ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ИГРА КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ 8
1.1 Психолого-возрастные особенности учащихся начальных классов 8
1.2 Игровая деятельность младших школьников 12
1.3 Психолого-педагогическое обоснование применения игрового метода в
процессе обучения младших школьников 16
1.4 Классификация игр, применяемых на уроках английского языка на начальном этапе обучения 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УМК ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
ПРЕДСТАВЛЕННОСТИ В НИХ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ 27
2.1 Анализ УМК «Английский язык. 3 класс» под редакцией В.П. Кузовлева
27
2.2 Анализ УМК «Enjoy English. 3 класс» под редакцией М.З. Биболетовой,
О.А. Денисенко и др. 30
2.3 Анализ УМК «Счастливый английский.ру» под редакцией К.И. Кауфман,
М.Ю. Кауфман 34
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИГР НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 39
3.1 Использование игр на уроках английского языка в 3 классе (из опыта
проведения занятий) 39
3.2 Интеллектуальная игра «Star hour» для учащихся 3-х классов 46
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Роль иностранного языка в развитии современного общества
неоспорима. Владение им способствует пониманию мировой культуры и
приобщению к ней, свободному использованию возможностей Интернетресурсов, работе с различными технологиями.
Перед преподавателем иностранного языка в школе стоит ряд
серьезных задач. Одной из приоритетных задач является развитие
ответственного и инициативного ребенка, его подготовка к качественному
взаимодействию с окружающим миром: ребенка нужно адаптировать к
стремительно меняющимся условиям, научить умению осуществлять
множественный выбор, способствовать его самообразованию и
саморазвитию. Кроме того, учителю необходимо формировать у детей
способности к деятельности, включающей в себя готовность к
целеполаганию, оценке, действию, рефлексии.
К решению этих задач необходимо приступать уже на начальном этапе
обучения иностранному языку. Выбор учителем эффективной методики,
конечно, облегчает решение поставленных перед ним задач.
Идеальным считается занятие, которое, во-первых, обеспечивает
активное участие в уроке каждого ребенка, во-вторых, повышает авторитет
знаний, в-третьих, обеспечивает личную ответственность ребенка за
результаты учебной деятельности. В этой связи особенно эффективной, а,
следовательно, чрезвычайно популярной среди педагогов является
технология игровых форм обучения, обеспечивающая успешное решение
названных задач.
Игры, применяемые педагогами на уроках, развивают и сохраняют
интерес учащихся к предмету, придают урокам атмосферу поиска и
5
творчества, ослабляют напряжение и благотворно сказываются на
эмоциональном состоянии учащихся.
Методисты и учителя-практики отмечают высокую эффективность
применения игровых технологий в организации учебной деятельности. Игра
может быть использована на любой ступени обучения, необходимо лишь
адаптировать ее для каждого определенного возраста.
Использование игр в процессе обучения иностранному языку
объясняется не только стремлением педагогов разнообразить учебный
процесс, заинтересовать школьников, но и тем, что игровые технологии
сегодня признаются одними из инновационных, а значит, отвечающими
современным процессам информатизации общества. Между тем необходимо
отметить, что многие методисты описывают технологию игры слишком
обобщенно и упрощенно. Очень мало методических публикаций посвящено
выявлению специфических особенностей деятельности преподавателя и
обучаемых в той или иной фазе игры, а также описанию рекомендаций по ее
подготовке. В этой связи проблема внедрения в обучение иностранным
языкам игровых технологий является недостаточно разработанной и требует
специального рассмотрения.
Все вышесказанное позволяет нам говорить о чрезвычайной
актуальности выбранной нами темы исследования.
Объектом нашего исследования стал процесс обучения английскому
языку младших школьников.
Предметом исследования является использование игр в процессе
обучения английскому языку младших школьников.
Цель исследования – обосновать эффективность использования игр в
процессе обучения английскому языку младших школьников.
Поставленная цель предполагает решение ряда задач:
1) Описать психолого-возрастные особенности учащихся начальных
классов;
2) Охарактеризовать игровую деятельность младших школьников;....
Одной из самых непростых задач в обучении младших школьников
является задача пробуждения у них интереса к изучению языка. Только
педагогическое мастерство учителя и его творческий подход к процессу
обучения смогут сделать процесс познания для детей интересным,
увлекательным и результативным. Для успешного освоения предмета
необходима мотивация: для учащихся на уроке необходимо выражение
внешней мотивации со стороны учителя — это оценка, похвала, поддержка,
соревновательный момент и т. п. Стимуляция внутренней мотивации у детей:
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому
материалу и т. п. Всего этого можно достигнуть, используя игровые
технологии.
Различные обучающие игры, воображаемые ситуации способствуют
установлению положительных взаимоотношений между иностранным
языком и младшими школьниками; служат сильным мотивационным
фактором для развития устной и письменной речи; позволяют более успешно
привлекать внимание детей и дольше его удерживать; стимулируют
творческие возможности, развивают воображение; устанавливают связи
между миром фантазии и реальным миром ребенка; расширяют его
социальный опыт.
Важно отметить, что урок не может состоять из одних игр. Несмотря на
то, что игра чрезвычайно привлекательна как форма обучения, необходимо
учитывать место и время ее проведения, а также ее продолжительность,
поскольку такие ограничения зависят от множества факторов: от уровня
обученности и обучаемости учащихся, от степени сложности изучаемого или
контролируемого языкового материала¸ от конкретных целей, задач и
условий определенного учебного занятия и даже от настроения каждой
55
конкретной группы учеников на каждом конкретном уроке. Вместе с тем,
необходимо помнить, что все процессы воспитания, обучения и развития
младших школьников должны идти в русле современных методик с
использованием новых образовательных технологий.
1. Azar B.SH. Fun with grammar. – New York, 2000.
2. Bouma E. Using Chants in the Early Learner Classroom / E. Bouma //
Иностранные языки в школе. – 2004. – № 27-28. – С. 39.
3. Craven M. Jazz chants //
http://www.onestopenglish.com/skills/listening/jazz-chants/
4. Forster E. The value of songs and chants for young learners //
http://www.encuentrojournal.org/textos/16.7.pdf
5. Graham C. Small Talk. More Jazz Chants. – Oxford University Press,
1978. – 86 p.
6. Rixon S. How to use games in language teaching. London: Macmillan
Publishers Ltd., 1981.
7. Shamyradov A. B. Lexis games motivation in teaching English // Science
Time № 9 (21) / 2015. – P. 360-365.
8. Shokhakhov I.S., Imangalieva D.B., Yemkulova Z.А., Berdauletova
Sh.Zh. The role of games on language lessons // Современные
проблемы науки и образования, 2014. – №6.
9. Wright A. Games for Language Learning. – Cambridge University Press,
1984.
10. Английский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Под
ред. В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, И.П. Костиной, Е.В. Кузнецовой. –
М.: Просвещение, 2013.
11. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – М.: Просвещение, 2004. – 234
с.
12. Апетян М. К. Использование игровых методов для обучения
иностранному языку в младшем школьном возрасте // Молодой
ученый. – 2014. – №14. – С. 258-260.
13. Биболетова М.З. «Enjoy English. 3 класс». – М.: Титул, 2008. – 142 с.
14. Бочарова Л.П. Игры на уроках английского языка на начальной и
средней ступени обучения // ИЯ-ИЯШ. – 1996.
15. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии. – М.:
Детская психология, 1984. – Т.4. – 415 с...45