ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПРАВОВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРИНУДИТЕЛЬНО ИЗЪЯТИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ 6
1.1. Понятие принудительного изъятия земельных участков 6
1.2. Условия и порядок изъятия земельных участков. 11
2. ОСОБЕННОСТИ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОСНОВАНИЯМ 30
2.1. Принудительное изъятие за нецелевое использование или не
использование земельного участка 30
2.2. Принудительное изъятие земельных участков для государственных
и муниципальных нужд 36
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРОБОТКА 58
АНАЛИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ТЕМЕ ВКР 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что земля
является одни из наиболее важных факторов производства. В современном
мире есть много причин для изъятия земли. Чтобы не случилось
незаконного изъятия земли, нужно изучить особенности изъятия
земельных участков, которые находятся в собственности.
Земля всегда была одной из главных ценностей у народа. Поэтому
одним из принципов земельного законодательства, согласно которому
правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той
или иной категории и разрешенного использования в соответствии с
зонированием территории и требованиями российского законодательства.
В современном мире земля является одним из важнейших
элементов производства и по праву считается главным ресурсом для
людей. Также земельные ресурсы можно считать главным богатством.
Но в связи с ростом числа населения планеты растет и пространство,
которое занимается под города, дороги, предприятия и так далее.
А поэтому зачастую у государства и муниципалитетов возникает
необходимость изымать у граждан земельные участки, которые находятся
в собственности последних.
Необходимость проведения земельной реформы в РФ назрела давно, о
чем свидетельствовал низкий уровень сельскохозяйственного производства и
деградация миллионов гектаров земель, но особенно актуальной она стала в
условиях санкций от стран Европы и США, а так же объявления
продуктового эмбарго.
Объектом исследования являются отношения, в частности те, которые
формируются в сфере принудительного изъятия земельных участков.
Предмет исследования – нормы права Российской Федерации в сфере
принудительного изъятия земельных участков по различным основаниям.
4
Целью исследования является рассмотрение условий и оснований,
необходимых для принудительного изъятия земельных участков в
Российской Федерации, выявление существующих проблем по данному
вопросу и формирование предложений по их устранению.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие
задачи:
− определение понятия и сущности принудительного изъятия
земельных участков и рассмотрение основных механизмов его
регулирования;
− анализ основных источников и механизмов регулирования
принудительного изъятия земельных участков, выявление наиболее
проблемных элементов принудительного изъятия земельных участков и
пробелов в нормативно-правовой базе Российской Федерации;
− определение основных мер, направленных на совершенствование
российского законодательства в сфере принудительного изъятия земельных
участков.
Нормативную базу исследования формируют основные правовые акты
и национальное законодательство Российской Федерации, затрагивающие
сферу принудительного изъятия земельных участков, а именно: Конституция
РФ1
, Гражданский кодекс Российской Федерации2 (далее ГК РФ), Земельный
кодекс Российской Федерации3
(далее ЗК РФ), Федеральный закон «О
государственном кадастре недвижимости»4
, Федеральный закон «О
государственной кадастровой оценке»5
, Федеральный Закон «Об обороте
земель сельскохозяйственного назначения»....
Право собственности на землю граждан и юридических лиц может
прекращаться как по их воле, так и помимо их воли, то есть принудительно.
В большинстве случаев изъятие земель происходит за счет того, что в данных
территориях нуждается государство. Основанием становится строительство
крупных инфраструктурных объектов и иных значимых сооружений,
которые согласно проекту не могут быть размещены в ином месте. То есть
другого способа, кроме изъятия земель, попросту нет. Актуальность
подобной ситуации особо проявилась в процессе подготовки олимпийских
объектов в Сочи.
Аналогичные обстоятельства складываются при строительстве газо- и
нефтепроводов, железнодорожных веток, автотранспортных магистралей,
линий электропередач, водопроводов и т.д.
Анализ законодательства в данной сфере выявил некоторые
несовершенства, что стало поводом для внесения изменений в ЗК РФ.
В частности был принят Федеральный закон № 499 «О внесении
изменений в земельный кодекс Российской федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от
03.07.2017)1
,утвержденный Госдумой 19.12.2014, одобренный Советом
Федерации 25.12.2014 и подписанный Президентом РФ.
В силу новый закон вступил с 1.04.2015, определив новый порядок
изъятия земель для госнужд. Теперь в соответствии со ст.279 ГК РФ участок
изымается посредство прекращения права собственности.
По новому закону к правообладателям отнесены не только
собственники, но также арендаторы и землепользователи.
Одним из самых проблемных оснований прекращения права частной
собственности на земельный участок является изъятие земельного участка
1 Российская газета. 12.01.2015. №1
62
для государственных или муниципальных нужд. Ни один из собственников
земельного участка не может быть застрахован от того, что он избежит
изъятия земельного участка по этому основанию.
Такое основание изъятия земельного участка, установленное
земельным законодательством, еще раз подчеркивает, что право частной
собственности на земельный участок не может быть священным и
неприкосновенным, поскольку государство или муниципальное образование
вправе изъять у собственника любой земельный участок, предварительно
оплатив ему его стоимость или предоставив взамен другой равноценный
земельный участок.
При этом, если собственник откажется расстаться со своим участком
добровольно, то он будет изъят в судебном порядке. Это еще раз
подчеркивает приоритет публичных интересов над частными в отношениях
права частной собственности на земельный участок.
Учитывая вышеуказанный приоритет публичных интересов над
интересами простых граждан, в целях защиты частных интересов считаю
необходимым ввести в Земельный кодекс РФ правило, согласно которому
при планировании масштабных целевых или инфраструктурных объектов
при планировании и разработке инженерных проектов, приоритет отдавался
тем техническим изысканиям, которые не включают себя процедуру изъятия
земельных участков, при соблюдении всех установленных законодательных
норм безопасности.
В случае, если основанием для изъятия у граждан земельных участков,
является временная постройка или использование для целей, которые имеют
конечный по времени срок использования, возможно обойтись вообще без
принудительного изъятия земельного участка, при этом государство вносило
фиксированную плату за пользование земельного участка. После того, как
необходимость в данном участке отпала, тогда земельный участок
возвращается во владение собственника. Если данное правило станет частью
законодательства, то неприкосновенность частной собственности, станет
более защищенной.....
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета.
1993. 25 дек.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ.
1996. №. 5. Ст. 410.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018)// Российская газета. № 256.
31.12.2001.
Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10. 2001 № 163-ФЗ
(ред. от 31.12.2017)// Собрание законодательства Российской Федерации от
29. 10. 2001. № 44. ст. 4147.
Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном
кадастре недвижимости» // Собрание законодательства РФ. от 30.07.2007.
№31. ст. 4017
Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей
среды» (ред. от 31.12.2017)// Российская газета. № 6. 12.01.2002.
Федеральный закон 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» //
Собрание законодательства РФ. 04.07.2016. № 27 (Часть 1). С. 4170.
Федеральный Закон от 24. 07. 2002 №101-ФЗ «Об обороте земель
сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 29.12.2017) // Собрание
законодательства Российской Федерации от 29. 07. 2002. № 30. Ст. 3018.
Федеральный закон от 22 декабря 2014 года № 447-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре
недвижимости» (ред. от 03.07.2016)// Российская газета. 26.12.2014. №296.
66
Федеральный закон № 499 «О внесении изменений в земельный кодекс
Российской федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации» (в ред. от 03.07.2017)//
Земельном кодексе РСФСР утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-1 (ред.
от 24.12.1993)// Ведомости СНД и ВС РСФСР. 30.05.1991. № 22. ст. 768.
Правоприменительная практика
Обобщение практики рассмотрения судами Удмуртской Республики
материалов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания за
1, 2, 3 квартал 2013 года и за аналогичный период 2014 года. URL//
http://vs.udm.sudrf.ru/modules.php?id=531&name=docum_sud(дата обращения
18.01.2018).
Обзор судебной практики по делам, связанным с изъятием для
государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях
размещения объектов транспорта (утв. Президиумом Верховного Суда
Российской Федерации 10 декабря 2015 г.) URL:
http://base.garant.ru/57592012(дата обращения 18.01.2018).
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от
04.06.2017 № 15АП-2956/2017 по делу № А53-33568/2016 Требование: О
возмещении ущерба, причиненного автомобильным дорогам транспортными
средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов с
превышением допустимых осевых нагрузок. URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=RAPS015;n=132128;req=doc#
019302964586313154(дата обращения 18.01.2018).
Н.Н. Мельников Обзор судебной практики «Изъятие земельных
участков для государственных или муниципальных нужд (вопросы аренды)»
// URL:http://base.garant.ru/5309154 (дата обращения 18.01.2018)...