ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ
СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 10
1.1. Понятие, цели и принципы оценки стоимости предприятия 10
1.2. Государственное регулирование оценочной деятельности 16
1.3. Подходы в оценке стоимости предприятия 20
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ООО «ОКТОБЛУ» 35
2.1 Краткая характеристика предприятия 35
2.2 Анализ финансового состояния предприятия 37
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия 40
2.4 Анализ коэффициентов рентабельности 44
2.5 Анализ коэффициентов деловой активности 48
2.6. Анализ финансовых коэффициентов ликвидности и платежеспособности 53
3. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 57
3.1. Определение стоимости предприятия с использованием доходного
подхода 57
3.2. Определение стоимости предприятия с использованием
сравнительного подхода 63
3.3. Определение стоимости предприятия с использованием затраного
подхода ООО «Октоблу» 63
3.4. Согласование результатов 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
Процессы, которые происходят на нынешнем этапе в российской экономике, привели к возрождению и развитию оценочной деятельности, актуальность и востребованность результатов, которой в условиях рынка фактически неоспоримы. Оценка и ее ключевая категория - «стоимость» являются комплексным показателем целесообразности, полезности и значимости того или иного результата какой-либо деятельности в сфере рыночных отношений.
Оценка стоимости предприятия - это упорядоченный, целенаправленный процесс определения стоимости предприятия в денежном выражении с учетом вероятного и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка.
Особенностью процесса оценки стоимости предприятия, несомненно, является ее рыночный характер. Это означает, что оценка стоимости предприятия не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или покупку объекта оценки, она обязательно учитывает всю совокупность рыночных факторов: фактор риска, фактор времени, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, а также макро- и микроэкономическую среду обитания. При этом подходы и методы, которые использует оценщик, определяются, в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и от экономических особенностей объекта оценки, а также от целей и принципов оценки.
На сегодняшний день для России, исследование и приспособление к реальным условиям существующих в мировой экономике методов оценки бизнеса набирает большую актуальность. Это связано с тем, что необходимость определения стоимости бизнеса может быть связана со следующими обстоятельствами: обоснование инвестиционного решения; повышение эффективности управления предприятием; реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.); определение текущей рыночной стоимости предприятия в случае его частичной или полной покупки или продажи, при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.; разработка плана развития (бизнес- план); определение кредитоспособности предприятия и величины стоимости залога при кредитовании; определение стоимости ценных бумаг предприятия, паев, долей в его капитале в случаях проведения различных операций с ними; налогообложение предприятия (при определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку предприятия); определение рыночной стоимости имущества при проведении страховых операций; внесение в уставной капитал имущественных вкладов учредителей; переоценка активов предприятия для целей бухгалтерского учета; выкуп акций у акционеров; обжалование судебного решения об изъятии собственности; определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду; эмиссии ценных бумаг.
Из всего вышеизложенного, можно сказать, что оценка стоимости предприятия (бизнеса) в современном мире - это очень актуальная тема, исследованию которой и посвящена представленная выпускная квалификационная работа. Тема данной работы будет рассмотрена на примере Екатеринбургского спортивного гипермаркета ООО «Октоблу».
Объектом исследования представленной выпускной квалификационной работы является стоимость современного предприятия (бизнеса). Предметом исследования работы - оценка стоимости предприятия (бизнеса) в современных условиях.
Изучение выбранной темы предполагает достижение следующей цели:
- исследовать основные теоретические и практические аспекты оценки стоимости предприятия (бизнеса) на примере ООО «Октоблу».
В соответствии с определенной целью в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические и методические элементы оценки стоимости предприятия (бизнеса);
• проанализировать деятельность и будущее развитие предприятия (бизнеса) на примере Екатеринбургского спортивного гипермаркета ООО «Октоблу»;
• произвести оценку стоимости предприятия (бизнеса) на примере Екатеринбургского спортивного гипермаркета ООО «Октоблу»;
...
В представленной выпускной квалификационной работе была исследована тема - «Определение рыночной стоимости предприятия сферы торговли». При изучении этой темы была поставлена конкретная цель - раскрыть содержание темы в теоретическом и практическом аспекте, и провести анализ полученных материалов и сведений. В процессе изучения и исследования были решены следующие задачи:
• рассмотрены теоретические и методические основы оценки стоимости предприятия (бизнеса) с точки зрения практической реальной экономики;
• проанализирована деятельность и перспективы развития предприятия (бизнеса) на примере Екатеринбургского спортивного гипермаркета ООО «Октоблу»;
• произведена оценка стоимости предприятия (бизнеса) на примере Екатеринбургского спортивного гипермаркета ООО «Октоблу».
По итогам проведенных исследований можно сделать такие выводы:
• оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на конкретную дату;
• оценка стоимости бизнеса представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.
Оценку предприятия (бизнеса) проводят в следующих целях:
• повышения эффективности текущего управления предприятием;
• принятия обоснованного инвестиционного решения;
• купли-продажи предприятия;
• определения доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из компаньонов;
• реструктуризации предприятия;
• разработки плана развития предприятия;
• определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании;
• страхования;
• налогообложения;
• принятия обоснованных управленческих решений и в иных случаях.
Для определения стоимости предприятия (бизнеса) применяют специальные приемы и способы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый отдельный метод оценки предполагает анализ определенной информации и соответствующий алгоритм расчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретную дату, все методы являются рыночными, так как учитывают сложившуюся рыночную конъюнктуру, риски, ожидания инвесторов, сопряженные с оцениваемым бизнесом, предполагаемую «реакцию» рынка при сделках с оцениваемым объектом.
В представленной выпускной квалификационной работе была проведена оценка стоимости Екатеринбургского спортивного гипермаркета ООО «Октоблу». Данное предприятие является частным. Оно занимается продажей спортивного инвентаря. По результатам финансового анализа можно сказать, что ООО «Октоблу» обладает хорошим запасом финансовой устойчивости, это позволяет ему «быть на плаву», конкурировать с другими предприятиями в своей экономической зоне, увеличивать объемы продажи, расширять ассортимент и привлекать дополнительных клиентов почти без финансового риска.
Для определения рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ООО «Октоблу» в рамках данной работы использовалось два подхода - затратный подход (метод чистых активов) и доходный подход (метод дисконтированных денежных потоков). По итогам согласования результатов рыночная стоимость объекта оценки составляет 3 634 640,7 тыс. руб.
Следует отметить, что стоимость данного предприятия по 70
современным оценкам достаточно высока, и это объясняется финансовой политикой ООО «Октоблу», которая придерживается следующей тенденции - крайне редко прибегать к привлечению капитала со стороны (кредиты и займы), а также сохранять крайне маленькую сумму кредиторской задолженности. Компания ООО «Октоблу» является очень привлекательной, и для вероятной сделки купли-продажи, и для всевозможного рода инвестирования в нее.
1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. Пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев.- M.: Финансы и статистика. 2014. - 529 с.
2. Валдайцев В.С. Оценка бизнеса и инноваций: Учебное пособие для студентов и преподавателей. / В.С. Валдайцев. - М.: Филинъ, 2015. - 486 с.
3. Вартанов А. С. Экономическая диагностика деятельности
предприятия: организация и методология: Учеб. Пособие /
A. С. Вартанов. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 326 с.
4. Васильева Л.С., Петровская М.В. Анализ хозяйственной
деятельности: учебник / Кнорус, Москва, 2016. - 605 с.
5. Гурунян, Т.В. Оценка стоимости бизнеса (предприятия): учеб. Пособие/ Т.В. Гурунян, О.Ю. Щербина; РАНХиГС, Сиб. ин-т. - Новосибирск: Изд-во СибАГС, 2015. - 259 с.
6. Григорьев, В.В. Оценка предприятия: теория и практика. /
B. В. Григорьев. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2014. - 320 с.
7. Есипов, В.Б. Оценка бизнеса: учебник /В.Е. Есипов. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 464 с.
8. Казакова Н. А. Финансовый анализ. Учебник и практикум; Юрайт - Москва, 2014. - 544 с.
9. Корниенко Б. И. Оценка стоимости предприятия с использованием метода дисконтированных денежных потоков в рамках доходного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - № 7 (июль). - 224 с.
10. Косорукова И.В., Секачев С.А., Шуклина М.А. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса (под ред. Д.э.н. И.В. Косоруковой). - «Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2016 г. - 182 с.
11. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 6-е изд., испр. И доп. - М. : ИНФРА-М, 2017. - 378 с.
12. Сысоева О.О. Методические аспекты оценки инвестиционного потенциала предприятий - 2016г. — 158 с.
13. Чеботарев, Н.Ф. Оценка стоимости предприятия (бизнеса): Учебник / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2015. - 256 с.
14. Щербаков, В.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). / В.А. Щербаков. - М.: Издательство Омега, 2014. - 288 с.
15. Эванс, Ф. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях / Ф. Эванс. - М.: Альпина Паблишер, 2015. — 332 с.
... всего 46 источников