Проектирование учебно-методических материалов дисциплины «Нормирование точности и технические измерения» для подготовки бакалавров профессионального обучения по профилю «Металлургия»
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН И МОДУЛЕЙ 7
1.1. Виды деятельности педагога профессионального обучения 7
1.2. Состав учебно-методического комплекса учебной дисциплины 19
1.3. Особенности содержания дисциплины «Нормирование точности и
технические измерения» для подготовки бакалавров профессионального обучения по профилю «Металлургия» 28
1.4. Описание ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04
Профессиональное обучение (по отраслям) 30
2. РАЗРАБОТКА СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ
ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИСЦИПЛИНЫ «НОРМИРОВАНИЕ ТОЧНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ» 37
2.1. Составление фрагмента рабочей программы дисциплины «Нормирование
точности и технические измерения» с учетом профиля Металлургия для подготовки студентов по металлургии 37
2.2. Разработка содержания обзорных лекций и презентаций
для студентов заочной формы обучения в соответствии с рабочей программой 41
2.3. Разработка заданий и инструкций по выполнению практических работ,
выполняемых в форме дистанционного обучения 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А. БЛАНК ЗАДАНИЯ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. КОНСПЕКТ ОБЗОРНОЙ ЛЕКЦИИ И ПРЕЗЕНТАЦИИ ПО ТЕМЕ «ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 2 103
В сфере образования, как и в других областях материального и духовного производства, наблюдается тенденция к внутрипрофессиональной дифференциации. В связи с этим профессионально-педагогическое образование было выделено в самостоятельную отрасль подготовки специалистов. Согласно действующему классификатору специальностей высшего профессионального образования, педагогические и профессионально-педагогические
специальности входят в группу специальностей, объединенных общим названием «образование» [4, с 34].
Профессионально-педагогическое образование отличается от педагогического тем, что система педагогического образования направлена на подготовку учителей для осуществления педагогической деятельности при обучении общеобразовательным предметам, а система профессиональнопедагогического образования направлена на подготовку педагогов и мастеров профессионального обучения для осуществления профессиональнопедагогической деятельности при обучении профессии, специальности.
Профессия педагог профессионального образования относится к сложной группе немногочисленных профессий, функционирующих одновременно в двух разнородных системах: «человек - человек» и «человек - техника» [23, с. 19].
Актуальность деятельности педагога профессионального образования очевидна. Этим определяются высокие требования к нему. Но широкий диапазон применения этой педагогической квалификации говорит о том, как сильно возрастает в ней потребность в условиях рынка. Педагог профессионального образования призван осуществлять любую педагогическую деятельность в системе профессионального образования, а также во внегосударственной сфере подготовки рабочих, т.е. в сфере производства).
Система профессионального образования в нашей стране прочно утвердилась как основная форма планомерной подготовки квалифицированных рабочих кадров и стала фактором формирования у них моральных и социальных качеств.
Видов деятельности, выполняемых педагогом профессионального образования много: профессиональное обучение как теоретическое, так и практическое; внеучебная воспитательная работа, общественная работа в коллективе; деятельность по организации производственного труда учащихся; методическая деятельность [20, с.146].
Под методической деятельностью следует понимать самостоятельный вид профессиональной деятельности педагога профессионального образования по проектированию, разработке и конструированию, исследованию средств обучения, осуществляющих регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или по циклу учебных дисциплин.
Такие общетехнические дисциплины, как «Метрология», «Контроль качества», «Нормирование точности и технические измерения», в общей структуре содержания подготовки бакалавров профессионального обучения для системы высшего профессионального образования занимают узловое место и имеют целью сформировать у студентов систему знаний и умений в объеме, необходимом для сознательного прочного и глубокого овладения профессией. А также для формирования умений и навыков осуществлять педагогическую деятельность. Так, в рамках выпускной квалификационной работы планируется раскрыть суть методической деятельности педагога профессионального обучения.
Проблема состоит в том, что педагог профессионального обучения, готовящийся к преподаванию дисциплины «Нормирование точности и технические измерения» на кафедре Инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии, сталкивается с необходимостью разработать методическое обеспечение для данной дисциплины, вследствие чего студенты во время занятий не смогут получать необходимые для освоения программы знания, умения и навыки в полном объеме.
Таким образом, возникает противоречие между потребностями преподавателей в использовании методического обеспечения и недостаточной его разработке по дисциплине «Нормирование точности и технические измерения» для студентов профиля Металлургия. И на примере дисциплины «Нормирование точности и технические измерения» составить методические продукты для организации и проведения лекций и практических работ.
Объектом выпускной квалификационной работы является процесс обучения студентов в рамках общетехнической дисциплины «Нормирование точности и технические измерения»....
В ходе выпускной квалификационной работы мы проанализировали педагогическую литературу и рассмотрели виды деятельности педагога профессионального обучения. Основными видами педагогической деятельности традиционно являются воспитание и преподавание. Также немаловажным видом деятельности педагога профессионального обучения является методическая деятельность. Целью методической деятельности является обслуживание практики обучения. Результатами методической деятельности является методически переработанный, отобранный учебный материал в различных формах представления информации.
Также мы изучили состав учебно-методического комплекса учебной дисциплины. Под составом учебно-методического комплекса понимаются все те его структурные компоненты, из которых он слагается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам. В состав комплексного учебно-методического обеспечения в качестве его структурных компонентов входят: нормативная и учебно-методическая документация, средства обучения, средства контроля.
Далее были проанализированы особенности содержания дисциплины «Нормирование точности и технические измерения» для подготовки бакалавров профессионального обучения по профилю «Металлургия». Данная дисциплина является одной из базовых специальных дисциплин, которая дает студентам основные сведения о принципах измерений, испытаний, изучение методов обеспечения взаимозаменяемости изделия на этапах его жизненного цикла; основы выбора требований к точности параметров и сущности стандартизации данных требований.
На основании анализа ФГОС ВО и другой нормативной документации был составлен фрагмент рабочей программы дисциплины «Нормирование точности и технические измерения» для подготовки студентов профилю Металлургия.
Также в выпускной квалификационной работе мы разработали содержание обзорной лекции и практических работ с применением компьютерной презентации по дисциплине «Нормирование точности и технические измерения» для студентов заочной формы обучения, обучающихся по профилю Металлургия. Данные разработки будут использоваться как для традиционной формы учебного процесса, так и для занятий в режиме on line транслирования (вебинара).
Таким образом, задачи выпускной квалификационной работы выполнены и цель достигнута.
1. Аверьянова Л.В. Методические особенности организации учебного процесса. - М.: Профессионал.- 2013.-№2. - С. 13-15.
2. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение [Текст] / А.А. Андреев. - М.: МЭСИ, 1997. - 254 с.
3. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: 1974. - 385с.
4. Батурин Г.И., Кузьмин Т.Ф. Введение в педагогическую профессию / Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия. 1998. - 243 с.
5. Бордовская, Н., Реан, А. Педагогика.- [Текст] / Н. Бордовская, А. Реан. Режим доступа http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog
6. Бардовская Н.В. Современные образовательные технологии: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010. - 432 с.
7. Вебинар как форма дистанционного интерактивного обучения [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. - Режим доступа http: //si-sv. com/publ/1 /vebinar/14-1-0-351
8. Гакаев Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования // Педагогика высшей школы. 2015. - №3. - С. 62-64. Режим доступа https: //moluch. ru/th/3/archive/14/450
9. Гендина Н.И., Колков Н.И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения: в 3 ч. - Кемерово, 1998. - 170 с.
10. Гомола А.И. Учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности процесса обучения. - М.:СПО - 2011.- №2.- С. 11-13.
11. Зеер Э.Ф. Психология становления педагога профессиональной школы. - Екатеринбург: Урал. проф. пед. ун-т, 1996. - 125 с.
12. Иванов В.Г. Междисциплинарные связи в образовательном процессе.
- М.: СПО - 2016. -№12. - С.44-46.
13. Коджаспирова Г.М., Петров Технические средства обучения и методика их использования. - Москва, 2007. - 351 с.
14. Контрольно-измерительные приборы и инструменты: учебник для нач. проф. образования / С.А.Зайцев, Д.Д.Грибанов, А.Н.Толстов, Р.В.Меркулов. - 3-е изд., перераб. и дор. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 464 с.
15. Люфиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: учебник для вузов / И. М. Лифиц. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2008. - 416 с....37