Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭЛЕКТРОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ СОЧИНЕНИЯ МУЗЫКИ У ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Работа №145228

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ СОЧИНЕНИЯ МУЗЫКИ У ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И АРАНЖИРОВКА» 9
1.1. Характеристика умений сочинения музыки 9
1.2. Возрастные особенности и музыкальные способности подростков
детской музыкальной школы 17
1.3. Особенности развития умений сочинения музыки у подростков
на занятиях по учебному предмету «Компьютерная композиция и аранжировка» 24
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ СОЧИНЕНИЯ
МУЗЫКИ У ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «КОМПЬЮТЕРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ И АРАНЖИРОВКА» 30
2.1. Содержание и структура комплекса упражнений по развитию умений
сочинения музыки у подростков на занятиях по учебному предмету «Компьютерная композиция и аранжировка» в детской музыкальной школе 30
2.2. Технология создания комплекса упражнений для развития умений сочинения музыки у подростков в детской музыкальной школе 37
2.3. Анализ апробации комплекса упражнения по развитию умений сочинения музыки у подростков на занятиях по учебной дисциплине «Компьютерная композиция и аранжировка» в ДМШ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56


В области музыкального образования, как отечественного, так и зарубежного, развитие творческих умений у обучающихся является одной из основных задач. Творческие умения у учащихся являются наиболее высокоорганизованными и важными для создания новых и оригинальных образов в искусстве, музыке.
Творческие умения формируются как основные профессиональные качества будущих музыкантов, но также рассматриваются как средство развития музыкального мышления, воспитания творческой индивидуальности, развития творческих сторон личности, как необходимые для осуществления различных видов деятельности в области музыкального искусства.
Наиболее полными и естественными формами творческого самовыражения музыканта являются сочинение музыки, импровизация. Процесс сочинения музыки основывается на богатой художественной фантазии и процессах воображения человека, которые в свою очередь активизируют самостоятельную и независимую творческую мысль.
Важно начинать формировать в ребенке еще в детстве фантазию, воображение, открыть перед ребенком как можно больше путей развития разнообразных способностей, в данном случае, музыкальных. Необходимо создавать для ребенка условия для музыкального экспериментирования, насыщать его опыт знакомства с музыкой, развивать умения построения композиции, стимулировать на собственное творчество. Творчество противостоит банальному воспроизведению и ремесленничеству в искусстве. Поэтому в сегодняшнем образовательном процессе приобретает актуальность не столько передача знаний, сколько воспитание мотивированной на успех и самореализацию творческой личности.
Импровизация и сочинение музыки является важным компонентом, эффективно способствующим раскрытию творческого потенциала учащегося, активизируя творческую мысль юного музыканта.
Наряду с классическими музыкальными инструментами, на которые ориентировано обучение музыке в детской музыкальной школе, сегодня в дополнительном музыкальном образовании все большее распространение получают музыкально-компьютерные технологии (далее по тексту, МКТ), обладающие широким спектром возможностей. Современный мир призывает нас широко и разнообразно использовать компьютерные технологии в различных видах деятельности человека, также они актуальны и в сфере искусства, музыки. Музыкальный компьютер становится важным и востребованным в деятельности композитора, аранжировщика, музыкального оформителя, музыкального редактора и все шире применяется в преподавательской деятельности. Данные технологии открывают колоссальные возможности для творческого эксперимента, расширения музыкального кругозора, и это делает обучение владению ими особенно актуальным. Инновационные компьютерные технологии, ориентированы на современное музыкальное образование, создают условия для подготовки музыкального деятеля, владеющего кроме традиционных музыкальных дисциплин музыкальным компьютером как новым музыкальным инструментом.
Однако существует ряд противоречий между:
• востребованностью современных компьютерных технологий на занятиях в детской музыкальной школе, с одной стороны, и недостаточным методическим обоснованием их применения в процессе развития умений сочинения музыки, с другой стороны;
• готовностью педагогов к использованию компьютерных технологий в процессе развития умений сочинения музыки у подростков, с одной стороны, и отсутствием готовых дидактических продуктов в данной области, с другой стороны;
Противоречия выявляют проблему исследования: научное обоснование применения комплекса электронных упражнений как средства развития умений сочинения музыки у подростков в детской музыкальной школе.
Тема исследования: «Электронные упражнения как средство развития умений сочинения музыки у подростков в детской музыкальной школе»
Цель работы: теоретически обосновать, разработать и внедрить комплекс электронных упражнений, направленный на развитие умений сочинения музыки у подростков в детской музыкальной школе.
Объект исследования: процесс развития умений сочинения музыки у подростков в детской музыкальной школе.
Предмет исследования: содержание и технология создания комплекса электронных упражнений для развития умений сочинения музыки у подростков в ДМШ.
Гипотеза: исследования состоит в том, что успешное применение комплекса электронных упражнений как средства развития умений сочинения музыки у подростков в детской музыкальной школе возможно при условии, если:
1) комплекс электронных упражнений будет разработан в соответствии с рабочей программой учебного предмета «Компьютерная композиция и аранжировка»;
2) содержание комплекса упражнений будет учитывать возрастные особенности подростков;
3) комплекс упражнений будет выполнен с применением одного из современных компьютерных нотных редакторов, обеспечивающих достаточный уровень визуальной и аудиальной наглядности.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) дать характеристику умений сочинения музыки;
2) охарактеризовать возрастные особенности подростков;
3) раскрыть специфику развития умений сочинения музыки у подростков на занятиях по учебному предмету «Компьютерная композиция и аранжировка»;
4) определить содержание и структуру комплекса электронных упражнений для развития умений сочинения музыки;
5) раскрыть технологию создания комплекса электронных упражнений;
6) провести анализ апробации комплекса электронных упражнений на занятиях с подростками в детской музыкальной школе.
Методологической основой исследования являются: по возрастным особенностям подростков (Выготский Л.С., Кулагина И.Ю. и др.); исследования в области психологии музыкальных способностей (Алиев Ю.Б., Анисимов В.П., Кабалевский Д.Б., Кирнарская Д.К., Михайлова М.А., Теплов Б.М.); теория и практика применения компьютерных технологий в системе музыкального образования (Бельтюков А.О., Горбунова И.Б., Тараева Г.Р.); труды, посвященные вопросам формирования музыкальных умений (Арановский М.Г., Буторина Н.И.); исследования в области развития музыкально-творческих умений (Иофис Б.Р., Красильников И.Т.).
Методы исследования:
• теоретические - изучение педагогической, методической литературы, изучение и обобщение имеющегося опыта развития умений сочинения музыки у подростков;
• практические - изучение возможностей музыкально-компьютерного оборудования и программ, разработка структуры и содержания комплекса электронных упражнений, педагогическое наблюдение, анализ результатов апробации электронного комплекса упражнений.
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании возможности применения электронного комплекса упражнений для развития умений сочинения музыки у подростков в детской музыкальной школе.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанного в выпускной квалификационной работе электронного комплекса упражнений на занятиях по композиции и аранжировке в детской музыкальной школе, в возможности использования материалов работы в курсах повышения квалификации преподавателей, а также для дополнения имеющихся методик преподавания композиции в детской музыкальной школе.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на занятиях по учебному предмету «Компьютерная композиция и аранжировка» с обучающимися Муниципального автономного учреждения культуры дополнительного образования «Детская музыкальная школа №1 имени М.П. Фролова».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Обучение сочинению музыки позволяют развить творческий потенциал ребёнка, его художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизировать память, наблюдательность, сосредоточенность. Поэтому обучение сочинению в ДМШ и ДШИ должно занимать значительное место в системе музыкального воспитания и образования учащихся. Использование в процессе сочинения музыки инновационных компьютерных технологий обогащает этот процесс и делает его разнообразным.
Для получения хороших результатов необходимо проводить данные занятия с учетом индивидуальных музыкальных и возрастных особенностей учащихся.
Сочинение музыки в силу своей специфики с наибольшей полнотой способно выявить и развить творческие возможности ребенка, поэтому в настоящее время особую актуальность при обучении компьютерной композиции и аранжировке в ДМШ приобретают занятия по сочинению музыки.
Для освоения учащимися данных умений большую помощь может оказать электронный комплекс упражнений как средство развития умений сочинения музыки у подростков в детской музыкально школе. При этом должны быть выполнены определенные педагогические условия, включающие:
• высокое качество подобранного материала;
• техническую оснащенность класса;
• соответствующий уровень подготовки учащихся.
Электронный комплекс упражнений является эффективным средством развития умений сочинения музыки, которое может быть использовано как в классе, так и для самостоятельной работы дома.
В ходе работы были решены основные задачи, представленные во введении.
Основные выводы проведенного исследования сводятся к следующему:
1) электронный комплекс упражнений позволяет оптимизировать процесс развития умений сочинения музыки;
2) применение электронного комплекса может оказать существенную помощь учащимся в их самостоятельной работе;
3) широкое привлечение современных средств обучения, в том числе электронного комплекса упражнений, способствует повышению качества музыкального образования, развитию интереса к музыке, вовлечению в активную музыкально-творческую деятельность;
4) электронный комплекс упражнений призван не заменять, а дополнять и расширять возможности традиционных методических средств обучения.
Разумеется, данная работа не претендует на исчерпывающее решение всех связанных с исследуемой проблемой вопросов. Представляется важным дальнейшая доработка, расширение и усовершенствование электронного комплекса упражнений, дальнейшее уточнение условий его применения, более точный учет индивидуальных особенностей учащихся, применяющих данный комплекс и др.
Итак, привлечение современных средств обучения способствует повышению качества музыкального образования, и в этой связи использование электронного комплекса упражнений как дидактического средства имеет свою наибольшую актуальность именно в данной сфере.
Проведенная апробация подтвердила возможность использования электронного комплекса упражнений в процессе развития умений сочинения музыки у подростков в детской музыкальной школе. Апробация показала, что применение комплекса:
• позволяет развить умения сочинения музыки;
• способно оказать существенную помощь по самостоятельному освоению сочинения музыки.
Таким образом, гипотеза работы, которая состояла в том, что успешное применение комплекса электронных упражнений, является средством развития умений сочинения музыки у подростков в детской музыкальной школе, подтверждается, в том случае, если:
1) комплекс электронных упражнений разработан в соответствии с рабочей программой учебного предмета «Компьютерная композиция и аранжировка»;
2) содержание комплекса учитывает возрастные особенности подростков и их индивидуальные возможности;
Таким образом, цель настоящего исследования достигнута, гипотеза доказана.



1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе) [Текст] / Ю.Б. Алиев. - Воронеж: НПО «МОДЭК» 2002. - 350 с.
2. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей [Текст] / В.П. Анисимов. - Москва: Советский композитор, 2004. - 207 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст] / В.И Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. - 608 с.
4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / В.П. Анисимов. - Москва: Советский композитор, 1991. - 376 с.
5. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство [Текст] / Л.А. Баренбойм. - Москва: Музыка, 1974. - 336 с.
6. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности [Текст] / М.П. Блинова. - Москва: 1974. - 144 с.
7. Буторина Н.И. Формирование навыков композиции у студентов-
бакалавров [Текст] / Н.И. Буторина // Акмеология профессионального образования: материалы 13 Всероссийской научно-практической конференции, Екатеринбург; ред. коллегия: О.Б. Акимова, Г.П. Сикорская, Н.К. Чапаев. - Екатеринбург: Российский государственный
профессионально-педагогический университет, 2016. - 225-229 с.
8. Выготский JI.C.Психология искусства [Текст] / JI.C Выготский. - Москва: Искусство, 2000. - 413 с.
9. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Выготский Л.С. - Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
10. Гладышева О.О. Музыкальная педагогика [Текст] / О.О. Гладышева; под ред. В.В. Крюковой. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 288 с.
11. Гетманенко А.О. Развитость креативного мышления в структуре музыкальной одарённости [Текст] / А.О. Гетманенко // Сибирский психологический журнал. - 2015. - 86-89 с.
12. Гильманов С.А. Психологические характеристики музыкального мышления [Текст] / С.А. Гильманов // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2012. - С. 194-201.
13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2009. - 448 с.
14. Иофис Б.Р. Формирование умений импровизации и сочинения
музыки у будущих учителей в процесс профессиональной вузовской подготовки [Текст] : автореф. на соиск. ученой степени к.п.н. по
специальности: 13.00.08 / Б.Р. Иофис // Теория и методика профессионального образования. - Москва, 2006. - 164 с.
15. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - Москва: Педагогика, 1986. - 192 с.
16. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст] / Д.К. Кирнарская // Таланты XXI век. - Москва, 2004. - 496 с.
17. Коваленко В.Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности [Текст] / В.Г. Коваленко. - Москва 1995. - 173 с.
18. Коджаспирова Г.М. Словарь по педагогике [Текст] /
Г.М. Коджаспирова. - Москва: Март, 2005. - 448 с.
19. Келдыш Ю.В. Музыкальная энциклопедия / [Текст] /
Ю.В. Келдыш. - Москва: Сов. энциклопедия, в 6-ти т., т. 1, 1973. - 1072 с.
20. Кулагина И.Ю. Возрастная психология [Текст] / И.Ю. Кулагина. - Москва: УРАО, 1999. - 175 с.
21. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений [Текст] : учеб. пособие / Л.А. Мазель. - Москва, 1986. - 528 с.
22. Мандель Б.Р. Педагогическая психология [Текст] / Б.Р. Мандель-
Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 384 с.
23. Мальцев С.М. О психологии музыкальной импровизации [Текст] / С.М. Мальцев. - Москва 1991. - 85 с.
24. Михайлов Дж.К. Музыкальная энциклопедия [Текст] / Дж.К. Михайлов; гл. ред. Ю. Келдыш. - Т. 4. - Москва, 1978. - С. 516-518.
25. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов [Текст] / М.А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240 с.
26. Мун Л.Н. Импровизация младших школьников на уроках музыки [Текст] / Л.Н. Мун // Искусство в школе. - Москва, 2003. - С. 44-51.
27. Муха А.И. Процесс композиторского творчества (Проблемы и пути исследования) [Текст] / А.И. Муха. - Киев, 1979. - 271 с.
28. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции [Текст] / Е.В. Назайкинский. - Москва: 1982. - 319 с.
29. Найко Н.М. Отражение проблем творческого процесса в литературном наследии русских композиторов XIX первой половины XX века [Текст] : автореферат диссертации / Н.М. Найко. - Новосибирск 2003. - 24 с.
30. Ожегов С.И. и др. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, П.Ю. Шведова. - Москва: А Темп, 2004. - 874 с.
31. Петрушин В.И. Музыкальная психология [Текст] / В.И. Петрушин Москва, 1997. - 384 с.
32. Подласый И.П. Педагогика 100 вопросов - 100 ответов [Текст] : учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 365 с.
33. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика [Текст] / Я.А. Пономарев. - Москва 1976. - 280 с.
34. Сиротин С.И.Sibelius глазами музыканта. Пособие для изучающих компьютерную программу [Текст] / С.И. Сиротин. - Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед ун-т», 2009. - 78 с.
35. СтарчеусМ. С. Слух музыканта [Текст] / М.С. Старчеус. - Москва: Изд-во Моск. гос. консерватории им. П. И. Чайковского, 2003. - 639 с.
36. Сухова Л.Г. Сочинение музыки как фактор развития музыкальных способностей студентов [Текст] / Л.Г. Сухова // Научное обозрение педагогические науки. - Москва, 2015. - 112 с.
37. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике [Текст] / Г.Р. Тараева. - Москва, 2007 - 128 с.
38. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. - Москва: Педагогика, 1988. - 176 с.
39. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов. - Москва, 1947. - 355 с.
40. Усачева В.О. Уроки сочинения. Теория и методика музыкального образования детей [Текст] / В.О. Усачева. - Москва: Флинта-Наука, 1999. - 242 с.
41. Усачева В.О. Импровизация и сочинение музыки как творческий метод развивающего обучения детей [Текст] : автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук : 13.00.02. / В.О. Усачева. - Москва: Ин-т художеств, образования Рос. акад. образования, 2002. - 34 с.
42. Фурманов В.И. Компьютерный набор нот [Текст]: практ. пособие для начинающих / В.И. Фурманов. - Москва: Современная музыка, 2015. - 161 с.
43. Шилов В.Л. и др. Словарь компьютерно-музыкальных терминов [Текст] / В.Л. Шилов, А.А. Шаров. - Москва: Современная музыка, 2003. - 400 с.
44. Бельтюков А.О. Нотографический редактор Sibelius как средство обучения студентов бакалавров музыкальной стилистике [Электронный ресурс] / А.О. Бельтюков // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании. - Режим доступа : http://elar.rsvpu.ru/handle/123456789/12608(дата обращения: 22.04.2019).
45. Бодина Е.А. Сочинение музыки в системе общего образования: отечественные и зарубежные подходы и концепции [Электронный ресурс] / Е.А. Бодина. - Режим доступа :https://cyberleninka.ru/article/sochinenie-muzyki-sisteme-obschego-obrazovaniya-otechestvennye-i-zarubezhnye-podhody-i-kontseptsii (дата обращения: 23.06.2019).
46. Вазлеев В.А. Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] / В.А. Вазлеев // Молодой ученый - 2016. - №24. - С. 280-282. - Режим доступа :https:ZZmoluch.ru/ archive/128/35584/ (дата обращения: 23.06.2019).
47. Горбунова И.Б. Музыкальный компьютер как новый инструмент педагога-музыканта в школе цифрового века [Электронный ресурс] И.Б. Горбунова. - Режим доступа : https:ZZcyberleninka.ru/articleZnZmuzykalnyy-kompyuter-kak-novyy- instrument-pedagoga-muzykanta-shkola(дата обращения: 22.04.2019)
48. Кирнарская Д.К. Архитектонический слух в структуре одаренности композитора [Электронный ресурс] Z Д.К. Кирнарская // Психология творчества. - Режим доступа :http:ZZwww.nbpublish.comZlibrary_get_pdf. php?id=32996 (дата обращения: 10.10.2018).
49. Коргуева Э.С. Особенности преподавания композиции в детской музыкальной школе [Электронный ресурс] Z Э.С. Коргуева // Международный студенческий научный вестник. - Режим доступа:https:ZZscienceforum.ruZ2014ZarticleZ 2014006724 (дата обращения: 13.12.2018).
50. Лахмостова Л.В. Некоторые аспекты обучения импровизации и сочинению в ДМШ и ДНИ [Электронный ресурс] / Л.В. Лахмостова. - Режим доступа : http:ZZdshimedvezhyozera.edusite.ruZMedia/improviz (дата обращения: 09.12.2018).
51. Мустафина А.С. Авторская программа «Композиция» для ДШИ, ДМШ [Электронный ресурс] / А.С. Мустафина. - Режим доступа :https:ZZinfourok.ruZavtorskaya_ programma_kompoziciya_dlya_dshi_dmsh-287517 .html (дата обращения: 03.11.2018)
52. Sibelius Ultimate [Эле'клронный ресурс] ZZ Avid Technology. - Режим доступа к ресурсу : https:ZZwww.avid.com/sibelius-ultimate (дата обращения: 10.03.2019).
53. Working with Microsoft PowerPoint [Эле'клронный ресурс] ZZ Eastern Institute of Technology. - Режим доступа к ресурсу:http:ZZwww2.eit.ac.nzZlibraryZDocumentsZ Working_With_PowerPoint_Combined. Pdf (дата обращения: 23.05.2019).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ