ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РЕСУРСА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Особенности применения информационных технологий в учебном
процессе 8
1.2. Преимущества и недостатки сети Интернет как средства
обучения 13
1.3. Классификация мультимедийных средств и интернет технологий
применяемых в процессе обучения 19
1.4. Сайты сети Интернет, обучающие английскому языку 25
Выводы 29
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРЕНЕТА И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ 32
2.1. Применение интернет-технологий при обучении разным видам речевой
деятельности 33
2.2. Результативность применения интернет - технологий в практической
деятельности при обучении грамматике английского языка 43
Выводы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель - ученик - учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Информационные технологии все глубже проникают в жизнь человека, а информационная компетентность все более определяет уровень его образованности. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Мы живем в такие времена, когда стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий порождает ряд изменений в нашей жизни, в том числе и в образовательном процессе. Позиции английского языка в мире как лидирующего средства международного общения связаны, прежде всего, со стремительным развитием высоких технологий, экономики, PR-технологий. Это усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований. В настоящее время иностранные языки, в первую очередь английский, необходимы для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства общения с людьми из других стран.
В настоящее время внедрение компьютерных технологий, мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети Интернет, несомненно, влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения иностранным языкам. На сегодняшний день, информационные технологии - это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, абсолютно новый подход к процессу обучения и воспитания. Современные педагогические технологии, такие, как проектная методика, использование информационных технологий, Интернет — ресурсов позволяют реализовать личностно — ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов и т. д.
На сегодняшний день, внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании необходимо, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной из насущных проблем для современного общества.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию учащихся к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.
Основное назначение в обучении иностранного языка в школе является формирование иноязычной компетенции, а именно способность и готовность осуществлять иноязычное и межличностное общение с носителями языка. В настоящее время это невозможно без использования таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии, включая Интернет.
Актуальность данной проблемы состоит в том, что внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. Активное включение учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний и умений навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников.
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине. Интерактивное обучение на основе компьютерных обучающих программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Практическое использование ИКТ и Интернет-ресурсов предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации.
Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования - улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. Следует обратить внимание, что новые средства обучения позволяют органично сочетать информационно - коммуникативные, личностно - ориентированные технологии с методами творческой и поисковой деятельности.
Объектом дипломной работы является процесс обучения английскому языку с помощью новых информационных технологий.
Предметом дипломной работы является использование ИКТ для обучения грамматике английского языка в средней школе.
Цель работы - доказать эффективность использования ИКТ и Интернет - ресурсов на уроке английского языка.
Задачи:
1. Изучить научные концепции об использовании ИКТ в сфере образования.
2. Выявить преимущества и недостатки использования ИКТ в образовательном процессе.
3. Дать классификацию мультимедийных средств и интернет-технологий применяемых на уроках английского языка.
4. Описать основные Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы на уроке по английскому языку.
5. Показать результативность применения ИКТ в собственной практической деятельности в МОУ СОШ № 7 Сысертского района с. Патруши. Методологической основой нашей работы явились труды следующих авторов: Гальсковой Н.Д., Зимней И.А., Пассова Е.И, Маслыко Е.А., Бабинской П.К., Филатова В.М., Роговой Г.В. и других.
Гипотеза: внедрение ИКТ в учебном процессе способствует повышению качества обучения.
Научная новизна исследования: в работе систематизированы методические рекомендации эффективного применения ИКТ и Интернет- ресурсов в учебном процессе и показана эффективность их использования при обучении грамматике английского языка
Теоретическая и практическая значимость работы: в работе обобщен теоретический материал по методике использования ИКТ при обучении иностранному языку и представлены результаты эффективного применения их на практике в школе.
Структура работы обусловлена поставленными целями и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения, списка литературы, приложений.
Основная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции. Воспитательная, образовательная и развивающая компетенции реализуются в процессе формирования коммуникативной компетенции. Иными словами, коммуникативный подход подразумевает обучить общению на иностранном языке и сформировать способность к межкультурному взаимодействию.
Одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранным языкам с использованием мультимедийных технологий и интернет-ресурсов, является создание взаимодействия на уроке, что принято называть в методике интерактивностью. Интерактивность - это "объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами". Обучая иностранному языку, Интернет помогает в формировании умений и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике, обеспечивая заинтересованность в обучении и, следовательно, повышает эффективность самого обучения. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся реагировать на них посредством иностранного языка.
Внедрение информационных технологий в обучение значительно разнообразит процесс восприятия и отработки информации. Благодаря компьютеру, Интернету и мультимедийным средствам учащимся предоставляется уникальная возможность овладения большим объемом информации с ее последующим анализом и сортировкой. Значительно расширяется и мотивационная основа учебной деятельности.
Возможности использования Интернет — ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
В настоящей работе была проведена экспериментальная работа, в ходе которой мы выяснили, что использование Интернет - ресурсов и мультимедийных ресурсов на уроках английского языка способствует формированию более прочных грамматических навыков. Экспериментальная работа показала, что использование ИКТ обеспечивает эмоциональную и и информационную насыщенность урока, способствует повышению интереса к предмету. Существующий огромный культурный и дидактический потенциал, который представлен в сети Интернет, необходимо активно использовать на уроках английского языка.
Практика показала, что использование ИКТ имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения. При выполнении упражнений с использованием ИКТ, учащимися была продемонстрирована заинтересованность, уровень знаний повысился, отмечена полная вовлеченность в процесс, а также самодисциплированность.
Использование информационных технологий позволило мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
1. Азимов Э.П. Материалы Интернета на уроке ИЯ // "ИЯШ", 2001. - №1. - с.96.
2. Андреев А.А. Компьютерные и телекоммуникационные технологии в сфере образования. //Школьные технологии. 2001. №3.
3. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка // "ИЯШ", 2002. - №3. - с 39.
4. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения. //Школьные технологии. 2004. №3.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М., 2000.
6. Елизаветина Т.М. Компьютерные презентации: от риторики до слайд¬шоу. М.: КУДИЦ-Образ, 2003. — 240 с. — (Технологии бизнеса).
7. Елухина Н.В. Обучение слушанию иноязычной речи // "ИЯШ". 1996. - №5. - С. 20-22.
8. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 192 с.
9. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера: в вопросах и ответах. - СПб, 2000. С. 191.
10. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. - 2002, 2003
11. Круглова И.В. Использование НИТ в учебных предметах школьного курса // Вопросы Интернет-образования. 2006. - №34.
12. Лавров Д.О. Классификация проблем. Термины и определения // Вопросы Интернет-образования. - 2003. - №15.
13. Макаревич И.Г. Использование Интернета на уроке ИЯ // "ИЯШ", 2001. - №5. - с.40-43.
14. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. — М., Просвещение, 2006.
15. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей / Под ред. В.М. Филатова. Ростов н/Д: АНИОН, 2003. - 416с.
16. Могилёв . А.В. “Интернет приходит в школу”, Воронеж, ВГПУ, 2001
17. Некрасова А. Н., Семчук Н. М. «Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей» Ярославский педагогический вестник - 2012 - № 2 - Том II (Психолого-педагогические науки)
18. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько и др. - Мн.: Высш. шк., 1996. - 522с.
19. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. и др.; Под редакцией Е.С. Полат. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 272 с.
20. Об утверждении федерального Государственного Образовательного Стандарта Среднего общего образования: Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 17 мая 2012 г. N 413(ред.от 31.12.2015) // СПС «Консультант плюс»
21. Полат Е.С. Интернет на уроках ИЯ "ИЯШ", 2001. - №3. - с.5.
22. Полат Е.С. Интернет в школе: проблемы и решения // Вопросы Интернет - образования. 2004. - №15.
23. Полякова Т. Ю. "Английский язык для диалога с компьютером" М.: Высшая школа, 1997.
24. Савелова С.Б. Интернет - проекты и современное образование // Вопросы Интернет - образования. 2001,-№1.
25. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
26. Соболева А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам / А.В. Соболева // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. -- С. 119-123.
27. Тормошева В.С. Использование ресурсов Интернет в обучении иностранным языкам, 2012 г.
28. Угринович Н.Д., Новенко Д.В. «Информатика и информационные технологии. Примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения». Москва, Издательство: Школа-Пресс, 1999г
29. Цветкова А. Я Возможности и пути включения Интернет в школьное образовательное пространство // Вопросы Интернет - образования. 2003. - №23.
30. Чебан О.О. Интернет - технологии в школе // Вопросы Интернет - образования. 2005,-№30.