Гендерные особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 68 учеников 7 классов школы № 2016 (возраст от 12 о 14 лет).
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 3
1.1 Понятие и сущность агрессии и агрессивности. 6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 16
1.3 Гендерные особенности агрессивного поведения в старшем школьном возрасте 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 28
2.1 Процедура проведения исследования 28
2.2 Анализ результатов исследования 29
Заключение
Список использованной литературы: 38
Выборка: 68 учеников 7 классов школы № 2016 (возраст от 12 о 14 лет).
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 3
1.1 Понятие и сущность агрессии и агрессивности. 6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 16
1.3 Гендерные особенности агрессивного поведения в старшем школьном возрасте 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 28
2.1 Процедура проведения исследования 28
2.2 Анализ результатов исследования 29
Заключение
Список использованной литературы: 38
Агрессия личности во всех ее разнообразных формах - актуальная проблема для любого общества. Большая часть исследований в этой области указывает на то, что пик агрессии характерен для подросткового возраста. Этот период характеризуется ярким проявлением самосознания, нестабильным гормональным фоном, неустойчивостью в эмоциональной сфере и растущим чувством независимости. По сути, подростковый возраст — это переходный период между двумя основными состояниями: детством и взрослостью. Уже не имея преимуществ детства, но и еще не имея возможностей взрослой жизни. Стремительное распространение агрессии среди молодежи обусловливает необходимость выявления психолого-педагогических условий для профилактики и коррекции агрессии у мальчиков и девочек .
Необходимы серьезные психолого-педагогические исследования проявлений подростковой агрессии, так как возрастные изменения часто сопровождаются возникновением и прогрессированием девиантности, немотивированных конфликтов, переживанием серьезных, даже банальных жизненных противоречий. Рост агрессивных тенденций в подростковом возрасте отражает одну из наиболее серьезных социальных проблем нашего общества, в котором в последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно подростковая. Одновременно наблюдается тревожный рост числа преступлений против личности, повлекших за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи жестоких групповых драк среди молодежи, причем многие исследователи указывают на то, что в них участвуют девушки и молодые женщины. Агрессия, возможно, больше, чем любая другая личностная или индивидуальная черта, влияет на социальную жизнь и качество жизни каждого человека. Этим объясняется то внимание и интерес, который уделяют агрессии в последние десятилетия такие исследователи, как например, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, П.А. Ковалев и другие.
Объект работы: феномен агрессивности в подростковом возрасте.
Предмет: Гендерные особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте.
Гипотеза: девочки имеют более высокий уровень агрессии по сравнению с мальчиками
Цель данного исследования: изучить гендерные особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить особенности агрессивного поведения (уровень вербальной и физической агрессии, гнева и враждебности) у девочек и мальчиков подросткового возраста.
• Выявить наличие или отсутствие различий в уровнях выраженности агрессивного поведения у подростков в зависимости от гендерного аспекта.
Методы исследования:
1. Теоретические
2. Эмпирические:
а) Опросник агрессии Басса-Перри
В исследовании принимали участие 68 респондентов в возрасте от 12 о 14 лет, в частности 26 мальчиков и 43 девочки.
Структура: Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты агрессивности в подростковом возрасте у мальчиков и девочек. Во второй главе проведено эмпирическое исследование уровня агрессивности среди мальчиков и девочек подросткового возраста. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Необходимы серьезные психолого-педагогические исследования проявлений подростковой агрессии, так как возрастные изменения часто сопровождаются возникновением и прогрессированием девиантности, немотивированных конфликтов, переживанием серьезных, даже банальных жизненных противоречий. Рост агрессивных тенденций в подростковом возрасте отражает одну из наиболее серьезных социальных проблем нашего общества, в котором в последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно подростковая. Одновременно наблюдается тревожный рост числа преступлений против личности, повлекших за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи жестоких групповых драк среди молодежи, причем многие исследователи указывают на то, что в них участвуют девушки и молодые женщины. Агрессия, возможно, больше, чем любая другая личностная или индивидуальная черта, влияет на социальную жизнь и качество жизни каждого человека. Этим объясняется то внимание и интерес, который уделяют агрессии в последние десятилетия такие исследователи, как например, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, П.А. Ковалев и другие.
Объект работы: феномен агрессивности в подростковом возрасте.
Предмет: Гендерные особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте.
Гипотеза: девочки имеют более высокий уровень агрессии по сравнению с мальчиками
Цель данного исследования: изучить гендерные особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить особенности агрессивного поведения (уровень вербальной и физической агрессии, гнева и враждебности) у девочек и мальчиков подросткового возраста.
• Выявить наличие или отсутствие различий в уровнях выраженности агрессивного поведения у подростков в зависимости от гендерного аспекта.
Методы исследования:
1. Теоретические
2. Эмпирические:
а) Опросник агрессии Басса-Перри
В исследовании принимали участие 68 респондентов в возрасте от 12 о 14 лет, в частности 26 мальчиков и 43 девочки.
Структура: Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты агрессивности в подростковом возрасте у мальчиков и девочек. Во второй главе проведено эмпирическое исследование уровня агрессивности среди мальчиков и девочек подросткового возраста. В заключении обобщены основные выводы и предложения.
Агрессия есть непростой, многослойный феномен, в отношении которого не существует общего мнения: через него обозначают разные по целям, механизмам, методам и результатам людей.
В нашем исследовании мы ориентировались на определение из «Психологического словаря», которое определяет агрессию как «любую форму поведения, направленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает, чтобы с ним обращались как с таковым», а под агрессивностью – «свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации».
Общеизвестным является, что подростковый возраст представляет собой переход от детства к взрослости. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». С физиологической стороны в организме подроста происходят процессы, оказывающие влияние на его поведение.
Это наиболее осткопротекающая стадия из всех в жизни человека. В этот период скачки концентрации половых гормонов настолько велики, что в результате страдают не только тормозные, но и возбуждающие системы мозга. Возникающее давление со стороны взрослых и трудности в самореализации и самоопределении вызывают у многих подростков не только агрессивные установки, но и способствуют формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение себя сдерживать.
Агрессивное поведение в подростковом возрасте становится одним из самых распространенных, а для многих и очень удобным способом решения проблем или поведения в ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Исследователи неоднократно устанавливали, что на проявление уровня агрессии оказывают влияние не только возрастные особенности индивидов, но их половые отличия. Целью нашего исследования стало изучение гендерных отличий проявления агрессивности в подростковом возрасте.
Основным показателем агрессивности в нашей работе выступают шкалы вербальной агрессии, физической агрессии, враждебности, гнева, а также общего уровня агрессии личности (полученные по опроснику А. Басса-Перри).
В результате проведенного на базе московской средней школы № 2016 исследования подростков нами было установлено, что в данном возрастном периоде агрессивность в различных ее проявлениях так или иначе присуща большинству детей, но находится, как правило, в допустимых нормой пределах.
По результатам расчётов мы не нашли между мальчиками и девочками значимых различий ни по одному параметру, однако средние показатели шкал «Вербальная агрессия», «Гнев» и «Враждебность», как и показатели общего уровня у девочек незначительно выше по сравнению с мальчиками, различий же в параметре «Физическая агрессия» выявлено не было.
Эмпирическое же значение, рассчитанное нами по коэффициентам Стьюдента и Манна-Уитни общего уровня агрессии, а также параметров «Вербальная агрессия», «Гнев», «Физическая агрессия» находятся в зоне незначимости, тогда как параметр «Враждебность» находится в зоне неопределенности.
Но поскольку эмпирическое значение t-коэффициента и u-коэффициента больше 1,99 и меньше 415 соответственно, мы можем счесть уровень враждебности у девочек значимо выше, чем уровень враждебности у мальчиков
Выдвинутая нами в начале работы гипотеза, что существуют гендерные различия в проявлении агрессивности подростков: у девочек проявление агрессивных реакций встречается чаще, чем у мальчиков- по результатам исследования подтвердилась отчасти.
Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью на научно-методическое обеспечение практической психологии образования. Полученные результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических и социальных центров по работе с подростками.
В нашем исследовании мы ориентировались на определение из «Психологического словаря», которое определяет агрессию как «любую форму поведения, направленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает, чтобы с ним обращались как с таковым», а под агрессивностью – «свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации».
Общеизвестным является, что подростковый возраст представляет собой переход от детства к взрослости. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». С физиологической стороны в организме подроста происходят процессы, оказывающие влияние на его поведение.
Это наиболее осткопротекающая стадия из всех в жизни человека. В этот период скачки концентрации половых гормонов настолько велики, что в результате страдают не только тормозные, но и возбуждающие системы мозга. Возникающее давление со стороны взрослых и трудности в самореализации и самоопределении вызывают у многих подростков не только агрессивные установки, но и способствуют формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение себя сдерживать.
Агрессивное поведение в подростковом возрасте становится одним из самых распространенных, а для многих и очень удобным способом решения проблем или поведения в ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Исследователи неоднократно устанавливали, что на проявление уровня агрессии оказывают влияние не только возрастные особенности индивидов, но их половые отличия. Целью нашего исследования стало изучение гендерных отличий проявления агрессивности в подростковом возрасте.
Основным показателем агрессивности в нашей работе выступают шкалы вербальной агрессии, физической агрессии, враждебности, гнева, а также общего уровня агрессии личности (полученные по опроснику А. Басса-Перри).
В результате проведенного на базе московской средней школы № 2016 исследования подростков нами было установлено, что в данном возрастном периоде агрессивность в различных ее проявлениях так или иначе присуща большинству детей, но находится, как правило, в допустимых нормой пределах.
По результатам расчётов мы не нашли между мальчиками и девочками значимых различий ни по одному параметру, однако средние показатели шкал «Вербальная агрессия», «Гнев» и «Враждебность», как и показатели общего уровня у девочек незначительно выше по сравнению с мальчиками, различий же в параметре «Физическая агрессия» выявлено не было.
Эмпирическое же значение, рассчитанное нами по коэффициентам Стьюдента и Манна-Уитни общего уровня агрессии, а также параметров «Вербальная агрессия», «Гнев», «Физическая агрессия» находятся в зоне незначимости, тогда как параметр «Враждебность» находится в зоне неопределенности.
Но поскольку эмпирическое значение t-коэффициента и u-коэффициента больше 1,99 и меньше 415 соответственно, мы можем счесть уровень враждебности у девочек значимо выше, чем уровень враждебности у мальчиков
Выдвинутая нами в начале работы гипотеза, что существуют гендерные различия в проявлении агрессивности подростков: у девочек проявление агрессивных реакций встречается чаще, чем у мальчиков- по результатам исследования подтвердилась отчасти.
Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью на научно-методическое обеспечение практической психологии образования. Полученные результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических и социальных центров по работе с подростками.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С
ПРОЯВЛЕНИЯМИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Гендерные особенности агрессивного поведения у младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И СКЛОННОСТИ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Гендерные особенности девиантного поведения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2025 - Особенности агрессии в контексте акцентуации характера в подростковом возрасте
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА АУТОДИСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2017 - ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ И ИХ УЧЁТ В ШКОЛЬНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Особенности агрессивного поведения взрослых людей с разным уровнем эмоционального интеллекта
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Социальная работа с агрессивными подростками старших классов (на примере МБОУ Баян-Талинской СОШ)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015



