Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРИТЕЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Значение физического воспитания детей младшего, среднего и старшего
школьного возраста 7
1.2 Особенности физического развития детей младшего школьного
возраста 12
1.3 Особенности физического развития детей среднего школьного
возраста 15
1.4 Особенности физического развития детей старшего школьного
возраста 18
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО, СРЕДНЕГО, СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 22
2.1 Влияние физических нагрузок на организм учащихся младшего, среднего,
старшего школьного возраста 23
2.2 Методики оценки физического состояния учащихся младшего, среднего,
старшего школьного возраста 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложение 1. Правила посещения тренажерного зала 51
Приложение 2. Правила выполнения силовых упражнений 52
Приложение 3. Опасные упражнения 53
Актуальность исследования. Одним из важных направлений политики любого государства является здоровье своей нации, именно оно выступает мерой качества жизни. Среди значимых поставленных социальных задач перед российским образованием является сохранение здоровья ребёнка. Физкультура - это один из показателей качества жизни и успеха человека. В 2005 году президентом России была объявлена реализация проекта о здравоохранении, целью которого является улучшение качества жизни Россиян. Начиная с того времени, был издан ряд законов, регулирующих данный проект. Федеральный закон от 21.11.2011 г. (Минздрав РФ) «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ. С целью охраны здоровья Минздравом России утверждена «Концепция охраны здоровья в РФ» от 21.03.2003 г. № 113.
Данная концепция и является основой для образовательных программ и методик, направленных на создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья. Здоровье нации - важное условие ее благополучия. Здоровый человек, обладая более высокой работоспособностью и производительностью труда, способствует увеличению экономических ресурсов общества. Физическая активность, регламентированная в соответствии с медицинскими показаниями, является важнейшим фактором коррекции образа жизни человека. Необходимо формировать положительное отношение к занятиям спортом и здоровому образу жизни. Приказ Минздрава от 19.08.2009 г. № 597н «Об организации деятельности центров здоровья по формированию ЗОЖ у населения РФ, включая сокращение потребления алкоголя и табака». Приказ Минздрава от 14.02.2011 г. № 115н «Об утверждении формы соглашения о софинансировании расходных обязательств субъекта РФ, связанных с реализацией мероприятий, направленных для формирования ЗОЖ у населения РФ, включая потребление алкоголя и табака».
Гипотеза исследования заключается в том, включения в образовательный процесс занятий в тренажерном зале позволит повысить интерес у подростков старшего школьного возраста. Формирование позитивного отношения к занятиям физической культурой в тренажерном зале будет эффективным, если удастся разработать соответствующую методику, учитывая особенности организма подростков.
Критикуя существовавшую ранее систему физического воспитания, направленную в основном на развитие физических качеств школьников, нельзя не признавать и её достоинства. Сотни и тысячи передовых учителей России и СССР внесли в практику физического воспитания учащихся много полезных начинаний, которые, к сожалению, остались лишь на страницах пожелтевших журналов и в благодарной памяти сторонников этих начинаний. В пособии упоминаются эти начинания и делаются ссылки на методическую литературу. Ведь физическая подготовленность по-прежнему признаётся одним из основных компонентов физической культуры личности, а интерес к занятиям физическими упражнениями лежит в корне личной физической культуры.
Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника и младшего школьника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития - состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что значение физической культуры в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего физического развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных предпосылок для гармоничного развития личности. Важность физической культуры для ребенка в школе заключается в формировании различных физических навыков и умений, в укреплении здоровья. Физическое развитие особенно важно в школьном возрасте, ведь оно влияет и на умственную деятельность подростка. Неполноценное физическое развитие может привести к серьезным последствиям.
Учитывая, что пик физического развития приходиться на старший школьный возраст, уделять пристальное внимание развитию главных двигательных способностей рационально именно в школьном возрасте. Занятия физической культурой позволяют исключить у школьников такие негативные проявления как употребление алкоголя и наркотиков, девиантное и делинквентное поведение; а также способствуют социализации личности школьника; дают возможность развивать и формировать такие качества как инициативность, самостоятельность, уверенность, лидерские качества.
Определение методики занятий и правильное распределение физических нагрузок зависит от возрастных и индивидуальных особенностей, присущих детям конкретного возраста. Во время физических занятий также стоит учитывать особенности развития детского организма.
Недостаток двигательной деятельности у ребенка может привести к патологическим изменениям в организме. Установлено, что у 50 % детей в возрасте 6—7 лет возникает дефицит двигательной активности. У школьников 9—12 лет эта цифра достигает ещё больших размеров — 60 %, а у школьников старшего возраста — 70 %. Уроки физической культуры в школе компенсируют лишь малую часть двигательной нормы.
Перестройка нашего общества предъявила новые требования к всестороннему совершенствованию личности школьника, к путям и методам решения социальнопедагогических задач. Появились новые взгляды и теоретико-практические рекомендации по проблемам физкультурного воспитания школьников, так как в этом возрасте закладываются основы личной физической культуры, фундамент здоровья и здорового образа жизни россиян. Однако и теперь понятно, что школа, семья, общество не справляются с задачами подготовки молодёжи к жизни, производительно и к труду и к воинской службе. А недопустимо большое количество учащихся имеет не только слабую физическую подготовленность, но и отклонения в состоянии здоровья. И основная причина этого - отсутствие у школьников устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой. Проблема формирования у школьников интереса к занятиям физической культурой стала очевидной давно. К сожалению, она не только не решается практически, но и недостаточно освещена в методической литературе. Самая большая опасность для успешного решения её кроется в том, что у многих специалистов (учёных, практических работников) бытует мнение, что формировать интерес к физической культуре можно только в каких-то особых условиях, резко отличающихся от тех, которыми располагает абсолютное большинство школ в настоящее время. Многие видят решение этой проблемы только в увеличении количества уроков физической культуры. Безусловно, материально-техническая база школ во многом определяет состояние физкультурно-спортивной работы и интересы учащихся к занятиям теми или иными видами физических упражнений, видами спорта. Нельзя отрицать и значение количества обязательных уроков для формирования интереса к систематическим самостоятельным занятиям физической культурой. Но только ли от этих факторов зависит успешное решение этой, по существу главной социально-педагогической задачи в области физкультурного воспитания школьников? Как сформировать у школьников интерес к физической культуре в нынешних, реальных условиях работы школ?. И возможно ли это?
Ответам на эти вопросы посвящено данное пособие. Изложенные в нём теоретические и методические аспекты затронутой проблемы помогут будущим и работающим учителям более целенаправленно и успешно решать её в повседневной практической деятельности.
Анализ и оценка здоровья детей / А.З. Лихтшангоф, В.К.Юрьев, В.В.Юрьев, А.С.Симаходский // Здоровье и образование: Материалы Всероссийского научно-практического семинара. 2015. - 21-23 с.
2. Апанасенко, Г.Л. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? / Г.Л.Апанасенко // Валеология. - 2017.- № 2. - 9-14 с.
3. Ашмарин Б.А. - Теория и методика физического воспитания: Учебник. - М. :Академия,2015 .-287с.
4. Ашмарин Г.А. - Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Учебное пособие - М.: Академия,2015.-287с.
5. Бабенкова Р.Д., Трофимова Г.В. Занятия по развитию движений у детей / / Методические рекомендации. — М., 2016.
6. Базарный, В.Ф. Трагедия детей, порожденная традиционным образом организации учебного процесса (Конференция «Здоровье школьников: Медикопсихологическая поддержка и физическая культура». Тез. докл.) / В.Ф.Базарный // Школа здоровья. - 2016. - Т.3. - № 4. - 44-46 с.
7. Белякова, Р.Н., Овчаров, В.С. Современное состояние физического воспитания учащихся / Р.Н.Белякова, В.С.Овчаров // Физическая культура и спорт в современном образовании: методология и практика. Научно-теоретическая конференция. Кн. первая. - 2011. - 79-81 с.
8. Быков В.С. - Развитие двигательных способностей учащихся: Учебное пособие. - М.: Академия,2018.-174с.
9. Глушкова, Е.К. Гигиена урока / Е.К.Глушкова // Школа и психическое здоровье учащихся. - М., 2018. - 99-120 с.
10. Гойхман П.Н. Трофимов О.Н. Физическая культура в вузе.-М.,ФиС,2015.- 379с.
II. Г олощекина М.П. Средства и формы с детьми по развитию движения - М.: Физкультура и спорт, 2015.
12. Гугин А.А.. Теория и методика физического воспитания - М.: Академия,2014. -225с.
13. Гуревич И.А. «Физическая культура в школе», журнал. - 2016 - №9
14. Гуревич И.А. "300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: практическое пособие", М.: Физкультура и спорт, 2016. - С. 350.
15. Демидов В.М. Опыт организации работ по улучшению двигательной подготовленности учеников // Физическая культура в школе. -2015.- № 1.- С.31-37....50