ВВЕДЕНИЕ 3
1.ОСОБЕННОСТИ ПРИОБРЕТЕНИЯ ТРУДОПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ 5
1.1. Документы, необходимые для трудоустройства иностранного
гражданина 5
1.2. Особенности трудового договора с иностранным работником,
являющимся иностранным гражданином 13
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО СТАТУСА ИНОСТРАННЫХ РАБОТНИКОВ 21
2.1. Понятие, признаки и виды иностранных работников 21
2.2. Содержание трудоправового статуса иностранных работников ....23
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 28
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51
В условиях глобализации нарастают темпы экономической интеграции, ускоряется движение товаров, капиталов и рабочей силы, что ведет к углублению процессов миграции населения, созданию международного рынка труда. Имплементация положений Конституции РФ о правовом статусе иностранных граждан в российском законодательстве, а также соответствующая судебная практика представляет особый интерес.
Характеристикой статуса иностранных работников является правовой режим - совокупность прав и обязанностей иностранных физических лиц в государстве.
Глобализация и связанное с ней усиление трудовой миграции, вступление России в ВТО требуют адекватной правовой реакции, которая материализована в главе ТК РФ, посвященной особенностям регулирования труда иностранных работников.
Все вышесказанное обусловливает актуальность настоящей темы.
Объектом исследования являются трудовые отношения иностранных работников.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие рассматриваемые отношения, а также практика их применения.
Целью работы является выявление проблем правового регулирования трудоправового статуса иностранных граждан и предложения пути их решения.
Поставленная цель определила постановку следующих задач:
• охарактеризовать документы, необходимые для трудоустройства иностранного гражданина.
• проанализировать особенности заключения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином.
• выявить особенности выполнения работы иностранными гражданами.
Теоретическая основа работы представлена научными трудами С.С. Худяковой, Г.Г. Шинкарецкой, Л.И. Югай, Е.А. Шаповал, И.А. Коссова.
Методологическую основу исследования составляют диалектикоматериалистический метод научного познания, общенаучные и частнонаучные методы - логический, системный, структурно-функциональный.
Нормативную основу исследования составляют следующие источники Конституция РФ, Трудовой кодекс Российской Федерации1; Закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"(далее - Закон РФ № 115-ФЗ )2; Закон РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ " «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон РФ № 109-ФЗ)3; Закон РФ от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"(далее - Закон РФ № 62-ФЗ)4.
Структуру работы составляют введение, две главы, содержащие четыре подпункта, заключение, анализ правоприменительной практики, методическую разработку и список использованных источников.
По общему правилу работодатели имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на их привлечение и использование, а иностранцы имеют право осуществлять трудовую деятельность по достижении возраста восемнадцати лет и при наличии разрешения на работу или патента.
Процедура заключения трудового договора с иностранными работниками (включая лиц без гражданства) регламентирована нормами трудового законодательства.
Согласно ст. 13.3 Закона об иностранных гражданах указаны основные правила привлечения к работе иностранных граждан работодателями РФ на основании как гражданского, так и трудового договора:
1) иностранец должен законно находиться на территории Российской Федерации;
2) он прибыл из страны, с которой установлен безвизовый режим;
3) иностранный гражданин достиг возраста 18 лет;
4) иностранный гражданин имеет действительный патент, выданный в соответствии с миграционным законодательством.
Отстранение иностранного работника от работы, предусмотренное в случае окончания срока действия разрешительного документа, возможно на срок до одного месяца. Этот срок дается на переоформление новых документов. В случае если по истечении месяца иностранный работник не получит новых разрешительных документов, работодатель имеет право прекратить трудовой договор на основании соответствующего пункта ст. 327.6 ТК РФ.
Однако для исключения спорных ситуаций, думается, что следовало бы урегулировать данный вопрос на законодательном уровне.
Специальные основания для увольнения установлены в ст. 327.6 ТК РФ и действуют с 13 декабря 2014 г.
Не ясна судьба иностранного работника из визовой страны, если у работодателя приостановлено либо закончило действовать, либо аннулировано разрешение на привлечение иностранной рабочей силы. По всей видимости, по логике ст. 327.6 ТК РФ уволить работника в этих случаях надо по истечении одного месяца со дня приостановления или окончания срока действия разрешения на работу, если действие разрешения не будет возобновлено или работодатель не получит новое разрешение на работу (кроме случая аннулирования). По всей видимости, отстранение будет осуществляться также на срок до одного месяца.
Законодатель предусмотрел дополнительное выходное пособие для тех работников, которые были уволены в связи с приостановлением действия или аннулированием разрешения на привлечение и использование иностранных работников, на основании которого такому работнику было выдано разрешение на работу.
Размер этого пособия составляет двухнедельный средний заработок. Здесь следовало бы отметить, что работодатель может быть ограничен в приеме иностранных работников. Это, например, случаи полного запрета приема на работу, если установлено ограничение федеральным законом.
Не урегулирована ситуация, при которой работодатель не имеет права заключать трудовой договор с иностранным гражданином, но на момент заключения такого трудового договора работодатель не знал о будущих нарушениях. Будет ли выплачено в таком случае выходное пособие иностранному работнику - не ясно.
Представляется необходимым дополнить существующее законодательство некоторыми положениями в целях улучшения положения работников. Для этого необходимо ратифицировать в РФ ст.19 Европейской социальной хартии, регулирующей права трудящихся-мигрантов и членов их семей, а также внести следующие изменения дополнения:
1) Дополнить формулировку ст. 166 ТК РФ следующим образом: «...особенности направления работников в служебные командировки устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и соответствующими ведомствами, в случаях, предусмотренных законом», так как она не отражает всех особенностей командирования иностранных граждан внутри территории Российской Федерации и за ее пределами.
2) Внести уточнения в подп.13 п.1. ст.7 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ, а именно: при отказе в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание и при решении вопроса о том, является ли необходимой депортация лица из Российской Федерации, учитывать его семейное положение, состояние здоровья иностранного гражданина или лица без гражданства......
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I.- Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 982 - 999.
3. Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей от 18 декабря 1990 г. // Сборник документов. Т.1. М., 1996. С. 492.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197- ФЗ (в ред. от 05.02.2018) // Российская газета. 2001. 31 дек.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 № 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // Российская газета 1994. 08 дек.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146- ФЗ (в ред. от. 04.06.2018) // Российская газета. 1998. 6 авг.
7. Закон РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ( в ред. от 11.01.2018) // Российская газета. 2002. 31 июл.
8. Закон РФ от 15 августа 1996 г. № 114- ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" ( в ред. от 02.03.2018) // Российская газета. 1996. 22 авг.
9. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4528- I « О беженцах» ( в ред. от 03.01.2015) // Российская газета. 1993. 20 мар.
10. Закон РФ от 24 мая 199 г. № 99- ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» ( в ред. от . 01.01.2014) // Российская газета. 1999. 1 июн.
11. Закон РФ от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" ( в ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3803.
12. Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 01.09.2017) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
13. Закон РФ от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" ( в ред. от 09.12.2015) // Российская газета. 2006. 20 июл.
14. Закон РФ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ( в ред. от 23.04.2018) // Российская газета. 2001. 20 дек.
15. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. от 07.03.2018) // Российская газета. 2012. 31 дек....56