Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ЕГО ИЗУЧЕНИЮ СТУДЕНТАМИ НЕЯЗЫКОВЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗА

Работа №144823

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку и его роль в повышении мотивации к изучению иностранного языка 7
1.1. Сущность лингвострановедческого аспекта в обучении
иностранному языку 7
1.2. Методические основы применения лингвострановедческого
аспекта в обучении иностранному языку 12
1.3. Роль лингвострановедческого аспекта в обучении языку в
повышении мотивации к изучению иностранного языка 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Применение лингвострановедческого аспекта в повышении мотивации к изучению иностранного языка студентами неязыковых направлений вуза 26
2.1. Анализ учебно-программной документации и учебных
материалов 26
2.2. Диагностика уровня мотивации студентов к изучению
иностранного языка 31
2.3. Методические разработки по использованию
лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку 36
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
Список использованных источников 49
Приложения 53


В настоящее время не вызывает сомнений тот факт, что включение информации страноведческой направленности в содержание обучения иностранному языку способствует его эффективному изучению. Таким образом, лингвострановедческий аспект является одним из важнейших элементов в обучении иностранному языку.
Кроме того, в методике преподавания иностранного языка остро стоит проблема мотивации и способов ее повышения. Так, лингвострановедческий аспект обучения включает в себя компоненты, которые необходимы для того, чтобы вызывать устойчивый интерес к иностранному языку у обучающихся. Такими компонентами являются история, география, литература, культура и обычаи иноязычных стран.
Лингвострановедение активно изучалось в работах таких филологов и методистов как С.Г. Тер-Минасова, О.С. Ахманова, Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Р.К. Миньяр-Белоручев, Л.Г. Веденина, Г.Д. Томахин и других авторов, которые утверждают, что включение лингвострановедческого аспекта в обучение предмету создает условия для качественного и эффективного усвоения теоретических и практических знаний о языке.
Проблема мотивации изучалась следующими учеными, исследователями и философами: А. Шопенгауер, В.К. Вилюнас, К.К. Платонов, И.А. Зимняя, Н.А. Саланович.
Актуальность нашей работы связана с необходимостью повышения у обучающихся уровня мотивации к изучению иностранного языка. В настоящее время знание языка необходимо во многих профессиональных отраслях, а для эффективного освоения практических и теоретических знаний иностранного языка, необходим достаточно высокий уровень мотивации.
Объектом исследования является мотивация при обучении иностранному языку у студентов неязыковых направлений вуза.
Предметом данного исследования является лингвострановедческий аспект в обучении иностранному языку как средство повышения мотивации к его изучению у студентов вузов неязыковых направлений вуза.
Цель нашего исследования - разработать систему упражнений лингвострановедческой направленности, которые будут способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка.
Исходя из нашей цели, мы выделим следующие задачи:
1. Изучить понятие лингвострановедения и содержание
лингвострановедческого аспекта;
2. Рассмотреть методические основы применения лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку
3. Изучить проблему мотивации к изучению иностранного языка среди обучающихся и выявить роль лингвострановедческого аспекта в повышении мотивации к его изучению;
4. Проанализировать учебно-программную документацию и рассмотреть учебные материалы на предмет наличия в них лингвострановедческого аспекта;
5. Провести анкетирование студентов на уровень мотивации к изучению иностранного языка, а также на выявление интересующих их лингвострановедческих тематик;
6. Разработать систему упражнений, включающих в себя лингвострановедческий аспект.
В данном исследовании мы использовали такие методы, как
- Анализ;
- Синтез;
- Анкетирование;
- Опрос;
- Моделирование.
Теоретическая значимость исследования состоит в подробном изучении лингвострановедческого аспекта и его роли в повышении мотивации обучающихся к изучению иностранного языка.
Практическая значимость нашего исследования заключается в дальнейшем применении разработанных нами материалов на занятиях по иностранному языку с целью повышения мотивации обучающихся.
Новизна нашего исследования заключается в том, что мы представим новые упражнения лингвострановедческой тематики, а также систематизируем данные упражнения.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе мы изучаем понятие лингвострановедения и лингвострановедческого аспекта, сущность данного аспекта, его содержание и методические основы его применения в обучении иностранному языку. Помимо этого, упомянуты особенности перевода страноведческих реалий. Также, в теоретической главе рассматривается роль лингвострановедческого аспекта в повышении мотивации к изучению иностранного языка.
Во второй, практической, главе, мы анализируем программное содержание и учебные материалы на предмет наличия в них лингвострановедческих компонентов. Затем мы проводим анкетирование студентов на уровень мотивации, а также опрос на выявление наиболее интересующих тем лингвострановедческого характера. Исходя из этого, мы представляем методическую разработку, представляющую из себя систему упражнений лингвострановедческой направленности.
В заключении представлены краткие выводы о результатах выполненного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе рассматривалась роль лингвострановедческого аспекта обучения иностранному языку в повышении мотивации студентов неязыковых направлений вуза к его изучению. Проблема мотивации к изучению иностранного языка очень актуальна на данный момент, так как эффективное освоения практических и теоретических знаний по иностранному языку почти невозможно без достаточного уровня мотивации. Лингвострановедческий аспект обучения включает в себя компоненты, которые необходимы для того, чтобы вызывать устойчивый интерес к иностранному языку у обучающихся.
В первой главе мы изучили понятие лингвострановедения и лингвострановедческого аспекта, а также содержание данного аспекта. Лингвострановедение - это дисциплина, в рамках которой изучается не только язык, но и культуру, историю и традиции страны изучаемого языка. Лингвострановедческий аспект обучения иностранному языку содержит в себе знания языкового и культурологического плана, а также знания о речевом и неречевом поведении. Лексическими единицами лингвострановедческого аспекта часто являются безэквивалентная лексика, также реалии языка. Именно в них четко видна связь между языком и культурой страны. Также мы рассмотрели методические основы применения лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку и сделали вывод о том, что лингвострановедческий аспект позволяет использование на занятиях иностранных языком таких методов, как диалоги, ролевые игры и проблемные ситуации. Они позволяют обучающимся общаться и через общение усваивать новую лексику. И наконец, мы рассмотрели роль лингвострановедческого аспекта в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка. Так, многие исследования доказали, что данный аспект играет очень важную роль в этом вопросе, так как обучающиеся, как правило, желают понять мировоззрение представителей иноязычной культуры и стереотипы их поведения в различных жизненных ситуациях.
Во второй главе мы проанализировали такие документы, как ФГОС и рабочая программа дисциплины «Иностранный язык», и подтвердили, что наши разработки не будут противоречить требованиям этих документов. Вследствие анкетирования и опроса 20 студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01. «Педагогическое образование», профилю «География», мы узнали, что у большинства опрашиваемых студентов низкий или средний уровень мотивации к изучению иностранного языка, а также составили список лингвострановедческих тематик, которые наиболее заинтересовали студентов.
Обобщая всю вышеуказанную исследовательскую работу, мы разработали систему упражнений лингвострановедческой направленности, которые бы могли поспособствовать повышению мотивации у студентов. Упражнения мы распределили по разделам рабочей программы с целью их равномерного включения в курс дисциплины. По каждой из 8 тем, мы разработали 3 упражнения: работа с текстом (ответить на вопросы, вставить слова или выражения в текст, подобрать заголовок к абзацу, совместить фото с понятием и т.д.), задание на грамматику, упражнение на развитие коммуникативных навыков (диалог, ролевая игра, проблемная ситуация и т.д.).
По данным исследовательской работы была написана научная статья и апробирована на Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков».
Таким образом, с опорой на теоретические обоснования значимости включения материала лингвострановедческой направленности в содержание обучения языку, мы разработали систему упражнений, которая будет способствовать повышению мотивации студентов к изучению иностранного языка.



1. Аракин, В.Д. . Практический курс английского языка. 1 курс. — 6-е изд. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. — 536 с.
2. Ариян, М.А. Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы : учеб. пособие - М. : Академия, 2000. - 145 с.
3. Бим, И.Я. Творчество учителя и методическая наука // Иностранные языки в школе. - 1992. - № 4. - С. 3-7.
4. Варламова, В. А. Лингвострановедческий аспект в преподавании иностранного языка // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 920-923. — URL https://moluch.ru/archive/87/16865/(дата обращения: 20.04.2019).
5. Веденина, Л.Г. Лингвострановедение: методы анализа, технология обучения. — М. : МГИМО-Университет, 2014. — 260 с.
6. Верещагин, Е. Н., Костомаров, В. Г. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. — М. Рус. язык, 1992. — 234 с.
7. Верещагин, Е. Н., Костомаров, В. Г. Лингвострановедение и текст: учеб. пособие - М. : Академия, 2000. - 179 с.
8. Верещагин, Е. Н., Костомаров, В. Г. Лингвострановедческая теория слова : учеб. пособие - М. : Русский язык, 1995. - 220 с.
9. Верещагин, Е. Н., Костомаров, В. Г. Язык и культура. - 5-е изд. - М. : Индрик, 2005. - 1038 с.
10. Гудков, Д.Б. Межкультурная коммуникация, проблемы обучения: учеб. пособие — М. : Академия, 2000. — 210 с.
11. Зарытовская, В.Н., Будник Е.А., Бедретдинова, И.А. Взгляд на историю и перспективы лингвострановедения как учебной дисциплины // Интернет-журнал Науковедение. - 2015. - №2 (27). - С. 2-6.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. - 2-е изд. - М.: Издательская корпорация «Логос». - 2000. - 384 с.
13. Исамулаева, Ю.А. Лингвострановедческий подход как один из главных принципов обучения иностранным языкам студентов в высшей школе // СИСП. - 2017. - №6-2. - С. 78-83.
14. Кащук, С.М. Лингвострановедческий подход при обучении английскому языку в младших классах // Иностранные языки в школе. - 1997. - № 2. - С. 51-54.
15. Керимова, М.В. Лексический аспект обучения лингвострановедению Великобритании на уроках английского языка: дис. ... магистра педагогики. УрГПУ, Екатеринбург, 2018.
16. Кириллова, И.И. Роль лингвострановедческого материала в формировании профессиональной иноязычной компетенции студентов неязыковых специальностей // Инновационная наука. - 2016. - №6-2. - С. 212-215.
17. Комарова, А.И., Окс, И.Ю., Бадмаева, Ю.Б. . Английский язык для географических специальностей. — М. : Академия, 2005. — 304 с.
18. Копытко, В.Н. Роль лингвострановедческих знаний в формировании социокультурной компетенции // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №12-3 (66). - С. 118-121.
19. Королёва, Г.А. Актуальность использования лингвострановедческого аспекта в обучении английскому языку // Концепт. - 2017. - №8. - С. 1-2.
20. Коростелева, Ю. Е., Макарова, Е. В. Введение
лингвострановедческого аспекта в обучении иностранному языку // Молодой ученый. - 2016. — №7.5. — С. 51-52. — URL
https://moluch.ru/archive/111/28063/(дата обращения: 25.04.2019).
21. Костюченко, М.В. Лингвострановедческий подход при обучении иностранному языку // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1. - С. 81-82.
22. Костюченко, М.В. Реализация лингвострановедческого подхода на занятиях английского языка в старших классах общеобразовательной школы // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - №1. - С. 84-87.
23. Крюкова, Л.С. Лингвострановедческий подход в обучении иностранному языку курсантов военного вуза // Universum: психология и образование. - 2019. - №4(58). - С. 32-34.
24. Малько, К.О. Формирование лингвострановедческой компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Инновационная наука. - 2015. - №6-1. - С. 224-225.
25. Маслова, В. А. Лингвокультурология. - М. : Изд. центр "Академия", 2001. - 208 с.
26. Миньяр-Белоручев, Р.К. Лингвострановедение или иностранная культура // Иностранные языки в школе. — 1993. — № 6. — С. 54-57.
27. Миронов, В.Е., Гейвус, А.С. Повышение мотивации к обучению профессиональному иностранному языку в неязыковом вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - №3 (15). - С. 106-110.
28. Михайлов, Н.Н. Лингвострановедение США. American Cultural Studies : учеб. пособие - М. : Академия, 2008. - 208 с.
29. Молодых-Нагаева, Е.Г. Страноведение как фактор формирования межкультурной компетенции // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №18. - С. 312-314.
30. Прудникова, В.А., Гриценко А.А. Страноведческий аспект в обучении английскому языку // Известия МГТУ. - 2014. - №4(22). - С. 179¬181.
31. Рабочая программа дисциплины «Иностранный язык» [Электронный ресурс] // «Уральский государственный педагогический университет» URL: https://uspu.ru/sveden/education/programs/geografiya- 44.03.01.html(дата обращения: 29.04.2019)
32. Рамазанова, У.К. Передача слов, обозначающих национально-специфические реалии общественной жизни и материального быта // Системные технологии. - 2015. - №15. - С. 65-76.
33. Рождественский, Ю.В. Лекции по лингвострановедению : учеб. пособие - М. : Просвещение, 2002. - 398 с.
34. Рубинштейн, С.Л. Задачи и мотивы деятельности. Основы общей психологии. - М.: Педагогика. - 1989. - 243 с.
35. Сагантаева, С.Х. Развитие коммуникативной компетенции по английскому языку у студентов медицинского вуза на основе фоновых знаний // Вестник КазНМУ. - 2015. - №3. - С. 437-438.
36. Саланович, Н.А. Лингвострановедческий подход как средство повышения мотивации при обучении иностранным языкам в старших классах средней школы: дис. ... канд. пед. наук., Москва, 1995.
37. Сепир, Э. Избранные труды по лингвострановедению : учеб. пособие - М. : Просвещение, 2003. - 230 с.
38. Томахин, Г. Д. Культура стран английского языка. - 1994. - № 2. - С. 65-67.
39. Томахин, Г.Д. Лингвострановедение. Что это такое? // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 6. - С. 22-27.
40. Томахин, Г.Д. Лингвострановедческий словарь. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии : учеб. пособие - М. : Академия, 2003. - 210 с.
41. Томахин, Г.Д. Реалии в культуре и языке // Иностранные языки в школе. - 2001. - № 1. - С. 8-14.
42. Томахин, Г.Д. Фоновые знания как основной предмет лингвострановедения : учеб. пособие - М. : Академия, 2000. - 225 с.
43. Турсунов, Ф.М. Реалии - специфическая составляющая безэквивалентной лексики // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. - 2015. - №2 (43) - С. 162-166.
44. Усманова, Д.М. Лингвострановедческий аспект при обучении иностранным языкам // Наука и образование сегодня. - 2019. - №4 (39). - С. 69-70.
45. Фатихов, Д.Ф. Лингвострановедение, страноведение и иноязычная культура : учеб. пособие - М.: - Академия, 2004. - 180 с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования URL: http:ZZfgosvo.ru/news/8Z1583(дата обращения: 25.04.2019)
47. Щербакова, Т.В. Лингвострановедческий аспект содержания обучения иностранным языкам // Интерэкспо Гео-Сибирь. - 2012. - №6. - C. 18-20.
48. Щукин, А.Н., Фролова, Г.М. . Методика преподавания иностранных языков. — М. : Академия, 2015. — 288 с.
49. Chastain, K. Developing second-language skills : theory and practice. — San Diego : Harcourt Brace Jovanovich, 1988. - 438 с.
50. Rivers, Wilga M. Teaching Foreign Language Skills. — 2nd ed. — Chicago : University of Chicago Press, 1981. — 403 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ