ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗА
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку и его роль в повышении мотивации к изучению иностранного языка 7
1.1. Сущность лингвострановедческого аспекта в обучении
иностранному языку 7
1.2. Методические основы применения лингвострановедческого
аспекта в обучении иностранному языку 12
1.3. Роль лингвострановедческого аспекта в обучении языку в
повышении мотивации к изучению иностранного языка 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Применение лингвострановедческого аспекта в повышении мотивации к изучению иностранного языка студентами неязыковых направлений вуза 26
2.1. Анализ учебно-программной документации и учебных
материалов 26
2.2. Диагностика уровня мотивации студентов к изучению
иностранного языка 31
2.3. Методические разработки по использованию
лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку 36
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложения 53
Глава 1. Теоретические основы лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку и его роль в повышении мотивации к изучению иностранного языка 7
1.1. Сущность лингвострановедческого аспекта в обучении
иностранному языку 7
1.2. Методические основы применения лингвострановедческого
аспекта в обучении иностранному языку 12
1.3. Роль лингвострановедческого аспекта в обучении языку в
повышении мотивации к изучению иностранного языка 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Применение лингвострановедческого аспекта в повышении мотивации к изучению иностранного языка студентами неязыковых направлений вуза 26
2.1. Анализ учебно-программной документации и учебных
материалов 26
2.2. Диагностика уровня мотивации студентов к изучению
иностранного языка 31
2.3. Методические разработки по использованию
лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку 36
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложения 53
В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что включение информации страноведческой направленности в содержание обучения иностранному языку способствует его эффективному изучению. Таким образом, лингвострановедческий аспект является одним из важнейших элементов в обучении иностранному языку.
Кроме того, в методике преподавания иностранного языка остро стоит проблема мотивации и способов ее повышения. Так, лингвострановедческий аспект обучения включает в себя компоненты, которые необходимы для того, чтобы вызывать устойчивый интерес к иностранному языку у обучающихся. Такими компонентами являются история, география, литература, культура и обычаи иноязычных стран.
Лингвострановедение активно изучалось в работах таких филологов и методистов как С.Г. Тер-Минасова, О.С. Ахманова, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Р.К. Миньяр-Белоручев, Л.Г. Веденина, Г.Д. Томахин и других авторов, которые утверждают, что включение лингвострановедческого аспекта в обучение предмету создает условия для качественного и эффективного усвоения теоретических и практических знаний о языке.
Проблема мотивации изучалась следующими учеными, исследователями и философами: А. Шопенгауер, В.К. Вилюнас, К.К. Платонов, И.А. Зимняя, Н.А. Саланович.
Актуальность нашей работы связана с необходимостью повышения у обучающихся уровня мотивации к изучению иностранного языка. В настоящее время знание языка необходимо во многих профессиональных отраслях, а для эффективного освоения практических и теоретических знаний иностранного языка, необходим достаточно высокий уровень мотивации.
Объектом исследования является мотивация при обучении иностранному языку у студентов неязыковых направлений вуза.
Предметом данного исследования является лингвострановедческий аспект в обучении иностранному языку как средство повышения мотивации к его изучению у студентов вузов неязыковых направлений вуза.
Цель нашего исследования - разработать систему упражнений лингвострановедческой направленности, которые будут способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Исходя из нашей цели, мы выделим следующие задачи:
1. Изучить понятие лингвострановедения и содержание
лингвострановедческого аспекта;
2. Рассмотреть методические основы применения лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку
3. Изучить проблему мотивации к изучению иностранного языка среди обучающихся и выявить роль лингвострановедческого аспекта в повышении мотивации к его изучению;
4. Проанализировать учебно-программную документацию и рассмотреть учебные материалы на предмет наличия в них лингвострановедческого аспекта;
5. Провести анкетирование студентов на уровень мотивации к изучению иностранного языка, а также на выявление интересующих их лингвострановедческих тематик;
6. Разработать систему упражнений, включающих в себя лингвострановедческий аспект.
В данном исследовании мы использовали такие методы, как
- Анализ;
- Синтез;
- Анкетирование;
- Опрос;
- Моделирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в подробном изучении лингвострановедческого аспекта и его роли в повышении мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.
Практическая значимость нашего исследования заключается в дальнейшем применении разработанных нами материалов на занятиях по иностранному языку с целью повышения мотивации обучающихся.
Новизна нашего исследования заключается в том, что мы представим новые упражнения лингвострановедческой тематики, а также систематизируем данные упражнения.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе мы изучаем понятие лингвострановедения и лингвострановедческого аспекта, сущность данного аспекта, его содержание и методические основы его применения в обучении иностранному языку. Помимо этого, упомянуты особенности перевода страноведческих реалий. Также, в теоретической главе рассматривается роль лингвострановедческого аспекта в повышении мотивации к изучению иностранного языка.
Во второй, практической, главе, мы анализируем программное содержание и учебные материалы на предмет наличия в них лингвострановедческих компонентов. Затем мы проводим анкетирование студентов на уровень мотивации, а также опрос на выявление наиболее интересующих тем лингвострановедческого характера. Исходя из этого, мы представляем методическую разработку, представляющую из себя систему упражнений лингвострановедческой направленности.
В заключении представлены краткие выводы о результатах выполненного исследования.
Кроме того, в методике преподавания иностранного языка остро стоит проблема мотивации и способов ее повышения. Так, лингвострановедческий аспект обучения включает в себя компоненты, которые необходимы для того, чтобы вызывать устойчивый интерес к иностранному языку у обучающихся. Такими компонентами являются история, география, литература, культура и обычаи иноязычных стран.
Лингвострановедение активно изучалось в работах таких филологов и методистов как С.Г. Тер-Минасова, О.С. Ахманова, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Р.К. Миньяр-Белоручев, Л.Г. Веденина, Г.Д. Томахин и других авторов, которые утверждают, что включение лингвострановедческого аспекта в обучение предмету создает условия для качественного и эффективного усвоения теоретических и практических знаний о языке.
Проблема мотивации изучалась следующими учеными, исследователями и философами: А. Шопенгауер, В.К. Вилюнас, К.К. Платонов, И.А. Зимняя, Н.А. Саланович.
Актуальность нашей работы связана с необходимостью повышения у обучающихся уровня мотивации к изучению иностранного языка. В настоящее время знание языка необходимо во многих профессиональных отраслях, а для эффективного освоения практических и теоретических знаний иностранного языка, необходим достаточно высокий уровень мотивации.
Объектом исследования является мотивация при обучении иностранному языку у студентов неязыковых направлений вуза.
Предметом данного исследования является лингвострановедческий аспект в обучении иностранному языку как средство повышения мотивации к его изучению у студентов вузов неязыковых направлений вуза.
Цель нашего исследования - разработать систему упражнений лингвострановедческой направленности, которые будут способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Исходя из нашей цели, мы выделим следующие задачи:
1. Изучить понятие лингвострановедения и содержание
лингвострановедческого аспекта;
2. Рассмотреть методические основы применения лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку
3. Изучить проблему мотивации к изучению иностранного языка среди обучающихся и выявить роль лингвострановедческого аспекта в повышении мотивации к его изучению;
4. Проанализировать учебно-программную документацию и рассмотреть учебные материалы на предмет наличия в них лингвострановедческого аспекта;
5. Провести анкетирование студентов на уровень мотивации к изучению иностранного языка, а также на выявление интересующих их лингвострановедческих тематик;
6. Разработать систему упражнений, включающих в себя лингвострановедческий аспект.
В данном исследовании мы использовали такие методы, как
- Анализ;
- Синтез;
- Анкетирование;
- Опрос;
- Моделирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в подробном изучении лингвострановедческого аспекта и его роли в повышении мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.
Практическая значимость нашего исследования заключается в дальнейшем применении разработанных нами материалов на занятиях по иностранному языку с целью повышения мотивации обучающихся.
Новизна нашего исследования заключается в том, что мы представим новые упражнения лингвострановедческой тематики, а также систематизируем данные упражнения.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе мы изучаем понятие лингвострановедения и лингвострановедческого аспекта, сущность данного аспекта, его содержание и методические основы его применения в обучении иностранному языку. Помимо этого, упомянуты особенности перевода страноведческих реалий. Также, в теоретической главе рассматривается роль лингвострановедческого аспекта в повышении мотивации к изучению иностранного языка.
Во второй, практической, главе, мы анализируем программное содержание и учебные материалы на предмет наличия в них лингвострановедческих компонентов. Затем мы проводим анкетирование студентов на уровень мотивации, а также опрос на выявление наиболее интересующих тем лингвострановедческого характера. Исходя из этого, мы представляем методическую разработку, представляющую из себя систему упражнений лингвострановедческой направленности.
В заключении представлены краткие выводы о результатах выполненного исследования.
В данной работе рассматривалась роль лингвострановедческого аспекта обучения иностранному языку в повышении мотивации студентов неязыковых направлений вуза к его изучению. Проблема мотивации к изучению иностранного языка очень актуальна на данный момент, так как эффективное освоения практических и теоретических знаний по иностранному языку почти невозможно без достаточного уровня мотивации. Лингвострановедческий аспект обучения включает в себя компоненты, которые необходимы для того, чтобы вызывать устойчивый интерес к иностранному языку у обучающихся.
В первой главе мы изучили понятие лингвострановедения и лингвострановедческого аспекта, а также содержание данного аспекта. Лингвострановедение - это дисциплина, в рамках которой изучается не только язык, но и культуру, историю и традиции страны изучаемого языка. Лингвострановедческий аспект обучения иностранному языку содержит в себе знания языкового и культурологического плана, а также знания о речевом и неречевом поведении. Лексическими единицами лингвострановедческого аспекта часто являются безэквивалентная лексика, также реалии языка. Именно в них четко видна связь между языком и культурой страны. Также мы рассмотрели методические основы применения лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку и сделали вывод о том, что лингвострановедческий аспект позволяет использование на занятиях иностранных языком таких методов, как диалоги, ролевые игры и проблемные ситуации. Они позволяют обучающимся общаться и через общение усваивать новую лексику. И наконец, мы рассмотрели роль лингвострановедческого аспекта в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка. Так, многие исследования доказали, что данный аспект играет очень важную роль в этом вопросе, так как обучающиеся, как правило, желают понять мировоззрение представителей иноязычной культуры и стереотипы их поведения в различных жизненных ситуациях.
Во второй главе мы проанализировали такие документы, как ФГОС и рабочая программа дисциплины «Иностранный язык», и подтвердили, что наши разработки не будут противоречить требованиям этих документов. Вследствие анкетирования и опроса 20 студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование», профилю «География», мы узнали, что у большинства опрашиваемых студентов низкий или средний уровень мотивации к изучению иностранного языка, а также составили список лингвострановедческих тематик, которые наиболее заинтересовали студентов.
Обобщая всю вышеуказанную исследовательскую работу, мы разработали систему упражнений лингвострановедческой направленности, которые бы могли поспособствовать повышению мотивации у студентов. Упражнения мы распределили по разделам рабочей программы с целью их равномерного включения в курс дисциплины. По каждой из 8 тем, мы разработали 3 упражнения: работа с текстом (ответить на вопросы, вставить слова или выражения в текст, подобрать заголовок к абзацу, совместить фото с понятием и т.д.), задание на грамматику, упражнение на развитие коммуникативных навыков (диалог, ролевая игра, проблемная ситуация и т.д.).
По данным исследовательской работы была написана научная статья и апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков».
Таким образом, с опорой на теоретические обоснования значимости включения материала лингвострановедческой направленности в содержание обучения языку, мы разработали систему упражнений, которая будет способствовать повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка.
В первой главе мы изучили понятие лингвострановедения и лингвострановедческого аспекта, а также содержание данного аспекта. Лингвострановедение - это дисциплина, в рамках которой изучается не только язык, но и культуру, историю и традиции страны изучаемого языка. Лингвострановедческий аспект обучения иностранному языку содержит в себе знания языкового и культурологического плана, а также знания о речевом и неречевом поведении. Лексическими единицами лингвострановедческого аспекта часто являются безэквивалентная лексика, также реалии языка. Именно в них четко видна связь между языком и культурой страны. Также мы рассмотрели методические основы применения лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку и сделали вывод о том, что лингвострановедческий аспект позволяет использование на занятиях иностранных языком таких методов, как диалоги, ролевые игры и проблемные ситуации. Они позволяют обучающимся общаться и через общение усваивать новую лексику. И наконец, мы рассмотрели роль лингвострановедческого аспекта в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка. Так, многие исследования доказали, что данный аспект играет очень важную роль в этом вопросе, так как обучающиеся, как правило, желают понять мировоззрение представителей иноязычной культуры и стереотипы их поведения в различных жизненных ситуациях.
Во второй главе мы проанализировали такие документы, как ФГОС и рабочая программа дисциплины «Иностранный язык», и подтвердили, что наши разработки не будут противоречить требованиям этих документов. Вследствие анкетирования и опроса 20 студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование», профилю «География», мы узнали, что у большинства опрашиваемых студентов низкий или средний уровень мотивации к изучению иностранного языка, а также составили список лингвострановедческих тематик, которые наиболее заинтересовали студентов.
Обобщая всю вышеуказанную исследовательскую работу, мы разработали систему упражнений лингвострановедческой направленности, которые бы могли поспособствовать повышению мотивации у студентов. Упражнения мы распределили по разделам рабочей программы с целью их равномерного включения в курс дисциплины. По каждой из 8 тем, мы разработали 3 упражнения: работа с текстом (ответить на вопросы, вставить слова или выражения в текст, подобрать заголовок к абзацу, совместить фото с понятием и т.д.), задание на грамматику, упражнение на развитие коммуникативных навыков (диалог, ролевая игра, проблемная ситуация и т.д.).
По данным исследовательской работы была написана научная статья и апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков».
Таким образом, с опорой на теоретические обоснования значимости включения материала лингвострановедческой направленности в содержание обучения языку, мы разработали систему упражнений, которая будет способствовать повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка.
Подобные работы
- ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Информационно-коммуникативные технологии как средство повышения мотивации к изучению французского языка в СОШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Влияние лингвострановедческого материала на мотивацию изучения иностранных языков
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА ПРИ ОБУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ НА УРОВНЕ БАКАЛАВРИАТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - МЕМЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УМЕНИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021 - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИКИ «LETTERLAND» НА РАННЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Элективный курс «Работа с газетой» как средство формирования стратегий чтения
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Повышение мотивации учащихся 3-го класса средней школы к изучению иностранного языка на основе реализации лингвострановедческого компонента
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018



