Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации международных выставок и ярмарок 8
1.1. Сущность, классификация и функции международных выставок и
ярмарок 8
1.2. Цели и особенности участия предприятия в международных
выставках и ярмарках 15
1.3. Методы оценки эффективности организации и проведения
международных выставок и ярмарок 27
Глава 2. Современное состояние и оценка влияния выставочной и ярмарочной деятельности на эффективность работы предприятий Белгородской области 35
2.1. Организационно-правовая характеристика регулирования
выставочной и ярмарочной деятельности в Белгородской области 35
2.2. Состояние финансово-хозяйственной деятельности организации
выставок и ярмарок Белгородской области 43
2.3. Оценка влияния выставочной и ярмарочной деятельности на
эффективность предприятий Белгородской области 49
Глава 3. Проблемы и пути повышения эффективности организации международных выставок и ярмарок в Белгородской области 55
3.1. Проблемы, возникающие в связи с организацией и проведением
выставочной-ярмарочной деятельности и пути их решения 55
3.2. Перспективы развития международных выставок и ярмарок в
Белгородской области 55
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложения 76
Актуальность темы исследования. Дальнейшее углубление
интеграции экономики России в мировое хозяйство требует применения предприятиями адекватных современным условиям методов и инструментов управления внешнеэкономической деятельностью. Одним из активно используемых в последнее время инструментов повышения торгово-экономических отношений являются международные выставки и ярмарки.
Новые рыночные отношения требовали более активного общения субъектов хозяйствования, которое как раз происходит на выставках. Международные выставки и ярмарки являются одним из важнейших направлений работы по обеспечению функционирования и устойчивого развития торгово-экономического, международного, научного, культурного и другого сотрудничества Белгородской области с зарубежными странами.
В настоящее время Россия переживает процесс становления рынка международных выставок и ярмарок услуг с рядом нерешенных проблем роста: действующая нормативная правовая база не в совершенной форме регулирует вопросы международной выставочной и ярмарочной деятельности и необходима разработка дополнительных нормативных правовых актов; также необходим более четкий и скоординированный подход к планированию приоритетных выставочных и ярмарочных мероприятий, проводимых в России и за рубежом; имеющиеся экономические методики анализа международных выставок и ярмарок не дают возможности комплексно определить ее влияние на экономику России, что затрудняет анализ текущего состояния и составление прогноза развития международных выставок и ярмарок.
Настало время рассмотреть роль международных выставок и ярмарок
в функционировании предприятия с новых позиций - как метода управления ее внешнеэкономической деятельностью.
При этом проблема заключается не только в фактической недостаточной отдаче международных выставок и ярмарок, но и в отсутствии современной методики оценки ее эффективности, определении воздействия выставки на внешнеэкономическую деятельность предприятия, разработки стратегии и тактики ее ведения, обработки огромного массива выставочной информации с помощью современных технических средств. Это и определило актуальность и своевременность исследования.
Степень изученности проблемы. Различные аспекты проблемы организации, управления, повышения эффективности международной выставочной и ярмарочной деятельности широко освещены в трудах российских и зарубежных исследователей, как теоретиков, так и практиков,
Э. Б. Гусева, Э.А. Медведева, А.Н. Молькина, В.Г, Петелина и других. Среди зарубежных ученых, детально исследующих проблематику участия промышленных предприятий в выставках, наиболее известны Ж. Ж. Ламбен,С. Блэк, Д. Олвуд, С. Миллер.
Отечественная выставочная деятельность это относительно молодая область исследования, которой посвящены работы Е.А. Березиной, Н. И. Риза-Заде, Г. А. Гомилевская, Л. М. Габдуллина, И. С. Болотова и другие.
Основу исследования также составили научные труды ученых в области международной (внешнеэкономической) деятельности и международного маркетинга (Н. Александрова, И. Филоненко, Е. Иванова, Т. А. Ковалева), управления деятельностью предприятия и оценки ее эффективности.
Однако, несмотря на относительное разнообразие, проблематика эффективности деятельности предприятий региона в сфере международной выставочной и ярмарочной деятельности является до сих пор недостаточно разработанной, что весьма актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения.
Актуальность проблемы, степень ее научной разработанности и несомненная практическая значимость изучения международной выставочной и ярмарочной деятельности определили выбор темы, цель и задачи исследования.
Цель исследования - выявление роли и значения международных выставок и ярмарок в повышении эффективности деятельности предприятий региона.
Для достижения поставленной цели в работе предполагается реализация следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты организации выставочных и ярмарочных мероприятий.
2. Дать характеристику организационно-правового регулирования выставочной деятельности.
3. Проанализировать состояние финансово-хозяйственной деятельности организации выставок и ярмарок в Белгородской области.
4. Дать оценку влияния выставочной и ярмарочной деятельности на эффективность предприятий в Белгородской области.
5. Выявить проблемы, пути их решения и перспективы развития международных выставок и ярмарок в Белгородской области .
Объектом исследования является международная выставочная деятельность предприятий.
Предметом исследования выступают международные выставки и ярмарки и их роль в повышении эффективности предприятий Белгродской области.
Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные положения, основанные на концептуально-категориальном аппарате ведущих и зарубежных ученых в области мировой экономики, международного маркетинга, а также гипотезах, содержащихся в трудах классиков экономической науки, позволившие рассмотреть изучаемые процессы и явления в развитии, выявить
противоречия и сущностные характеристики по проблемам выставочно-ярмарочной деятельности, организации и планирования эффективной стратегии внешнеэкономической деятельности.
Методы научного исследования составили системный подход, как диалектический метод познания. При проведении исследования применялись такие методы, как синтез и дедукция, сравнительный метод, статистический, аналитический и функционально-структурный анализ, абстрагирование и метод обобщения.
Информационную базу исследования составили международные и национальные нормативно-правовые документы в области регулирования международных выставок и ярмарок, статистические данные Федеральной службы государственной статистики России, данные периодической печати, глобальной сети Интернет, данные справочных правовых систем «Консультант», экономические обзоры деятельности Белгородской торгово-промышленной палаты.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретико-методическом обосновании международных выставок и ярмарок как средства повышения эффективности предприятий Белгородской области.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации по исследуемым вопросам могут быть использованы как в деятельности Белгородской торгово-промышленной палаты, так и научно-исследовательскими институтами и организациями, которые заинтересованы в разработке предложений по повышения эффективности организации международной выставочной деятельности на предприятиях.
Хронологические рамки исследований охватывают 2014-2016 гг.
Полученные в результате проведения исследования выводы могут быть использованы при подготовке учебно-методических материалов по изучению понятия международных выставок и ярмарок, разработке стратегии развития предприятия путем участия в международных ярмарках
и выставках.
Характеристика структуры исследования. Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определена степень изученности проблемы, выявлены цель, задачи, объект, предмет и методы исследования, описаны источники получения информации и статистических данных. Также во введении представлены теоретическая и практическая значимость исследования.
В первой главе, «Теоретические аспекты организации выставочных и ярмарочных мероприятий» изучены теоретические аспекты международных выставок и ярмарок, а также исследованы методы оценки эффективности организации и проведения международных выставок и ярмарок.
Во второй главе, «Современное состояние и оценка влияния выставочной и ярмарочной деятельности на эффективность работы предприятий Белгородской области» охарактеризована организационно-правовая сторона выставочной и ярмарочной деятельности Белгородской области, проведен анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности организации выставок и ярмарок, дана оценка влияния выставочной и ярмарочной деятельности на эффективность предприятий Белгородской области.
В третьей главе, «Проблемы и пути повышения эффективности организации международных выставок и ярмарок в Белгородской области» выявлены проблемы организации и проведения международных выставок и ярмарок, а также предложены перспективы развития международных выставок и ярмарок в Белгородской области .
В заключении подведены итоги проведенного исследования, обобщен изученный материал и сделаны выводы на его основе.
В ходе исследования нами были достигнуты и решены следующие задачи: изучены теоретические аспекты организации выставочных и ярмарочных мероприятий; изучены методы оценки эффективности организации и проведения международных выставок и ярмарок; изучена организационно-правовая характеристика регулирования выставочной и ярмарочной деятельности; проведен анализ современного состояния выставочной и ярмарочной деятельности в Белгородской области; выявлены проблемы, пути их решения и перспективы развития международной выставочно-ярмарочной деятельности.
Была достигнута основная цель данной работы - исследование ярмарок и выставок, их функционирование, барьеры и перспективы в современной экономике России и за рубежом.
Теоретические выводы, полученные в ходе исследования позволили нам дать комплексную и точную характеристику международным выставкам и ярмаркам в Белгородской области и России в целом.
В рамках проведённого исследования были получены следующие результаты: выставочно-ярмарочная деятельность является одним из
наиболее эффективных инструментов развития торгово-экономических отношений в Белгородской области. Стабильное финансовое состояние БТПП свидетельствует о развитии предпринимательской деятельности и малого бизнеса, укрепления экономических отношений со странами СНГ и привлечения зарубежных партнеров, что в свою очередь означает выход Белгородской области на новый международный уровень.
Выставочная деятельность на сегодняшний день является одной из перспективных и эффективных видов деятельности. В соответствии с целью дипломной работы мы провели анализ выставочной деятельности ВКК «Белэкспоцентр» и определили направления ее совершенствования.
В первой главе выпускной квалификационной работы, мы раскрыли теоретические аспекты исследуемого феномена. Анализ литературы позволили нам концептуализировать понятие «международной выставочно-ярмарочной деятельности» как вид социальной массовой коммерческой коммуникации, направленный на продвижение объектов рекламирования потенциальным покупателям с целью формирование определенной целевой психологической установки у получателя рекламного сообщения относительно объекта рекламирования.
Во второй главе мы проанализировали эффективность деятельности ВКК «Белэкспоцентр», количество его членов и результаты его выставок. Также мы изучили финансово-хозяйственную деятельность БТПП на основе бухгалтерского баланса и выявили возможные финансовые риски при осуществлении выставки.
Анализ понятия «выставочная деятельность» показал наличие синонимичных понятий «выставка» и «ярмарка». Мы разделяем точку зрения исследователей, разграничивающих данные понятия, поскольку они преследуют разные цели. Выставка - это информирование потребителей, а ярмарка - прямая продажа товаров и услуг. Раскрытие специфики выставочной деятельности потребовало обращения к системному подходу, позволившему выделить историю, цели, функции, структуру, элементы, ресурсы, интеграцию и коммуникацию выставочной деятельности.
В третьей главе были представлены возможные проблемы организации международных выставок и ярмарок и пути их решения. А также сформулированы перспективы развития международных выставок и ярмарок в России.
На современном этапе развития, учитывая усиление процессов интеграции в мировом экономическом пространстве, выставочно-ярмарочной деятельности является одной из самых динамичных сфер развития мировой экономики, поскольку она играет важную роль в укреплении международных связей, внутренней и внешней торговли, пропаганде передовых технологий и новых видов продукции.
При этом развитие международных выставок и ярмарок согласно основным направлениям государственной политики в сфере выставочно-ярмарочной деятельности не может быть обеспечен исключительно территориальными или структурными подразделениями администрации, поскольку для создания наиболее благоприятных условий для эффективного развития выставочной деятельности необходимо введение единой государственной политики в сфере выставочной деятельности и четкая координация действий государственных органов и органов местного самоуправления в этой сфере.
Таким образом, эффективность и результативность мероприятий по координации международных выставок и ярмарок определяется уровнем централизации деятельности в этой сфере.
Современная экономика развитых стран характеризуется изменениями в поведении покупателей, появлением новой шкалы ценностей относительно определения потребностей, статичность рынков, конкуренции, постоянно растет, и потребности в постоянно обновлении, как процесса производства, так и процессов коммуникации. Динамизм развития порождает стремление предприятий избавиться узких торговых связей и искать новые способы деловых контактов.
Соответственно изменилось прежнее безразлично отношение предприятий к выставок и ярмарок, которые сейчас считают одним из решающих составляющих системы: клиент - конкурент - обновление.
1. Конвенция о временном ввозе [Текст]: заключена в Стамбуле 26 июня 1990 года // Справочная система «Консультант плюс». Разд. «Международное право».
2. Парижская конвенция 1928 г. о международных выставках [Текст]: вступила в силу с 22 ноября 1928 года. // Справочная система «Консультант плюс». Разд. Международное право.
3. Таможенная конвенция о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (Конвенция A.T.A.) [Текст]: заключена в Брюсселе 06 декабря1961 (вместе со "Статусом Таможенной конвенции о карнете A.T.A. для временного ввоза товаров (Брюссель, 6 декабря 1961 года) // Справочная система «Консультант плюс». Разд. «Международное право».
4. Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств [Текст]: Межгосударственное соглашение о 26 мая 1995 года // Справочная система «Консультант плюс». Разд. Международное право.
5. Об экспортном контроле [Электронный ресурс] / Фед. Закон от 18 июля 1999 № 183-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство» // Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23850/
6. О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации [Электронный ресурс] / Фед. Закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство» // Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/
7. О рекламе [Электронный ресурс] / Фед. Закон от 13 марта 2003
года № 38-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство»// Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
8. О торгово-промышленных палатах [Текст]: фед. Закон: от 7 июля 1993 г. № 5340-I // Справочная система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство».
9. О торгово-промышленных палатах [Текст]: указ Президента: от 18 марта 1993 № 351 // Справочная система «Консультант плюс». Разд. «Законодательсво».
10. О Положении о порядке приема и учета членов Торгово-промышленной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс] / Постановление Правления ТПП РФ от 19 декабря 2002 № 47-5 // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательсво» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61082/
11. Об определении порядка организации торговых ярмарок на территории Белгородской области [Электронный ресурс] / Постановление Правительства Белгородской обл. от 6 ноября 2012 года № 442-пп // Справочная правовая система «Консультант плюс». Разд. «Законодательсво» // Режим доступа: http://www.consultant.ru/
12. О Белгородской торгово-промышленной палате [Текст]: Постановление губернатора Белгородской обл. от 28 июля 1994 № 388 // Справочная система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство».
13. О создании «Белэкспоцентра» - выставки товаров и услуг при Белгородской торгово-промышленной палате (БТПП) [Текст]: Постановление губернатора Белгородской обл. от 17 февраля 1995 № 114 // Справочная система «Консультант плюс». Разд. «Законодательство».
14. Александрова, Н. Выставочный менеджмент: стратегии управления маркетинговыми коммуникациями [Текст] / Н. Александрова, И. Филоненко. -М. : РИА Проэкспо, 2016. - С. 240.
15. Баранцев, Р. Г. Становление тринитарного мышления [Текст] / Р. Г. Баранцев. - НИЦ РХД, Научно-издательский центр "Регулярная и хаотическая динамика", 2012. - С. 124.
16. Березина, Е. А. Эффективность участия промышленного предприятия в выставочной деятельности [Текст] / Е.А. Березина // Nauka- rastudent.ru. - 2015. - № 3. - С. 1-7.
17. Блэк, С. Введение в паблик рилейшнз [Текст] / С. Блэк. - Ростов- на-Дону : Феникс, 2010. - С. 320.
18. Болотова, И. С. Выставочная деятельность как самостоятельная отрасль экономики [Текст] / И. С. Болотова // Белгородский экономический вестник. - 2014. - № 4. - С. 138-143.
19. Габдуллина, Л. М. Участие в выставке в сегменте В2В на примере компании ОАО АНК «Башнефть» [Текст] / Л. М. Габдуллина, Е. С. Липина // Габдуллина, Л. М. Выставочно-ярмарочная деятельность как инструмент маркетинга [Текст] / Л. М. Габдуллина, Е. С. Липина // Nauka- Rastudent.ru. - 2014. - № 3. - С. 1-9.
20. Гомилевская, Г. А. Геополитические и экономические предпосылки развития конгрессно-выставочной деятельности в Приморском крае [Текст] / Г. А. Гомилевская, И. Ю. Кушнарева // Известия Сочинского государственного университета. - 2013. - № 4-1 (27). - С. 63-68.
21. Гончарова, Л. Н. Выставка как способ продвижения продукции на рынок [Текст] / Л. Н. Гончарова, И. С. Болотова // Вестник Белгородского Университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 4. - С. 121-125.
22. ГОСТ 32608-2014. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения = Exhibition and trade fair activities. Terms and definitions [Текст] : / межгосударственный стандарт : изд. офиц. : введ. 2016¬01-01. - Москва: Стандартинформ. - 2014. - С. 15.
23. Гусев, Э. Б. Выставочная деятельность в России и за рубежом [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Э. Б. Гусев., В. А. Прокудин., А. Г. Салащенко - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». - 2010. - С. 516
24. Демешин, Л. В. Нестандартные формы и методы рекламы, оценка коммуникативной и экономической эффективности [Текст] / Л. В. Демешин. - М.: Лаборатория книги. - 2012. - С. 145.
25. Иванова, Е. Международные выставки Wire 2016 и Tube 2016 [Текст]: учебное пособие / Е. Иванова - М.: Металлург. - 2016. - № 5. - С. 99¬100.
26. Исследования УФИ-Всемирной ассоциации выставочной индустрии [Текст] / UFI. - 2014. - С. 13.
27. Карасев, Н. В. Эффективное участие в выставках [Текст] / Н. В. Карасев // Мир выставок. - 2015. - № 1. - С. 68.
28. Кирилловых, А. А. Организационно-правовые основы выставочной и ярмарочной деятельности [Текст] / А. А. Кирилловых // Сравнительная политика. - 2013. - № 2. - С. 23-28.
29. Ковалева, Т. А. Выставка как инструмент маркетинга [Текст] / Т. А. Ковалева // В сборнике: наука и Инновации в современных условиях. Сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 44-46.
30. Кроливецкий, Э. Н. Виды конкуренции и сопутствующие им модели рынка [Текст] / Петербургский экономический журнал / Э. Н. Кроливецкий, П. А. Андреев. - 2015. - № 2. - С. 55-69.
31. Кудикова, Е. С. Разработка плана мероприятий улучшения бренда потребителями и сотрудниками [Текст]: учебное пособие / Е. С. Кудикова, С. В. Земляк // Маркетинг и логистика. - 2015. - № 1-1. - С. 21-32.
32. Лавриненко, Я. Б. Современные подходы к оценке эффективности рекламы [Текст] / Я. Б. Лавриненко. - М.: Пресс-К. - 2014. - С. 112.
33. Ламбен, Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива [Текст] пер. с французского / Ж. Ж. Ламбен. - СПб. : Наука. - 2010. - С. 589.
34. Лидовская, О. П. Оценка эффективности маркетинга и рекламы. Готовые маркетинговые решения [Текст] / О. П. Лидовская. - СПб. : Питер, 2006. - С. 312.
35. Мамонтенко, Н. С. Выставочно-ярмарочная деятельность - эффективное направление развития экономики [Текст] / Н. С. Мамонтенко, А. В. Сутягина // Экономика: реалии времени. - 2015. № 1 (17).
36. Марусева, И.В. Дипломное проектирование в области PR и рекламы [Текст]: учебное пособие, ч. 1. Теоретические основы дипломного проектирования: рынок, PR и реклама / И.В. Марусева. -М. : Берлин : Директ-Медиа, 2014. - С. 363.
37. Медведева, Э. А. Развитие конгрессно-выставочного сектора экономики. Зарубежный опыт [Текст] / Э. А. Медведева, Е. В. Попова // Контентус. - 2013. - № 11. - С. 68-75.
38. Молькин, А. Н. Управление процессом организации выставок и ярмарок [Текст] / А. Н. Молькин, И. В. Акифьев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - №4 (102). - С. 61-68.
39. Нестерова, Д. В. Презентационно-выставочная деятельность в продвижении экспорта транспортных услуг [Текст] / Д. В. Нестерова, Т. В. Кулакова // Экономика региона. - 2012. - № 1. - С. 127-136.
40. Никольская, Е. Ю. Современные проблемы и перспективы развития гостиничного бизнеса [Текст]: учебное пособие / Е. Ю. Никольская - М.: Путь науки. - 2015. - Т. 1. - № 11. - С. 65-68.
41. Огородникова, Е. М. Реклама как форма массовой коммуникации [Текст] / Е. М. Огородникова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология». - М. : Изд-во МГОУ, 2013. - №3. - С. 93-100.
42. Опрятная, О. М. Тринитарный подход как методологическое основание управления сложностью [Текст] / О. М. Опрятная // Социология: 4М.- 2015. - № 21. - С. 32.
43. Педыч, Л. П. Управление конгрессной деятельностью как фактором инновационного развития региона (на примере Москвы и Санкт- Петербурга) [Текст] : автореф. дис. ... канд. эконом. наук / Л. П. Педыч. - М., 2013. - С. 24.
44. Петелин, В. Г. Основы менеджмента выставочной деятельности [Текст]: учебник / В. Г. Петелин. - М. : Юнити-Дана, 2015. - С. 448.
45. Попова, Т. Н. Формирование конгрессно-выставочного кластера в туристской дестинации [Текст] : дис. . канд. эконом. наук / Т. Н. Попова. - Санкт-Петербург, 2015. - С. 147.
46. Почепцов, Г. Г. Теория коммуникации [Текст] : учеб. пособие / Г.Г. Почепцов. - Изд-во Ваклер, 2012. - С. 656.
47. Риза-Заде, Н. И. Международные выставки АПК в Москве [Текст] / Птица и птицепродукты // Н. И. Риза-Заде. - 2015. - № 2. - С. 12-14.
48. РСВЯ. Мониторинг показателей выставок организаторов - членов за 9 месяцев 2015 года [Текст] / РСВЯ. - 2015. - С. 5.
49. Рубинштейн, Е. Д. Выставочная деятельность за рубежом: анализ и перспективы развития [Текст]: учебное пособие / Е. Д. Рубинштейн, О. Н. Блинова. - М.: Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 5.
50. Седенков, С. Е. Выставки как новые формы рекламной коммуникации [Текст] / С. Е. Седенков, В. В. Бритвина // Международный туризм и спорт : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. с международ. с участием / под ред. Ю. В. Жилковой. - РГУФКСМиТ, 2014. - С. 105-109.
51. Седенков, С. Е. Количественные и качественные оценки эффективности участия в выставке [Текст] / С. Е. Седенков, В. Г. Конюхов // Всероссийская научно-практическая конференция. - 2017. - С. 135
52. Симонов, К. В. Современный экспобизнес: условия
предпринимательства и управленческие технологии [Текст] : Монография /К.В. Симонов. - М. : НИЦ ИНФРА-М, 2014. - С. 656.
53. Стровский, Л. Е. Основы выставочно-ярмарочной деятельности [Текст] / Л. Е. Стровский, Е. Д. Фролова, Д. Л. Стровский - М. : Юнити-Дана, 2015. - С. 288.
54. Тихонова, Г. Особенности организации выставочной деятельности компании на b2b рынке [Текст] / Г. Тихонова, Н. Разоренова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - № 2. - С.
42-44.
55. Ушакова, К. О. Выставки и ярмарки как средство продвижения товаров на рынки сбыта [Текст] / К. О. Ушакова // European Research. - 2015. - № 2. - С. 31-32.
56. Фролов, А. А. Управление выставочной деятельностью с использованием информационных технологий [Текст] : Монография / А. А. Фролов, И. Г. Бычков, В. Б. Щербатский. - Екатеринбург, 2014. - С. 100.
57. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций [Текст]: Монография 4-е международное издание / Р. Харрис, пер. О. Березкина, Н. Обозов. - М.: Олма-Пресс, 2012. - С. 448.
58. Шарков, Ф. И. Интегрированные коммуникации: Массовые коммуникации и медиапланирование [Текст] : учебник для бакалавров / Ф. И. Шарков, В. Н. Бузин. - М. : Дашков и Ко, 2012. - С. 486.
59. «Белэкспоцентр» - выставочно-конгрессный комплекс [Электронный ресурс] / «Белэкспоцентр» - Режим доступа: http://www.belexpocentr.ru/
60. Белгородская торгово-промышленная [Электронный ресурс] / Белгородская торгово-промышленная палата - Режим доступа: http://belgorod.tpprf.ru/ru/
61. Все о выставках [Электронный ресурс] / Allexpo - Режим доступа: http://www.allexpo.ru/
62. Выставки России, СНГ и Мира [Электронный ресурс] / EXPONET - Режим доступа: http://www.exponet.ru/
63. Катаева, Н. Н. Анализ сбытовой политики промышленного предприятия [Электронный ресурс] / Н. Н. Катаева // Nauka-rastudent.ru. - 2015. - № 13 (013-2015) - Режим доступа: http://nauka-rastudent.ru/13/2373
64. Российский союз выставок и ярмарок [Электронный ресурс] / Российский союз выставок и ярмарок - Режим доступа: http: //www.uefexpo .ru/
65. Торгово-промышленная палата Российской Федерации [Электронный ресурс] / Торгово-промышленная палата - Режим доступа: http://tpprf.ru/ru/
66. Федорова, Е. В. Развитие конгрессно-выставочной деятельности в России [Электронный ресурс] / Е. В. Федорова // Современные технологии управления. — Дата публикации: 2013-10-08. - Номер статьи: 3405. - №10 (34). Режим доступа: http://sovman.ru/article/3405/
67. ЦВК «Экспоцентр» - [Электронный ресурс] / «Экспоцентр»// -Режим доступа: http://www.vendingexpo.ru/exhibition/target_audience/
68. The Global Association or the Exhibition Industry - [Электронный ресурс] // UFI // Режим доступа: http://www.ufi.org/
69. Malhotra, N.K. Marketing Research. An Applied Approach[Text] / Naresh K. Malhotra & DavidF. Birks. - 3rd ed. // Prentice Hall, 2013. - P. 786.
70. Rugman, A.M. International Business [Text] / Alan M. Rugman, Richard M. Hodgetts - 3rd ed. // Prentice Hall, 2013. - P. 628.
71. Trott, P. Innovation Management and New Product Development [Text] / Paul Trott. - 2nd ed. // Prentice Hall, 2015. - P. 426.