ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ. МЕСТО И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 7
1.1 Центрально-Азиатский регион после окончания “холодной войны” 7
1.2. Общие теоретические аспекты рассмотрения архитектуры безопасности в Центральной Азии сквозь призму теории региональных комплексов безопаности Б. Бузана 17
ГЛАВА 2 ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ БЕЗОПАСНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
33
2.1 Организационные и структурные аспекты развития ШОС 33
2.2 Эволюция актуальной повестки дня ШОС 40
2.3 Проблемы членства и присоединения к ШОС новых стран-участников (case-study: Афганистан)» 46
Глава 3. АНАЛИЗ СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И КИТАЕМ В РАМКАХ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА 53
3.1. Общие точки пересечения интересов РФ и КНР в рамках ШОС 53
3.2 Текущие и возможные разногласия РФ и КНР в рамках ШОС 55
Заключение 59
Список литературы 61
Актуальность темы исследования. Как Россия, так и Китай являются крайне сильным державами, занимающими важнейшее место в международной мировой политики, поэтому их взаимодействие, протекающее преимущественно в рамках Шанхайской организации сотрудничества, влияет на все ключевые мировые процессы и во многом определяет глобальную повестку дня.
В рамках ШОС активно используются механизмы многостороннего международного сотрудничества. Организация оказывает значительное влияние на развитие стран Центральной Азии, способствуя сотрудничеству России и Китая в политической, экономической и гуманитарной сферах.
Усилия по экономической интеграции, возглавляемые Российской Федерацией и Китаем, одновременно разворачиваются в Центральной Азии в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Экономического пояса Нового Шелкового пути (ЭПШП). Проект NSRB предполагает значительные китайские инвестиции в Центральную Азию, что повышает заинтересованность Китая в поддержании политической стабильности в регионе. Китай также заинтересован в укреплении торгово-экономических связей с ЕАЭС.
С переходом к многополярному миру влияние Шанхайской организации сотрудничества на международные дела значительно возросло. Сегодня
ШОС играет ключевую роль не только в целостном развитии мировой экономики, но и в траекториях роста как России, так и Китая.
Анализ российско-китайских отношений в рамках ШОС, выделение ключевых направлений их сотрудничества, определение их ролей в международной системе и прогнозирование возможных сценариев их взаимодействия в рамках ШОС усиливают значимость данной темы.
Объектом исследования является взаимодействие России и КНР в ШОС.
Предметом исследования являются направления сотрудничества России и КНР в рамках ШОС.
Целью диссертации является выявить совпадения и расхождения во внешнеполитических подходах двух стран по решению наиболее актуальных проблем в повестке развития ШОС.
Достижение указанной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:
1. Сравнить подходы РФ и КНР в сфере военной безопасности в Центрально-Азиатском регионе;
2. определить наличие (или отсутствие) пунктов военно-политической повестки, по которым Москва и Пекин могли бы реально выстраивать практическое взаимодействие в рамках ШОС (не считая борьбу с терроризмом);
3. оценить место и роль афганского вопроса в перспективах развития ШОС;
4. Проанализировать дипломатические стратегии, применяемые Российской Федерацией и Китаем в отношении приема новых государств- членов в ШОС.
5. Изучить историю создания и развития ШОС.
6. Изучить организационную структуру организации.
...
Исследование сотрудничества и соперничества России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества выявило точки совпадениях их взглядов на ключевые вопросы международной политики в Центральной Азии, так и разногласия. Основываясь на анализе официальных документов, трудов российских и китайских ученых, а также оценок западных экспертов, можно заключить, что Россия и Китай играют ключевую роль в развитии ШОС и влияют на формирование ее политической и экономической агенды.
Первым важным аспектом, выявленным в исследовании, является активное стратегическое сотрудничество в рамках организации между Россией и Китаем. Анализ механизмов и стратегий сотрудничества указывает на их сближенные позиции по ряду вопросов, включая безопасность, экономическое развитие и политическое взаимодействие в регионе Центральной Азии. Это сотрудничество представляет собой важный фактор для обеспечения стабильности и безопасности в регионе.
Кроме того, исследование подчеркивает важность эволюции повестки дня ШОС, включая переход к широким вопросам коллективной и экономической безопасности.
Важным фактором, рассмотренным в третьей главе, является проблема членства и присоединения к ШОС новых стран-участников, на примере афганской проблемы. Анализ данной проблемы указывает на важную роль этих проблем в вопросах безопасности и стабильности в регионе, а также на потенциальные перспективы расширения ШОС.
Кроме того, исследование выявило, что проблемы безопасности, и экономического развития Центральной Азии являются приоритетными для обеих стран. Они стремятся к сотрудничеству в решении этих вопросов, несмотря на потенциальные разногласия в подходах к решению других международных проблем.
Таким образом, заключение исследования подчеркивает ключевую роль ШОС в обеспечении безопасности и стабильности в Центральной Азии, а также важность стратегического сотрудничества между Россией и Китаем в рамках этой структуры. Развитие сотрудничества в рамках ШОС представляет собой важный фактор для обеспечения мирной и стабильной среды в регионе, что способствует его экономическому и социальному развитию.
1. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/3418 (дата обращения 21.03.2024).
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://base.spinform.ru/show doc.fwx?Rgn=8218 (дата обращения 21.03.2024).
3. Концепция сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом 15 июня 2001
4. Меморандум Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 г. «Меморандум о сотрудничестве по охране внешних государственных границ». // Дипломатический вестник. - 1994. - № 1 - 2. - С. 37.
5. Протокол о рассмотрении вопроса вновь образовавшихся государственных границ государств СНГ. // Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 4. - С. 42 - 43.
6. Соглашение о руководящих принципах взаимного сокращения вооруженных сил и укреплении доверия в военной области в районе советско-китайской границы. / Сборник российско-китайских договоров. 1949 - 1999. - М., 1999. С. 117-125.
7. Соглашение об охране государственных границ и морских экономических зон государств Содружества. 20 марта 1992 г.// Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 4. - С. 40 - 42.
8. Соглашение о сотрудничестве государств - участников Содружества по обеспечению стабильного положения на их внешних границах. Бишкек.
9 октября 1992 г. // Дипломатический вестник. - 1992. - № 19 - 20. - С. 6
• 8.
9. Соглашение об охране государственных границ и морских экономических зон государств Содружества. 20 марта 1992 г. // Бюллетень международных договоров. - 1994. - № 4
10. Хартия Шанхайской организации сотрудничества (07.06.2002 г.).
Книги:
11. Бажанов Е.П. Российско-китайские отношения. — М: Аспект Пресс, 1999.
12. Боришполец К. П. ШОС и НАТО: альтернатива или взаимодополнение? Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. - М. : МГИМО-Университет, 2007.
13. Buzan B., Waever O. Regions and Powers: The Structure of International Security. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. 588 p.
14. Cohen A. The Russia-China Friendship and Cooperation Treaty: A Strategic Shift in Eurasia? - Washington, 2001. 132 p.
15. Лузянин С.Г. Проблемы становления Шанхайской организации сотрудничества и взаимодействия России и Китая в Центральной Азии.
• М: Наука. 2005.
... всего 59 источников