Государственный (муниципальный) контракт в гражданском праве РФ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общие положения о государственном (муниципальном) контракте 8
1.1 Понятие государственного (муниципального) контракта 8
1.2. Источники правового регулирования государственных контрактов 13
1.3. Особенности субъектного состава контрактных правоотношений 19
2 Правовая природа государственного (муниципального) контракта 25
2.1. Место государственного (муниципального) контракта в системе гражданско-правовых договоров России 25
2.2. Государственный контракт как особая договорная конструкция 29
2.3. Существенные условия государственного контракта 33
3 Проблемы правового регулирования государственных контрактов 40
3.1. Проблемы заключения государственного контракта 40
3.2. Проблемы расторжения государственного контракта 51
3.3. Проблемы ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
1 Общие положения о государственном (муниципальном) контракте 8
1.1 Понятие государственного (муниципального) контракта 8
1.2. Источники правового регулирования государственных контрактов 13
1.3. Особенности субъектного состава контрактных правоотношений 19
2 Правовая природа государственного (муниципального) контракта 25
2.1. Место государственного (муниципального) контракта в системе гражданско-правовых договоров России 25
2.2. Государственный контракт как особая договорная конструкция 29
2.3. Существенные условия государственного контракта 33
3 Проблемы правового регулирования государственных контрактов 40
3.1. Проблемы заключения государственного контракта 40
3.2. Проблемы расторжения государственного контракта 51
3.3. Проблемы ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Актуальность. Проблема правового регулирования государственных и муниципальных закупок является актуальной и важной. Сфера закупок для государственных и муниципальных нужд является широко распространенной формой участия публичных организаций в экономическом обороте. Однако, для более глубокого понимания этой области требуется разработка теоретических положений о заключении договоров о закупках и формировании договорных отношений.
Одной из важных задач является определение правовой природы государственного контракта, его включение в определенную отрасль и изучение специфики отношений между участниками закупок. Необходимо провести исследование взаимодействия гражданского законодательства и законодательства о закупках.
На данный момент, законодательство о публичных закупках постоянно совершенствуется, что приводит к созданию множества законов и нормативных актов в этой области. Введение нового федерального закона о контрактной системе в сфере закупок вызвало дискуссии о заключении договоров и характере связей в государственных закупках. Очень важно изучить влияние этого закона на состояние рынка государственных и муниципальных закупок.
При исполнении контрактов важным аспектом является не только поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг, но и процесс приемки, оплаты и применение мер ответственности. Однако, существует неравенство в размерах штрафных санкций для поставщиков и заказчиков, что может быть несправедливым. Необходимо обратить внимание на возможные нарушения со стороны заказчиков и поставщиков при исполнении контрактов и разработать соответствующие меры по их предотвращению.
Объект – отношения, возникающие при заключении, исполнении и расторжении государственного (муниципального) контракта.
Предмет – нормы законодательства Российской федерации в данной области правоотношений.
Объект наблюдения – контрактная система Российской Федерации.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ действующего законодательства, регулирующего общественные отношения между предприятиями в контексте государственных и муниципальных контрактов, позволит выявить проблемы и предложить рекомендации по их решению, способствуя более качественному регулированию контрактных отношений и увеличению интереса сторон в их заключении.
Цель данного исследования заключается во всестороннем анализе действующего законодательства, регулирующего общественные отношения между предприятиями в контексте заключения, изменения и прекращения государственных и муниципальных контрактов на нужды государства и муниципалитетов. А также, на основе полученных результатов изучения, разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию законодательства и созданию авторских предложений, нацеленных на более подробное и качественное регулирование контрактных отношений, способствующих увеличению заинтересованности сторон в их заключении.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие государственного (муниципального) контракта.
2. Проанализировать источники правового регулирования государственных
контрактов.
3. Выявить особенности субъектного состава контрактных правоотношений.
4. Определить место государственного (муниципального) контракта в системе гражданско-правовых договоров России.
5. Проанализировать государственный контракт как особую договорную конструкцию.
6. Определить существенные условия государственного контракта .
7. Рассмотреть проблемы заключения государственного контракта, предложить пути решения
8. Исследовать проблемы расторжения государственного контракта, предложить пути решения
9. Проанализировать проблемы ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту, предложить пути решения.
Степень разработанности темы диссертации свидетельствует о недостаточном количестве научных исследований, посвященных правовому регулированию заключения договоров о государственных и муниципальных закупках. Обычно в литературе исследуются лишь отдельные аспекты заключения и исполнения таких договоров, ориентированных на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей.
Отдельным аспектам правового регулирования удовлетворения государственных и муниципальных нужд в последнее десятилетие посвятили свои исследования М.А. Асташова, В.В. Балакин, И.В. Голиков, А.В. Демин, В.В. Кикавец, В.И. Новоселов и т.д.
Важнейшее значение для настоящей работы имели труды ученых, посвященные вопросам особенностей субъектного состава: Т.В.Алексеева, М.К. Александрова, П.П. Кабытов и др.
Правовую природу государственного контракта исследовали: Р.В. Вощенко, Т.Р. Григорян, Е.В. Косенко, А.Н. Левушкин, Л.М. Пахомова и др.
Проблемы правового регулирования государственного контракта рассмотрели: А.Я. Геллер, Т.А. Горюнова, С.Д. Гринько, А.В. кнутов, И.Ю. Лепетикова, М.В. Овсипян и др.
Теоретическая основа исследования опирается на научные положения о значимости публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, процедурах заключения, изменения и расторжения договоров, а также об особенностях правового положения субъектов, участвующих в договорных правоотношениях, особенно в государственных и муниципальных закупках.
Нормативная база исследования включает Медународные нормативно-правовые акты, Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также другие нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эмпирическая база исследования включает результаты анализа нормативных правовых актов Российской Федерации, а также материалы судебной практики.
Методологическая основа: в основе данного исследования лежат различные методы научного познания, используемые для теоретических и практических аспектов. В ходе работы были применены методы сравнения и обобщения, анализа и синтеза, а также определения общего и частного. В дополнение к основным общенаучным методам, были использованы частнонаучные методы, включая системно-структурный, сравнительно-правовой и формально-юридический подходы.
Научная новизна исследования заключается в том, что она направлена на анализ проблем, связанных с определением сущности и отраслевой принадлежности государственного (муниципального) контракта. Ранее не было проведено систематического и комплексного исследования, которое бы охватывало все аспекты регулирования таких закупок, начиная от формирования потребностей заказчика и заканчивая исполнением контрактов. Исследование также предлагает новый подход к пониманию правовой сущности государственного контракта, основанный на принципах договорного права, таких как свобода заключения договора и невозможность одностороннего отказа от него. Кроме того, исследование приходит к выводу, что в российском праве нет единой дефиниции государственного контракта, что также является новым и значимым результатом исследования. В целом, научная новизна данного исследования заключается в преодолении существующих пробелов в знаниях о государственных контрактах и разработке новых подходов к их определению и пониманию.
Теоретическая значимость: исследование государственного (муниципального) контракта в гражданском праве Российской Федерации представляет интерес для развития и углубления понимания принципов и основ гражданского права, специфики заключения и исполнения контрактов с государственными и муниципальными органами, а также разъяснения правового регулирования деятельности таких органов.
Практическая значимость исследования: результаты исследования помогут юристам, правовым консультантам, государственным и муниципальным органам, а также контрагентам заключать и исполнять государственные (муниципальные) контракты с соблюдением законодательства, минимизировать риски и учесть особенности таких контрактных отношений. Это также может способствовать улучшению качества государственных и муниципальных услуг и экономическому развитию страны в целом.
Структура исследования: данная работа состоит из трех логически-связанных между собою глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Объем исследования составляет 86 страниц текста.
Одной из важных задач является определение правовой природы государственного контракта, его включение в определенную отрасль и изучение специфики отношений между участниками закупок. Необходимо провести исследование взаимодействия гражданского законодательства и законодательства о закупках.
На данный момент, законодательство о публичных закупках постоянно совершенствуется, что приводит к созданию множества законов и нормативных актов в этой области. Введение нового федерального закона о контрактной системе в сфере закупок вызвало дискуссии о заключении договоров и характере связей в государственных закупках. Очень важно изучить влияние этого закона на состояние рынка государственных и муниципальных закупок.
При исполнении контрактов важным аспектом является не только поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг, но и процесс приемки, оплаты и применение мер ответственности. Однако, существует неравенство в размерах штрафных санкций для поставщиков и заказчиков, что может быть несправедливым. Необходимо обратить внимание на возможные нарушения со стороны заказчиков и поставщиков при исполнении контрактов и разработать соответствующие меры по их предотвращению.
Объект – отношения, возникающие при заключении, исполнении и расторжении государственного (муниципального) контракта.
Предмет – нормы законодательства Российской федерации в данной области правоотношений.
Объект наблюдения – контрактная система Российской Федерации.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ действующего законодательства, регулирующего общественные отношения между предприятиями в контексте государственных и муниципальных контрактов, позволит выявить проблемы и предложить рекомендации по их решению, способствуя более качественному регулированию контрактных отношений и увеличению интереса сторон в их заключении.
Цель данного исследования заключается во всестороннем анализе действующего законодательства, регулирующего общественные отношения между предприятиями в контексте заключения, изменения и прекращения государственных и муниципальных контрактов на нужды государства и муниципалитетов. А также, на основе полученных результатов изучения, разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию законодательства и созданию авторских предложений, нацеленных на более подробное и качественное регулирование контрактных отношений, способствующих увеличению заинтересованности сторон в их заключении.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие государственного (муниципального) контракта.
2. Проанализировать источники правового регулирования государственных
контрактов.
3. Выявить особенности субъектного состава контрактных правоотношений.
4. Определить место государственного (муниципального) контракта в системе гражданско-правовых договоров России.
5. Проанализировать государственный контракт как особую договорную конструкцию.
6. Определить существенные условия государственного контракта .
7. Рассмотреть проблемы заключения государственного контракта, предложить пути решения
8. Исследовать проблемы расторжения государственного контракта, предложить пути решения
9. Проанализировать проблемы ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту, предложить пути решения.
Степень разработанности темы диссертации свидетельствует о недостаточном количестве научных исследований, посвященных правовому регулированию заключения договоров о государственных и муниципальных закупках. Обычно в литературе исследуются лишь отдельные аспекты заключения и исполнения таких договоров, ориентированных на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей.
Отдельным аспектам правового регулирования удовлетворения государственных и муниципальных нужд в последнее десятилетие посвятили свои исследования М.А. Асташова, В.В. Балакин, И.В. Голиков, А.В. Демин, В.В. Кикавец, В.И. Новоселов и т.д.
Важнейшее значение для настоящей работы имели труды ученых, посвященные вопросам особенностей субъектного состава: Т.В.Алексеева, М.К. Александрова, П.П. Кабытов и др.
Правовую природу государственного контракта исследовали: Р.В. Вощенко, Т.Р. Григорян, Е.В. Косенко, А.Н. Левушкин, Л.М. Пахомова и др.
Проблемы правового регулирования государственного контракта рассмотрели: А.Я. Геллер, Т.А. Горюнова, С.Д. Гринько, А.В. кнутов, И.Ю. Лепетикова, М.В. Овсипян и др.
Теоретическая основа исследования опирается на научные положения о значимости публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, процедурах заключения, изменения и расторжения договоров, а также об особенностях правового положения субъектов, участвующих в договорных правоотношениях, особенно в государственных и муниципальных закупках.
Нормативная база исследования включает Медународные нормативно-правовые акты, Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также другие нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эмпирическая база исследования включает результаты анализа нормативных правовых актов Российской Федерации, а также материалы судебной практики.
Методологическая основа: в основе данного исследования лежат различные методы научного познания, используемые для теоретических и практических аспектов. В ходе работы были применены методы сравнения и обобщения, анализа и синтеза, а также определения общего и частного. В дополнение к основным общенаучным методам, были использованы частнонаучные методы, включая системно-структурный, сравнительно-правовой и формально-юридический подходы.
Научная новизна исследования заключается в том, что она направлена на анализ проблем, связанных с определением сущности и отраслевой принадлежности государственного (муниципального) контракта. Ранее не было проведено систематического и комплексного исследования, которое бы охватывало все аспекты регулирования таких закупок, начиная от формирования потребностей заказчика и заканчивая исполнением контрактов. Исследование также предлагает новый подход к пониманию правовой сущности государственного контракта, основанный на принципах договорного права, таких как свобода заключения договора и невозможность одностороннего отказа от него. Кроме того, исследование приходит к выводу, что в российском праве нет единой дефиниции государственного контракта, что также является новым и значимым результатом исследования. В целом, научная новизна данного исследования заключается в преодолении существующих пробелов в знаниях о государственных контрактах и разработке новых подходов к их определению и пониманию.
Теоретическая значимость: исследование государственного (муниципального) контракта в гражданском праве Российской Федерации представляет интерес для развития и углубления понимания принципов и основ гражданского права, специфики заключения и исполнения контрактов с государственными и муниципальными органами, а также разъяснения правового регулирования деятельности таких органов.
Практическая значимость исследования: результаты исследования помогут юристам, правовым консультантам, государственным и муниципальным органам, а также контрагентам заключать и исполнять государственные (муниципальные) контракты с соблюдением законодательства, минимизировать риски и учесть особенности таких контрактных отношений. Это также может способствовать улучшению качества государственных и муниципальных услуг и экономическому развитию страны в целом.
Структура исследования: данная работа состоит из трех логически-связанных между собою глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Объем исследования составляет 86 страниц текста.
В заключение вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что, государственный (муниципальный) контракт – это сложная юридическая конструкция, которая регулируется нормами различных отраслей права и имеет свои особенности. Единой дефиниции государственного контракта в российском праве не существует. Он может быть рассмотрен как гражданско-правовой договор с публичными или административно-правовыми элементами. Государственный контракт является самостоятельным типом гражданско-правового соглашения, основная цель которого - удовлетворение потребностей публично-правовых образований. Благодаря своей специфике в отношении субъектов, правоотношений, цели и условий, государственный контракт занимает особое положение в системе договоров.
В правовом регулировании государственных контрактов используются различные нормативно-правовые акты на международном, внутригосударственном, федеральном, субъектов РФ и муниципальном уровнях. Международные акты влияют на заключение и исполнение контрактов, устанавливая общие принципы и правила. Конституция РФ является ключевым источником, определяющим принципы и положения для контрактов. Акты федерального уровня устанавливают детализированные правила и обязанности сторон. Нормативные акты субъектов РФ и муниципального уровня могут содержать дополнительные требования и правила для контрактов. Все эти акты обеспечивают системность и стабильность правового режима государственных контрактов.
Государственный контракт, включает в себя государственного заказчика и потенциального участника закупок, или поставщика товаров, работ и услуг. Каждая сторона должна обладать правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью. Участие в контрактной системе закупок оказывает влияние на участника закупок в связи с обязательными требованиями, установленными в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ и имеющими обязательную силу. Эти требования, предъявленные законодателем, могут не согласовываться с положениями гражданского законодательства о свободе заключения договора. Однако государство указывает, что приоритетным является общественный интерес государства в рамках процесса закупок для государственных нужд.
Стороны государственного контракта изначально находятся в неравных положениях из-за своего неравноправного статуса. Каждая сторона имеет свои цели при участии в государственных закупках: государственный заказчик стремится приобрести товары, работы и услуги для государственных нужд, а поставщик – предложить, поставить товары, выполнить работы, предоставить услуги в целях получения прибыли в рамках своей коммерческой деятельности.
Государственные контракты занимают особое место среди гражданско-правовых договоров Российской Федерации, так как они имеют особую социальную направленность и служат удовлетворению публичных интересов, несмотря на разногласия в определении сущности государственного контракта, его особая роль и выделение в качестве особой договорной конструкции признаются большинством исследователей.
Существенные условия государственного контракта, играют важную роль в его заключении и реализации. В рамках закона о контрактной системе можно выделить несколько таких существенных условий. Во-первых, это необходимость включения в договор всех условий, согласованных на этапе подготовки, включая максимально точные описания объекта приобретения. Во-вторых, существенное условие — установление цены контракта и его этапов, особенно при выполнении контракта поэтапно. Другое важное условие заключается в установлении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, причем данное условие не является обязательным в ряде случаев. Также необходимо предоставить детальный план выполнения работ при заключении длительного и дорогостоящего контракта, определить способ и сроки оплаты товара, услуг или работ, а также процедуру и сроки приемки выполненных работ или оказанных услуг. При заключении контракта с физическим лицом следует включить условие о снижении суммы платежа для учета налоговых обязательств. Также существенными условиями являются: привлечение эксперта для осуществления контракта и уточнение временных рамок, в которые клиент должен вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) предоставленные в качестве залога деньги для выполнения условий соглашения (если такая форма залога исполнения соглашения используется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Порядок заключения государственного контракта играет важную роль в обеспечении справедливости и предотвращении негативных явлений в государственных закупках. Он способствует эффективному использованию бюджетных средств и выступает в качестве гаранта качественных поставок товаров и услуг, а также честных и этичных отношений между поставщиками и заказчиками.
Однако, несмотря на видимую справедливость и наличие развернутого законодательного регулирования, существуют проблемы относительно заключения, расторжения и применения ответственности за ненадлежащее исполнение государственного контракта. Первая проблема связана с ограничением принципа сотрудничества. Законодатель значительным образом ограничил возможность сотрудничества сторон на стадии конкурентной процедуры, запретив переговоры и установив правила отстранения участников за минимальные ошибки. Это приводит к серьезной формализации отношений и возможности злоупотреблений.
Вторая проблема заключается в чрезмерных требованиях к претендентам на заключение контракта. Для обеспечения открытости и ясности в процессе закупок заказчики обязаны включать в документацию определенные положения, что иногда приводит к излишним требованиям, усложняющим участие в конкурентных процедурах.
Для устранения данных проблем предлагается закрепление принципа сотрудничества сторон на законодательном уровне, снятие ограничений на переговоры, но с сохранением регламентации. Такой подход будет способствовать более плодотворному сотрудничеству сторон закупок и снизит количество жалоб на недобросовестность заказчиков.
Также необходимо пересмотреть требования к претендентам на заключение контракта, чтобы они не были излишне сложными и исключали возможность неправомерного ограничения конкуренции.
Обеспечить возможность исправления ошибок участниками закупок путем разрешения конфликтов с помощью контролирующих органов и судов.
Ввести этап предварительного рассмотрения заявок, где результаты рассмотрения будут оформлены протоколом, содержащим информацию о допущенных и недопущенных заявках.
При заключении контракта требовать взаимного информирования о допущенных нарушениях, и только после их исправления заключать контракт.
Отменить требование повторного указания законодательных норм в документации о закупке.
Упростить процедуру заключения государственных контрактов, применяя методы «подталкивания» и основанные на поведенческой экономике. Внести изменения в закон о контрактной системе, включая дополнительные опции на электронных торговых площадках, предоставляющие предупреждающие сигналы, подсказки и алгоритмы для заказчиков.
Таким образом, улучшение порядка заключения государственного контракта требует внимания и усилий со стороны законодателей и исполнительных органов, чтобы достичь большей прозрачности, справедливости и эффективности в государственных закупках.
Решение о расторжении государственного контракта следует рассматривать как одностороннюю сделку, совершенную при условии исправления нарушений вовремя. Обязанность кредитора отменить решение имеет технический характер и необходима для обеспечения прозрачности государственных закупок. Однако механизм отказа от договора, предусмотренный законом о контрактной системе, обладает некоторыми недостатками.
Первым недостатком является то, что ссылка на гражданское законодательство может привести к расторжению контрактов по незначительным причинам или даже без причин. Формулировка «по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством» оставляет место для различных толкований. Следует уточнить, что право на отказ от контракта возникает только в случае существенного нарушения обязательств одной из сторон, чтобы избежать нежелательных ситуаций.
Вторым недостатком является фиксация 10-дневного срока на исправление нарушений, который может быть необоснованным. Следует предусмотреть возможность отказа от контракта после установления разумного срока для исправления нарушений, чтобы установить равные условия для обеих сторон и предотвратить возможные злоупотребления.
Кроме того, следует предусмотреть административную ответственность для заказчика и поставщика в случае неправомерного решения о расторжении контракта. Это поможет снизить риск неправомерных действий и обеспечить справедливость в системе контрактных отношений.
Также, анализ пункта 23 статьи 95 закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о его противоречивости и лишней сложности. Несмотря на определение двух типов убытков – реального ущерба и упущенной выгоды, возникает спорный вопрос о компенсации ущерба в случае отказа от контракта из-за обмана. Интерпретация Министерства экономического развития России о необходимости возмещения реального ущерба и уплаты неустойки противоречит юридической доктрине. Гражданско-правовая ответственность не возникает при одностороннем отказе от контракта без нарушения его условий. Таким образом, пункт 23 статьи 95 закона о контрактной системе не имеет осмысленности и требует исключения из законодательства.
В свете вышесказанного, необходимо внести указанные изменения в положения закона о контрактной системе, чтобы обеспечить более четкое и справедливое регулирование отношений между сторонами государственных контрактов. Эти изменения позволят предотвратить нежелательные ситуации, снизить риски для обеих сторон и обеспечить более прозрачные и предсказуемые условия в сфере государственных закупок.
Анализируя ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту, можно заключить, что существующая система административной ответственности в данной области имеет свои недостатки и требует корректировки. Несмотря на то, что административная ответственность является важным инструментом в регулировании государственных закупок, ее многообразие составов правонарушений и ограниченность санкций создают проблемы и требуют пересмотра классификации и разделения правонарушений в данной сфере.
Также важным аспектом является четкое определение просрочки исполнения контракта, которое вызывает сомнения и может привести к несправедливым санкциям. Поэтому необходимо более детальное исследование и анализ недостатков существующей системы административной ответственности, включая корректировку положений статьи 7.32 КоАП РФ.
Одновременно следует учесть, что заключение и выполнение государственных контрактов основаны на гражданском праве, поэтому за нарушения применяется гражданско-правовая ответственность. В связи с этим, порядок и основания взыскания неустойки имеют свои особенности. Важно учитывать интересы обеих сторон и избегать злоупотребления размером неустойки со стороны государственного заказчика, чтобы соблюдать принципы законодательства о государственных закупках.
Таким образом, для эффективного регулирования ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту необходимо усовершенствовать систему административной ответственности, устанавливать четкие условия и гибкие методы определения административных мер ответственности. Кроме того, важно провести более детальное исследование и анализ недостатков существующей системы, включая классификацию и разделение правонарушений в сфере государственных закупок. Вместе с тем, необходимо принимать во внимание особенности гражданско-правовой ответственности и регулирование неустойки в контрактных отношениях, чтобы обеспечить справедливость и равновесие интересов сторон.
В правовом регулировании государственных контрактов используются различные нормативно-правовые акты на международном, внутригосударственном, федеральном, субъектов РФ и муниципальном уровнях. Международные акты влияют на заключение и исполнение контрактов, устанавливая общие принципы и правила. Конституция РФ является ключевым источником, определяющим принципы и положения для контрактов. Акты федерального уровня устанавливают детализированные правила и обязанности сторон. Нормативные акты субъектов РФ и муниципального уровня могут содержать дополнительные требования и правила для контрактов. Все эти акты обеспечивают системность и стабильность правового режима государственных контрактов.
Государственный контракт, включает в себя государственного заказчика и потенциального участника закупок, или поставщика товаров, работ и услуг. Каждая сторона должна обладать правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью. Участие в контрактной системе закупок оказывает влияние на участника закупок в связи с обязательными требованиями, установленными в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ и имеющими обязательную силу. Эти требования, предъявленные законодателем, могут не согласовываться с положениями гражданского законодательства о свободе заключения договора. Однако государство указывает, что приоритетным является общественный интерес государства в рамках процесса закупок для государственных нужд.
Стороны государственного контракта изначально находятся в неравных положениях из-за своего неравноправного статуса. Каждая сторона имеет свои цели при участии в государственных закупках: государственный заказчик стремится приобрести товары, работы и услуги для государственных нужд, а поставщик – предложить, поставить товары, выполнить работы, предоставить услуги в целях получения прибыли в рамках своей коммерческой деятельности.
Государственные контракты занимают особое место среди гражданско-правовых договоров Российской Федерации, так как они имеют особую социальную направленность и служат удовлетворению публичных интересов, несмотря на разногласия в определении сущности государственного контракта, его особая роль и выделение в качестве особой договорной конструкции признаются большинством исследователей.
Существенные условия государственного контракта, играют важную роль в его заключении и реализации. В рамках закона о контрактной системе можно выделить несколько таких существенных условий. Во-первых, это необходимость включения в договор всех условий, согласованных на этапе подготовки, включая максимально точные описания объекта приобретения. Во-вторых, существенное условие — установление цены контракта и его этапов, особенно при выполнении контракта поэтапно. Другое важное условие заключается в установлении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, причем данное условие не является обязательным в ряде случаев. Также необходимо предоставить детальный план выполнения работ при заключении длительного и дорогостоящего контракта, определить способ и сроки оплаты товара, услуг или работ, а также процедуру и сроки приемки выполненных работ или оказанных услуг. При заключении контракта с физическим лицом следует включить условие о снижении суммы платежа для учета налоговых обязательств. Также существенными условиями являются: привлечение эксперта для осуществления контракта и уточнение временных рамок, в которые клиент должен вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) предоставленные в качестве залога деньги для выполнения условий соглашения (если такая форма залога исполнения соглашения используется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Порядок заключения государственного контракта играет важную роль в обеспечении справедливости и предотвращении негативных явлений в государственных закупках. Он способствует эффективному использованию бюджетных средств и выступает в качестве гаранта качественных поставок товаров и услуг, а также честных и этичных отношений между поставщиками и заказчиками.
Однако, несмотря на видимую справедливость и наличие развернутого законодательного регулирования, существуют проблемы относительно заключения, расторжения и применения ответственности за ненадлежащее исполнение государственного контракта. Первая проблема связана с ограничением принципа сотрудничества. Законодатель значительным образом ограничил возможность сотрудничества сторон на стадии конкурентной процедуры, запретив переговоры и установив правила отстранения участников за минимальные ошибки. Это приводит к серьезной формализации отношений и возможности злоупотреблений.
Вторая проблема заключается в чрезмерных требованиях к претендентам на заключение контракта. Для обеспечения открытости и ясности в процессе закупок заказчики обязаны включать в документацию определенные положения, что иногда приводит к излишним требованиям, усложняющим участие в конкурентных процедурах.
Для устранения данных проблем предлагается закрепление принципа сотрудничества сторон на законодательном уровне, снятие ограничений на переговоры, но с сохранением регламентации. Такой подход будет способствовать более плодотворному сотрудничеству сторон закупок и снизит количество жалоб на недобросовестность заказчиков.
Также необходимо пересмотреть требования к претендентам на заключение контракта, чтобы они не были излишне сложными и исключали возможность неправомерного ограничения конкуренции.
Обеспечить возможность исправления ошибок участниками закупок путем разрешения конфликтов с помощью контролирующих органов и судов.
Ввести этап предварительного рассмотрения заявок, где результаты рассмотрения будут оформлены протоколом, содержащим информацию о допущенных и недопущенных заявках.
При заключении контракта требовать взаимного информирования о допущенных нарушениях, и только после их исправления заключать контракт.
Отменить требование повторного указания законодательных норм в документации о закупке.
Упростить процедуру заключения государственных контрактов, применяя методы «подталкивания» и основанные на поведенческой экономике. Внести изменения в закон о контрактной системе, включая дополнительные опции на электронных торговых площадках, предоставляющие предупреждающие сигналы, подсказки и алгоритмы для заказчиков.
Таким образом, улучшение порядка заключения государственного контракта требует внимания и усилий со стороны законодателей и исполнительных органов, чтобы достичь большей прозрачности, справедливости и эффективности в государственных закупках.
Решение о расторжении государственного контракта следует рассматривать как одностороннюю сделку, совершенную при условии исправления нарушений вовремя. Обязанность кредитора отменить решение имеет технический характер и необходима для обеспечения прозрачности государственных закупок. Однако механизм отказа от договора, предусмотренный законом о контрактной системе, обладает некоторыми недостатками.
Первым недостатком является то, что ссылка на гражданское законодательство может привести к расторжению контрактов по незначительным причинам или даже без причин. Формулировка «по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством» оставляет место для различных толкований. Следует уточнить, что право на отказ от контракта возникает только в случае существенного нарушения обязательств одной из сторон, чтобы избежать нежелательных ситуаций.
Вторым недостатком является фиксация 10-дневного срока на исправление нарушений, который может быть необоснованным. Следует предусмотреть возможность отказа от контракта после установления разумного срока для исправления нарушений, чтобы установить равные условия для обеих сторон и предотвратить возможные злоупотребления.
Кроме того, следует предусмотреть административную ответственность для заказчика и поставщика в случае неправомерного решения о расторжении контракта. Это поможет снизить риск неправомерных действий и обеспечить справедливость в системе контрактных отношений.
Также, анализ пункта 23 статьи 95 закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о его противоречивости и лишней сложности. Несмотря на определение двух типов убытков – реального ущерба и упущенной выгоды, возникает спорный вопрос о компенсации ущерба в случае отказа от контракта из-за обмана. Интерпретация Министерства экономического развития России о необходимости возмещения реального ущерба и уплаты неустойки противоречит юридической доктрине. Гражданско-правовая ответственность не возникает при одностороннем отказе от контракта без нарушения его условий. Таким образом, пункт 23 статьи 95 закона о контрактной системе не имеет осмысленности и требует исключения из законодательства.
В свете вышесказанного, необходимо внести указанные изменения в положения закона о контрактной системе, чтобы обеспечить более четкое и справедливое регулирование отношений между сторонами государственных контрактов. Эти изменения позволят предотвратить нежелательные ситуации, снизить риски для обеих сторон и обеспечить более прозрачные и предсказуемые условия в сфере государственных закупок.
Анализируя ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту, можно заключить, что существующая система административной ответственности в данной области имеет свои недостатки и требует корректировки. Несмотря на то, что административная ответственность является важным инструментом в регулировании государственных закупок, ее многообразие составов правонарушений и ограниченность санкций создают проблемы и требуют пересмотра классификации и разделения правонарушений в данной сфере.
Также важным аспектом является четкое определение просрочки исполнения контракта, которое вызывает сомнения и может привести к несправедливым санкциям. Поэтому необходимо более детальное исследование и анализ недостатков существующей системы административной ответственности, включая корректировку положений статьи 7.32 КоАП РФ.
Одновременно следует учесть, что заключение и выполнение государственных контрактов основаны на гражданском праве, поэтому за нарушения применяется гражданско-правовая ответственность. В связи с этим, порядок и основания взыскания неустойки имеют свои особенности. Важно учитывать интересы обеих сторон и избегать злоупотребления размером неустойки со стороны государственного заказчика, чтобы соблюдать принципы законодательства о государственных закупках.
Таким образом, для эффективного регулирования ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту необходимо усовершенствовать систему административной ответственности, устанавливать четкие условия и гибкие методы определения административных мер ответственности. Кроме того, важно провести более детальное исследование и анализ недостатков существующей системы, включая классификацию и разделение правонарушений в сфере государственных закупок. Вместе с тем, необходимо принимать во внимание особенности гражданско-правовой ответственности и регулирование неустойки в контрактных отношениях, чтобы обеспечить справедливость и равновесие интересов сторон.
Подобные работы
- Гражданско-правовая ответственность участников при заключении и исполнении государственного (муниципального) контракта (Южно-Уральский государственный университет)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2023 - Гражданско-правовая ответственность участников при заключении и исполнении государственного (муниципального) контракта (Актуальные проблемы гражданского права, Южно-Уральский государственный университет)
Контрольные работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Государственный (муниципальный) контракт на поставку товаров,
выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных
(муниципальных) нужд
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - Последствия отказа от заключения государственного (муниципального) контракта
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2021 - Договор поставки для государственных нужд
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5350 р. Год сдачи: 2022 - КОНТРАКТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2018 - Особенности и проблемы заключения и исполнения государственного контракта
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Злоупотребление правом при исполнении государственного контракта
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА ПО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2018



