Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимоотношение Республики Таджикистан со странами Северной Европы (1991–2023 г.)

Работа №145437

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы113
Год сдачи2024
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение………………………………………………………...………..……….5
Глава 1: Становление отношений между Таджикистаном и странами Северной Европы в 1990-е годы ……………………………………………………………20
1.1 . Роль и место Таджикистан в системе международных отношений………20
1.2. Теоретические основы международных отношений в контексте
Таджикистана……………………………………….……………………………28
1.3. Зарождение многовекторности внешней политики Таджикистана………34
1.4.Установление дипломатических отношений и экономическое сотрудничество в 1990-е годы……………………………………………..……42
Глава2: Динамика внешнеполитических отношений Таджикистана в 2000-2019-х гг……………………………………………………………………..……50
2.1. Рост значения Центральной Азии в мировой политике и становление внешней политики Таджикистана в 2000-е годы………………………………50
2.2. Формирование стратегии Европейского союза для Центральной Азии…55
2.3. Развитие отношений Таджикистана соШвецией и Норвегией в 2000-2019-е годы. ………………………………………………………………………….…61
2.4. Взаимоотношения Республики Таджикистан с Финляндией и Данией в 2000-2019-е годы……..…………………………………………………………..66
Глава 3: Отношения Таджикистана со странами Северной Европы в 2019-2023 годах………………………………………………………………………………74
3.1. Новая Стратегия ЕС по Центральной Азии………………………………..74
3.2. Сотрудничество Таджикистана со странами Северной Европы после 2019 года………………………………………………………………………………..81
Заключение……………………………………………………………………….93
Список источников и литературы………………………………………………97


Актуальность исследования.Актуальность исследований отношений между Республикой Таджикистан и странами Северной Европы (Швецией, Норвегией, Финляндией и Данией) невероятно важна в нынешнем геополитическом и экономическом контексте. Это исследование является своевременным и необходимым по нескольким убедительным причинам, которые подчеркивают потенциал углубления связей между Таджикистаном и этими странами Северной Европы.
Во-первых, страны Северной Европы являются признанными мировыми лидерами в разработке и внедрении «зеленых» технологий, в том числе возобновляемых источников энергии, таких как гидроэнергетика. Такое согласование секторов представляет собой значительную возможность для сотрудничества, учитывая значительные запасы природных ресурсов Таджикистана. Примечательно, что Таджикистан занимает третье место в мире по гидроресурсному потенциалу и содержит около 60% запасов пресной воды Центральной Азии. Это позиционирует Таджикистан как потенциально важного партнера для стран Северной Европы, стремящихся расширить свое глобальное присутствие в проектах устойчивой и зеленой энергетики. Помимо того, у Таджикистана очень протяженная граница с Афганистаном, поэтому для Северной Европы и ЕС в целом крайне важным является сотрудничество в сфере обеспечения региональной безопасности и контроля миграции.
Во-вторых, новая стратегия Европейского Союза для Центральной Азии, разработанная в 2019 году (как продолжение Стратегии 2007 года), вновь уделяет внимание этому региону, призывая к укреплению отношений и расширению сотрудничества в различных секторах, включая энергетику, безопасность и экономическое развитие. Стратегия хорошо согласуется с акцентом стран Северной Европы на устойчивое развитие и энергетику, что делает изучение развивающихся отношений в рамках этой новой структуры особенно актуальным.
Кроме того, геополитические сдвиги, возникшие в результате специальной военной операции России в 2022 году, заставили ЕС перенастроить свое внимание на Центральную Азию, в том числе с акцентом на Таджикистан. Этот сдвиг не только увеличивает стратегическое значение региона, но и поднимает потенциал для продвижения взаимодействия Северных стран и Таджикистана на новый уровень, который будет служить не только экономическому партнерству, но и геополитическому сотрудничеству и сотрудничеству в сфере безопасности.
Нельзя не отметить и тот факт, существует культурное и образовательное измерение, которое может выиграть от расширения отношений Северных стран и Таджикистана. Скандинавская модель образования, социального обеспечения и охраны окружающей среды может предложить ценную информацию и основы для Таджикистана, поскольку он продолжает разрабатывать свою собственную политику в этих областях. В свою очередь, страны Северной Европы могут получить более глубокое понимание и влияние в стратегически важной части Азии, открывая новые возможности для культурного обмена и взаимного обучения.
Это исследование также согласуется с глобальными усилиями по решению проблемы изменения климата, где огромные гидроресурсы Таджикистана могут стать ключевой частью более широких региональных и глобальных стратегий устойчивого развития. Изучение того, как можно ответственно разрабатывать эти ресурсы с использованием технологий и опыта Северных стран, может послужить моделью для подобных партнерств во всем мире.
По сути, отношения между Таджикистаном и странами Северной Европы содержат неиспользованный потенциал, который, если его правильно использовать, может привести к значительной взаимной выгоде. Это исследование изучает эти аспекты, предоставляя своевременный анализ и рекомендации, которые могут помочь сформировать будущую траекторию этих взаимодействий в развивающемся геополитическом ландшафте.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В этом исследовании развития отношений между Республикой Таджикистан и странами Северной Европы – Швецией, Норвегией, Финляндией и Данией – подробный анализ с 1990-х по 2023 год выявил тонкую динамику в дипломатическом, экономическом и стратегическом контекстах. Первоначально постсоветские геополитические трансформации и последующее изменение позиционирования Центральной Азии на мировой арене, отмеченное в начале 1990-х годов, ознаменовали основополагающий этап построения отношений между Таджикистаном и странами Северной Европы. В этот период основным взаимодействием было установление дипломатических отношений, при этом участие Северной Европы в основном осуществлялось через политические программы Европейского Союза, направленные на обеспечение безопасности в регионе.
К середине 2000-х годов принятие Европейским Союзом Стратегии по Центральной Азии в 2007 году послужило катализатором повышения интереса Европы к региону, хотя двусторонние отношения между странами Северной Европы и Таджикистаном оставались прохладными. Однако существенным сдвигом, наблюдавшимся в период с 2000 по 2010 год, стало признание потенциала Таджикистана в области гидроэнергетики и природных ресурсов, в первую очередь, инициированное Швецией, в то время как другие страны Северной Европы начали постепенно расширять свое участие.
Принятие Новой стратегии ЕС для Центральной Азии в 2019 году стало поворотным моментом, потенциально переориентировав внимание на регион. В частности, Швеция значительно улучшила свои отношения с Таджикистаном, используя обновленную стратегию ЕС для углубления связей, в отличие от Норвегии и Финляндии, усилия которых оставались скромными. Взаимодействие с Данией оставалось еще менее заметным, что отражало взаимную незаинтересованность в развитии двустороннего сотрудничества.

Важно отметить, что одной из постоянных проблем является восприятие Северными странами Таджикистана не как независимого субъекта с четкими национальными интересами, а, скорее, как часть более широкой региональной динамики. Такая перспектива несколько ограничивает прямые двусторонние инициативы, переводя взаимодействие на многосторонние платформы или через посреднические международные организации. Страны Северной Европы часто действуют под знаменем ЕС, направляя средства и усилия через различные ориентированные на ЕС программы, направленные на более широкое региональное развитие, а не на конкретные двусторонние обязательства.
Другими словами, несмотря на прогресс в отношениях между Таджикистаном и странами Северной Европы от простых дипломатических формальностей в 1990-х годах до более активного, хотя и все еще ограниченного взаимодействия сегодня, остаются серьезные проблемы. В первую очередь они коренятся в недостаточно развитом признании Таджикистана как отдельного государства со своей собственной национальной повесткой дня и тенденцией стран Северной Европы взаимодействовать через более широкие механизмы ЕС, а не устанавливать более глубокие индивидуальные двусторонние связи. Будущие отношения потенциально могут развиваться более благоприятно, если Таджикистан сможет более решительно заявить о своей роли отдельного регионального игрока, а страны Северной Европы определят свое взаимодействие для более эффективного признания и удовлетворения взаимных двусторонних интересов.
В то же время в свете меняющегося геополитического ландшафта под влиянием начала специальной военной операции России и последующего смещения фокуса Европейского Союза с России на Центральную Азию, существует возможность трансформации для улучшения отношений между Таджикистаном и странами Северной Европы.
Впрочем, чтобы оптимизировать потенциал этих отношений, важно рассмотреть и пересмотреть текущее политическое поведение и стратегии. Для Таджикистана и стран Северной Европы это требует ряда конкретных корректировок и инициатив, которые могут способствовать более существенному и взаимовыгодному взаимодействию:
Во-первых, было бы крайне важно и политически полезно создание специализированного двустороннего форума: Обеим сторонам следует рассмотреть возможность создания двустороннего форума Таджикистан-Северные страны, который проводится ежегодно. Эта платформа не только улучшит дипломатический и экономический диалог, но и сосредоточит внимание на обсуждении стратегического сотрудничества в таких областях, как энергетика, гидроэнергетика, развитие «зеленых» технологий, образование и технологии, где опыт Северных стран и ресурсы Таджикистана могут быть синергетический использованы.
Во-вторых, расширение политического участия. Крайне важно, чтобы страны Северной Европы признали Таджикистан как независимое образование со своими национальными интересами, а не просто как компонент более широкой региональной политики, находящейся под влиянием крупных держав. Это влечет за собой разработку индивидуальных дипломатических подходов к Таджикистану, учитывающих его уникальный политический, экономический и культурный контекст.
В-третьих, стратегическое экономическое партнерство: необходимо приложить целенаправленные усилия для привлечения инвестиций Северных стран в сектора, имеющие стратегическое значение для Таджикистана, такие как гидроэнергетика и перерабатывающая промышленность. И наоборот, Таджикистан может предложить выгодные условия и создать привлекательный инвестиционный климат для привлечения скандинавских технологий и инвестиций.
Наконец, переосмыслив политическое поведение и приняв активный, индивидуальный подход к международным отношениям, Таджикистан и страны Северной Европы могут создать прочное и прогрессивное партнерство, которое принесет пользу не только обеим сторонам, но и всему центральноазиатскому региону в целом. Это не только повысит роль Таджикистана на мировой арене, но и приведет в соответствие стратегические интересы Северных стран с развивающейся динамикой геополитики Центральной Азии. В то же время это поможет странам Северной Европы и ЕС в целом бороться с растущим влиянием России и Китая в регионе, что поможет реализации их более глобальных политических задач.


1) 18-month-programme-of-the-council. — Текст :электронный // mvcr.cz : [сайт]. — URL: https://www.mvcr.cz/mvcren/file/18-month-programme-of-the-council.aspx (дата обращения: 03.05.2024).
2) Agreement concerning the establishment of diplomatic relations. Signed at Moscow on 9 December 1992. — Текст :электронный // un-ilibrary.org : [сайт]. — URL: https://www.un-ilibrary.org/content/books/9789210453578s002-c007 (дата обращения: 01.05.2024).
3) Asyl. — Текст :электронный // migrationsverket.se : [сайт]. — URL: https://www.migrationsverket.se/Om-Migrationsverket/Statistik/Asyl.html (дата обращения: 04.05.2024).
4) BTI 2024 Country Report. Tajikistan . — Текст :электронный // bti-project.org : [сайт]. — URL: https://bti-project.org/fileadmin/api/content/en/downloads/reports/country_report_2024_TJK.pdf (дата обращения: 29.04.2024).
5) Country Strategy for Development Cooperation. — Текст :электронный // finlandabroad : [сайт]. — URL: https://finlandabroad.fi/documents/35732/0/Country+Strategy+for+Development+Cooperation+2018−2021+The+Kyrgyz+Republic+and+Tajikistan+%286%29.pdf/6af178aa-7da3-81eb-c384-3f31cacfd122?t=1562238575516 (дата обращения: 01.05.2024).
6) EU, Tajikistan express satisfaction at the start of new EPCA and look forward to continuing discussions . — Текст :электронный // Asia Plus : [сайт]. — URL: https://asiaplustj.info/ru/node/326531?ysclid=lvw9e97s68297094164 (дата обращения: 07.05.2024).
7) European National Policies Series – Denmark and Central Asia. — Текст :электронный // eucentralasia.eu : [сайт]. — URL: https://eucentralasia.eu/european-national-policies-series-denmark-and-central-asia/ (датаобращения: 02.05.2024).
8) Meister, S. A Paradigm Shift: EU-Russia Relations After the War in Ukraine / S. Meister. — Текст :электронный // carnegieeurope.eu : [сайт]. — URL: https://carnegieeurope.eu/2022/11/29/paradigm-shift-eu-russia-relations-after-war-in-ukraine-pub-88476 (дата обращения: 30.04.2024).
9) Norway, Tajikistan to boost energy cooperation. — Текст :электронный // Asia Plus : [сайт]. — URL: https://asiaplustj.info/en/news/tajikistan/power/20061220/norway-tajikistan-boost-energy-cooperation?ysclid=lvrr59jq69291099165 (дата обращения: 04.05.2024).
10) Progress Report on the implementation of the EU Strategy for Central Asia Implementation Review and outline for Future Orientations. — Текст :электронный // eeas.europa.eu : [сайт]. — URL: https://www.eeas.europa.eu/sites/default/files/20120628_progress_report_en.pdf (дата обращения: 03.05.2024).
11) REPORT on an EU Strategy for Central Asia. — Текст :электронный // European Parliament : [сайт]. — URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/A-6-2007-0503_EN.html (дата обращения: 03.05.2024).
12) REPORT on the EU strategy on Central Asia. — Текст :электронный // European Parliament : [сайт]. — URL: https://www.europarl.europa.eu/doceo/document/A-9-2023-0407_EN.html (дата обращения: 07.05.2024).
13) Swedish company wins major order to enable transmission of clean energy in Central Asia. — Текст :электронный // Asia Plus : [сайт]. — URL: https://asiaplustj.info/en/news/tajikistan/economic/20190130/swedish-company-wins-major-order-to-enable-transmission-of-clean-energy-in-central-asia?ysclid=lvw9dyfd9k317049114 (дата обращения: 07.05.2024).
14) Swedish Development Cooperation in Central Asia through Sida from 1997–2010. — Текст :электронный // Sida : [сайт]. — URL: https://www.sida.se/en/publications/swedish-development-cooperation-in-central-asia-through-sida-from-1997-2010 (дата обращения: 04.05.2024).
15) TACIS. — Текст :электронный // European Commission : [сайт]. — URL: https://nuclear-safety-cooperation.ec.europa.eu/tacis_en (дата обращения: 02.05.2024).
...
117 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ