Аннотация
Введение 5
1 Информационные технологии в теории и практике высшего образования 7
1.1 Компетентностный подход в высшем образовании Российской Федерации 7
1.2 Роль современных информационных и коммуникационных технологий в
подготовке бакалавров 11
1.3 Особенности использования информационных технологий на лекционных
занятиях 15
2 Изучение и анализ учебно-программной документации подготовки
бакалавров профессионального обучения профилизации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве» 17
2.1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего
образования по направлению Профессиональное обучение (по отраслям) 17
2.2 Учебный план подготовки бакалавра профессионального обучения 21
2.3 Место дисциплины «Теория сварочных процессов» в подготовке
бакалавров профессионального обучения 22
3 Проектирование учебно-методических материалов для изучения раздела
«Физико-химические процессы в сварочной дуге» 28
3.1 Характеристика возможных источников учебной информации 28
3.3 Отбор учебной информации по разделу «Физико-химические процессы в
сварочной дуге» 32
3.4 Построение структурно-логической схемы раздела 34
3.5 Разработка электронных презентаций по разделу «Физико-химические
процессы в сварочной дуге» 39
3.6 Методические рекомендации использования электронной презентации
при проведении лекций 53
4 Технология изготовления двутавровой несущей балки 57
4.1 Описание изделия и условия его эксплуатации 57
4.2 Характеристика стали 15ХСНД 58
4.3 Выбор способа сварки 59
4.4 Выбор сварочных материалов 62
4.5 Расчет и выбор режимов сварки 64
4.6 Выбор сварочного оборудования 69
4.7 Выбор оборудования и приспособления для сварочных работ 75
4.8 Контроль качества сварных соединений балки моста 81
4.9 Технология изготовления балки 82
Заключение 90
Список использованных источников 91
Приложение А - Спецификация 94
В настоящее время Российское образование переходит на двухуровневое компетентностно-ориентированное образование. Компетенции - это способность конвертации знаний, умений и навыков в практику. Формирование компетенций будущего выпускника вуза сложная и многогранная задача, которая может быть решена посредством совершенствования содержания образования, введения и применения новых инновационных форм, методов и технологий обучения. В связи с этим перед преподавателями ставится проблема выбора таких технологий и методов обучения, использование которых позволило студентам не только усвоить знания и приобрести умения, но и сформировали способности к самообразованию, адаптации к профессиональной деятельности, мобильности на рынке труда. Здесь актуальным становится внедрение в процесс подготовки студентов вуза информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Усвоение студентами знаний с помощью информационнокоммуникационных технологий происходит значительно быстрее, чем посредством обычных технологий. Эти технологии изменяют характер развития, приобретения и распространения знаний, позволяют углублять и расширять содержание изучаемых дисциплин, быстро обновлять его, применять более эффективные методы обучения, а также значительно расширяют доступ к образованию.
Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий ставит перед преподавателями новые проблемы, которые могут быть обусловлены неразработанностью теоретико-методологической базы проектирования методического обеспечения дисциплин подготовки и также отсутствием учебно-методических материалов, позволяющих широко использовать ИКТ в рамках преподавания дисциплин различного характера.
В связи с этим целью данной работы является разработка учебнометодического сопровождения дисциплины "Теория сварочных процессов" раздела «Физико-химические процессы в сварочной дуге» с использованием информационных технологий.
Объект исследования - процесс подготовки бакалавров профессионального обучения.
Предмет исследования - формирование компетенций бакалавров профессионального обучения при изучении специальной дисциплины «Теория сварочных процессов».
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать и обосновать целесообразность применения электронных учебных презентаций при подготовке бакалавров профессионального обучения;
2. Изучить особенности и правила проектирования электронных учебных презентаций;
3. Провести анализ содержания научной и учебной литературы по дисциплине «Теория сварочных процессов»;
4. Определить структуру содержания и теоретическое наполнение электронных учебных презентаций раздела «Физико-химические процессы в сварочной дуге»
5. Разработать электронные учебные презентации для раздела «Физико-химические процессы в сварочной дуге» и апробировать его в рамках преподавания дисциплины «Теория сварочных процессов».
Исследования при выполнении дипломной работы будут проводиться на основе изучения и анализа научной, технической, психолого-педагогической литературы и нормативных документов, а также с использованием таких теоретических методов, как анализ, синтез, формализация, конкретизация, моделирование.
При реализации уровневой системы образования в системе высшего профессионального образования выявлена актуальность использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). При этом в настоящее время имеется потребность в методических разработках, основанных на внедрении ИКТ в образовательный процесс подготовки бакалавров
В дипломной работе проведен анализ учебно-программной документации подготовки бакалавров по направлению Профессиональное обучение профиль машиностроение и металлообработка профилизации Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве. Изучены особенности, требования и правила проектирования электронных учебных презентаций.
Проведен анализ содержания научной и учебной литературы по дисциплине «Теория сварочных процессов», особое внимание уделено разделу «Физико-химические процессы в сварочной дуге».
Определена структура раздела, подобрано содержание и произведено теоретическое наполнение электронных учебных презентаций раздела «Физико-химические процессы в сварочной дуге». Разработанные презентации апробированы в рамках изучения дисциплины «Теория сварочных процессов» при изучении данного раздела студентами 2-го курса очной формы обучения.
В технологической части дипломной работы произведена разработка технологии сборки и сварки двутавровой балки....
1 Беляева, А. П. Профессионально-педагогическая технология в профессиональных учебных заведениях [Текст] / А. П. Беляева [и др.]; под ред. А. П. Беляевой. - СПб.: Высш. шк., 1995. - 294 с.
2 Байбаков, А.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие / А.М. Байбаков, Н.М. Боротко, И.А. Соловцова. - М.: Академия, 2007. - 496 с.
3 Гриценко, Л.И. Теория и практика обучения: интегративный подход [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Гриценко. - М.: Академия, 2008. - 238 с.
4 Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие / Г.М. Код- жаспирова. -М.: Академия, 2007. - 527 с.
5 Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2008. - 365 с.
6 Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учеб. для студентов вузов / И.П. Подласый. - М.: Высшее образование, 2007. - 540 с.
7 Ерецкий, М.И. Проверка знаний, умений и навыков учащихся техникумов [Текст]: учеб. пособие / М. И. Ерецкий, Э.С. Пороцкий. - М.: Высшая школа, 1992. - 276 с.
8 Белозерцев, Е.П. Педагогика профессионального образования [Текст]: учеб. пособие для вузов по специальности «Педагогика» / Е.П. Белозерцев [и др.]; под ред. В.А. Сластенина. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2008.- 368 с.
9 Романцев, Г.М. Теория и практика профессионально-педагогического образования [Текст]: монография: в 2 т. Т.1 / Г.М. Романцев и др.; под ред. Г.М. Романцева. - Екатеринбург: изд-во РГППУ, 2007. - 340 с.
10 Багрянский, К.В. Теория сварочных процессов [Текст]: учебник для вузов / К.В. Багрянский, З.А. Добротина, К.К. Хренов. - Киев: Изд-во «Вища школа», 1976. - 424 с.
11 Мечев, В.С. Теплофизические свойства углекислого газа и их влияние на процессы в сварочной дуге [Текст] / В.С. Мечев, А.А. Валеева, А.Ж. Жайна- ков, В.С. Слободянюк, М.А. Самсонов, В.С. Энгельшт// Автоматическая сварка, 1982, № 4, С. 30 - 34.
12 Петров, Г.Л. Теория сварочных процессов [Текст]: учебник для вузов / Г.Л. Петров, А.С. Тумарев. - М.: Машиностроение, 1977. - 392 с.
13 Федулова, М.А. Физико-химические процессы в сварочной дуге [Текст]: учеб.пособие / М.А. Федулова. - Екатеринбург: Изд-во ГОУВПО «Рос. гос.проф.-пед. ун-т», Киев: Изд-во «Вища школа», 2009.- 79 с.
14 Анурьев, В.И. Справочник конструктора-машиностроителя [Текст]: справочник / В.И. Анурьев. - М.: Машиностроение, 1999.
Т. 1 - 912 с.
Т. 2 - 875 с.
Т. 3 - 847 с.
15 Федеральный государственный образовательный стандарт ВО [Электронный ресурс] / РГППУ. - Электрон. дан. - Екатеринбург: ФГАОУ ВПО Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2017. - Режим доступа: http://www.rsvpu.rtf/ - Загл. с экрана. - Яз. рус....20