Введение 5
1 Теоретические аспекты исследования 8
1.1 Краткая историческая характеристика Японии в период Эдо 8
1.1.1 Прически самураев и ее социальное значение в Японии 9
1.1.2 Изобразительное искусство в Японии периода Эдо 12
1.2 Японский театр и его виды 14
1.2.1 Театр Но 16
1.2.2 Театр Кабуки 18
1.3 Современные представители авангардного искусства Японии- Яеи
Кусама 22
1.3.1 Представители авангардной моды современной Японии 23
1.4 Модные тенденции весна-лето 2019 28
1.5 Обоснование композиционно - художественных средств и приемов
коллекции 31
1.5.1 Анализ метода проектирования коллекции 32
1.5.2 Композиционный анализ формы 33
1.5.3 Анализ формообразующих свойств цвета 34
1.5.4 Определение основных требований и разработка коллекции 35
1.6 Исследование востребованности коллекции 36
1.6.1 Условия конкурса Russian Hairdressing в категории авангард 36
1.6.2 Разработка анкеты и анализ полученных данных 37
2 Конструкторско-технологическое обоснование коллекции 41
2.1 Анализ индивидуальных особенностей манекенщиц 41
2.1.1 Выбор и обоснование технологических методов выполнения
проекта 42
2.2 Технологическая часть 43
2.2.1 Выполнение стрижки моделей 44
2.2.2 Выполнение окрашивания волос 44
2.2.3 Выполнение постижерных изделий 49
2.4 Оптимизация причесок 49
2.5 Разработка образа 54
3 Использование разработанной коллекции причесок в образовательном процессе 56
3.1 Обоснование выбора дисциплины и темы 56
3.2 Разработка плана - конспекта для теоретического занятия на тему:
«Особенности костюма и прически древней Японии» 58
3.3 Разработка средств обучения для изучения темы «Характеристика
причесок самураев периода Эдо» 61
Заключение 63
Список используемых источников 65
Приложение А - Задание на выпускную квалификационную работу 68
Приложение Б - Источник творчества 69
Приложение В - Образы актеров традиционного Японского театра 73
Приложение Г- Модные тенденции весна-лето 2019 75
Приложение Д - Эскизный поиск 82
Приложение Ж - Эскизы в одежде 86
Приложение И - Макияж 87
Приложение К - Вид моделей до 88
Приложение Л - Финальный вид моделей коллекции 89
Приложение М - Методическое обеспечение занятия 94
Приложение Н - Современные японские художники-авангардисты 100
Приложение О - Инструменты и материалы 101
Приложение П - Внешний вид заготовок 104
Для специалиста в области парикмахерского искусства всегда актуален поиск и исследование культурных особенностей различных стран, и исторических периодов. Основное внимание модельеров обычно падает на функцию и вид прически в тот или иной период. На основе анализа и исторических фактов выстраивается основа для создания коллекции. Такой тип моделирования называется ретроспективным и это самый популярный на сегодня способ создания коллекций. «Переосмысление» причесок прошлого приносит свой нюанс в моду сегодняшнего дня. Это могут быть прически 30х 40х годов XX века или же средневековый период.
Во время прохождения преддипломной практики для подготовки к выпускной квалификационной работе была выбрана тема: «Разработка авангардной коллекции образов на основе моды Японии периода Эдо».
Японские дизайнеры сегодня представляют собой ведущую группу авангардистов с неповторимым, самобытным виденьем. Логично предположить, что некоторые особенности, позволяющие им быть столь успешными, лежат не только в принципах обучения японских школ дизайна, но в истории и традициях этой страны.
Для анализа и исследования был выбран период в истории Японии, именуемый «Эдо» (1603—1868). Именно тогда сложились условия, которые позволили сформироваться в конечном виде японскому традиционному театру Кабуки, особенностью которого является то, что абсолютно все роли в нем исполняют мужчины - «оннагата».
Актуальность темы обосновывается тем, что еще одной особенностью моды сегодня является ее стремление к андрогинности. Это так же можно наблюдать в показах модных дизайнеров, а также в фасонах стрижек актуальных сегодня. Как ни странно, исторические прически японцев отличаются схожестью мужских и женских форм, что говорит о схожем аспекте развития прически.
Цель выпускной квалификационной работы - разработать коллекцию авангардных причесок и образов для участия в профессиональном конкурсе Russian Hairdressing Awards 2019 г.
Исходя из цели исследования обозначен ряд задач:
-проанализировать источники вдохновения и тенденции моды сезона весна-лето 2019;
- разработать эскизы коллекции и технологическую программу выполнения основных моделей коллекции;
- выполнить основные модели коллекции;
- разработать средство обучения для проведения теоретического занятия.
Объект исследования: разновидности традиционного Японского театра и характерные черты стиля японских самураев.
Предметом исследования является проектирование авангардной коллекции причесок и образов с характерными чертами стиля японских самураев периода Эдо для участия в профессиональном конкурсе Russian Hairdressing Awards 2019.
Гипотеза исследования: если применить к традиционным формам причесок и характерным чертам стиля японских самураев методы деконструкция, эвристическое комбинирование и фантастическая аналогия, то можно разработать оригинальную авангардную коллекцию форм причесок и образов.
В теоретической главе работы представлен анализ классического японского театра, сословного класса самураев и роли прически в их повседневной жизни.
В практической части разработана технологическая программа и обоснованы технические условия для выполнения коллекции образов, которая может использоваться в качестве наглядного материала в ходе образовательного процесса.
В третьей главе работы представлен учебно-методическая материал: ФГОС среднего профессионального образования по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство по программе углубленной подготовки. Рассмотрена программа ПМ.02 «Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды». В качестве средства обучения разработана лекция с наглядной мультимедиа презентацией на тему «Характеристика причесок японских самураев периода Эдо»
Результатом данной выпускной квалификационной работы является коллекция авангардных образов на основе моды Японии периода Эдо.
Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире достаточно сложно найти источник творчества по-настоящему интересный и подходящий для развития в проектах перспективного плана. Поиск новых форм и текстур сегодня является одной из актуальных проблем в работе художников по волосам. Еще одной трудностью при создании новых коллекций является объединение идей, эскизов и анализа модных тенденций сегодняшнего дня в единую художественную систему коллекции. Такое количество проектных задач и решений сложно успешно выполнить без использования специальных методов интенсификации творческого мышления и современных методов подхода к дизайну форм. Поэтому разработанная коллекция и ее теоретическое обоснование может быть ценным материалом для обучающего процесса молодых дизайнеров и модельеров-художников парикмахерского искусства.
Художник-модельер всегда должен находится в живом поиске и быть в курсе не только инноваций, но и хорошо знать моду прошлых веков и других стран. Это - явное подтверждение необходимости расширения кругозора дизайнера. В теоретической главе данной ВКР предусмотрены средства обучения для расширения кругозора обучающихся по программе ФГОС 43.02.02 Парикмахерское искусство.
В первой главе проведен анализ таких культурных явлений древней Японии периода эдо как традиционные виды японского театра «но» и «кабуки», проанализировано значение прически в то время, выполнен анализ художественного и реального образа самурая и его деталей. Дана краткая характеристика творчества художника Кацусиха Хокусая и Яей Кусама. Нельзя было пропустить творчество японского дизайнера-авангардиста Рэй Кавакубо, одной из первых дизайнеров применившим новаторский деконструктивный подход к проектированию одежды. Хотелось бы отметить, что данная тема выбрана не случайно, а из личного интереса. Материалы и наработки данной выпускной квалификационной работы были использованы в 2 научных публикация, успешно участвующие в конференциях различного уровня.
В практической части была выполнена коллекция авангардных образов для участия в конкурсе профессионального мастерства Russian Hairdressing Awards 2019. Эскизы коллекции и технологические таблицы процессов выполнения моделей коллекции так же могут использоваться в качестве наглядного материала и средств обучения в ходе образовательного процесса.
При разработке третьей главы работы была рассмотрена учебно-методическая документация: ФГОС СПО по специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство по программе углубленной подготовки. Была рассмотрена программа профессионального модуля ПМ.02 «Подбор, разработка и выполнение различных типов, видов, форм причесок с учетом индивидуальных особенностей потребителей и тенденций моды». В качестве средства обучения была разработана лекция с наглядных мультимедиа презентацией на тему «Характеристика причесок японских самураев периода Эдо». Здесь хотелось бы добавить, что ключевая проблема профессионального образования заключается в недостаточном стимулировании расширения кругозора и раскрытие потенциала молодых модельеров художников парикмахерского искусства. Поэтому проведенная работа всесторонне помогает продемонстрировать важность общего уровня насмотренности и образования обучающегося.
Таким образом, цель достигнута, гипотеза исследования подтверждена.
1. Бордовская Н. Педагогика учебное пособие [Текст] /
Н.Бордовская, А. Реан. - Санкт-Петербург: Питер, 2013. 304с.
2. Булатова О. С. Искусство современного урока [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / О.С. Булатова. 3-е изд. - Москва: Академия. 2012 - 256с.
3. Голубева О. Л. Основы композиции [Текст] / О.Л. Голубева.- Москва: Искусство, 2001 - 121с.
4. Емохонова, Л. Г. Мировая художественная культура [Текст] /Л.Г. Емохонова / - Санкт-Петербург: Академия, 2012 г. - 576 с.
5. Галерея картин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.wikiart.org свободный. Загл. с экрана, 29.11.2018 г.
6. Ковальчук Н.А. Композиция. Художественные средства [Текст] / Н.А. Ковальчук. - Москва: «Плакат» 2000. - 32с.
7. Кулешкова О.Н. Технология и оборудование парикмахерских работ [Текст] / О.Н. Кулешкова. - Москва: Академия, 2012. - 144с.
8. Мещеряков А.Н. Книга японских обыкновений Е ПОЛ Классик [Текст] / А.Н. Мещерякова - Москва: Этерна, 2008 - 360 с.
9. Онлайн-журнал об актуальных тенденциях [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.vogue.ru,свободный. Загл. с экрана, (Дата обращения 29.10.2018).
10. Официальный сайт мероприятия Russian Hairdressing Awards [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.rhda.ru, свободный. Загл. с экрана, (Дата обращения 29.02.2019).
11. Официальный сайт мероприятия British Hairdressing Awards [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.hji.co.uk, свободный. Загл. с экрана, (Дата обращения 29.11.2018).
12. Онлайн - журнал о моде, красоте, трендах ELLE [Электронный журнал] - Режим доступа:http://www.elle.ru,свободный. Загл. с экрана, (Дата обращения 05.03.2018).
13. Правила техники безопасности и производственной санитарии для парикмахерских. Утверждены Министерством бытового обслуживания населения РФ 21 марта 2002 г., N 141.
14. Практикум по «Методике профессионального обучения»: Учебное пособие. / Под.ред. А.А. Жученко. - Екатеринбург, 2012. - 84 с.
15. Панченко О. А. Стрижка, моделирование, прическа. [Текст] / О.А. Панченко. - Санкт-Петербург: МиМ, 2013. - 145 с.
16. Поздняк И. П. Организация и методика профессионального обучения в училищах профессионально-технического образования. [Текст] / И.П. Поздняк, Малошевич В. В. - Минск: Высш. шк., 2015. 154 с.
17. Прасол А. От Эдо до Токио и обратно [Текст] / А. Просол - АСТ 2012. - 259 с.
18. Родригес А. М. Новая история стран Азии и Африки. XVI-XIX века [Текст] / А.М. Родригес. Владивосток - ВЛАДОС 2004. - 136 с.
19. Сумина Т. Г. Общая и профессиональная педагогика учебное пособие [Текст] / Т.Г. Сумина. - Екатеринбург: ГОУ ВПО Рос, гос. проф. - пед. ун-т, 2012. - 127с.
20. Сыромятникова И. С. История прически [Текст] /
И.С.Сыромятникова. 3-е изд., - Москва: Рипол классик, 2015. - 288 с.
21. Степанова. М. А. О состоянии педагогической психологии в свете современной социальной ситуации [Текст] / М. А. Степанова. - Москва: РИПОЛ. 2010. - 79 с.
22. Соколова-Сербская Л.А. Костюм: история и современность [Текст]: учебное пособие для НПО / Л.А. Соколова-Сербская, М.Л. Субочева. Москва: Академия -. 2008 - 205 с.
23. Сайт о современном дизайне [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.wonderzine.com, свободный. Загл. с экрана, (Дата обращения 04.02.2019).
24. Сайт о авангардных художниках [Электронный журнал] - Режим доступа:https://birdinflight.com,свободный. Загл. с экрана, (Дата обращения 05.03.2019).
25. Ткаченко Е.В. Дизайн образование [Текст] /Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская. - Екатеринбург. ООО Аква-Пресс. 2016. - 153 с.
26. Торлецкая Т. А. Парикмахерское искусство [Текст] /
Т.А.Торлецкая, Е.Г. Екатериничева. - Санкт-Петербург: ТОО «Диамант», АОЗТ «Золотой век», 2012. - 512 с.
27. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве [Текст] / В.Б. Устин.- Москва: Аст-астель, 2007. - 239 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования для специальности 43.02.02 Парикмахерское искусство. Министерство образования РФ, 2014 г.
29. Черниченко Т. А. Моделирование причесок и декоративная косметика [Текст] / Т.А. Черниченко. - Москва: Академия, 2013.- 206 с.
30. Чегодаев А.М. Всеобщая история искусств [Текст]/
А.М.Чегодаев. - Под общ. ред.. - Москва: Искусство, 2012. - 356 с.
31. Чемберлен Б.Х. Традиционная Япония [Текст]/ Б.Х. Чемберлен. - Москва: АСТ, 2008. - 129 с.
32. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб.пособие. 3-е изд., испр. и доп. [Текст]/ /Н.Е. Эрганова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос.проф.- пед. ун-та, 2015, 150 с.
33. Энциклопедия моды [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wiki.wildberries.ru,свободный. Загл. с экрана, (Дата обращения 29.03.2019).