ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 10
1.1. Современные формы организации учебного процесса в высшей школе 10
1.2. Нормативно-законодательные основы организации учебного процесса 29
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСОМ ВУЗЕ 39
2.1. Оценка современного состояния организации учебного процесса
студентов заочной формы обучения в профессионально-педагогическом ВУЗе 39
2.2. Анализ условий осуществления образовательного процесса по
заочной форме обучения 49
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 61
3.1. Предложение по организации учебного процесса студентов- бакалавров заочной формы обучения по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) 61
3.2 Организационно-методические моменты реализации предложенной модели организации учебного процесса 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 10
1.1. Современные формы организации учебного процесса в высшей школе 10
1.2. Нормативно-законодательные основы организации учебного процесса 29
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСОМ ВУЗЕ 39
2.1. Оценка современного состояния организации учебного процесса
студентов заочной формы обучения в профессионально-педагогическом ВУЗе 39
2.2. Анализ условий осуществления образовательного процесса по
заочной форме обучения 49
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 61
3.1. Предложение по организации учебного процесса студентов- бакалавров заочной формы обучения по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) 61
3.2 Организационно-методические моменты реализации предложенной модели организации учебного процесса 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
В современном обществе под влиянием процессов, происходящих в социальной, экономической политической жизни мирового сообщества, происходит преобразование всехсоциальных институтов, которыепреобразуются, становясьотчасти или полностью цифровыми, непосредственно связанными с компьютерамии соответственно с информационными технологиями. Подобные реорганизации неизбежно ведутсферу образования к изменениям.В последние несколько десятилетий произошлиизменения глобальные по своим масштабам, после которых наступила потребность вполном пересмотресуществовавших подходов как к организации процесса обучения, так и к результатам и качеству образования, и в том числе профессионального. Благодаря важным тенденциям XXI в., таким как непрерывность, интеграция, трансформация, переход к концепции развития личности, подразумевающая под собой индивидуализацию обучения и др.1,с одной стороны, и развитие таких современных технологий как информационнокоммуникационных, активное использование ихв процессе обучения - с другой, позволяют внедрить принципиально обновленные идеи в сфере образования, опирающихсяна реализацию электронного, смешанного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Осуществляемаяв России модернизация образовательного пространства под влиянием технологических новшеств мировой системы образования берёт за основу информатизацию учебного процесса, междисциплинарную и межкультурную интеграции, формирование системы непрерывного образования, реализацию компетентностного подхода в обучении. Процесс модернизации требует осмысления развивающегося вида обучения - электронного обучения, и становит его одной из приоритетных задач развития современной отечественной педагогической науки.
По итогу всестороннего анализа педагогического опыта традиционного высшего образования можно говорить о следующих результатах:
1) эффективность обучения, построенного на авторитарности педагогических требованийзаметно снижается и всё менее связанна с потребностями общества, особеннов первую очередь с теми, кто получает сегодня образование и является работодателем;
2) кроме того, обучающиеся всех уровней образования всё чаще обращаются к поиску новых технологических и методических решений, что связано с вынужденным совмещением учебной и трудовой деятельности и, как следствие, возникает невозможность достижения образовательных целей в полном объеме, при реализации учебного процесса в рамках традиционной схемы организации.
В настоящее время преподаватели высшего образования и среднего профессионального образования могут наблюдать в на аудиторных занятиях объединение виртуального и физического мира, к этому можно отнести например, то что студенты все реже распечатывают тексты, имея возможность открыть их в смартфонах; недостаточно наполнить контрольную работу типовыми, однотипными, идущими одним порядком заданиями, в таком случае - студенты с помощью интернет-браузеров мгновенно находят ответы; активно идут процессы виртуализации знаний, предпринятые и развивающиеся академическим сообществом - реализуются и совершенствуются открытые курсы в сети Интернет. Подобные курсы разрабатываются преподавателями и исследователями, за основу берутся требования федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, которые разработаны с учётом мнений работодателей.Стоит отметить, что подобные курсы одновременно доступны студентам и открыты для онлайн-участия всем желающим, на платной или безвозмездной основе. Архивы и бумажные фонды библиотек предаются обязательной оцифровке. Возникают профессиональные (исследовательские, преподавательские) социальные сети.....
Осуществляемаяв России модернизация образовательного пространства под влиянием технологических новшеств мировой системы образования берёт за основу информатизацию учебного процесса, междисциплинарную и межкультурную интеграции, формирование системы непрерывного образования, реализацию компетентностного подхода в обучении. Процесс модернизации требует осмысления развивающегося вида обучения - электронного обучения, и становит его одной из приоритетных задач развития современной отечественной педагогической науки.
По итогу всестороннего анализа педагогического опыта традиционного высшего образования можно говорить о следующих результатах:
1) эффективность обучения, построенного на авторитарности педагогических требованийзаметно снижается и всё менее связанна с потребностями общества, особеннов первую очередь с теми, кто получает сегодня образование и является работодателем;
2) кроме того, обучающиеся всех уровней образования всё чаще обращаются к поиску новых технологических и методических решений, что связано с вынужденным совмещением учебной и трудовой деятельности и, как следствие, возникает невозможность достижения образовательных целей в полном объеме, при реализации учебного процесса в рамках традиционной схемы организации.
В настоящее время преподаватели высшего образования и среднего профессионального образования могут наблюдать в на аудиторных занятиях объединение виртуального и физического мира, к этому можно отнести например, то что студенты все реже распечатывают тексты, имея возможность открыть их в смартфонах; недостаточно наполнить контрольную работу типовыми, однотипными, идущими одним порядком заданиями, в таком случае - студенты с помощью интернет-браузеров мгновенно находят ответы; активно идут процессы виртуализации знаний, предпринятые и развивающиеся академическим сообществом - реализуются и совершенствуются открытые курсы в сети Интернет. Подобные курсы разрабатываются преподавателями и исследователями, за основу берутся требования федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, которые разработаны с учётом мнений работодателей.Стоит отметить, что подобные курсы одновременно доступны студентам и открыты для онлайн-участия всем желающим, на платной или безвозмездной основе. Архивы и бумажные фонды библиотек предаются обязательной оцифровке. Возникают профессиональные (исследовательские, преподавательские) социальные сети.....
Приведение системы образования в соответствие с потребностями кардинально меняющегося мира - один из основных вызовов времени, наряду с ранее перечисленными, а может быть, и самый главный из них, так как от того, насколько мы с ним справимся, зависит судьба нашего общества и даже цивилизации в целом.
В какой степени требуется реформирование существующей системе? На основе количественного информационного анализа уже были сделаны попытки доказать, что классно-урочная организация обучения (один преподаватель - 20-40 обучаемых) в принципе не способна обеспечить достижения продуктивных образовательных целей большинством учащихся. Косвенным подтверждением этого вывода является тот факт, что в истории отечественной и зарубежной педагогики второй половины XX в. постоянно прилагались усилия, направленные на устранение недостатков традиционной схемы построения учебного процесса. Это, в первую очередь, попытки обеспечения индивидуализации обучения, обязательное достижениепоставленных целей обучения большинством учащихся, развитие их интеллекта, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
Возможности совершенствования процесса обучения видятся в безоговорочном переходе на технологическую основу, адекватную информационной стадии развития общества.
Современные информационные технологии (мультимедиа, виртуальная реальность, Интернет, облачные технологии и т. п.), с которыми предстоит иметь дело выпускникам системы образования, как правило, создавались и развивались не для решения образовательных задач. Однако достаточно быстро выявлялись их дидактические возможности, а стремительное технологическое совершенствование делало их вполне доступными, в том числе для решения образовательных задач. В настоящее время имеется громадное число исследований и описаний практического опыта применения информационных технологий в качестве средства обучения и управления учебным процессом.
В России электронное обучение становится особенно актуальным в условиях введения ФГОС нового поколения, перехода на уровневую систему образования и связанного с этим сокращения объемов аудиторной работы, расширения форм самостоятельной работы студентов, для организации которой рассматриваемый вид обучения открывает новые возможности.
Российское законодательство недостаточно эффективно регулирует вопросы, связанные с образовательными отношениями. Имеют место противоречия между нормами отечественного и международного права. Для обеспечения реального действия норм и принципов международного права на территории Российской Федерации необходимо скорректировать их применительно к специфике правовой системы России. Только в качестве органичной части российской правовой системы нормы международного права могут стать эффективным регулятором общественных отношений.
Повышение качества заочного обучения в последние годы связывают с включением в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий. Внедрение дистанционного обучения для заочников в региональных вузах стало возможным благодаря развитию скоростного доступа в Интернет даже в отдаленных районах и росту компьютерной грамотности обучающихся. Это позволило при работе с заочниками все чащеиспользовать электронное обучение (e-learning). Его основой является наличие виртуальной обучающей среды (платформы или системы дистанционного обучения) и электронных образовательных ресурсов.
В настоящее время существует ряд проблем в области электронного обучения в образовательных организациях, требующих комплексного решения:
• недостаточная разработанность нормативно-правового обеспечения применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
• слабая развитость информационных каналов оперативного управления образованием; - недостаточная оснащенность образовательных организаций современными ЭОР;....
В какой степени требуется реформирование существующей системе? На основе количественного информационного анализа уже были сделаны попытки доказать, что классно-урочная организация обучения (один преподаватель - 20-40 обучаемых) в принципе не способна обеспечить достижения продуктивных образовательных целей большинством учащихся. Косвенным подтверждением этого вывода является тот факт, что в истории отечественной и зарубежной педагогики второй половины XX в. постоянно прилагались усилия, направленные на устранение недостатков традиционной схемы построения учебного процесса. Это, в первую очередь, попытки обеспечения индивидуализации обучения, обязательное достижениепоставленных целей обучения большинством учащихся, развитие их интеллекта, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
Возможности совершенствования процесса обучения видятся в безоговорочном переходе на технологическую основу, адекватную информационной стадии развития общества.
Современные информационные технологии (мультимедиа, виртуальная реальность, Интернет, облачные технологии и т. п.), с которыми предстоит иметь дело выпускникам системы образования, как правило, создавались и развивались не для решения образовательных задач. Однако достаточно быстро выявлялись их дидактические возможности, а стремительное технологическое совершенствование делало их вполне доступными, в том числе для решения образовательных задач. В настоящее время имеется громадное число исследований и описаний практического опыта применения информационных технологий в качестве средства обучения и управления учебным процессом.
В России электронное обучение становится особенно актуальным в условиях введения ФГОС нового поколения, перехода на уровневую систему образования и связанного с этим сокращения объемов аудиторной работы, расширения форм самостоятельной работы студентов, для организации которой рассматриваемый вид обучения открывает новые возможности.
Российское законодательство недостаточно эффективно регулирует вопросы, связанные с образовательными отношениями. Имеют место противоречия между нормами отечественного и международного права. Для обеспечения реального действия норм и принципов международного права на территории Российской Федерации необходимо скорректировать их применительно к специфике правовой системы России. Только в качестве органичной части российской правовой системы нормы международного права могут стать эффективным регулятором общественных отношений.
Повышение качества заочного обучения в последние годы связывают с включением в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий. Внедрение дистанционного обучения для заочников в региональных вузах стало возможным благодаря развитию скоростного доступа в Интернет даже в отдаленных районах и росту компьютерной грамотности обучающихся. Это позволило при работе с заочниками все чащеиспользовать электронное обучение (e-learning). Его основой является наличие виртуальной обучающей среды (платформы или системы дистанционного обучения) и электронных образовательных ресурсов.
В настоящее время существует ряд проблем в области электронного обучения в образовательных организациях, требующих комплексного решения:
• недостаточная разработанность нормативно-правового обеспечения применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
• слабая развитость информационных каналов оперативного управления образованием; - недостаточная оснащенность образовательных организаций современными ЭОР;....
Подобные работы
- Методические условия применения информационных технологий при изучении курса «Географии России»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Использование информационных технологий в управлении предприятием (на примере ООО «ТД КАЛИТА»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Информационные технологии в управлении проектом
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА ГЕОГРАФИЯ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом обучения иностранным языкам средствами современных информационных технологий
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2022 - Информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ЧАТ-БОТ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Результативное использование информационных технологий в обучении детей с нарушениями в развитии (Российский новый университет)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023





