ВВЕДЕНИЕ 5
1. АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МДК 01.01.
«УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЕЙ» 9
1.1. Анализ учебно-программной документации по МДК 01.01.
«Устройство автомобилей»
1.2. Анализ обучения по теме «Двигатель» 17
1.3. Анализ содержания материалов учебных пособий по теме «Двигатель» 20
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СРЕДСТВ
НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ 33
2.1. Условия применения наглядных средств обучения и их функции
2.2. Методические основы разработки средств предъявления 37
учебной информации
2.3. Анализ программного обеспечения для разработки
электронных презентаций
2.4. Общие требования к оформлению электронных презентаций. 44
3. РАЗРАБОТКА СРЕДСТВ НАГЛЯДНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ТЕМЕ «СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ» 49
3.1. Обоснование выбора учебных элементов и разработка
содержания дидактических материалов 49
3.2. Конструирование форм предъявления учебной информации 50
3.3. Составление плана учебного занятия 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ А 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 64
ПРИЛОЖЕНИЕ В 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 70
Необходимость постоянного совершенствования практики обучения студентов колледжа обусловлена постоянными переменами, происходящими в обществе. В современном мире, с его быстрорастущим автопарком постоянно требуется разработка и совершенствование новых технологий производства, обслуживания и ремонта автомобилей, так как это напрямую влияет на экономику, экологию и безопасность жизни и здоровья человека. Совершенствование технологий отечественного автомобильного транспорта напрямую зависит от уровня подготовки специалистов, как результата обучения в профильных колледжах.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется, одной из важных проблем современного образования, которой является совершенствование форм и средств предъявления учебной информации. С одной стороны, возрастают запросы к уровню подготовки студентов колледжа, с другой стороны - отрицательное влияние на учебный процесс оказывают учебные перегрузки обучающихся, в условиях дефицита времени на обучение. Это оказывает негативное влияние на уровень подготовки студентов колледжа, в ходе которой формируются профессионально значимые компетенции выпускников [30].
Это определяет необходимость постоянного совершенствования преподавателем способов организации учебной деятельности студентов, разработки средств обучения повышающих результат их познавательной деятельности. Одним из направлений ее решения является совершенствование форм предъявления учебной информации. Известно, что одним из условий дидактической эффективности средств предъявления учебной информации является реализация принципа наглядности в обучении.
Кроме того, реализация принципа наглядности в обучении актуализируется, через реализацию дидактических возможностей информатизации в обучении, которое предполагает разработку комплекса методических действий по оптимизации учебного процесса на основании внедрения в обучение разнородных информационных продуктов, как средств, так и технологий.
Такой подход к организации обучения представляет информатизацию обучения не как информационную, но как образовательную технологию и определяет широкий спектр проблем в ее проектировании и реализации.
Результат анализа учебного процесса проведенного в «Колледже электроэнергетики и машиностроения» по теме: «Система охлаждения двигателя» ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», раздел 1 «Устройство автомобилей» показал, что несмотря на выраженные образовательные потребности обучающихся средства обучения на основании (базе) информационных технологий не находят широкого применения в образовательной практике колледжа. Это подтверждается результатами анализа учебной материальной базы и учебно-методического обеспечения.
Вместе с тем следует заметить, что практика обучения разделу 1 «Устройство автомобилей» нуждается в должном обосновании, разработке и широком применении форм предъявления учебной информации с использованием средств наглядности, так, как данный раздел является начальным в профессиональной подготовке техников.
Таким образом, обнаруживается противоречие - с одной стороны, существует практическая потребность в совершенствовании дидактических средств предъявления учебной информации для оптимизации процесса формирования знаний и умений студентов колледжа, а с другой стороны, констатируется недостаток в таких разработках по темам профессиональных модулей.
Это противоречие обусловило проблему ВКР: какими должны быть средства наглядности на основе информационных технологии, чтобы повысить качество формирования знаний техника при изучении темы «Система охлаждения двигателя» в условиях дефицита учебного времени.
Предположим, что если средствами наглядного обучения будут специально разработанные динамичные презентационные электронные средства учебной наглядности, с элементами анимации, схемами и изображениями системы охлаждения двигателя, то это позволит повысить качество усвоения учебного материала, а также мотивацию обучающихся к учебно-познавательной деятельности. Процесс формирования знаний и умений студентов с помощью таких дидактических средств, трансформируется в самообучение благодаря пооперационному формированию знаний и умений.
Однако такие разработки являются методически сложными и трудоемкими даже для опытных преподавателей-предметников, поэтому в выпускной квалификационной работе мы ограничимся разработкой по отдельно взятой теме дисциплины.
Объект исследования выпускной квалификационной работы - это процесс обучения студентов колледжа на теоретических занятиях.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы комплект электронных средств наглядности по теме «Система охлаждения двигателя».
Цель выпускной квалификационной работы - разработка комплекса учебных материалов по теме «Система охлаждения двигателя» в форме электронной презентации, с применением программы «MicrosoftPowerPoint».
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
1. Исследовать тему: «Система охлаждения двигателя». Провести отбор содержания и его методическую редукцию для включения в процесс обучения по данной теме, а так же разработать на его основе средства наглядности.
2. Провести исследование места и значения средств наглядности в процессе обучения.
3. Изучить различные виды электронных средств наглядности, их условия использования в учебном процессе, а так же методики проведения занятий теоретического обучения.
4. Разработать средства наглядности на основе информационных технологий в форме электронной презентации.
Выбор форм предъявления учебной информации и конструирование средств - один из важнейших этапов методической деятельности преподавателя при подготовке к проведению занятий. Предложенные средства наглядного представления технического знания выполняют в процессе изучения несколько методических функций. Прежде всего, познавательную функцию и функцию управления познавательной деятельностью студентов, формируя у них ориентировочные основы познавательных действий.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были решены поставленные задачи: была исследована проблема разработки и применения средств наглядности в учебном процессе; проведен анализ образовательного процесса студентов колледжа по МДК “Устройство автомобилей” при изучении темы “Система охлаждения двигателя” и анализ материалов учебных пособий; обоснован и проведен выбор учебных элементов и программного обеспечения для проведения теоретического занятия - лекции-визуализации; разработаны мультимедийные учебные материалы и произведено конструирование наглядно-информационных обучающих модулей и разработан пакет электронных наглядно-информационных средств обучения, составлен урок теоретического обучения на основе разработанных наглядных средств обучения.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы была достигнута. Практическая значимость результатов исследования и разработки в том, что они могут применяться при обучении студентов колледжа по специальности среднего профессионального образования “Техническое обслуживание автомобильного транспорта” всех форм обучения.
1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта (Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 N 32878)
2. Александров, В.А. Автотранспортные средства: Учебное пособие / В.А. Александров, Н.Р. Шоль. - СПб.: Лань П, 2016. - 336 с.
3. Бурцева, Л.П. Методика профессионального обучения: Учебное пособие / Л.П. Бурцева. - М.: Флинта, 2016. - 160 с.
4. Вайнсон, А.А. Подъемно-транспортные машины: Учебник для студентов вузов. / А.А. Вайнсон. - М.: Альянс, 2016. - 150 с.
5. Галкин, В.И. Транспортные машины: Учебник для ВУзов / В.И. Галкин. - М.: Горная книга, 2010. - 588 с.
6. Гришанов В.В. Рабочая программа профессионального модуля «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2014. - 22 с.
7. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 с.
8. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред.проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 с.
9. Далматов, Б.И. Методика обучения информатике: Учебное пособие / Б.И. Далматов. - СПб.: Лань, 2016. - 384 с.
10. Демиденко, М.В. Педагогическая психология: Методики и тесты / М.В. Демиденко, А.И. Клюева. - Самара: БАХРАХ-М, 2004. - 144 с.
11. Денисов, А.С. Практикум по технической эксплуатации автомобилей: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.С. Денисов, А.С. Гребенников. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 272 с.
12. Емельянова, Н.З. Проектирование информационных систем: Учебное пособие / Н.З. Емельянова, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. - М.: Форум, 2013. - 432 с.
13. Колисниченко, Д.Н. Самоучитель Microsoft Windows 10 / Д.Н. Колисниченко. - СПб.: BHV, 2016. - 352 с.
14. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Форум, 2013. - 384 с.
15. Кропп, А.П. Самоучитель Windows 8.1+Office 2013. 2 книги в 1 / А.П. Кропп, И.Ф. Загудаев. - СПб.: Наука и техника, 2015. - 528 c.
16. Крестин, Е.А. Диагностика машин и оборудования: Учебное пособие / Е.А. Крестин, И.Е. Крестин. - СПб.: Лань, 2016. - 376 c.
17. Круглик, В.М. Технология обслуживания и эксплуатации автотранспорта: Учебное пособие / В.М. Круглик, Н.Г. Сычев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, Нов.знание, 2013. - 260
18. Кругликов, Г.И. Методика профессионального обучения: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Г.И. Кругликов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 320 c.
19. Леонов, В. Самоучитель Office 2010 / В. Леонов. - М.: Эксмо, 2010. - 256 c.
20. Мандель, Б.Р. Педагогическая психология: Учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 368 c.
21. Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / Е.В. Михеева. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 256 c.
22. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.
23. Нерсесян, Владимир Иванович. Устройство легковых автомобилей : Практикум / В. И. Нерсесян. - М. : Академия, 2003. - 189 с. : ил.
24. Передерий В. П. Устройство автомобиля: учебное пособие. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. - 288 с.
25. Пехальский А.В. Устройство автомобилей. Учебник для студ. учреждений сред.проф. образования / А.В.Пехальский. - М.: ИЦ Академия, 2005. - 528 с.
26. Пузанков, А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Г. Пузанков . - М.: ИЦ Академия, 2012. - 560 с.
27. Родичев, В.А. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей: Учебник водителя автотранспортных средств категории "В" / В.А. Родичев, А.А. Кива. - М.: ИЦ Академия, За рулем, 2013. - 80 с.
28. Сальникова, Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
29. Сергеев, А.П. Microsoft Office 2010. Самоучитель / А.П. Сергеев. - М.: Вильямс И.Д., 2010. - 624 c.
30. Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие / В.А. Скакун.. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
31. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология: Учебное пособие / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова. - М.: Флинта, 2011. - 320 c.
32. Хон, Р.Л. Педагогическая психология: Принципы обучения. / Р.Л. Хон. - М.: Академический проект, 2005. - 736 c.
33. Чмиль, В.П. Автотранспортные средства / В.П. Чмиль. - СПб.: Лань, 2011. - 336 c.