Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 35 учащихся 8-9 классов.
Есть приложение.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучение проблемы хорошее и правильной речи и ее роли в жизни человека 5
1.1 Понятие «хорошая речь» в научной литературе 5
1.2 Роль грамотной речи в жизни современного человека 7
Выводы по первой главе 10
Глава 2 Исследование отношения школьников к необходимости правильно и грамотно говорить 11
2.1 Описание процедуры исследования 11
2.2 Анализ результатов исследования 12
Выводы по второй главе 17
Заключение 18
Список использованных источников 19
Приложение 20
Актуальность исследования. Изучение роли речи имеет огромную актуальность в современном мире. В нашем информационном обществе нужно уметь правильно и точно выражать свои мысли, чтобы быть успешным в профессиональной и личной жизни. Умение грамотно общаться с окружающими людьми может повысить нашу самооценку, помочь нам добиться поставленных целей и завоевать уважение окружающих. Первое, что нужно отметить, это то, что мода на правильную речь восходит к своим корням в древнейшие времена. Человек всегда стремился к определенным стандартам и нормам поведения, и речь не является исключением. В современном обществе грамотная речь олицетворяет интеллект, образование и уважение к окружающим. Изучение роли речи также важно для формирования критического мышления. Четкое понимание того, как слова и язык влияют на наше восприятие мира, поможет нам развивать способность анализировать информацию, различать манипуляцию и обман, а также эффективно аргументировать свои точки зрения.
Таким образом, изучение роли речи является важным элементом нашего развития как личности. Оно помогает нам лучше понимать себя и окружающих, укреплять наши отношения с другими людьми и достигать успеха в различных сферах жизни.
В настоящее время существует противоречие между необходимость владения обучающимися хорошей речью и недостаточным уровнем ее развития в реальности. На разрешение данного противоречия направлено данное исследование.
Цель исследования – изучить проблему: что такое хорошая речь или почему модно быть грамотным.
Задачи исследования:
1) Раскрыть понятие «хорошая речь» в научной литературе.
2) Определить роль грамотной речи в жизни современного человека.
3) Провести исследование по изучению отношения школьников к необходимости правильно и грамотно говорить.
Гипотеза: предполагается, что обучающиеся 8-9 классов знают о важности хорошей речи в жизни современной человека, но не все знают, как ее можно совершенствовать и развивать.
Объект исследования – грамотная речь.
Предмет исследования – что такое хорошая речь или почему модно быть грамотным.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – анкетирование, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Методика исследования: анкета «Роль правильной речи в жизни современного человека».
Выборка: 35 учащихся 8-9 классов.
Научная новизна: изучение роли хорошее речи в жизни человека проводится на основе экспериментального исследования.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны учителям русского языка и литературы для направления разработки внеурочного курса по совершенствованию навыков речи обучающихся 8-9 классов.
Речь не просто передача информации – она также позволяет выражать свою индивидуальность и стать узнаваемым. Каждый человек имеет свой уникальный стиль речи, который отражает его личность, культурный контекст и образование. Хороший специалист в области речи умеет адаптировать свой стиль к различным ситуациям и аудиториям, обращать внимание на аспекты языка, которые могут влиять на эффективность общения. Речь является неотъемлемой частью человеческой коммуникации и существенным фактором в общении. Она позволяет передавать не только информацию, но и эмоции, мысли и убеждения. Научиться использовать речь с умением и мастерством – значит расширить свои возможности в различных сферах жизни, будь то образование, работа или личные отношения.
Проведенное исследование среди обучающихся 8-9 классов по изучению их понимания и отношения к хорошей и грамотной речи показало, что школьники 8-9 классов очень разнообразно относятся к правильной речи. Некоторые из них проявляют большой интерес и стараются говорить и писать грамотно, усваивая правила русского языка. Они высоко ценят языковые навыки и стремятся к совершенствованию своей речи. Однако, есть и школьники, которые не слишком активно относятся к этому вопросу (32%). Им кажется, что говорить правильно и использовать грамматические правила не так важно. Они видят в этом некую формальность и не понимают, как это может повлиять на их будущее.
Следует заметить, из личных наблюдений, что некоторые обучающиеся склонны к использованию сленга и неточной речи. Они предпочитают общаться на уровне неформального разговорного стиля, без учета правил. Это может быть связано с модой на такой вид общения, а также с желанием выделяться или создать свою индивидуальность.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены.
1. Борисов И.В. Социокультурные аспекты формирования хорошей речи в современном обществе // Лингвистика и коммуникация. – 2021. – Т. 30. – № 4. – С. 112-120.
2. Грачев А.А. Речевой этикет и правила коммуникативного поведения: Учебное пособие. – М.: Флинта, 2021. – 416 с.
3. Данилова О.В. Факторы, влияющие на формирование хорошей речи у подростков // Современные исследования социальных проблем. – 2020. – Т. 15. – № 3. – С. 312-320.
4. Дудкина Е.А. Грамотность и риторика: Учебное пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 345 с.
5. Лебедева М.С. Влияние культуры и образования на становление хорошей речи у молодежи // Культурология и социальные науки. – 2020. – № 4. – С. 76-83.
6. Левандовская И.А. Речевая культура: Учебник для студентов вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 620 с.
7. Свистунова Е.М. Ораторское мастерство: Учебное пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2020. – 169 с.
8. Смирнова Т.А. Грамотность и речь: Учебник для студентов вузов. – М.: Академия, 2021. – 523 с.
9. Терентьева Н.М. Ораторское искусство. Развиваем мастерство убеждения. – М.: Аспект Пресс, 2023. – 225 с.
10. Федорова О.Н. Речевая культура и этика общения. – М.: Флинта, 2022. – 402 с.