Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 10
1.1. Современные формы организации учебного процесса в высшей школе 10
1.2. Нормативно-законодательные основы организации учебного процесса 29
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСОМ ВУЗЕ 39
2.1. Оценка современного состояния организации учебного процесса
студентов заочной формы обучения в профессионально-педагогическом ВУЗе 39
2.2. Анализ условий осуществления образовательного процесса по
заочной форме обучения 49
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 61
3.1. Предложение по организации учебного процесса студентов- бакалавров заочной формы обучения по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) 61
3.2 Организационно-методические моменты реализации предложенной модели организации учебного процесса 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 89
В современном обществе под влиянием процессов, происходящих в социальной, экономической политической жизни мирового сообщества, происходит преобразование всехсоциальных институтов, которыепреобразуются, становясьотчасти или полностью цифровыми, непосредственно связанными с компьютерамии соответственно с информационными технологиями. Подобные реорганизации неизбежно ведутсферу образования к изменениям.В последние несколько десятилетий произошлиизменения глобальные по своим масштабам, после которых наступила потребность вполном пересмотресуществовавших подходов как к организации процесса обучения, так и к результатам и качеству образования, и в том числе профессионального. Благодаря важным тенденциям XXI в., таким как непрерывность, интеграция, трансформация, переход к концепции развития личности, подразумевающая под собой индивидуализацию обучения и др.1,с одной стороны, и развитие таких современных технологий как информационнокоммуникационных, активное использование ихв процессе обучения - с другой, позволяют внедрить принципиально обновленные идеи в сфере образования, опирающихсяна реализацию электронного, смешанного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Осуществляемаяв России модернизация образовательного пространства под влиянием технологических новшеств мировой системы образования берёт за основу информатизацию учебного процесса, междисциплинарную и межкультурную интеграции, формирование системы непрерывного образования, реализацию компетентностного подхода в обучении. Процесс модернизации требует осмысления развивающегося вида обучения - электронного обучения, и становит его одной из приоритетных задач развития современной отечественной педагогической науки.
По итогу всестороннего анализа педагогического опыта традиционного высшего образования можно говорить о следующих результатах:
1) эффективность обучения, построенного на авторитарности педагогических требованийзаметно снижается и всё менее связанна с потребностями общества, особеннов первую очередь с теми, кто получает сегодня образование и является работодателем;
2) кроме того, обучающиеся всех уровней образования всё чаще обращаются к поиску новых технологических и методических решений, что связано с вынужденным совмещением учебной и трудовой деятельности и, как следствие, возникает невозможность достижения образовательных целей в полном объеме, при реализации учебного процесса в рамках традиционной схемы организации.
В настоящее время преподаватели высшего образования и среднего профессионального образования могут наблюдать в на аудиторных занятиях объединение виртуального и физического мира, к этому можно отнести например, то что студенты все реже распечатывают тексты, имея возможность открыть их в смартфонах; недостаточно наполнить контрольную работу типовыми, однотипными, идущими одним порядком заданиями, в таком случае - студенты с помощью интернет-браузеров мгновенно находят ответы; активно идут процессы виртуализации знаний, предпринятые и развивающиеся академическим сообществом - реализуются и совершенствуются открытые курсы в сети Интернет. Подобные курсы разрабатываются преподавателями и исследователями, за основу берутся требования федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов, которые разработаны с учётом мнений работодателей.Стоит отметить, что подобные курсы одновременно доступны студентам и открыты для онлайн-участия всем желающим, на платной или безвозмездной основе. Архивы и бумажные фонды библиотек предаются обязательной оцифровке. Возникают профессиональные (исследовательские, преподавательские) социальные сети.....
Приведение системы образования в соответствие с потребностями кардинально меняющегося мира - один из основных вызовов времени, наряду с ранее перечисленными, а может быть, и самый главный из них, так как от того, насколько мы с ним справимся, зависит судьба нашего общества и даже цивилизации в целом.
В какой степени требуется реформирование существующей системе? На основе количественного информационного анализа уже были сделаны попытки доказать, что классно-урочная организация обучения (один преподаватель - 20-40 обучаемых) в принципе не способна обеспечить достижения продуктивных образовательных целей большинством учащихся. Косвенным подтверждением этого вывода является тот факт, что в истории отечественной и зарубежной педагогики второй половины XX в. постоянно прилагались усилия, направленные на устранение недостатков традиционной схемы построения учебного процесса. Это, в первую очередь, попытки обеспечения индивидуализации обучения, обязательное достижениепоставленных целей обучения большинством учащихся, развитие их интеллекта, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
Возможности совершенствования процесса обучения видятся в безоговорочном переходе на технологическую основу, адекватную информационной стадии развития общества.
Современные информационные технологии (мультимедиа, виртуальная реальность, Интернет, облачные технологии и т. п.), с которыми предстоит иметь дело выпускникам системы образования, как правило, создавались и развивались не для решения образовательных задач. Однако достаточно быстро выявлялись их дидактические возможности, а стремительное технологическое совершенствование делало их вполне доступными, в том числе для решения образовательных задач. В настоящее время имеется громадное число исследований и описаний практического опыта применения информационных технологий в качестве средства обучения и управления учебным процессом.
В России электронное обучение становится особенно актуальным в условиях введения ФГОС нового поколения, перехода на уровневую систему образования и связанного с этим сокращения объемов аудиторной работы, расширения форм самостоятельной работы студентов, для организации которой рассматриваемый вид обучения открывает новые возможности.
Российское законодательство недостаточно эффективно регулирует вопросы, связанные с образовательными отношениями. Имеют место противоречия между нормами отечественного и международного права. Для обеспечения реального действия норм и принципов международного права на территории Российской Федерации необходимо скорректировать их применительно к специфике правовой системы России. Только в качестве органичной части российской правовой системы нормы международного права могут стать эффективным регулятором общественных отношений.
Повышение качества заочного обучения в последние годы связывают с включением в образовательный процесс дистанционных образовательных технологий. Внедрение дистанционного обучения для заочников в региональных вузах стало возможным благодаря развитию скоростного доступа в Интернет даже в отдаленных районах и росту компьютерной грамотности обучающихся. Это позволило при работе с заочниками все чащеиспользовать электронное обучение (e-learning). Его основой является наличие виртуальной обучающей среды (платформы или системы дистанционного обучения) и электронных образовательных ресурсов.
В настоящее время существует ряд проблем в области электронного обучения в образовательных организациях, требующих комплексного решения:
• недостаточная разработанность нормативно-правового обеспечения применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
• слабая развитость информационных каналов оперативного управления образованием; - недостаточная оснащенность образовательных организаций современными ЭОР;....
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями от 30 декабря 2008 г.] // Российская газета. 2009. 21 января.
2. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/03/02/elektronnoe-obuchenie-dok.html.
3. Об индустрии электронного обучения (e-Learning): Концепция Федерального закона. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mmc1012.unn.ru/News/ExpertSovet.php. (проект).
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.
5. Официальный сайт курсов EdX. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.edx.org/.
6. Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/.
7. Федеральная служба государственной статистики: Образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/ education/.
8. «Электронное обучение набирает обороты». Общероссийский информационный портал Бизнес-образование России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rb-edu.ru/library/articles/ articles_9012.html.
9. Kurs22: портал про образование. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://kurs22.spb.ru/news/115-obrazovatelnoe-soobschestvo-rf-
obespokoeno-veroyatnostyu-vytesneniya-tradicionnogo-obrazovaniya- distancionnym.html.
10. Информационный портал «Наука и образование». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.rin.ru/.
Литература
11. Андреев АА. Дистанционное обучение и дистанционные образовательные технологии // Открытое образование. 2013. № 5. С. 40-46.
12. Андреева О. Смешанное обучение как одно из конкурентных преимуществ вузов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://megaport- nn.ru/ content/articles/19161.
13. Артыкбаева Е.В. Теория и технология электронного обучения в общеобразовательной школе: автореф. дис. докт. пед. наук. Алмата, 2016. 47 с.
14. Асадуллин Р.М. Подготовка учителя: технологическая модернизация // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 2 (39). С. 5-8.
15. Баканова Е. E-learning в России: проблемы и перспективы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cnews.ru/reviews/free/national2007/articles/e_learning.shtml....69