Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте

Работа №145567

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы41
Год сдачи2024
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 68 учеников 7 классов школы № 2016 (возраст от 12 о 14 лет).
Есть приложение.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 3
1.1 Понятие и сущность агрессии и агрессивности. 6
1.2 Психологические особенности подросткового возраста 16
1.3 Гендерные особенности агрессивного поведения в старшем школьном возрасте 22
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 28
2.1 Процедура проведения исследования 28
2.2 Анализ результатов исследования 29
Заключение
Список использованной литературы: 38

Агрессия личности во всех ее разнообразных формах - актуальная проблема для любого общества. Большая часть исследований в этой области указывает на то, что пик агрессии характерен для подросткового возраста. Этот период характеризуется ярким проявлением самосознания, нестабильным гормональным фоном, неустойчивостью в эмоциональной сфере и растущим чувством независимости. По сути, подростковый возраст — это переходный период между двумя основными состояниями: детством и взрослостью. Уже не имея преимуществ детства, но и еще не имея возможностей взрослой жизни. Стремительное распространение агрессии среди молодежи обусловливает необходимость выявления психолого-педагогических условий для профилактики и коррекции агрессии у мальчиков и девочек .
Необходимы серьезные психолого-педагогические исследования проявлений подростковой агрессии, так как возрастные изменения часто сопровождаются возникновением и прогрессированием девиантности, немотивированных конфликтов, переживанием серьезных, даже банальных жизненных противоречий. Рост агрессивных тенденций в подростковом возрасте отражает одну из наиболее серьезных социальных проблем нашего общества, в котором в последние годы резко возросла молодежная преступность, особенно подростковая. Одновременно наблюдается тревожный рост числа преступлений против личности, повлекших за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи жестоких групповых драк среди молодежи, причем многие исследователи указывают на то, что в них участвуют девушки и молодые женщины. Агрессия, возможно, больше, чем любая другая личностная или индивидуальная черта, влияет на социальную жизнь и качество жизни каждого человека. Этим объясняется то внимание и интерес, который уделяют агрессии в последние десятилетия такие исследователи, как например, Р. Бэрон, Д. Ричардсон, П.А. Ковалев и другие.
Объект работы: феномен агрессивности в подростковом возрасте.
Предмет: Гендерные особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте.
Гипотеза: девочки имеют более высокий уровень агрессии по сравнению с мальчиками
Цель данного исследования: изучить гендерные особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Изучить особенности агрессивного поведения (уровень вербальной и физической агрессии, гнева и враждебности) у девочек и мальчиков подросткового возраста.
• Выявить наличие или отсутствие различий в уровнях выраженности агрессивного поведения у подростков в зависимости от гендерного аспекта.
Методы исследования:
1. Теоретические
2. Эмпирические:
а) Опросник агрессии Басса-Перри
В исследовании принимали участие 68 респондентов в возрасте от 12 о 14 лет, в частности 26 мальчиков и 43 девочки.
Структура: Курсовая работа включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения. Во введении раскрыты актуальность темы исследования, ее цель, задачи, предмет и объект, теоретическая и методологическая база. В первой главе исследованы теоретические аспекты агрессивности в подростковом возрасте у мальчиков и девочек. Во второй главе проведено эмпирическое исследование уровня агрессивности среди мальчиков и девочек подросткового возраста. В заключении обобщены основные выводы и предложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Агрессия есть непростой, многослойный феномен, в отношении которого не существует общего мнения: через него обозначают разные по целям, механизмам, методам и результатам людей.
В нашем исследовании мы ориентировались на определение из «Психологического словаря», которое определяет агрессию как «любую форму поведения, направленную на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, которое не желает, чтобы с ним обращались как с таковым», а под агрессивностью – «свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации».
Общеизвестным является, что подростковый возраст представляет собой переход от детства к взрослости. Особое положение подросткового периода в развитии ребенка отражено в его названиях: «переходный», «переломный», «трудный», «критический». С физиологической стороны в организме подроста происходят процессы, оказывающие влияние на его поведение.
Это наиболее осткопротекающая стадия из всех в жизни человека. В этот период скачки концентрации половых гормонов настолько велики, что в результате страдают не только тормозные, но и возбуждающие системы мозга. Возникающее давление со стороны взрослых и трудности в самореализации и самоопределении вызывают у многих подростков не только агрессивные установки, но и способствуют формированию таких черт характера как вспыльчивость, раздражительность, неумение себя сдерживать.
Агрессивное поведение в подростковом возрасте становится одним из самых распространенных, а для многих и очень удобным способом решения проблем или поведения в ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Исследователи неоднократно устанавливали, что на проявление уровня агрессии оказывают влияние не только возрастные особенности индивидов, но их половые отличия. Целью нашего исследования стало изучение гендерных отличий проявления агрессивности в подростковом возрасте.
Основным показателем агрессивности в нашей работе выступают шкалы вербальной агрессии, физической агрессии, враждебности, гнева, а также общего уровня агрессии личности (полученные по опроснику А. Басса-Перри).
В результате проведенного на базе московской средней школы № 2016 исследования подростков нами было установлено, что в данном возрастном периоде агрессивность в различных ее проявлениях так или иначе присуща большинству детей, но находится, как правило, в допустимых нормой пределах.
По результатам расчётов мы не нашли между мальчиками и девочками значимых различий ни по одному параметру, однако средние показатели шкал «Вербальная агрессия», «Гнев» и «Враждебность», как и показатели общего уровня у девочек незначительно выше по сравнению с мальчиками, различий же в параметре «Физическая агрессия» выявлено не было.
Эмпирическое же значение, рассчитанное нами по коэффициентам Стьюдента и Манна-Уитни общего уровня агрессии, а также параметров «Вербальная агрессия», «Гнев», «Физическая агрессия» находятся в зоне незначимости, тогда как параметр «Враждебность» находится в зоне неопределенности.
Но поскольку эмпирическое значение t-коэффициента и u-коэффициента больше 1,99 и меньше 415 соответственно, мы можем счесть уровень враждебности у девочек значимо выше, чем уровень враждебности у мальчиков
Выдвинутая нами в начале работы гипотеза, что существуют гендерные различия в проявлении агрессивности подростков: у девочек проявление агрессивных реакций встречается чаще, чем у мальчиков- по результатам исследования подтвердилась отчасти.
Практическая значимость исследования обусловлена его направленностью на научно-методическое обеспечение практической психологии образования. Полученные результаты могут быть использованы в работе психолого-педагогических и социальных центров по работе с подростками.



1. Buss A.H., Perry M. The Aggression Questionnaire // Journal of Personality and Social Psychology. – 1992. – Vol. 63. – No. 3. – P. 452–459.
2. Buss, Arnold (1961). The Psychology of Aggression. New York: Wiley.
3. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: изучение домашнего воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 1999. 508 с.
4. Бандура, А. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / А. Бандура. – М.: Апрель, Пресс, 2009. – 508с.
5. Басс А.Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. - 1976. - № 3.
6. Берн Ш. Гендерная психология. (Секреты психологии). - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 320 с.
7. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Божович Л. И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 2015
8. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь. - СПб, «Сударыня», 2008.
9. Бочкарева Г. П. Подростки и агрессия. - М., 1995. - 190 с
10. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.
11. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
12. Вишневецкий, К. В. Вербальная агрессия как фоновое явление агрессивной преступности - 2021. - № 1. - С. 109-113.
13. Гендерные тетради. Выпуск первый. СПб., 1997
14. Жуков В.Н. Э. Фромм: социальная природа агрессии // Аграрное и земельное право. 2023. № 2(218). С. 4-11. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_2_4.
15. Иванченко В. Н., Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей // Вопр. психол. - М.: 2012, № 2
16. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. 701 с.
17. Калинина, Т. В. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков / Т. В. Калинина, Н. С. Уривская. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 8–11.
18. Клецина И.С. Гендерная социализация. СПб., 1998
19. Ковалев В.В. Социально-психологический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. - М., 1981. - С. 51.
20. Ковалева И.В. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста. Коррекционная программа / И.В. Ковалева. – 2-е изд.М.: Айрис-пресс, 2013.48с.
21. Копченова, Елена Евгеньевна. Детская агрессивность как качество личности : автореферат дис. кандидата психологических наук : 19.00.13. - Москва, 2000. - 20 с.
22. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 256 с.
23. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. - М., 2003.
24. Макушкина ОА, Гурина ОИ, Голенкова ВА. Биологические основы агрессивного поведения. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2021;13(5):76-82. БОГ 10.14412/2074-2711-2021-5-76-82
25. Невенчанный С.В. Понятие агрессивного поведения в современной психологии / С.В. Невенчанный // Наука и современность. - 2011. - №10-1. - С. 300-309.
26. О.В. Чурсинова. ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ: ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ. International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 3-4 (90), 2024
27. Паренс, Генри. Агрессия наших детей / Генри Паренс; Перевод с англ. Л. Г. Герциг, А. В. Решетникова. - Москва : Изд. дом "Форум" : ИНФРА-М, 1997. - 152,[2] с. : ил.; 20 см. - (Детская психология).; ISBN 5-86225-620-2 : Б. ц.
28. Перегудина В.А. Мужская и женская гендерная идентичность: от детства к молодости. - Тула: ТулГУ, 2013. - 175 с.
29. Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. – 224 с.
30. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
31. Реан А.А. Профилактика агрессии и асоциальности несовершеннолетних // Национальный психологический журнал. - 2018. - №2(30). - С. 312.
32. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 96 с
33. Семенюк, Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л. М. Семенюк. - Москва : Просвещение, 2003. - 38 с
34. Смелзер, Н. Социология/ Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. – 688 с.
35. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста. // Педология юности. - М.-Л.: Литература, 1931. - 453 с.
36. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ