ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕСТОРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 5
1.1. Понятие и основные функции ресторанной индустрии 5
1.2. Организация этнических кухонь в ресторанной индустрии России 16
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО РЕСТОРАНА 20
2.1. Анализ деятельности ресторана ООО «Вкусофф» г. Верхняя Салда 20
2.2. Рекомендации по организации этнографического ресторана на базе ООО
«Вкусофф» 30
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ «СТАНДАРТЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ» 44
3.1. Разработка лекции «Стандарты обслуживания в ресторане» 44
3.2. Разработка метаплана «Стандарты обслуживания в ресторане» 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ А - СВЯЗЬ РАБОЧИХ УЧАСТКОВ РЕСТОРАНА «ООО ВКУСОФФ» 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - АНКЕТАУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ ОБСЛУЖИВАНИЯ В РЕСТОРАНЕ ООО «ВКУСОФФ» 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В - АНКЕТА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ СОТРУДНИКОВ ООО «ВКУСОФФ» 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - АНКЕТА ПОСЕТИТЕЛЕЙ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ОТКРЫТИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КУХОНЬ В РЕСТОРАНЕ «ООО ВКУСОФФ» 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - АНКЕТА СОТРУДНИКОВ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ОТКРЫТИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ КУХОНЬ В РЕСТОРАНЕ «ООО ВКУСОФФ»
Предприятия общественного питания относятся в настоящее время к одной из самых важных сфер услуг. Услуги общественного питания обеспечивают удовлетворение потребностей и гармонизацию процессов взаимодействия интересов потребителей и предприятий, поставляющих эти услуги. Среди предприятий общественного питания особое значение имеют рестораны, ведь они включают в себя и организацию досуга (музыкального обслуживания, видеопрограмм и т.д.).
У понятия «ресторан» французские корни, что означает восстанавливающий силу и здоровье. Ресторан как заведение общественного питания отличается от кафе и забегаловок приготовлением блюд исключительно из сырья на собственной кухне. Работа с полуфабрикатами полностью исключается.
В настоящее время в России существуют предприятия питания разных национальных кухонь различных типов и классов, каждое из которых оформлено в своем оригинальном стиле, но по-настоящему передать дух и традиции этих кухонь могут далеко не многие заведения, да и не многие задаются такой целью.
Сформировав грамотную концепцию и определив свой неповторимый стиль можно рассчитывать на гарантированный успех в развитии деятельности ресторана.
В связи с этим тема данной выпускной квалификационной работы весьма актуальна, и обусловлена тем, что предприятия общественного питания в нашей стране сейчас развиваются довольно быстрыми темпами. Они играют огромную роль в жизни современного общества, и очень важно, как организована работа и каким образом развивается в настоящее время, ведь основная цель предприятий питания - удовлетворение потребностей человека в пище, а это является одной из главных причин, в результате которой ресторанный бизнес начал развиваться.
Методологической основой исследования являются научные труды в области ресторанного бизнеса (Марвин Б., Милл Р.К., Анищенко Е. А., Архипов В. В., Усов В. В., Федцов В. Г., Панова Л. А., Кабушкин. Н. И., Бондаренко. Г. А. Кононихин. С. В., Кузнецова. Н. М., и др.)
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ресторанная индустрия;
Предметом исследования является организация деятельности этнографического ресторана;
Целью исследования является изучение особенностей организации деятельности этнографического ресторана;
Задачи работы:
1) Изучить понятие и основы ресторанной индустрии;
2) Познакомиться с организацией этнических кухонь в России;
3) Проанализировать деятельность ресторана «ООО Вкусофф»;
4) Разработать рекомендации по организации деятельности этнографического ресторана на базе «ООО Вкусофф»;
5) Разработать лекцию по теме «Стандарты обслуживания в ресторане»;
6) Разработать метаплан на основе лекции по теме «Стандарты обслуживания в ресторане».
Методы исследования:
1) теоретические: изучение документов, справочной, энциклопедической, научно-методической и специальной литературы по проблеме исследования; обобщение опыта реализации социального проектирования; анализ понятийного поля проблемы;
2) эмпирические: тестирование, интервьюирование.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованных источников и 5 приложений.
Целью написания выпускной квалификационной работы являлась разработка рекомендаций по усовершенствованию этнографического ресторана.
В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты ресторанной индустрии, где смогли узнать: понятие ресторана; отличие ресторанной индустрии от других индустрий; какие факторы влияют на эффективную работу ресторана; классификацию ресторанов; какие функции проявляются в сущности ресторанной индустрии. Также было рассмотрено разнообразие этнографических кухонь России.
Во второй главе был проведен анализ ресторана «Вкусофф», а именно: основные направления деятельности, интерьер, качество обслуживания, разнообразие кухонь. Для более подробного исследования в данном анализе, были разработаны анкеты для посетителей ресторана и его сотрудников. На их основе были выявлены минусы и предоставлены рекомендации по их устранению.
Также был проведен экспертный опрос с генеральным директором ресторана «Изысканный вкус» на выявление целесообразности открытия этнографического ресторана, сложностей ресторанной индустрии. Исходя из проведенных анализов, проведены анкетирования среди гостей и сотрудников о выявлении интереса открытия этнографического ресторана и посещения его.
Основываясь на проведенных исследований, была разработана концепция ресторана с британской и французской кухонь как дополнение к существующим кухням в данном заведении. Предложен возможный интерьер помещений, национальные блюда, нормы этики и традиции, соответствующим странам.
В третьей главе, для направления подготовки 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании», были разработаны: лекция, контрольные вопросы по ней и метаплан по теме «Стандарты обслуживания».
В заключении, можно отметить, что поставленные цели и задачи были достигнуты, а разработанные изменения в ресторане не только положительно повлияют на финансово-хозяйственную деятельность ресторана, но и повысят уровень обслуживания посетителей.
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.01 организация обслуживания в общественном питании [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.05.2014, №465 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва, 2014.
2. 365 рецептов французской кухни. Москва: Эксмо, 2011. 128 с.
3. Абатуров П. В. Кулинария / П. В. Абатуров [и др.]. Москва: Госторгиздат, 2015. 960 с.
4. Анищенко Е. А. Методы и особенности продвижения продукции в ресторанном бизнесе / Е. А. Анищенко, Шогенов И. Г. // Наука и просвещение: сб.статей. Пенза: Кабардино-Балкарский гос.ун-т, 2017. С. 82-85.
5. Архипов В. В.Ресторанное дело: ассортимент, технология и управление качеством продукции в современном ресторане: учеб. пособие / В. В. Архипов [и др.]. Москва: ИНКОС, центр учебной литературы, 2007. 382 с.
6. Архипов. В. В. Организация ресторанного хозяйства: учеб. пособие / В. В. Архипов. Москва: Центр учебной литературы, 2007. 280 с.
7. Витковская С. Особенности кухни народов мира / С. Витковская. Москва: Астрель, 2003. 321с.
8. Грабовский Ю. А.Спортивный туризм: учеб.книга / Ю. А. Грабовский [и др.]. Тернополь: Богдан, 2009. 304 с.
9. Джеймс Дж. Управление рестораном: практич. пособие / Дж. Джеймс, Д. Болдуин; пер с англ. Т. В. Процько [и др.]. Москва: Проспект, 2006.
10. Джум ^.Организация и технология питания туристов: учеб. пособие / И. Джум, С. А. Ольшанская. Москва:ИНФРА-М, 2011. 320 с.
11. Джум Т. А. Ресторанный бизнес как сфера оказания услуг питания и досуга / А. Т. Джум, Н. А. Лазаренко // Курорты. Сервис. Туризм. Краснодар: Кубанский соц.-эконом.инс-т, 2014. № 2 (23). С. 12-23.
12. Домашняя кулинария. 1500 кулинарных рецептов. Москва: СТД, 2007. 124 с.
13. Дурович А. П. Маркетинг гостиниц и ресторанов / А. П. Дурович. Москва: Новое знание, 2006. 632 с.
14. Ефимова О. П. Экономика гостиниц и ресторанов: учеб. пособие / О. П. Ефимова [и др.]; ред. Н. И. Кабушкин. Москва: Новое знание, 2006. 392 с.
15. Кумагина Т. Г.Национальная и зарубежная кухня / Т. Г. Кумагина. Москва: Юнитин, 2005. 440 с.
16. Лукашова Л. В. Организация выставочной деятельности: учеб. пособие / Л. В. Лукашова. Москва: Финансы и статистика, 2009. 372 с.
17. Малыш Л. П. Сервисология и сервисная деятельность: учеб. пособие / Л. П. Малыш [и др.]. Харьков: ХГУПТ, 2009. 211 с.
18. Мальская М. П. Международный туризм и сфера услуг: учебник / М. П. Мальская [и др.]. Москва: Знание, 2008. 661 с.
19. Мальская М. П. Туристический бизнес: теория и практика: учеб. пособие / М. П. Мальская, В. В. Худо. Москва:. Центр учебной литературы, 2007. 424 с.
20. Марвин Б. Маркетинг ресторана. Как привлечь клиента и удержать / Б. Марвин. Москва: BBPG, 2007. 69 с.
21. Менеджмент ресторанного хозяйства: учеб. пособие / ред. Г. Т. Пятницкая. Киев: КНТЭУ, 2008. 374 с.
22. Милл Р. К. Управление рестораном / Р. К. Милл. Москва: Юнити- Дана,2009. 536 с.
23. Назаров О. В. 333 хитрости ресторанного бизнеса / О. В. Назаров. Москва: Ресторанные ведомости, 2009. 245 с. (монограф.)
24. Нечаюк Л. И. Гостинично-ресторанный бизнес: менеджмент: учеб. пособие / Л. И. Нечаюк, Н. О. Нечаюк. Москва: Центр учебной литературы, 2009. 344 с.
25. Организация обслуживания в заведениях ресторанного хозяйства: учебник /ред. Н. О. Пятницкая. Москва: Центр учебной литературы, 2011. 584 с.
26. Оробейко Е. С. Организация обслуживания: рестораны и бары: учеб. пособие / Е. С. Оробейко, Н. Г. Шредер. Москва: Альфа-М, ИНФРА-М, 2006. 210 с.
27. Писаревский И. М.Организация туризма: учебник / И. М. Писаревский [и др.]. Харьков: ХНАГХ, 2008. 541 с.
28. Погодин. К. Кейтеринг / К. Погодин. Москва: Ресторанные ведомости, 2009. 160 с.
29. Розанова Т. П. Маркетинг услуг гостеприимства и туризма: практикум / Т. П. Розанова, Т. В. Мартузалиева. Москва: Дашков и Ко, 2011. 132 с.
30. Рутинський М. И. Общественно-экономические тенденции развития сети заведений общественного питания как подсистемы туристического комплекса. Карпатского региона Украины / М. И. Рутинський,
B. В. Стецюк / / Региональная экономика. 2006. № 4 (42). С. 149-158.
31. Рындач М. А. Основы туризма: учеб. пособие / М. А. Рындач. ред.
C. Н. Смоленский. Москва: Дашков и Ко.Ростов н / Д: Наука-Спектр, 2012. 204 с.
32. Саак А. Э. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны): учеб. пособие / А. Э. Саак, М. В. Якименко. СПб: Питер, 2012. 432с.
33. Сало Я. М. Организация обслуживания населения на предприятиях питания. Ресторанное дело: справочник официанта / Я. М. Сало. Львов: Афиша, 2005. 336 с.
34. Сальска М. П. Гостиничный бизнес: теория и практика: учеб. пособие / М. П. Сальска, И. Г. Пандяк. Москва: Центр учебной литературы, 2009. 472 с.
35. Смирнов И. Г. Логистика в ресторанном бизнесе как составляющая логистики туризма/ И. Г. Смирнов / / География и туризм. 2010. №8. С. 149¬167.
36. Смирнова Л. Кремлевская кулинария / Л. Смирнова. Москва: АСТ, Харвест, 2005. 987 с.
37. Современный гостинично - ресторанный бизнес: экономика и менеджмент: материалы пятой научно-практической конференции 31 мая 2018 г. Симферополь: ИП Зуева Т. В.,2018. 220 с.
38. Федцов В. Г. Культура ресторанного сервиса: учеб. пособие / В. Г. Федцов. М: «Дашков и Ко», 2009. 248 с.
39. Шумило Г. И. Технология приготовления пищи: учеб. пособие / Г. И. Шумило. Москва: Финансы и статистика, 2008. 506 с.
40. ЭскофьеКулинарный путеводитель. Рецепты от короля
французской кухни / Эскофье. Москва: Центрполиграф, 2005. 543 с.