Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ФИЗИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ 7
1.1. Методы физического воспитания, используемые у детей младшего
школьного возраста 7
1.2. Особенности урока физической культуры и его содержание в
начальной школе 17
1.3. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
детей младшего школьного возраста 22
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
ИГРОВОГО МЕТОДА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 38
2.1. Анализ школьной программы по физической культуре для детей
младшего школьного возврата (1- 4 класс) 38
2.2. Использование игрового метода и классификация подвижных игр на
занятиях по физической культуре у младших школьников 41
2.3. Причины использования кругового метода в данном возрасте 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Актуальность данной темы заключается в то, что в младшем школьном возрасте очень хорошее развитие ребенку дает игра, она является «школой жизни» и практикой для развития детей. В процессе игры не только формируются или развиваются отдельные интеллектуальные функции, но и происходит изменение отношения ребёнка к окружающему миру и формируется механизм смены отношений и координации собственной точки зрения с другими возможными точками зрения. Игра учит ребенка работать в команде, развивает волевые качества, а также чувство товарищества.
В период младшего школьного возраста детям хочется больше играть, а в школьной программе большое количество времени уделяется именно на овладение техникой упражнений. Любые игры учат ребенка работать в своем коллективе, взаимодействовать друг с другом, быть единой командой, достигать каких-то определенных целей и общими силами стремиться к победе. На уроках физической культуры в школе, в большей степени, игры направлены на развитие всех основных двигательных качеств, а это: сила, координация движений (у детей в данном возрасте слабый вестибулярный аппарат), скорость (быстрота), также воспитывают и развивают тактическое мышление и волевые качества.
При рассмотрении характерных черт игрового метода можно выявить следующие задачи, которые ставят перед данным методом.
Первая задача игрового метода отвечает за обеспечение повышенной заинтересованности у детей в двигательной деятельности. Вторая задача отвечает за обеспечение наименьшей психической утомляемости, если сравнивать с обычными упражнениями, которые несут в себе монотонный характер. Третья задача - обеспечение комплексного развития способностей. Четвертая задача - совершенствование ранее освоенных двигательных качеств. Пятая - выявление личностных особенностей у занимающихся и проявление эффективного воздействия на формирование нравственных, морально-волевых и интеллектуальных черт личности ребенка.
Благодаря воздействию игры у ребенка развиваются все необходимые жизненные качества, благодаря которым ребенку в жизни будет достаточно легко.
Степень освоения темы в литературе: Вавилова Е. Н. «Учите бегать, прыгать, метать» (1983 г.); Литвинов Е.И., Любомирский Л. Е., Мейксон Г. Б. «Как стать сильным и выносливым» (1999 г.); Коротков И. М. «Подвижные игры в младшем школьном возрасте» (1999 г.); Хрипкова Ф. Г., Антропова М. В. «Адаптация организма детей младшего школьного возраста посредством подвижных игр» (2002 г.).
Объект: Учебно-воспитательный процесс детей младшего школьного возраста.
Предмет: Особенности игрового метода на уроках физической культуры у детей 1 - 4 классов.
Цель ВКР: Изучить особенности использования игрового метода на уроках физической культуры у детей 1 - 4 классов.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме ВКР;
2. Выявить особенности использования игрового метода у младших школьников;
3. Определить наиболее эффективные игры для каждого класса в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость: Результаты работы могут быть использованы в педагогической деятельности учителями по физической культуре и тренерами, особенно на этапе предварительной подготовки детей.
Теоретическая значимость: Расширено представление об особенностях игрового метода на уроках физической культуры для младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является особым периодом жизни, в котором ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью.
В 7-летнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена. Переход в школьный возраст, связан со значительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, новыми отношения ребенка с окружающими [1]. Главной деятельностью становится учение, в результате которого возникают психические новообразования. Для того, чтобы ребёнок чувствовал себя более комфортно и не испытывал больших психический нагрузок, в его учебную деятельность включают игровую деятельность. Такая деятельность, в основном, содержится на уроках по физической культуре.
В первом классе у детей происходят значительные изменения в опорнодвигательном аппарате, а также, у детей начинают формироваться: забота, сочувствие. А значит, сюжетно-ролевая игра остается ведущей деятельностью ребенка. В этом возрасте учителя физической культуры проводят игры, благодаря которым формируется опорно-двигательный аппарат и дисциплинированность. К таким играм относятся: гуси-лебеди, пятнашки, караси и щука. Также, проводятся командные игры, в которых необходима помощь игрока.
Развитие двигательных функция, которые обеспечивают быстроту реакций, свойственно детям 8-9 лет, это учащиеся второго класса. Дети в этом возрасте хорошо адаптируются к скоростным нагрузкам, и этому возрасту присуще высокая растяжимость связок. Поэтому, в этом возрасте используют такие подвижные игры, как: кошечка, жираф, гигантские шаги, меняйся местами.
У детей третьего класса продолжают формировать и развиваться двигательные функции. У детей высокие результаты в тех видах, где значимое место занимает быстрота. Также, происходит формирование координации движений. На уроках используются такие игры, как: кошки и мышки, мяч в корзине.
В четвертом классе идет приобщение и заинтересованность ребенка к различным видам спорта. В этом возрасте ребенка необходима привлечь к какому-либо виду спорта. поэтому учителя на уроках физической культуры используют подвижные игры. приближенные к спортивным. Например: пионер бол, мяч среднему, вышибалы, эстафета по кругу.
Теоретическое изучение позволило сформулировать следующие выводы:
• Применение игрового метода в младшем школьном возрасте способствует совершенствованию учебного процесса на занятиях физической культуры.
• Благодаря игре, у младших школьников эффективнее развиваются процессы мышления, поэтому, игровой метод благоприятно сказывается на процессе обучения.
• Наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей.
Развитие младшего школьника - очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте ребенок должен очень многое понять, именно поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Задачей воспитания данного возраста заключается в постижении окружающего мира, природы и человеческих отношений, в этом всём - игра является самым верным, позитивным и полезным помощником.
1. Антонова Т. В. Особенности социального поведения детей в игре // Руководство играми в дошкольных учреждениях / Под ред. М. А. Васильевой. - М.: Педагогика, 2006. - 250 с.
2. Атаев А.К. Родителям о физическом воспитании детей в семье. М.: МГУ, 1997. - 320с.
3. Бальсевич В.К. Физическое воспитание ребенка в семье. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 1. С.5051.
4. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. Ростов н./Д.: Феникс, 2001. - 256с.
5. Бердыхова Я. Мама, папа, занимайтесь со мной. / Пер. с чешс. - М.: ФИЗ, 1990. - 104с.
6. Богданов Г.П., Козлов В.И. Занимайтесь всей семьей. М.: ФИС, 1987.
• 32с.
7. Богуславская Н. Е. Веселый этикет: развитие коммуникативных способностей ребенка. - Екатеринбург: АРГО 2007. - 191 с.
8. Бондаревский Е.Я. Родителям о физическом воспитании детей. М.: Знание, 1994. - 48с.
9. Былеева Л.В., Яковлев В.Г. Подвижные игры. - М.: ФиС, 1982. - 224 с.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций //Собр. соч.: В 6т. - М., 2003 -328с.
11. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2002.
• № 3-4.-14-19с.
12. Данилов М.А. Умственное воспитание // Сов. Педагогика. - 2004. - № 12. - 70-86с. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: Сб. науч. тр. / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: НИИОПП, 2006. - 27,48с.
13. Данилов М.А., Компов Б.П. Дидактика /Под общей ред. Б.П. Компова. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 2007. - 518с.
14. Детские подвижные игры / Сост. В. Гришков. - Новосибирск: Кн. изд-во, 2002. - 96 с.
15. Детские подвижные игры народов СССР / Сост. А.В. Кенеман. - М.: Просвещение, 2008. - 239 с....50