Введение 5
1 Интерактивные средства обучения 7
1.1 Формы и возможности интерактивного обучения 7
1.2 Современные интерактивные средства обучения 9
2 Сравнительный анализ учебно-программной документации 26
2.1 Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов
высшего образования 26
2.2 Анализ учебных планов направления подготовки 44.03.04
Профессиональное обучение (по отраслям) 31
2.3 Анализ рабочей программы дисциплины «Устройство автомобилей» .. 32
3 Разработка интерактивных средств обучения по дисциплине «устройство
автомобилей» 35
3.1 Программное обеспечение для интерактивных устройств 38
3.2 Специфические подходы использования презентаций 42
3.3 Достоинства приложения Microsoft PowerPoint 45
3.4 Анализ дисциплины «Устройство автомобилей» 46
Средства обучения по дисциплине «Устройство автомобилей» 49
Заключение 52
Список использованных источников 53
Приложение А
Интерактивность - определенный вид взаимодействия в Интернете. Это взаимодействие может реализовываться через электронные ресурсы Интернета или с другим человеком посредством служб интернета. Степень интерактивности - показатель, характеризующий степень подготовки пользователя, то, насколько быстро и правильно он может достичь поставленной цели. Элементы интерактивности - все функции сайта, или программные модули, используя которые человек может взаимодействовать с другим человеком или сайтом посредством этих инструментов.
Благодаря интерактивности пользователь получает необходимую информацию на свои запросы. В определенных пределах интерактивность позволяет управлять предоставлением информации посредством изменения пользователем настроек, анализом и оценкой результатов, ответами на запросы программы о предпочтениях пользователя по тому или иному вопросу. Пользователи самостоятельно могут устанавливать количество повторений, скорость подачи информации, которые удовлетворяли бы их индивидуальные образовательные потребности.
В выпускной квалификационной работе объектом исследования является совершенствование процесса обучения по дисциплине «Устройство автомобилей».
Предметом исследования является разработка средств обучения по дисциплине «Устройство автомобилей» с использованием информационных технологий.
Цель работы: разработать средства обучения по дисциплине «Устройство автомобилей», с использованием информационных технологий, для повышения успеваемости обучающихся, а также их заинтересованности в процессе обучения.
Задачи работы:
- проанализировать литературу по предметной области, а также изучить документы на современное оборудование и технологическую оснастку по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава автомобильного транспорта;
- изучить возможности использования интерактивных средств в учебном процессе;
- выявить достоинства и недостатки некоторых интерактивных средств обучения.
Таким образом, проанализировав работу, можно сделать следующие выводы.
Использование средств обучения позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает прислушиваться к мнению своих товарищей.
Основные цели интерактивного обучения:
• стимулирование учебно-познавательной мотивации;
• развитие самостоятельности и активности;
• воспитание аналитического и критического мышления;
• формирование коммуникативных навыков;
• саморазвитие обучающихся
В интерактивном обучении учитываются потребности обучающихся. Привлекается их личностный опыт, осуществляется адресная корректировка их знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, обучающийся анализирует собственную деятельность.
Разработанные средства обучения показывают, что интерактивные занятия проводятся в системе, и каждый обучающийся время от времени выполняет индивидуальные задания. Одновременно идет формирование общеучебных умений и навыков: умений и навыков межличностной коммуникации; оценки, отбора, переработки информации; развитие способности планировать и принимать решение; развитие творческого мышления и др.
Интерактивные занятия увеличивают объем информации, сообщаемой обучающимся на занятиях, активизируют, по сравнению с обычными занятиями, организацию познавательной деятельности обучающихся.
1. Богатырев А. В. Учебники и учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений / А. В. Богатырев, Ю. К. Есеновский-Лашков, М. Л. Насоновский,. В. А. Чернышев. Москва: Колос, 2004г. с. 496. Текст: непосредственный.
2. Боровских Ю. И. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учеб. / Ю. И. Боровских, Ю. В. Буралев, К. А. Морозов, В. М. Никифоров, А. И. Фешенко. Москва: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2007г. с. 528. Текст: непосредственный.
3. Вахламов В. К. Автомобили: Основы конструкции: Учебник для студ. высш. учеб. Заведений / В. К. Вахламов. Москва: Академия, 2006г. с. 305. Текст: непосредственный.
4. Вахламов В. К. Техника автомобильного транспорта. Подвижной состав и эксплуатационные свойства / В. К. Вахламов. Москва: Издательский центр «Академия», 2004г. с. 217. Текст: непосредственный.
5. Гребнева Д. М. Достоинства и недостатки использования программируемых конструкторов Lego при обучении робототехнике / Д. М. Гребнева. с. 189. Текст: непосредственный.
6. Дунаев П. Ф. Конструирование узлов и деталей машин: Учеб. Пособие для студ. техн. спец. вузов / П. Ф. Дунаев, О. П. Леликов. / 8-е изд. Москва: Издательский центр «Академия», 2003г. с.496. Текст: непосредственный.
7. Карагодин В. И. Ремонт автомобилей и двигателей / В. И. Карагодин, Н. Н. Митрохин. Москва: Мастерство, 2011г. с. 320. Текст: непосредственный.
8. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий / А. К. Колеченко. Санкт-Петербург : КАРО, 2002г. с. 201. Текст: непосредственный.
9. Лялин В. П. Рабочая программа дисциплины «Устройство автомобилей». Рос. гос. проф. пед. университет. Екатеринбург/ В. П. Лялин. ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2018г. с. 16. Текст: непосредственный.
10. Михайловский Е. В. Устройство автомобиля: учебник / Е. В. Михайловский, К. Б. Серебряков, Е. Я. Тур. Москва: “Машиностроение” 2007г. с. 350. Текст: непосредственный.
11. Мылов А. А. Основы ремонта автомобилей / А.А. Мылов. Москва: МГИУ, 2010г. с. 124. Текст: непосредственный.
12. Мясоед Т. А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» / Т. А. Мясоед. Москва: 2004г. с. 112. Текст: непосредственный.
13. Передерий В. П. Устройство автомобиля: учеб. пособие для вузов / В. П. Передерий. Москва: 2011г. с. 288. Текст: непосредственный.
14. Петросов В. В. Ремонт автомобилей и двигателей. Учебник / В.В. Петросов. Москва: Academia, 2014г. с. 224. Текст: непосредственный.
15. Пехалъский А. Устройство автомобилей : учебник / А. Пехальский, И. Пехальский. Москва: Академия, 2013г. с. 307. Текст: непосредственный.
16. Поливаев О. И. Конструкция автомобилей: учеб. пособие для вузов / О.И. Поливаев; под общ. ред. проф. О.И. Поливаева. Санкт-Петербург; Москва; Краснодар: Лань, 2013г. с. 288. Текст: непосредственный.
17. Приложение ActivInspire. URL:
http://aleshko.ucoz.kz/index/activinspire_novye_vozmozhnosti/0-6. Текст:
электронный.
18. Приложение SmartBoard. URL: http://www.polymedia.ru/item/7539/. Текст: электронный.
19. Роговцев В. Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: учебник / В. Л. Роговцев, А. Г. Пузанков, В. Д. Олдфилд. Москва: “Транспорт” 2011г. с. 430. Текст: непосредственный.
20. Родичев В. Легковой автомобиль / В. Родичев. Москва: Академия, 2009г. с. 62. Текст: непосредственный.
21. Руководство по ремонту автомобилей ВАЗ-2106, ВАЗ-21061, ВАЗ- 21063, ВАЗ-21065. Москва: 2014г. c. 200. Текст: непосредственный.
22. Сайков Б.П. Информационная среда / Б. П. Сайков. 2007г. с.14. Текст: непосредственный.
23. Сафиуллин Р. Н. Эксплуатация автомобилей : учебник для вузов / Р. Н. Сафиуллин, А. Г. Башкардин. 2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2017г. с. 231. Текст: непосредственный.
24. Селифонов В. Устройство и техническое обслуживание автомобилей / В. Селифонов, В. Бирюков. Москва: "Академия", 2009г. с. 63. Текст: непосредственный.
25. Стуканов В. А. Основы теории автомобильных двигателей и автомобиля: Учеб, пособие / В. А. Стуканов. Москва: 2004г. с. 174. Текст: непосредственный.
26. Усенков Д. Ю. Интерактивная доска Smart Board: до и во время урока / Д. Ю. Усенков. Информатика и образование. 2006г. с. 40. Текст: непосредственный.
27. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - Москва: Аринас, 2015г. с. 210. Текст: непосредственный.
28. Хуторской А. В. Понятия и принципы дистанционной педагогики // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент. Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. Москва: ИОСО РАО, 2003. с. 227. Текст: непосредственный.
29. Чумаченко Ю.Т. Автослесарь: устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Учебное пособие / Ю.Т. Чумаченко, А.И. Герасименко, Б.Б. Рассанов; Под ред. А.С. Трофименко. 2013г. с. 539. Текст: непосредственный.
30. Шестопалов С. Устройство автомобиля. В 2 ч. Ч. 1. Классификация и общее устройство автомобилей, двигатель, электрооборудование / с. Шестопалов. Москва: Академия, 2014г. с. 64. Текст: непосредственный.
31. Ютт В. Е. Электрооборудование автомобилей. Учебник для вузов / В. Е. Ютт. Москва: 2006г. с. 43. Текст: непосредственный.
32. Янченко М. С. Ермолаева В. В. Использование интерактивных досок. Молодой ученый. / М. С. Янченко, Ермолаева В. В. 2011 г. с. 159. Текст: непосредственный.