ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ И ИХ ЗАЩИТЕ 6
1.1. Понятие услуг общественного питания 6
1.2. Основные права потребителей услуг общественного питания..10
1.3. Источники правового регулирования отношений по защите прав
потребителей в сфере общественного питания 18
2. ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ОКАЗАНИИ УСЛУГ
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 22
2.1. Формы и способы защиты прав потребителей в сфере
общественного питания 22
2.2. Порядок защиты прав потребителей услуг общественного
питания 27
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
В наши дни энергично развивается сеть предприятий общественного питания. В этой ситуации можно сказать, что «спрос рождает предложение». Из этого следует вывод, что предприятия общественного питания, имеют спрос у потребителей. Большинство покупателей, покупая непродовольственные товары, как правило, имеют представление о своих правах, но, во время посещения предприятий общественного питания, посетители меньше знают о своих правах и отстаивают их реже. Данную ситуацию можно связать по большей части со спецификой самой отрасли. В действительности, доказать, что потребителю вчера подали несвежий суп намного сложнее, чем доказать, что ему вчера продали некачественный телевизор. К тому же, обычно, защита прав потребителей чаще осуществляется в отношении товаров, а не услуг.
Актуальность выбранной темы определяется растущим спросом на услуги общественного питания, неполноценным качеством их оказания и недостаточной осведомленностью потребителей о своих правах.
Таким образом, актуальность темы дипломной работы заключается, прежде всего, в том, что в сфере общественного питания распространены многочисленные нарушения прав потребителей. Недостаточно четко урегулированы проблемные вопросы в данной области. Правовое обеспечение деятельности предприятий питания в настоящее время не имеет единого нормативного правового акта на уровне закона, который охватывал бы сложный комплекс исследуемых отношений.
В этой связи необходимо совершенствовать законодательство, регулирующее отношения между потребителями и исполнителями при оказании услуг общественного питания, обеспечивающие права потребителей на получение безопасных услуг надлежащего качества, информации об этих услугах и их исполнителях, порядок реализации своих потребительских прав и т.д.
Объектом исследования являются гражданские отношения, складывающиеся при оказании услуг общественного питания и защите прав потребителей этих услуг.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регулирующие отношения по защите прав потребителей в сфере общественного питания, а также практика их применения.
Цель работы - исследование особенностей защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания и выявление проблем правового регулирования в данной сфере.
Указанная цель предопределила постановку следующих исследовательских задач:
• дать понятие услуг общественного питания;
• рассмотреть основные права потребителе в исследуемой области;
• определить способы и формы защиты прав потребителей услуг общественного питания;
• проанализировать порядок защиты прав потребителя указанных услуг;
• провести анализ правоприменительной практики, выявить проблемы и предпринять попытку внести предложения по их преодолению.
Теоретическая основа исследования представлена трудами таких авторов, как В.Г. Федцов, В.Р. Захарьин, В.В. Семенихин, Л.Б. Ситдикова, Е.В. Накушнова, М.В. Мотехина, Т.В. Марченко, Н.Ю. Иванова, Е.А. Игнатова, Е.Г. Шаблова, Е. А. Шевченко.
Методологическую основу исследования составляют как общенаучные, так и частнонаучные методы: анализ и синтез, метод сопоставления, сравнительного анализа, формально-логический метод.
Нормативную основу работы составляют Конституция Российской Федерации1, Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)2 (далее - ГК РФ), Кодекс об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) 1, Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее - Закон «О защите прав потребителей»)3 4, «Правила оказания услуг общественного питания» (далее - Правила № 1036), утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации5.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников. Также к работе приобщен анализ правоприменительной практики и методическая разработка занятия по теме исследования.
В результате проведенного исследования представляется возможным сделать ряд выводов и предложений.
Договор по оказанию услуг общественного питания представляет собой сложную, многогранную правовую конструкцию. При этом нарушение интересов потребителей данных услуг дает им право обратиться за защитой в привлечь к ответственности правонарушителей. Нарушение прав потребителей в исследуемой сфере может повлечь различные виды ответственности.
Гражданско-правовая защита прав потребителей услуг общественного питания выражается в обеспечении восстановления
имущественных прав потерпевшего за счет лица, отвечающего за их наступление, возмещении вреда, уплате неустойки и т. д.
В работе рассмотрены не только формы и способы, но и порядок защиты прав потребителя услуг общепита, который, к сожалению, не всегда оптимален. Так, представляется, что отсутствие в Законе «О защите прав потребителей» прямого указания о необходимости уведомления противоположной стороны о таких действиях, как проведение экспертизы, ведет к тому, что нарушается принцип состязательности сторон в последующем судебном процессе. В этой связи представляется необходимым данное положение внести в ст. 17 указанного Закона.
Ещё одним аспектом, на котором стоит заострить внимание, является отсутствие в Законе РФ «О защите прав потребителей» нормы об обязательном досудебном порядке урегулирования спора.
На данный момент досудебный или, как его ещё называют претензионный порядок урегулирования спора, является факультативным. Использовать или нет данный способ защиты права потребитель решает сам, и если пожелает, может отказаться от подачи претензии, и обратиться непосредственно с иском в суд. Однако у досудебного способа разрешения спора имеются определённые преимущества.
Во-первых, такой порядок позволяет максимально быстро компенсировать тот ущерб, который был причинён потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, либо вследствие некачественно оказанной услуги (выполненной работы), то есть потребитель тем самым экономит своё время;
Во-вторых, досудебный порядок позволяет потребителю избежать судебных расходов, например расходов на услуги адвоката или представителя, что также представляется немало важным;
В-третьих, данный способ выгоден и продавцу (исполнителю), так как позволяет ему избежать в будущем санкции в виде пятидесятипроцентного штрафа, предусмотренного п. 6 ст. 13 Закон РФ «О защите прав потребителей», а также избежать компенсации морального вреда, размер которого, согласно ст. 15 указанного закона определяется судом и бремени судебных расходов.
В-четвертых, думается, что подобный порядок будет должным образом стимулировать поведение участников потребительских отношений, повышать их правовую культуру без привлечения органов власти. Исходя из вышесказанного, предлагается дополнить ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязательным досудебным разрешением спора.
Также существует проблема толкования законодательства о защите прав потребителей, причем, не всегда в пользу потребителей, особенно в спорной ситуации. В отдельных правовых сферах действует, по сути, общеправовое, межотраслевое правило о толковании правовых норм в пользу слабой стороны в правоотношении. Иногда это положение закрепляется нормативно. Например, в п. 7 ст. 3 Налогового кодекса РФ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). В этой связи было бы справедливым по аналогии и для сферы защиты прав потребителей сформулировать в законодательстве схожее предписание о том, что все противоречия законодательства о защите прав потребителей (в широком смысле этой категории - и законы, и подзаконные акты, содержащие нормы о защите прав потребителей) необходимо толковать в пользу потребителя. Особенно это важно при получении потребителем услуг общественного питания, т.к. клиент рискует своим здоровьем, или даже жизнью при некачественности данного вида услуг.....
1. Конституция Российской Федерации от 13 декабря 1993г. (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. 1993. 25 дек.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
3. 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // Российская газета. 1994.
4. 8 дек.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. 29.12.2017) // Российская газета. 1996. 06 февр.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13июня 2006 г. № 63-ФЗ (в ред. 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 23.04.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
8. Закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. № 2300-1
9. «О защите прав потребителей» (в ред. от 18.042018) // Российская газета. 1996. 9 янв.
10. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г.
11. № 184-Ф3 «О техническом регулировании» (в ред. от 29.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 52. Ст. 5140.
12. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 18.04.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.
13. Федеральный закон Российской Федерации от 02 января 2000 г. № 29- Ф3 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (в ред. от 13.07.2015 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 2. Ст. 150.
14. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" //http://portal- law.ru/entsiklopedij a_dogovornogo_prava/ dfsdf_lksfsdf/ (дата обращения 04.04.2015)
15. Постановление Правительства РФ от 15 август 1997 г. № 1036 (в ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» // Российская газета. 1997. 27 авг....68