Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава I. Предпосылки кельтского возрождения в Ирландии………………. 6
Глава II. Особенности литературного возрождения в Ирландии…………… 10
Глава III. Деятельность Гэльской лиги и кельтское возрождение в культуре Ирландии………15
Заключение…………………………………………………………………….. 21
Список использованной литературы………24
Кельтское возрождение (также называемое как “кельтские сумерки” или “кельтомания”) представляло собой множество движений и тенденций в различных регионах Британских о-вов (Шотландия, Ирландия, Уэльс, графство Корнуолл и остров Мэн), начавших набирать свою силу с середины XVIII в. и достигших своего расцвета во второй половине XIX в. – начале XX в., в которых, в целом, так или иначе обнаруживался интерес к различным аспектам кельтской культуры , традициям и обычаям древнего народа индоевропейского происхождения – кельтов, населявших некогда обширную территорию в Западной и Центральной Европе на рубеже эр, а также территории Британских островов (по имени одного из племен которых – бриттов и названа данная географическая область). Данный интерес проявился и в области литературы, и в изобразительном искусстве, и в музыке, и в возрождении кельтского языка, затем – в возрождении особенностей кельтских (гэльских) спортивных игр и т. д.
Писатели и художники опирались на традиции гэльской литературы (названа так по имени гэлов или гаэлов – кельтского народа, этнической группы в составе ирландцев и шотландцев, коренного населения, живущего в Ирландии, Шотландии и на о-ве Мэн), также валлийской литературы (по имени – валлийцев – кельтского народа, населяющего Уэльс) и помимо этого – на т. н. “кельтское искусство” – то, что историки называют островным искусством (если конкретнее – раннесредневековое искусство Британии и Ирландии второй половины I тыс. н. э.).
Хотя сам процесс кельтского возрождения довольно сложен и многогранен, поскольку он происходил во многих областях культуры, а также в различных регионах территории Британских островов, все же его наиболее известным воплощением, вероятно, является именно Ирландское литературное возрождение периода конца XIX – начала XX вв. Поэтому в более узком смысле кельтское или Ирландское возрождение следовало бы считать литературным движением в Ирландии в 1890-х – 1920-х гг., направленным на сохранение ирландского языка, восстановление словесных традиций исконной национальной культуры и т. д. Но не стоит ограничивать Ирландское (кельтское) возрождение рамками одной лишь литературной области культуры, поскольку данное понятие в целом ассоциируется с ирландским культурным возрождением второй половины XIX – начала XX вв., опирающимся на определенные традиционалистские (кельтские) стандарты и включающим в себя различные направления деятельности человека (от гэльских спортивных игр до изучения особенностей кельтского языка и др.). И в данном реферате будет уделено внимание рассмотрению как литературных особенностей кельтского возрождения в Ирландии, так и его характерных черт в других областях культуры.
Но прежде, чем перейти к рассмотрению истоков и особенностей ирландского кельтского возрождения, хочется обратить внимание на одну важную особенность, подмеченную историком-исследователем Н. Ф. Шестаковой, отличающую ирландское кельтское возрождение от, например, кельтского возрождения в Уэльсе и Шотландии. Она говорит о том, что если воскрешение образов кельтского прошлого в памяти народов регионов Шотландии и Уэльса было ориентировано на сохранение идентичности и стремление стать в рамках своего рода полноценными членами “британского содружества”, а также занять в нем достойное место, а в Англии – на прославление и защиту британского империализма, то в Ирландии – это объяснялось стремлением возродить национальное самосознание ирландцев на основе обращения к культуре, к своему прошлому, очертить контуры ирландцев как независимой нации, имеющей право на самостоятельное от Великобритании существование, на собственную судьбу и собственный путь развития и т. д., что и обеспечило в будущем национально-культурно-политическую основу для начала борьбы за независимость в Ирландии , исходившую, прежде всего, от националистически настроенных элит ирландского общества. А кельтское возрождение в Ирландии стало своего рода “культурной подготовкой” к началу этой самой политической борьбы за независимость будущей Ирландии. Но где искать истоки кельтского возрождения в Ирландии XIX-XX вв. – об этом речь пойдет в первой главе моего реферата.
В заключение, говоря о таком явлении в истории Ирландии, как кельтское возрождение рубежа XIX-XX вв., нельзя не обратить внимание на то, насколько важное значение оно оказало на дальнейшее формирование ирландской национальной идентичности в течение XX в., а также и в самом начале XXI вв. Новый импульс для продолжения развития собственной национальной культуры Ирландия получила в период т. н. “кельтского тигра” с середины 1990-х гг. до конца 2000-х гг., но база для дальнейшего культурного развития Ирландии еще была заложена именно в период кельтского возрождения рубежа XIX-XX вв.
Говоря о периоде 1980-1990-х гг. в истории Ирландии, можно отметить существенные изменения в восприятии ирландцами самих себя. Современный ирландец, самоуверенный, успешный, активный, трудолюбивый и целеустремленный, кардинально уже отличался от неуверенного в себе, закомплексованного, безынициативного ирландца 1970-х годов и более раннего времени. Это все подготавливало свою почву для будущего “процветания” Ирландии в период “кельтского тигра”, затронувшего помимо экономической сферы, других сфер, также и культурную сферу жизни Ирландии. Именно тогда отношение к Ирландии и ирландцам в мире стало претерпевать значительные изменения. Экономический рост и процветание, а также частичное урегулирование североирландского конфликта привели к изменению предвзятого, настороженного и ироничного отношения к ирландцам на дружелюбное и заинтересованное. А это в свою очередь отразилось и на популяризации ирландской культуры в мире. Но и внутри самой Ирландии ей стало уделяться значительно больше внимания и оказываться больше поддержки как со стороны самого ирландского общества, так и ирландского Государства.
В период 1990-х – 2000-х гг. помимо государственных программ по поддержке и поднятию престижа ирландского языка, в стране увеличилось
число фестивалей ирландской культуры. С середины 1990-х годов начали свою работу финансируемые правительством некоммерческие организации Culture Ireland и Ireland Funds, занимающиеся организацией и проведением различных культурных мероприятий, в число которых входят фестивали ирландской музыки и танца, театральные фестивали, различные концерты и представления ирландских деятелей искусства, проводящиеся во всех уголках земного шара. Отделения данных организаций появились во многих странах мира, таких, как США, Австралия, Канада, Новая Зеландия, Великобритания, Франция, Германия, Россия, Япония, Китай. Основной задачей данных организаций стало продвижение имиджа Ирландии как процветающей страны с богатыми культурными традициями. Именно тогда достигли международной популярности и стали т. н. “визитными карточками” современной ирландской культуры - танцевальные шоу Riverdance и Lord of the Dance и национальный праздник День святого Патрика.
Только подумать, какого взлета популярности достигла ирландская культура в современное время. По сути, это время стало очередным “культурным возрождением” для Ирландии, заимствовавшим базис для него из предыдущего – кельтского возрождения рубежа XIX-XX вв. Во многом это можно объяснить также такой особенностью, как предпринимаемые попытки и устремления ирландского руководства в 1990-2000-е гг. совместить образ преобразившейся модернизированной страны с образом традиционной Ирландии, обладающей уникальным культурным наследием. Вместе с тем, обращая внимание на рост популярности ирландской культуры, мы в то же время видим и изменившееся в настоящее время национальное самосознание ирландцев в положительную сторону, его укрепление и дальнейшее развитие. В этом очень важную роль сыграли, как и “экономическое чудо” в Ирландии, так и усиление заинтересованности европейских и других народов мира к разного рода контактам с ирландцами, в том числе и культурным.
Ведь именно в годы «экономического чуда» ирландская культура, которая до недавнего времени была скрыта от остального мира за так называемым «зеленым занавесом», частично распространяясь лишь внутри ирландской диаспоры, обрела мировую популярность. В научный обиход вошло понятие hibernisation («ирландизация»), обозначающее распространение ирландского влияния в различных культурных областях.
Таким образом, ирландская культура вправе может претендовать на свою самобытность и имеет отличительные и неповторимые черты по своей сущности. Она прошла долгий путь своего развития, важной вехой в котором стало в том числе и рассматривавшееся в данном реферате кельтское возрождение в Ирландии рубежа XIX-XX вв., но, признаться, своего настоящего культурного взлета и возрождения Ирландия смогла достигнуть уже в современное время, когда ее культура смогла приобрести мировую популярность и известность.
История всемирной литературы: в 9-ти томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького; Гл. редкол.: Г. П. Бердников (гл. ред.) [и др.]. – М.: Наука, 1983–1994. – Том 7. / Редкол. тома: И. А. Бернштейн (отв. ред.) [и др.]. – 1991. – 832 с.
История Ирландии / Л. И. Гольман [и др.]; отв. ред. Л. И. Гольман. – М.: Мысль, 1980. – 390 с.
Тишков В. А., Шнирельман В. А. Национализм в мировой истории / В. А. Тишков, В. А. Шнирельман (ред.); Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. – М.: Наука, 2007. – 601 с.
Шестакова Н. Ф. Кельтское возрождение в Великобритании (середина XVIII – начало XX века): идентичность и память / Н. Ф. Шестакова // Вестник Удмуртского университета. Серия: История и филология. 2019. Т. 29. Вып. 4. С. 583–592.
Интернет-ресурс:
Мурадова А. Р. Ирландское возрождение / А. Р. Мурадова // Большая Российская энциклопедия. – Т. 11. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – С. 698. [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/literature/text/2021395 (дата обращения: 14.12.2021).