Введение
1 ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕМЫ «'ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ» 9
1.1 Понятие лабораторный практикум 9
1.2 Задачи и виды лабораторного практикума 10
1.3 Организация лабораторного практикума 15
1.4 Организация лабораторно-практических занятий 16
1.5 Правила выполнения лабораторно-практических работ 18
2 АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 01
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА
АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ СИСТЕМА ПИТАНИЯ БЕНЗИНОВОГО
ДВИГАТЕЛЯ ПО УЧЕБНЫМ ПОСОБИЯМ 20
2.1 Область применения программы 20
2.2 Цели и задачи профессионального модуля - требования к
результатам освоения профессионального модуля 20
2.3 Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля «техническое обслуживание и ремонт
автомобилей» и наименования разделов профессионального модуля 21
2.4 Результаты освоения профессионального модуля 22
2.5 Условия реализации программы профессионального модуля 23
2.6 Кадровое обеспечение образовательного процесса 27
2.7 Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля требования к результатам обучающего модулю и соотношение с требованиями профессиональной характеристики 27
2.8 Анализ содержания темы система питания бензинового двигателя по учебным пособиям 29
3 РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНОГО ПРАКТИКУМА 37
3.1 Составление задания 37
3.2 Разработка содержания лабораторно практической работы 39
3.3 Разработка план хода лабораторно практической работы 39
3.4 Разработка маршрутной карты по выполнению лабораторной
работы 42
3.5 Разработка инструкционных карт 46
3.6 Разработка методического указания по выполнению лабораторно
практической работы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 53
Приложение А 56
Приложение Б 60
Приложение В 71
Анализ процесса подготовки техников в колледже по профессиональному модулю, проведенный в процессе преддипломной практики, показал, что при хорошем уровне теоретической подготовки, предусмотренной учебными планами, наблюдался ряд недостатков практического обучения, в первую очередь, из-за малого бюджета времени в учебных планах на его реализацию, с одной стороны. С другой стороны техник профессионально соприкасаясь с новой техникой и современной технологией производства, должен иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть навыками технического обслуживания и ремонта автотранспорта, и уметь квалифицировано и качественно, выполнять поставленные перед ним задания.
Первая проблема, конфликт временных норм качественной практической подготовкой с временными рамками учебного плана.
Небольшой бюджет времени лабораторного практикума студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Вторая проблема вытекает из исследования учебно-методического и инструкционного обеспечения по теме «Система питания бензинового двигателя», выяснилось, что его содержание и методика проведения занятий не в полной мере соответствует современным требованиям профессиональной характеристики техника, что снижает качество профессиональной подготовки в целом.
Актуальность выбранной темы определяется, проблемой повышения качества практической подготовки студентов колледжа. На сегодняшний день в автотранспортных предприятиях требуется огромный опыт практических знаний и умений. Автотранспортное предприятие хочет принимать готовых специалистов, не затрачивая время на обучение принятых специалистов.
Но для того чтобы обеспечить, качественную практическую подготовку по всем узловым вопросам темы «Система питания бензинового двигателя». Необходимо иметь большой бюджет времени, однако программой МДК «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» отводится всего 174 часа лабораторного практикума на все темы.
Проблема, решаемая в ВКР определяется вопросом каким должно быть содержание лабораторного практикума по теме «Система питания бензинового двигателя», каким должна быть методика проведения или реализация методического обеспечения, чтобы обеспечить соответствие компетенциям техников.
Для того чтобы повысить уровень подготовки обучающихся нужна разработка адекватных учебно-методических и инструкционных материалов, инструкционные карты. (иллюстративный альбом инструкционных карт с примерами разборки и сборки системы питания бензинового двигателя).
Объект исследования выпускной квалификационной работы процесс обучения студентов колледжа по теме система питания бензинового двигателя в лабораторном практикуме.
Предмет исследования комплект учебно-методических и инструкционных материалов к проведению лабораторного практикума по теме система питания бензинового двигателя.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка инструкционных и методических материалов по теме система питания бензинового двигателя.
Для достижения поставленной цели выделил следующие задачи:
- исследовать процесс обучения в реальных условиях колледжа на лабораторном практикуме по теме система питания бензинового двигателя;
- исследовать теоретические подходы к планированию и реализации лабораторного практикума в условиях обучения профессионального модуля в колледже;
- исследовать процесс обучения по теме «Система питания бензинового двигателя», его теоретические и практические аспекты;
- составить комплект учебно-методических и инструкционных материалов к проведению лабораторного практикума по теме система питания бензинового двигателя;
- разработать содержание и методику проведения занятий на основе предложенного учебно-методического и инструкционного обеспечения;
Лабораторный практику является очень важной частью учебного процесса, именно он помогает развить самостоятельность и решительность в принятии поставленных перед обучающемся задач.
Лабораторный практикум позволяет приобрести необходимые практические навыки и способности, но зачастую организовать его провести очень сложно в свяжи с дефицитом времени на его проведение или не качественная разработка инструкционных и методических материалов.
С целью возможности совершенствования лабораторного практикума студентов колледжа по системе питания бензинового двигателя. Мною была пройдена пред дипломная практика в колледже для исследования процесса обучения в реальных условиях колледжа на лабораторном практикуме по теме система питания бензинового. В процессе исследования было выявлено, что при проведении лабораторного практикума студенты колледжа затрачивают слишком много времени на заполнение отчета, что существенно снижает уровень получения практических навыков. При исследовании инструкционных и методических материалов был замен ряд недостатков, а именно отсутствие методического пособия по выполнению лабораторно практической работы отсутствие инструкционных карт и не корректно составленный бланк отчета.
В результате исследования процесса обучения в реальных условиях колледжа на лабораторном практикуме по теме система питания бензинового, что для лучшего получения практических навыков требуется разработка адекватных инструкционных и методических материалов.
С целью совершенствования лабораторного практикума мною было разработано методическое пособие для выполнения лабораторно практической работы с подробным описанием и порядком оформления проведения работы, маршрутная карта и альбом иллюстративных инструкционных карт для выполнения лабораторно практической работы.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы поставленная цель достигнута, задачи решены.
1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 N 32878)
2. Атемаскина, Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ: Учебно-методическое пособие / Ю.В. Атемаскина. - СПб.: Детство Пресс,
2012. - 112 с.
3. Александров, В.А. Автотранспортные средства: Учебное пособие / В.А. Александров, Н.Р. Шоль. - СПб.: Лань П, 2016. - 336 с.
4. Алексеев, Ю.В. Научно-исследовательские работы (курсовые, дипломные, диссертации). Общая методология, методика подготовки и оформления: Учебное пособие / Ю.В. Алексеев. - М.: АСВ, 2011. - 120 с.
5. Безрукова В.С. Педагогика профессионально-технического образования. Проектирование педагогического процесса в профтехучилище: Текст лекций / Свердл.инж.-пед.ин-т. -Свердловск, 1990. -171 с.
6. Виноградов, В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Основные и вспомогательные технологические процессы: Лабораторный практикум: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В.М. Виноградов, О.В. Храмцова. - М.: ИЦ Академия,
2013. - 176 с. .
7. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 с.
8. Геронимус, Т.М. Методика преподавания технологии с практикумом / Т.М. Геронимус. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2009. - 336 с.
9. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
10. Гамаюрова, В.С. Ферменты. Лабораторный практикум: Учебное пособие / В.С. Гамаюрова. - СПб.: Проспект Науки, 2011. - 256 с.
11. Кодола, Н.В. Интервью: Методика обучения. Практические советы / Н.В. Кодола. - М.: Аспект-Пресс, 2012. - 174 с.
12. Кузнецов, И.Н. Диссертационные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2012. - 488 с.
13. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для СПО / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 с.
14. Крившенко, Л.П. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 364 с.
15. Коломейченко, А.В. Технология машиностроения. Лабораторный практикум: Учебное пособие / А.В. Коломейченко, И. Кравченко. - СПб.: Лань, 2015. - 272 с.
16. Красовская, В.М. Технология машиностроения. Лабораторный практикум: Учебное пособие / В.М. Красовская. - СПб.: Лань, 2015. - 272 с.
17. Круглик, В.М. Технология обслуживания и эксплуатации автотранспорта: Учебное пособие / В.М. Круглик, Н.Г. Сычев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов. знание, 2013. - 260 с.
18. Крамаренко, Г.В. Техническая эксплуатация автомобилей. / Г.В. Крамаренко. - М.: Альянс, 2016. - 488 с.
19. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления: Учебно-методическое пособие / И.Н. Кузнецов. - М.: Дашков и К, 2012. - 340 с.
20. Маковкина Л. Н., Сорокина Е. И., Сыроежкина Д. В. Значимость лабораторно-практических работ в учебном процессе [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 46-47.
21. Самойлова, Л.Н. Технологические процессы в машиностроении. Лабораторный практикум / Л.Н. Самойлова и др. - СПб.: Лань, 2011. - 160 с.
22. Пузанков, А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Г. Пузанков . - М.: ИЦ Академия, 2012. - 560 с.
23. Педагогика и психология/Кудряшева Л. А. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 160 с.
24. Педагогика и психология высшей школы. Инновационный курс для подготовки магистров: Учебное пособие/Симонов В. П. — М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 320 с.
25. Практикум по методике преподавания машиностроительных дисциплин: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Никифорова - М.: Высш. шк, 1990. - 112с.
26. Родичев, В.А. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей: Учебник водителя автотранспортных средств категории "В" / В.А. Родичев, А.А. Кива. - М.: ИЦ Академия, За рулем, 2013. - 80 с.
27. Родичев, В.А. Устройство и техническое обслуживание грузовых автомобилей: Учебник водителя автотранспортных средств категории "С" / В.А. Родичев. - М.: ИЦ Академия, За рулем, 2013. - 256 с.
28. Самойлова, Л.Н. Технологические процессы в машиностроении. Лабораторный практикум: Учебное пособие / Л.Н. Самойлова, Г.Ю. Юрьева, А.В. Гирн. - СПб.: Лань, 2011. - 160 с.
29. Федоров В.В. Рабочая программа профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Нижний тагил, ГАПОУ СО «НТГПК им. Н.А. Демидова», 2015. - 43 с.
30. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология: Учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - М.: Флинта, 2011. - 320 с.
31. Чмиль, В.П. Автотранспортные средства: Учебное пособие / В.П. Чмиль, Ю.В. Чмиль. - СПб.: Лань, 2011. - 336 с.