Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся средней школы иноязычной лексике 6
1.1. Формирование личности ребенка в среднем школьном возрасте 6
1.2. Использование современных информационных и компьютерных технологий в образовании 9
1.3. Характеристика лексических навыков и требования рабочей программы по ФГОС 17
1.4. Методика обучения лексике 25
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Использование тематических презентаций на уроке английского
языка в 5 классе 36
2.1. Эксперимент и результаты исследования 36
2.2. Методические рекомендации по применению презентаций на средней ступени обучения 41
Выводы по главе 2 46
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложения 53
Знать иностранный язык уже не просто модно, а необходимо в развивающемся современном обществе. И как следствие, иностранный язык давно
является неотъемлемой частью среднего этапа обучения в общеобразовательной школе. На сегодняшний день, целью обучения является формирование всех составляющих коммуникативной компетенции. Лексика в системе
языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности:
аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет её важное место
на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков
постоянно находится в поле зрения учителя.
Ряд вопросов, связанных с работой над лексикой достаточно хорошо
освещен в работах таких методистов как Е.Н. Соловьева, Н.Е. Лаптева,
А.Н. Щукин и др. Вопросами методики работы с мультимедийными технологиями в обучении иностранному языку занимались А.В. Соболева,
Л.П. Петрова, И.А. Соломахина и др.
Актуальность данной работы заключается в существовании трудностей при формировании речевых лексических навыков на уроке иностранного языка в школе. Изучение словарного состава и дальнейшее использование
иноязычной лексики в различных видах речевой деятельности способствует
овладению учащимися иностранным языком как средством общения с одной
стороны, а с другой — обеспечивает восприятие и понимание текстов для
чтения и аудирования, что в свою очередь повышает общий, образовательный уровень. Для создания благоприятных условий для оптимального режима урока, способствующего формированию лексических навыков у учащихся, а также для создания процесса обучения более интересным и запоминающимся был разработан комплекс тематических презентаций. Их использование на уроках иностранного языка способствует лучшему усвоению речевого
лексического материала учащимися, что и обусловливает данную тему дипломной работы.
4
В связи с этим возникает проблема: какова роль использования тематических презентаций в формировании лексических навыков у учащихся на
среднем этапе обучения в общеобразовательной школе?
Таким образом, объектом исследования данной работы является формирование лексических навыков у учащихся с помощью тематических презентаций на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является тематическая презентация как средство формирования лексических навыков у учащихся на среднем этапе обучения в общеобразовательной школе.
Цель работы – обосновать и апробировать на практике эффективность
применения тематических презентаций при изучении иностранного языка на
среднем этапе в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования – формирование лексических навыков станет
более эффективным, если систематически использовать тематические презентации на уроках иностранного языка.
Поставленная цель данной работы определяет решение ряда задач:
• изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научнометодическую литературу по проблеме;
• определить роль и место лексических навыков в обучении иностранному
языку и рассмотреть характеристику лексических навыков;
• определить содержание обучения лексике в начальной школе;
• рассмотреть упражнения для формирования лексических навыков и изучить виды контроля их сформированности;
• выяснить психофизиологические особенности развития детей среднего
школьного возраста;
• разработать комплекс тематических презентаций и апробировать методические разработки, способствующие эффективному формированию лексических навыков.....
Подводя итоги настоящего исследования, следует еще раз подчеркнуть,
что основное назначение иностранного языка как предметной области
школьного обучения состоит в овладении учащимися умением общаться на
иностранном языке.
Умение общаться на иностранном языке не осуществимо без знания
лексических единиц по предмету общения.
Для того чтобы правильно воспринимать и употреблять лексику в различных ситуациях общения на иностранном языке, необходимо целенаправленно формировать и развивать лексические навыки во всех видах речевой
деятельности. Наше исследование посвящено развитию лексики с помощью
разработанных тематических презентаций.
Проверка истинности гипотезы была организована в пятых классах.
Для более глубокого изучения особенностей обучения лексике была организована и проведена опытно-практическая работа.
Для определения эффективности использования тематических презентаций для изучения лексики было выбрано две экспериментальные группы: 5
«а» класс (группа А) и 5 «б» класс (группа Б).
После проведения входной диагностики в группе А средний балл составил 3,70, а в группе Б – 3,60, что позволило сделать вывод о том, что обе
группы не отличались по уровню образования друг от друга.
Уроки по ознакомлению и первичному закреплению лексического материала с использованием презентаций был интересным для учащихся группы А, что подтверждает нашу гипотезу. При использовании только учебника
и рабочей тетради, учащиеся группы Б, не проявляли активного участия на
уроке, отвлекались, быстро утомлялись.
Для того чтобы проанализировать результаты, которые достигнуты с
помощью использования комплекса презентаций, мы разработали еще одну
диагностику, из результатов которой увидели, что у ребят группы Б, которые
обучались только лишь по учебникам и рабочим тетрадям средний балл со-
49
ставил 3,40, а в группе А, где дети проходили те же самые темы, но уже с
помощью разработанного комплекса тематических презентаций средний балл
составил 4,25. Это позволяет сделать вывод о том, что разработанный комплекс презентаций является эффективным методом обучения лексике учеников средней школы.
Благодаря данному эксперименту мы подтвердили истинность нашей
гипотезы, то есть формирование лексических навыков стало более эффективным, при систематическом использовании тематических презентаций на уроках иностранного языка.
. Ачкасов М.Н. Мотивация в обучении // Фестиваль педагогических идей
«Открытый урок» 2009-2010.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.
[и др.] : Питер, 2008. — 398 с. — (Мастера психологии). — Библиогр.:
с. 386-389.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учебное пособие для студентов лингвистических и
филологических факультетов высших учебных заведений/ -М: Академия
(2014 г.) - 336 с. с.288
4. Давыдова, Э.М. Игра как метод обучения иностранным языкам/ Давыдова
Э.М.// Иностранный язык в школе. – 2010. - №6. – С. 34-38.
5. Егорова Ю.Н. Мультимедиа как средство повышения эффективности обучения в общеобразовательной школе//Автореф. дисс. канд. пед. наук - Чебоксары, 2010.
6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие
для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 192 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
8. Зорин С.М Интегральное искусство и обучение. М., 2001.
9. Илбин М.С. Основные теории упражнений по иностранному языку. Под
ред. проф. В.С. Цетлина. - М., «Педагогика», 1975.
10.Китайгородская Г.А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. М., 1986
11.Китайгородская Г.А., Леонтьев А.А. Содержание и границы понятия интенсивное обучение // Методика и психология интенсивного обучения
иностранным языкам. - М., 2000.
12.Койфман Ф.М. Активизация познавательной деятельности на уроках иностранного языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
2007-2008.
51
13.Комарова Ю.А., Ларионова И.В. «Английский язык. 5 класс» – М.: ООО
«Русское слово – учебник», 2014. г., - 104 с.
14.Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика.
М.: 2007. - 352 с.
15.Литвинова Т. В. Система упражнений для самостоятельной работы студентов по овладению лексикой по специальности. Обучение иностранным
языкам в школе и вузе. - СПб.: Каро, 2005....33