ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общие положения о государственном (муниципальном) контракте 8
1.1 Понятие государственного (муниципального) контракта 8
1.2. Источники правового регулирования государственных контрактов 13
1.3. Особенности субъектного состава контрактных правоотношений 19
2 Правовая природа государственного (муниципального) контракта 25
2.1. Место государственного (муниципального) контракта в системе гражданско-правовых договоров России 25
2.2. Государственный контракт как особая договорная конструкция 29
2.3. Существенные условия государственного контракта 33
3 Проблемы правового регулирования государственных контрактов 40
3.1. Проблемы заключения государственного контракта 40
3.2. Проблемы расторжения государственного контракта 51
3.3. Проблемы ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Актуальность. Проблема правового регулирования государственных и муниципальных закупок является актуальной и важной. Сфера закупок для государственных и муниципальных нужд является широко распространенной формой участия публичных организаций в экономическом обороте. Однако, для более глубокого понимания этой области требуется разработка теоретических положений о заключении договоров о закупках и формировании договорных отношений.
Одной из важных задач является определение правовой природы государственного контракта, его включение в определенную отрасль и изучение специфики отношений между участниками закупок. Необходимо провести исследование взаимодействия гражданского законодательства и законодательства о закупках.
На данный момент, законодательство о публичных закупках постоянно совершенствуется, что приводит к созданию множества законов и нормативных актов в этой области. Введение нового федерального закона о контрактной системе в сфере закупок вызвало дискуссии о заключении договоров и характере связей в государственных закупках. Очень важно изучить влияние этого закона на состояние рынка государственных и муниципальных закупок.
При исполнении контрактов важным аспектом является не только поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг, но и процесс приемки, оплаты и применение мер ответственности. Однако, существует неравенство в размерах штрафных санкций для поставщиков и заказчиков, что может быть несправедливым. Необходимо обратить внимание на возможные нарушения со стороны заказчиков и поставщиков при исполнении контрактов и разработать соответствующие меры по их предотвращению.
Объект – отношения, возникающие при заключении, исполнении и расторжении государственного (муниципального) контракта.
Предмет – нормы законодательства Российской федерации в данной области правоотношений.
Объект наблюдения – контрактная система Российской Федерации.
Гипотеза исследования заключается в том, что анализ действующего законодательства, регулирующего общественные отношения между предприятиями в контексте государственных и муниципальных контрактов, позволит выявить проблемы и предложить рекомендации по их решению, способствуя более качественному регулированию контрактных отношений и увеличению интереса сторон в их заключении.
Цель данного исследования заключается во всестороннем анализе действующего законодательства, регулирующего общественные отношения между предприятиями в контексте заключения, изменения и прекращения государственных и муниципальных контрактов на нужды государства и муниципалитетов. А также, на основе полученных результатов изучения, разработке конкретных рекомендаций по совершенствованию законодательства и созданию авторских предложений, нацеленных на более подробное и качественное регулирование контрактных отношений, способствующих увеличению заинтересованности сторон в их заключении.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие государственного (муниципального) контракта.
2. Проанализировать источники правового регулирования государственных
контрактов.
3. Выявить особенности субъектного состава контрактных правоотношений.
4. Определить место государственного (муниципального) контракта в системе гражданско-правовых договоров России.
5. Проанализировать государственный контракт как особую договорную конструкцию.
6. Определить существенные условия государственного контракта .
7. Рассмотреть проблемы заключения государственного контракта, предложить пути решения
8. Исследовать проблемы расторжения государственного контракта, предложить пути решения
9. Проанализировать проблемы ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту, предложить пути решения.
Степень разработанности темы диссертации свидетельствует о недостаточном количестве научных исследований, посвященных правовому регулированию заключения договоров о государственных и муниципальных закупках. Обычно в литературе исследуются лишь отдельные аспекты заключения и исполнения таких договоров, ориентированных на удовлетворение государственных и муниципальных потребностей.
Отдельным аспектам правового регулирования удовлетворения государственных и муниципальных нужд в последнее десятилетие посвятили свои исследования М.А. Асташова, В.В. Балакин, И.В. Голиков, А.В. Демин, В.В. Кикавец, В.И. Новоселов и т.д.
Важнейшее значение для настоящей работы имели труды ученых, посвященные вопросам особенностей субъектного состава: Т.В.Алексеева, М.К. Александрова, П.П. Кабытов и др.
Правовую природу государственного контракта исследовали: Р.В. Вощенко, Т.Р. Григорян, Е.В. Косенко, А.Н. Левушкин, Л.М. Пахомова и др.
Проблемы правового регулирования государственного контракта рассмотрели: А.Я. Геллер, Т.А. Горюнова, С.Д. Гринько, А.В. кнутов, И.Ю. Лепетикова, М.В. Овсипян и др.
Теоретическая основа исследования опирается на научные положения о значимости публично-правовых образований в гражданских правоотношениях, процедурах заключения, изменения и расторжения договоров, а также об особенностях правового положения субъектов, участвующих в договорных правоотношениях, особенно в государственных и муниципальных закупках.
Нормативная база исследования включает Медународные нормативно-правовые акты, Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, а также другие нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эмпирическая база исследования включает результаты анализа нормативных правовых актов Российской Федерации, а также материалы судебной практики.
Методологическая основа: в основе данного исследования лежат различные методы научного познания, используемые для теоретических и практических аспектов. В ходе работы были применены методы сравнения и обобщения, анализа и синтеза, а также определения общего и частного. В дополнение к основным общенаучным методам, были использованы частнонаучные методы, включая системно-структурный, сравнительно-правовой и формально-юридический подходы.
Научная новизна исследования заключается в том, что она направлена на анализ проблем, связанных с определением сущности и отраслевой принадлежности государственного (муниципального) контракта. Ранее не было проведено систематического и комплексного исследования, которое бы охватывало все аспекты регулирования таких закупок, начиная от формирования потребностей заказчика и заканчивая исполнением контрактов. Исследование также предлагает новый подход к пониманию правовой сущности государственного контракта, основанный на принципах договорного права, таких как свобода заключения договора и невозможность одностороннего отказа от него. Кроме того, исследование приходит к выводу, что в российском праве нет единой дефиниции государственного контракта, что также является новым и значимым результатом исследования. В целом, научная новизна данного исследования заключается в преодолении существующих пробелов в знаниях о государственных контрактах и разработке новых подходов к их определению и пониманию.
Теоретическая значимость: исследование государственного (муниципального) контракта в гражданском праве Российской Федерации представляет интерес для развития и углубления понимания принципов и основ гражданского права, специфики заключения и исполнения контрактов с государственными и муниципальными органами, а также разъяснения правового регулирования деятельности таких органов.
Практическая значимость исследования: результаты исследования помогут юристам, правовым консультантам, государственным и муниципальным органам, а также контрагентам заключать и исполнять государственные (муниципальные) контракты с соблюдением законодательства, минимизировать риски и учесть особенности таких контрактных отношений. Это также может способствовать улучшению качества государственных и муниципальных услуг и экономическому развитию страны в целом.
Структура исследования: данная работа состоит из трех логически-связанных между собою глав, введения, заключения и списка использованной литературы. Объем исследования составляет 86 страниц текста.
В заключение вышеизложенного материала, можно сделать вывод, что, государственный (муниципальный) контракт – это сложная юридическая конструкция, которая регулируется нормами различных отраслей права и имеет свои особенности. Единой дефиниции государственного контракта в российском праве не существует. Он может быть рассмотрен как гражданско-правовой договор с публичными или административно-правовыми элементами. Государственный контракт является самостоятельным типом гражданско-правового соглашения, основная цель которого - удовлетворение потребностей публично-правовых образований. Благодаря своей специфике в отношении субъектов, правоотношений, цели и условий, государственный контракт занимает особое положение в системе договоров.
В правовом регулировании государственных контрактов используются различные нормативно-правовые акты на международном, внутригосударственном, федеральном, субъектов РФ и муниципальном уровнях. Международные акты влияют на заключение и исполнение контрактов, устанавливая общие принципы и правила. Конституция РФ является ключевым источником, определяющим принципы и положения для контрактов. Акты федерального уровня устанавливают детализированные правила и обязанности сторон. Нормативные акты субъектов РФ и муниципального уровня могут содержать дополнительные требования и правила для контрактов. Все эти акты обеспечивают системность и стабильность правового режима государственных контрактов.
Государственный контракт, включает в себя государственного заказчика и потенциального участника закупок, или поставщика товаров, работ и услуг. Каждая сторона должна обладать правосубъектностью, то есть правоспособностью и дееспособностью. Участие в контрактной системе закупок оказывает влияние на участника закупок в связи с обязательными требованиями, установленными в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ и имеющими обязательную силу. Эти требования, предъявленные законодателем, могут не согласовываться с положениями гражданского законодательства о свободе заключения договора. Однако государство указывает, что приоритетным является общественный интерес государства в рамках процесса закупок для государственных нужд.
Стороны государственного контракта изначально находятся в неравных положениях из-за своего неравноправного статуса. Каждая сторона имеет свои цели при участии в государственных закупках: государственный заказчик стремится приобрести товары, работы и услуги для государственных нужд, а поставщик – предложить, поставить товары, выполнить работы, предоставить услуги в целях получения прибыли в рамках своей коммерческой деятельности.
Государственные контракты занимают особое место среди гражданско-правовых договоров Российской Федерации, так как они имеют особую социальную направленность и служат удовлетворению публичных интересов, несмотря на разногласия в определении сущности государственного контракта, его особая роль и выделение в качестве особой договорной конструкции признаются большинством исследователей.
Существенные условия государственного контракта, играют важную роль в его заключении и реализации. В рамках закона о контрактной системе можно выделить несколько таких существенных условий. Во-первых, это необходимость включения в договор всех условий, согласованных на этапе подготовки, включая максимально точные описания объекта приобретения. Во-вторых, существенное условие — установление цены контракта и его этапов, особенно при выполнении контракта поэтапно. Другое важное условие заключается в установлении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, причем данное условие не является обязательным в ряде случаев. Также необходимо предоставить детальный план выполнения работ при заключении длительного и дорогостоящего контракта, определить способ и сроки оплаты товара, услуг или работ, а также процедуру и сроки приемки выполненных работ или оказанных услуг. При заключении контракта с физическим лицом следует включить условие о снижении суммы платежа для учета налоговых обязательств. Также существенными условиями являются: привлечение эксперта для осуществления контракта и уточнение временных рамок, в которые клиент должен вернуть поставщику (подрядчику, исполнителю) предоставленные в качестве залога деньги для выполнения условий соглашения (если такая форма залога исполнения соглашения используется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Порядок заключения государственного контракта играет важную роль в обеспечении справедливости и предотвращении негативных явлений в государственных закупках. Он способствует эффективному использованию бюджетных средств и выступает в качестве гаранта качественных поставок товаров и услуг, а также честных и этичных отношений между поставщиками и заказчиками.
Однако, несмотря на видимую справедливость и наличие развернутого законодательного регулирования, существуют проблемы относительно заключения, расторжения и применения ответственности за ненадлежащее исполнение государственного контракта. Первая проблема связана с ограничением принципа сотрудничества. Законодатель значительным образом ограничил возможность сотрудничества сторон на стадии конкурентной процедуры, запретив переговоры и установив правила отстранения участников за минимальные ошибки. Это приводит к серьезной формализации отношений и возможности злоупотреблений.
Вторая проблема заключается в чрезмерных требованиях к претендентам на заключение контракта. Для обеспечения открытости и ясности в процессе закупок заказчики обязаны включать в документацию определенные положения, что иногда приводит к излишним требованиям, усложняющим участие в конкурентных процедурах.
Для устранения данных проблем предлагается закрепление принципа сотрудничества сторон на законодательном уровне, снятие ограничений на переговоры, но с сохранением регламентации. Такой подход будет способствовать более плодотворному сотрудничеству сторон закупок и снизит количество жалоб на недобросовестность заказчиков.
Также необходимо пересмотреть требования к претендентам на заключение контракта, чтобы они не были излишне сложными и исключали возможность неправомерного ограничения конкуренции.
Обеспечить возможность исправления ошибок участниками закупок путем разрешения конфликтов с помощью контролирующих органов и судов.
Ввести этап предварительного рассмотрения заявок, где результаты рассмотрения будут оформлены протоколом, содержащим информацию о допущенных и недопущенных заявках.
При заключении контракта требовать взаимного информирования о допущенных нарушениях, и только после их исправления заключать контракт.
Отменить требование повторного указания законодательных норм в документации о закупке.
Упростить процедуру заключения государственных контрактов, применяя методы «подталкивания» и основанные на поведенческой экономике. Внести изменения в закон о контрактной системе, включая дополнительные опции на электронных торговых площадках, предоставляющие предупреждающие сигналы, подсказки и алгоритмы для заказчиков.
Таким образом, улучшение порядка заключения государственного контракта требует внимания и усилий со стороны законодателей и исполнительных органов, чтобы достичь большей прозрачности, справедливости и эффективности в государственных закупках.
Решение о расторжении государственного контракта следует рассматривать как одностороннюю сделку, совершенную при условии исправления нарушений вовремя. Обязанность кредитора отменить решение имеет технический характер и необходима для обеспечения прозрачности государственных закупок. Однако механизм отказа от договора, предусмотренный законом о контрактной системе, обладает некоторыми недостатками.
Первым недостатком является то, что ссылка на гражданское законодательство может привести к расторжению контрактов по незначительным причинам или даже без причин. Формулировка «по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством» оставляет место для различных толкований. Следует уточнить, что право на отказ от контракта возникает только в случае существенного нарушения обязательств одной из сторон, чтобы избежать нежелательных ситуаций.
Вторым недостатком является фиксация 10-дневного срока на исправление нарушений, который может быть необоснованным. Следует предусмотреть возможность отказа от контракта после установления разумного срока для исправления нарушений, чтобы установить равные условия для обеих сторон и предотвратить возможные злоупотребления.
Кроме того, следует предусмотреть административную ответственность для заказчика и поставщика в случае неправомерного решения о расторжении контракта. Это поможет снизить риск неправомерных действий и обеспечить справедливость в системе контрактных отношений.
Также, анализ пункта 23 статьи 95 закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о его противоречивости и лишней сложности. Несмотря на определение двух типов убытков – реального ущерба и упущенной выгоды, возникает спорный вопрос о компенсации ущерба в случае отказа от контракта из-за обмана. Интерпретация Министерства экономического развития России о необходимости возмещения реального ущерба и уплаты неустойки противоречит юридической доктрине. Гражданско-правовая ответственность не возникает при одностороннем отказе от контракта без нарушения его условий. Таким образом, пункт 23 статьи 95 закона о контрактной системе не имеет осмысленности и требует исключения из законодательства.
В свете вышесказанного, необходимо внести указанные изменения в положения закона о контрактной системе, чтобы обеспечить более четкое и справедливое регулирование отношений между сторонами государственных контрактов. Эти изменения позволят предотвратить нежелательные ситуации, снизить риски для обеих сторон и обеспечить более прозрачные и предсказуемые условия в сфере государственных закупок.
Анализируя ответственность за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту, можно заключить, что существующая система административной ответственности в данной области имеет свои недостатки и требует корректировки. Несмотря на то, что административная ответственность является важным инструментом в регулировании государственных закупок, ее многообразие составов правонарушений и ограниченность санкций создают проблемы и требуют пересмотра классификации и разделения правонарушений в данной сфере.
Также важным аспектом является четкое определение просрочки исполнения контракта, которое вызывает сомнения и может привести к несправедливым санкциям. Поэтому необходимо более детальное исследование и анализ недостатков существующей системы административной ответственности, включая корректировку положений статьи 7.32 КоАП РФ.
Одновременно следует учесть, что заключение и выполнение государственных контрактов основаны на гражданском праве, поэтому за нарушения применяется гражданско-правовая ответственность. В связи с этим, порядок и основания взыскания неустойки имеют свои особенности. Важно учитывать интересы обеих сторон и избегать злоупотребления размером неустойки со стороны государственного заказчика, чтобы соблюдать принципы законодательства о государственных закупках.
Таким образом, для эффективного регулирования ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по государственному контракту необходимо усовершенствовать систему административной ответственности, устанавливать четкие условия и гибкие методы определения административных мер ответственности. Кроме того, важно провести более детальное исследование и анализ недостатков существующей системы, включая классификацию и разделение правонарушений в сфере государственных закупок. Вместе с тем, необходимо принимать во внимание особенности гражданско-правовой ответственности и регулирование неустойки в контрактных отношениях, чтобы обеспечить справедливость и равновесие интересов сторон.
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 года // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/):[сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
2. Соглашение ВТО о правительственных закупках // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/):[сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
3. Типовой закон ЮНИСТРАЛ о публичных закупках // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/):[сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
4. Конституция Российской Федерации : Принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Российская газета. - 04.07.2020. - N 144.
5. ФЗ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О конкуренции» // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/):[сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
6. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 14. Ст. 1652.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [в ред. от 25.02.2022, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022] // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст.3301.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ [в ред. от 01.07.2021, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022] // Российская газета. - N 23. - 06.02.1996; N 24. - 07.02.1996; N 25. - 08.02.1996; N 27. - 10.02.1996.
9. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [в ред. от 14.07.2022] // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст.3823.
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 03.04.2014 № 195-ФЗ [в ред. от 24.09.2022] // Российская газета. - N 256. - 31.12.2001.
11. Закон РФ от 18 июля 2011 года, № 223-ФЗ «О государственных закупках» // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/):[сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
12. Постановление Правительства Российской Федерации «О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 8 ноября 2013 года № 1005 // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/):[сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
13. Постановление Правительства РФ «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» от 26 августа 2013 года № 728 // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/):[сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
14. Постановление Правительства РФ от 2 июля 2014 г. № 606 «О порядке разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также о случаях и условиях их применения» (вместе с Правилами разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов) // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/):[сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 9.06.2024).
15. Постановление Правительства РФ «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 февраля 2015 года № 102 // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/):[сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
16. Постановление Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 (изменение от 02.08.2019) «Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных договором (за исключением задержки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. № 1063» // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/):[сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 9.06.2024).
17. Постановления КС РФ от 17 января 2018 г. № 1-П, от 25 февраля 2019 г. № 4-П // Официальный интернет-портал судебной практики (https://sudact.ru/):[сайт]. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.06.2024).
18. Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, от 28 июня 2017 года // Официальный интернет-портал судебной практики (https://sudact.ru/):[сайт]. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 9.06.2024).
19. Постановление Президиума Верховного Арбитражного Суда российской Федерации от 28 января 2014 г. № 11535/13 по делу № А40-148581/12, А40-160147/12. // Официальный интернет-портал судебной практики (https://sudact.ru/):[сайт]. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 9.06.2024).
20. Постановление Президиума ВАС РФ от 15 июля 2018 г. № 5467/18 по делу № А53−10062/2017 // Официальный интернет-портал судебной практики (https://sudact.ru/):[сайт]. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.06.2024).
21. Постановление Президиума ВАС РФ от 28 января 2018 г. № 11535/17 по делу № А40-148581/16, А40-160147/16 // Официальный интернет-портал судебной практики (https://sudact.ru/):[сайт]. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.06.2024).
22. Определение ВС РФ от 10 декабря 2018 г. № 308-КГ18-15910 по делу № А53458/2018 // Официальный интернет-портал судебной практики (https://sudact.ru/):[сайт]. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.06.2024).
23. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам ВС РФ от 1 ноября 2017 г. № 31-АПГ17-10 // Официальный интернет-портал судебной практики (https://sudact.ru/):[сайт]. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.06.2024).
24. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 9 марта 2017 г. № 302-ЭС16-14360 по делу № А33-28174/2015. // Официальный интернет-портал судебной практики (https://sudact.ru/):[сайт]. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.06.2024).
25. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12 марта 2020 г. № 308-ЭС19-23241 по делу № А32-47028/2018 // Официальный интернет-портал судебной практики (https://sudact.ru/):[сайт]. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.06.2024).
26. Приказ Министерства экономического развития РФ от 20 ноября 2015 г. № 863 «Об утверждении порядка проведения переговоров, связанных с рассмотрением предложения о реализации проекта государственно−частного партнерства, проекта муниципально-частного партнерства, между публичным партнером и инициатором проекта» // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/):[сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 14.06.2024).
27. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 декабря 2018 г. № Ф08-11084/2018 по делу № А32-14939/2017 // Официальный интернет-портал судебной практики (https://sudact.ru/):[сайт]. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.06.2024).
28. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 декабря 2019 г. № Ф03-5728/2019 по делу № А24-2014/2019 // Официальный интернет-портал судебной практики (https://sudact.ru/):[сайт]. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.06.2024).
29. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 июня 2020 г. по делу № А40-80390/2019 // Официальный интернет-портал судебной практики (https://sudact.ru/):[сайт]. – URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 14.06.2024).
30. Постановление Правительства Новосибирской области от 15.10.2019 № 402-п «Об утверждении типовых контрактов и типовых условий контрактов для обеспечения потребностей Новосибирской области» // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/):[сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
31. Распоряжение Правительства Новосибирской области от 25.03.2024 № 145-рп «Об установлении размеров авансовых платежей при заключении договоров (государственных контрактов) в 2024 году» // Официальный интернет-портал правовой информации (http://www.pravo.gov.ru/):[сайт]. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
32. Административное право: практикум : учебно-методическое пособие для бакалавров / под ред.А.Ю.Соколова, Ю.В.Соболевой; ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». – 2-е изд., перераб. И доп. – Саратов: Изд-во ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2108. – 228 с.
33. Актуальные вопросы правового регулирования договора поставки для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации / Е.В. Батеева, И.В. Заикина, А.Л. Питерская // Аграрное и земельное право. – №2/2019. – С.66 – 69.
34. Александрова М.К. Закупки товаров, работ и услуг для нужд муниципальных учреждений образования: проблемы и пути совершенствования / М.К. Александрова, В.И. Таланцев // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2018. – С. 100-107.
35. Алексеева Т.В. Правовой статус участников контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок: государственный заказчик и поставщик / Т.В. Алексеева // Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» – № 3 (72) – Том 3. – МАРТ 2024 г. – С. 165-170.
36. Андреева Л.В. Закупки товаров и энергосервисных работ для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. – М., 2011. – 323 с.
37. Андреева А. В Уфе участнику торгов на 34 млн отказали из−за неправильных дырок в сыре // РБК. 2020. 29 окт. [Электронный ресурс] – URL: https://ufa.rbc.ru/ufa/29/10/2020/5f9a5ac39a79473548fb99f8?fbclid=IwAR1G8rzJnR8hrm2otw VRfR4mErl6szFe2AZbV2−blHze88lV2o1sg9Q_hYc (дата обращения: 14.06.2024).
38. Асташова М.А. Государственный (муниципальный) контракт в гражданском праве Российской Федерации / М.А. Асташова // Вестник магистратуры. – 2019. – № 11-1 (98). – С. 56-60.
39. Балакин В.В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики: дисс. ... канд. юрид. наук. – М., 2004. – 213 с.
40. Белов В.А. Гражданское право. Актуальные проблемы теории и практики в 2 томах. Том 2. – М.: Юрайт, 2024. – 253 с.
41. Витрянский В.В. Специальные договорные конструкции в условиях реформирования гражданского законодательства // Хозяйство и право. – 2011. – № 10. – С. 1-13.
42. Вощенко Р.В. Обзор существенных условий контракта на поставку товаров для государственных и муниципальных нужд // Наука через призму времени. – 2018. – № 9(18). – С. 64–68.
43. Геллер А.Я. Анализ причин расторжения контрактов в системе государственных и муниципальных закупок Российской Федерации//Вестник университета. – 2022. – № 5. – С. 5–12.
44. Голиков И.В. Нормативно-паравовое регулирование государственных контрактов / И.В. Голиков // Вестник магистратуры. – 2019. – № 3-1(90). – С. 66-68.
45. Горюнова Т.А. Проблемы исполнения государственных (муниципальных) контрактов // Актуальные проблемы государства и права. – 2020. – Т. 4. – № 13. – С. 88-100.
46. Григорян Т.Р. Правовая характеристика и сущность государственного контракта // Российская юстиция. – 2020. – N 3. – С. 11–15.
47. Гринько С.Д. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок / Государственная служба и кадры. – №2. – 2020. – С.82-84.
48. Демин А.В. Публично-правовой аспект государственного контракта // Право. – 2015. – № 3. – С. 20–29.
49. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам I квартала 2022 года // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.[Электронный ресурс] – URL: https://minfin.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
50. Иванова А.С. Коррупция в сфере государственных закупок / А.С. Иванова, Д.В. Михиенко // «Экономика и социум» – №4(107)-1. – 2023. – С. 614-621.
51. Кабытов П.П. Анализ содержания и структуры контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд / П.П. Кабытов // Вестник Санкт-Петербургского университета. – № 3. – 2020. – С. 601-624.
52. Кикавец В.В. Публичные закупки в России. Понятие и содержание / В.В. Кикавец // RUDN Journal of Law. –2023. – Т. 27. – № 2. – С. 397–420.
53. Кирпичев А.Е. Муниципальный контракт в гражданском праве Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2011. – 43с.
54. Кнутов А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами: учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 316 с.
55. Косенко Е.В. Обзор существенных условий контракта на поставку для государственных и муниципальных нужд / Е.В. Косенко // Юридическая наука. – №4. – 2014. – С.90-94.
56. Козлов Ю.М. Административное право: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2013. – 356 с.
57. Левушкин А.Н. Специальные договорные конструкции: рамочный, опционный и абонентский договоры // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 2. – С. 19-26.
58. Лепетикова И.Ю. Совершенствование практики исполнения контрактов в сфере закупок // Ростовский научный журнал. – 2017. – № 1. – С. 32-38.
59. Новоселов, В.И. О государственных закупках // Вестник гражданского права. – 2014. – № 2. – С. 29–39.
60. Овсипян М.В. Проблемы организации государственных и муниципальных закупок // Экономические науки. – 2017. – № 9 (63). – С. 23-25.
61. Пахомова Л.М. Управление государственными (муниципальными) закупками: правовой аспект и механизм реализации: учебное пособие / Л. М. Пахомова ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Пермь, 2022. – 204 с.
62. Правовая природа государственного контракта / Р.М. Усманова, А.К. Усманов, Н.Н. Бойко // Право и государство: теория и практика. – 2023. – № 11(227). – С. 321-324.
63. Сводный аналитический отчет Минфина России о результатах мониторинга применения Закона о контрактной системе в 2019 г. [Электронный ресурс] – URL: https://gkgz.ru/wp-content/uploads/2024/05/Minfin-Svodnyy_2023.pdf (дата обращения: 14.06.2024).
64. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты : монография / Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова,Ю. В. Истомина и др. ; под ред. Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исаковой. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 233 с.
65. Тасалов Ф.А. Контрактная система в сфере государственных закупок России и США: сравнительно-правовое исследование: монография. – М., 2014. – 124 с.
66. Тарабаев П.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. –Екатеринбург, 2008. – 38 с.
67. Титова Г.Г. Наименование объекта закупок и другие условия государственного (муниципального) контракта, заключаемого по итогам проведения открытого электронного аукциона // Аграрное и земельное право. – 2022. – № 4(208). – С. 54-60.
68. ФАС выявила «беспрецедентное по своей наглости» нарушение при госзакупках // Право.ру. 2018. 19 апр. [Электронный ресурс] – URL: https://pravo.ru/news/201980/ (дата обращения: 14.06.2024).
69. Цатурян Е.А. Государственный контракт в гражданском праве России: проблемы теории и практики: монография / Е.А. Цатурян. – М.: Статут, 2020. – 224 с.
70. Чваненко Д.А. Государственный контракт, как особая модель гражданско-правового договора: дисс. ... канд. юрид. наук. – М., 2021. – 253 с.
71. Чваненко Д.А. Проблемы взыскания неустоек по государственным контрактам // Прогосзаказ.рф. – 2019. – № 12. – С. 48 − 54.
72. Шихова С.С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для государственных и муниципальных нужд: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – М., 2011. – 43 с.
73. Шмелева М.В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. – Саратов, 2013. – 38 с.
74. Шурупов Н.Е. Правовые особенности расторжения государственного и муниципального контракта // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2019. – № 6. – С. 177–180.