ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Лицо с ограниченными возможностями здоровья как субъект права на
образование 7
1.2. Международно-правовые нормы о доступности образования для лиц с
ограниченными возможностями здоровья 18
2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ С
ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 24
2.1. Правовое регулирование образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья 24
2.2. Совершенствование правового регулирования права на образование лиц с
ограниченными возможностями здоровья 33
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
Право на образование представляет собой важнейшее социокультурное право человека, которое должно обеспечиваться независимо от состояния здоровья. Лица с ограниченными возможностями здоровья, входят в число субъектов с особым правовым статусом в сфере образования. В настоящее время образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет гораздо большее значение, чем для людей без таких ограничений, поскольку является наиболее действенным социальным ресурсом, способствующим уменьшению их общественной изоляции. Обеспечение реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В научной среде проблемы реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья привлекают внимание правоведов. Среди деятелей юридической науки, можно назвать несколько лиц, наиболее глубоко изучивших проблемы правового регулирования отношений в сфере образования, реализации права на образования. В работе Е.Ю. Шинкаревой проведено историко-правовое исследование права на образование ребенка с ограниченными возможностями. Содержание и особенности реализации детьми-инвалидами конституционного права на основное общее образование изучено в работе О.М. Ильиной, М.А. Егуповой применен комплексный подход в конституционно-правовом исследовании сущности, содержания, особенностей и структурных элементов механизма обеспечения права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование. Научный труд Т.Н. Матюшевой представляет разработку современного концептуального видения реализации гарантий конституционного права на образование детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми с ограниченными возможностями здоровья и с девиантным поведением на основе уяснения его юридической природы и содержания. И.В. Ушанков разработал предложения по совершенствованию законодательства в области образования основываясь на конституционно-правовых гарантий права на образование применительно к детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Несмотря на изученность и достаточную правовую базу сферы образования, необходимо отметить, что большая часть данных работ была выполнена до принятия и вступления в юридическую силу нового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Проблемным моментом остается применение и совершенствование механизма реализации законов на региональном и, чаще всего, на местном уровнях. Иногда нормы действующих нормативных актов просто не применяются, хотя государство предусматривает особые гарантии для образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Цель выпускной квалификационной работы - выявить правовые проблемы, возникающие в процессе реализации права на образование лицами с ограниченными возможностями здоровья, и разработать предложения по их правовому разрешению.
Достижению поставленной цели способствуют следующие задачи исследования:
1) дать характеристику лиц с ограниченными возможностями здоровья в качестве субъектов права на образование;
2) изучить международно-правовые нормы, регламентирующие право на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3) выявить проблемы правового регулирования образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;
4) разработать предложения по совершенствованию механизма реализации права на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
...
Изучение научной и нормативной правовой информации содержащие аспекты реализации права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья позволяет сделать следующие выводы.
Лицо с ограниченными возможностями здоровья является субъектом права на образование, которое организуется в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии.
Введение единого термина для обозначения лиц с инвалидностью и лиц с ограниченными возможностями здоровья не целесообразно, поскольку меры социальной поддержки у данных лиц различны, как и некоторые гарантии в области образования.
Нормативно-правовая база, включая и международно-правовые нормы, в сфере образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья создана. Нормы российского законодательства расширяют и дополняют гарантии, содержащиеся в международных документах.
Право на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья будет обеспечиваться в полном объеме при совершенствовании механизма реализации законодательства на региональном и местном уровнях.
В целом проведенное исследование позволило выявить проблемы связанные с реализацией прав и гарантий лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования:
• отсутствие специалистов для психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В число таких специалистов входят: логопед, дефектолог, педагог-психолог, тьютор, сурдопедагог, тифлопедагог, социальный педагог и инструктор по лечебной физкультуре;
• не производится учет лиц с ограниченными возможностями здоровья на федеральном уровне;
• не соблюдаются специальные условия в общеобразовательных организациях;
• несвоевременное осведомление образовательной организации о состоянии здоровья обучающегося нарушает его право на образование.
В соответствии с указанными проблемами законодательство об образовании требует внесения предложений по его совершенствованию.
1) Внести поправки в ст.8 и изложить п.12 ч.1 ст. 8 в следующей редакции:
обеспечение государственных гарантий реализации права на образование обучающимся с ограниченными возможностями посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда специалистов для психолого-педагогического сопровождения, организации специальных условий, учебников и учебных пособий, в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации.
2) Внести в список обязанностей структурного подразделения Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обязанность по формированию штата узконаправленных специалистов (в зависимости от количества образовательных организаций), которые обязаны были бы посещать образовательные организации для осуществления психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
3) Дополнить п.6. ч.1. ст.9 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» словами: «...в том числе учёт обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
4) Дополнить Федеральный закон «Об образовании в РФ» следующими поправками:
• в статью 6 внести в список полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования организацию и обеспечение функционирования реестра лиц с ограниченными возможностями здоровья.
• в статью 8 внести в список полномочий органов государственной власти субъектов РФ в сфере образования предоставление информации федеральным органам государственной власти в сфере образования, а так же использование реестра лиц с ограниченными возможностями здоровья.
...
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // Российская газета. 1995. 5 апреля.
2. Конвенция ООН о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989. Ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990 // Сборник международных договоров СССР. 1993. выпуск XLVI.
3. Конвенция о правах инвалидов. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13.12.2006. № 61/106. Ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012. № 46-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 6. Ст. 468.
4. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ] // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
5. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от
29.12.2012. № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.
6. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995. № 18-ФЗ // Российская газета. 1995. 2 декабря.
7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный Закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
8. О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 03.05.2012. № 46-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2280.
9. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон от 01.12.2014 г. № 419-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 49 (часть VI). Ст. 6928.
10. О физической культуре и спорте в Российской Федерации: Федеральный закон от 04.12.2007. № 329-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.
11. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании): Проект Федерального закона N 97801857-2 ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 14.05.1998. (не опубликован).
12. Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве: Закон г. Москвы // Ведомости Московской городской Думы. 2010. № 6. Ст. 136.
13. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: Указ Президента РФ от 04.02.2010. № Пр-271 // Официальные документы в образовании. Бюллетень нормативных правовых актов. 2010. № 9.
14. О Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы: Указ Президента РФ от 01.06.2012. № 761 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 23. Ст. 2994.
15. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки: Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 19. Ст. 2336.
... всего 74 источников