1. - С.21-25.
14. Вербицкий, А.А. Развитие мотивации студентов в контекстном обучении / А.А. Вербицкий, Н.А Бакшаев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2000. - 200 с.
15. Верхова, Ю.Л. Формирование личностной и профессиональной направленности студентов в контекстном обучении: автореф. канд. психол. наук 19. 00.03 / Ю.Л. Верхова.- М.:2007. - 30с.
16. Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М.: Изд-во МГУ. - 1990. -288 с.
17. Воронкова, Н.Ю. Динамика развития профессиональной мотивации студентов новых специальностей в процессе вузовской подготовки: автореф. кандидат психологических наук: 19.00.07 / Н.Ю. Воронкова.-Н.: 2008. -25 с.
18. Джидарьян, И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности / И.А. Джидарьян // Теоретические проблемы психологии личности. - М.: 1974. - С. 145-169.
19. Додонов, Б.И. Структура и динамика мотивов деятельности/ Б.И.Додонов // Вопросы психологии. - 1984. - №4.- С.17-19.
20. Епифанова, С. Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. - 2000. - №3. - С.106-107.
21. Зенина, С.Р. Психологические факторы становления учебно-профессиональной деятельности студентов вуза: автореф. кандидат психологических наук: 19.00.07 / С.Р. Зенина.-СПБ.: 2009. - 23с.
22. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы /Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2002. - 512с.
23. Ильин, Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психологический журнал. - 1995. - №2 - С. 21-23.
24. Иовенко Е.Ю. Динамика учебной мотивации студентов с разными адаптационными возможностями на начальном этапе оучения в вузе:дипломная работа / Е.Ю. Иовенко. - Белгород. - 2015. - 71с.
25. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.А. Климов. - М.: Издательский центр Академия. - 2004. - 304 с.
26. Ковалев, В. И. «Мотивы поведения и деятельности» / В.И. Ковалев, - М.: Наука. - 1988 .- 192 с.
27. Колмогорова, Л.А. Исследование особенностей мотивации учения первокурсников в период адаптации к вузу / Л.А. Колмогорова // Вестник БГПУ психолого-педагогические науки. - 2007. - №7. - С.12-16.
28. Кузнецов, П.С. Адаптация как функция развития личности / П.С. Кузнецов, под ред. Р.Х. Тугушев. - Саратов.- 1999. - 75 с.
29. Курдюкова, Н.А. Оценивание успешности учебной деятельности
как психолого-педагогическая проблема: автореф. кандидата
психологических наук: 19.00.07 / Н.А. Курдюкова.- СПБ.- 1997. - 26 с.
30. Лаптева, М.А. Исследование преобладающих мотивов учения студентов / М.А. Лаптева // Научное сообщество студентов XXI столетия. - 2017. - № 11- С.18-21.
31. Листопад, В.В. Особенноти адаптационных возможностей личности студента и их мотивации в начальный период обучения в вузе: дипломная работа / В.В. Листопад. - Белгород. - 2014.-49с.
32. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /
А.Н.Леонтьев, - М.: Смысл - 2005. - 352 с.
33. Леонтьев, В.Г. Мотивационная сфера личности и ее
формирование // В.Г.Леонтьев // Формирование мотивационной сферы личности: сб. научных трудов. - Новосибирск, Наука. - 2003. - 264 с.
34. Лях, Т.И. Опыт экспериментального формирования личностно значимого мотива учения / Т.И. Лях, - Тула. - 2004. - 133 с.
35. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения / А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов. - М.: Феникс. - 1990.- 274 с.
36. Маккеланд, Д. К. Мотивация достижения / Д.К.Маккеланд. - М.: Евразия - 1998.- 215 с.
37. Маслоу, А. Мотивация и личность / А.Маслоу. - СПб.:Питер. - 2006. -352 с.
38. Мясищев, В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. 4-е издание / В.Н.Мясищев. - М.: МПСИ. - 2011. - 400с.
39. Налчаджян, А.А. Личность, психическая адаптация и творчество /А.А. Налчаджян. - Ереван: Ереван Луйс - 1990. - 264 с.
40. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных /А. Д. Наследов. - СПб: Речь, 2011. - 4-е изд. - 156с.
41. Овчинников, М.В. Динамика мотивации учения студентов педагогического вуза и ее формирование: автореф. кандидат психологических наук: 19.00.07 / М.В. Овчинников, - Екатеринбург. - 2008. - 26 с.
42. Пакулина, С.А. Адаптационные возможности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития / С. А. Пакулина: автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. - М.-2004. - 21с.
43. Попова, Т.И. Психологические проблемы адаптации студентов к условиям вуза // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6: Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. - 2007. - № 2-2. - С. 53-117.
44. Рубинштейн, С. Л.Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн, - СПб.: Питер. - 2000 - 712 с.
45. Самофалова, О.В. Психологическая модель развития профессиональной мотивации курсантов-психологов (на примере Академии
ФСИН России): автореф. кандидат психологических наук: 19.00.07 / О.В.Самофалова, - M.. - 2008. -31с.
46. Твердохвалова, М.Д. Динамика учебной мотивации студентов в процессе адаптации от 1 к 4 курсу: выпускная квалификационная работа / М.Д.Твердохвалова. - Белгород - 2016. - 70с.
47. Шорохова, Е.В. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. / Е.В. Шорохова, М.И.Бобнева, - М. - 1976. - 234с.
48. Якунин, В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. 2-е изд. / В.А. Якунин, - СПБ. - 2000.- 349с.
49. Якобсон, П.М. Психология чувств и мотивации: избр. психол. тр. / П.М. Якобсон, - М.; Воронеж: ин-т практ. психологии; МОДЭК. -1998. - 304 с.
50. Popham, W. J., A Note on the Validity of Borow's College Inventory of Academic Adjustment. JournalofEducationalResearch / W.J. Popham, M.R.
Moore. - 2009 .- 54: 115с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ