Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Результативное использование информационных технологий в обучении детей с нарушениями в развитии (Российский новый университет)

Работа №120510

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы85
Год сдачи2023
Стоимость800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: МАОУ СОШ № 17 г. Сухого Лога.
Выборка: 5 человек.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МАТЕМАТИКЕ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ...8
1.1 Проблема использования инновационных средств в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья……………8
1.2 Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.12
1.3 Анализ УМК по математике для младших школьников…………………...19
1.4 Общие требования к созданию электронных учебных пособий......................24
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ……………………………...32
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ………….34
2.1 Изучение качества обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья математике……………………………………………..34
2.2 Использование электронного учебного пособия на уроках математике…48
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования………………………64
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ…………70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1………………………………………………………………...84
ПРИЛОЖЕНИЕ 2………………………………………………………………...85
ПРИЛОЖЕНИЕ 3………………………………………………………………...87
ПРИЛОЖЕНИЕ 4……………………………………….………………………..91


Активная информатизация общественных процессов является неотъемлемой составляющей развития общества на современном этапе. Формируется новая глобальная информационно-коммуникационная среда, которая получила название «инфосфера».
Этому процессу дана соответствующая оценка в научных и общественных кругах и, как следствие, перед Российским обществом поставлена задача широкого внедрения современных информационных и коммуникационных технологий во всех сферах деятельности.
В первую очередь эта задача относится к сфере образования. Изменения в мире и в стране влияют на формирование нового социального заказа, предъявляемого обществом к уровню образования.
На первый план выходят такие требования, как:
2.3.1 Умение хорошо ориентироваться в происходящих процессах и быстро адаптироваться в меняющихся условиях.
2.3.2 Умение работать в сотрудничестве с другими людьми, относящимися к различным социально-культурным группам.
2.3.3 Умение критически мыслить и принимать самостоятельные решения.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без специальных условий обучения [32].
С каждым годом мы сталкиваемся с детьми, ограниченными возможности здоровья. Для организации процесса обучения немало важно является организация доступности образовательной среды.
Современная наука выделяет много категории детей (ОВЗ) при этом ни достаточно изучена. Обладает методическими рекомендациями обучение различных категории детей.

Для всего этого мы можем применить современные средства и современные технологии, которые мы реализуем в электроном пособии.
Таким образом, появились противоречия.
На социально-педагогическом уровне противоречие проявляется в том, что потребность общества в подготовке детей с ограниченными возможностями здоровья к решению широкого спектра профессиональных задач далеко не полно удовлетворяется в период обучения обучающихся в образовательных учреждениях из-за недостаточной активности учителей.
Противоречие на научно-теоретическом уровне проявляется между наличием разнообразных средств, методов обучения, разработок по использованию электронных пособий для обучающихся, и недостаточной ясностью применения электронных пособий с ОВЗ для повышения качества обучения обучающихся в колледжах.
На научно-методическом уровне актуализируется противоречие между необходимостью включения в образовательный процесс средств информационных технологий, направленных на успешное усвоение учебного материала, и недостаточной разработанностью организационно- методического обеспечения применения электронных учебных пособий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема: как организовать процесс обучения учеников с ОВЗ использованием электронного учебного пособия?
Цель исследования – выявить и обосновать возможности использования электронного учебного пособия при обучении в колледже обучающимся с ОВЗ.
Объект исследования – процесс обучения учеников с ограниченными возможности здоровья с использованием электронного учебного пособия.
Предметом исследования является электронное учебное пособие как средство организации процесса обучения учеников с ОВЗ.

Гипотеза исследования: результативность обучения обучающихся с ОВЗ повысится, если в образовательном процессе использовать электронное учебное пособие, которое предполагает учет индивидуального темпа работы детей, определенную последовательность подачи учебного материала и разнообразные формы его изучения.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. проанализировать литературу и Интернет - источники по теме
«Организация процесса обучения учеников с ОВЗ с использованием ЭУП» с целью формирования круга печатных и электронных изданий, рассматривающих те или иные технологии, используемые в образовательной деятельности.
2. проанализировать нормативные документы с целью выделения требований, предъявляемых к электронному учебному пособию на современном этапе развития образования.
3. спроектировать структуру и реализовать интерфейс электронного учебного пособия по дисциплине «Организация процесса обучения студентов в с ОВЗ с использованием ЭУП».
4. провести анализ теоретических основ проблемы педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в различных отраслях научных знаний.
5. проанализировать различные инновационные средства обучения.
6. провести поисковую работу с целью выявление эффективности применения электронного учебного пособие, способствующей повышению качества обучения и более эффективного усвоения учебного.
База исследования: г. Вологда БОУ СПО ВО «Губернаторский колледж народных промыслов»
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ, сравнение, обобщение литературы.

2. Эмпирические – наблюдение, беседа, диагностирование, проектирование.
Теоретическая основа исследования.
При написании диссертационной работы использовались достижения, и труды Выгодского Л.С. Во главе проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья посвящали свои труды многие ученые, как в России, так и за рубежом. Этим вопросом занимались С. Рубинштейн, Л. Выгодский, Т. Егорова, В. Лебединский, и мн. др.
При проведении исследования большую роль сыграли также труды следующих авторов: Бабанский Ю.К., Бабкина Н.В., Борякова Н.Ю., Долинер Л.И., Дубровин И.В., Кононова Н.Г., Коняева Н.П., Крижановская Л.М., Кукушкин В.С., Неретина Т.Г., Пугачев А.С., Романович О.А., Стребелева Е.А.
Этапы исследования.
Первый этап (поисковый, теоретический): осмысление выбранной темы. Изучение психолого-педагогических источников литературы, выявление проблемы, выявление цели, предмета, объекта, задач исследования, формирование гипотезы.
Второй этап (экспериментальный): определение теоретические исследования проблемы (метод оценок, анализ результатов деятельности), уточнение объекта, предмета, гипотезы, задач, разработка уроков и их проведение, экспериментальная проверка возможности использования электронного учебного пособия как инновационного средства.
Третий этап (обобщающий): обработка полученных результатов с использованием диаграмм, проверка гипотезы. Подготовка к оформлению диссертации.
Научная новизна - работа заключается в том, что обоснованы возможности использования электронного учебного пособия в процессе изучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость - заключается в разработке и внедрении в учебный процесс электронного учебного пособия, использование которого помогает учащимся с ограниченными возможностями более эффективно усвоить изучаемый материал и повысить результативность обучения.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования внедрены в практику учебной работы БОУ СПО ВО «Губернаторский колледж народных промыслов «На защиту выносятся следующие положения.
1. Для повышения качества обучения на уроках у обучающихся с ОВЗ целесообразно в процессе обучения использовать электронное учебное пособие.
2. Включение инновационных средств обучения в виде электронного учебного пособия на различных этапах урока позволит повысить качество обучения обучающихся и способствует более эффективному усваиванию учебного материала.
Структура работы - состоит из введения, двух глав, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках выполнения магистерской диссертации были проанализированы научные труды, методическая литература и интернет- источники. Рассмотрены нормативные документы с целью выделения требований, предъявляемых к электронному учебному пособию на современном этапе развития образования.
Были изучены особенности электронных учебных пособий, подобран и структурирован материал по теме «математика для начальной школы» осуществлена программная реализация электронного учебного пособия средствами языка HTML.
В результате исследования были разработаны:
 структура электронного учебного пособия;
 элементы графического интерфейса;
 вид главного окна пособия;
 инструкции для преподавателя и обучаемого.
Электронное учебное пособие построено таким образом, чтобы учащийся смог самостоятельно изучить предложенные темы, на практике применить умения.
Проведенный анализ научно-методической литературы по проблеме использования инновационных средств обучения младших школьников позволил выявить противоречия на социально-педагогическом, научно- теоретическом и научно-методическом уровне, которые определили проблему исследования, цель, задачи, объект и предмет исследования, гипотезу, задачи. Для реализации всех аспектов, мы не только опирались на фундаментальные аспекты научной литературы, но и провели исследование.
В - первой главе «Теоретические основы обучения младших школьников математике посредством электронного учебного пособия»

раскрываются понятия: Ограниченные возможности здоровья, образовательный процесс, электронное учебное пособия, информатизация образования. Формулируются проблемы использования инновационных средств обучения младших школьников в психолого-педагогической литературе; выявляются факторы ограничивающие использования инновационных средств в образовательном процессе для детей с ограниченными возможностями здоровья, проведен анализ учебно- методических комплексов по математике и рассматривается электронное учебное пособия, как одно из инновационных средств обучения младших школьников математике.
Во второй главе «Методические основы обучения младших школьников посредством электронного учебного пособия» изучается качество обучения младших школьников математике, описывается реализация электронного учебного пособия, подбираются критерии математической деятельности для детей с ОВЗ.
Для определения результативности разработки был проведен сравнительный анализ, направленный на проверку эффективности использования информационных технологий в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования – создание и апробация электронного учебного пособия по математике в начальной школе для повышения качества обучения младших школьников за счет использования в учебном процессе электронных образовательных ресурсов. Контрольное исследование позволило оценить эффективность применения на практике электронного учебного пособия, способствующую повышению качества обучения и более успешному усваиванию пройденного материала.
Исследование показало, что количество детей с более низким уровнем знаний - сократилось, а количество детей, с высоким уровнем знаний - повысилось.

Апробированное электронное учебное пособие подтверждает результативность применения ее на уроках математике и имеет практическую значимость, которая заключается в разработке и внедрении в практику электронного учебного пособия, использование которой позволяет обеспечить более успешное усваивание материала по предмету математика и способствует повышению качества обучения у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.



1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон Российской федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ : принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года // Российская газета. – 2012. – 31 декабря.
2. Алехина С. В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы / под ред. С. В. Алехиной. М., 2015.
3. Алехина С.В. Инклюзивное образование: заданный и истинный курс развития // Образовательная панорама. – 2018. – № 2 (10). – С. 6-10.
4. Алёхина, С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике [Текст] / С. В. Алехина // Психологическая наука и образование. – 2016. – №1. – C.136–145.
5. Бабенко Е.А., Гудым Е.В. Дидактическая игра в профилактике дисграфических нарушений у детей с задержкой психического развития // Наука и образование: новое время. 2018. - № 2 (25). - С.411-415.
6. Бабкина, Н. В. Саморегуляция в познавательной деятельности у детей с задержкой психического развития: учебное пособие [Текст] / Н. В.Бабкина. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 143 с.
7. Барчугова Е.А. Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в процессе преодоления дисграфии // В сборнике: Актуальные проблемы коррекционной педагогики и специальной психологии Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией О.А. Денисова, Л.А. Пепик. - 2014. - С.340-342
8. Беликов В.А., Кожевников М.В., Лапчинская И.В. Коррекция дисграфии у учащихся с задержкой психического развития в условиях интегрированного обучения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2018. - № 5. - С.9-21
9. Богомолова Е. А., Подольская И. А., Спиженкова М. А. Исследование отношения родителей к инклюзивному образованию // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием, посвященная 20-летию факультета психологии КГУ им. К. Э. Циолковского. - Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2015. -C. 243-247.
10. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю. Борякова. – М. : Аст; Астрель, 2014. – 222с.
11. Буданова, О. В. Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Преподавание по программам начального общего образования. В 2 частях. Часть 1 [Текст] / О. В. Буданова. – М. : Перспектива, 2015. – 164 с.
12. Гендерное и инклюзивное измерение образования в Кыргызской Республике. //Аналитический отчет – Б. 2016. – 42 c.
13. Давыдова, Е. В. Создание Web-страниц с помощью языка электронная модель школьного учебника HTML [Текст] / Е. В. Давыдова. – М. : Академия, 2015. - 239 с.
14. Долгая О.И. Мировые тенденции в общем образовании: новая идеология образования и изменение психолого-педагогических подходов к обучению // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. – № 6 (85) . – С. 32-38.
15. Жукова В. Ф. Психолого-педагогический анализ категории «Психологическая готовность» // Известия Томского политехнического университета. - 2018. - № 6, т. 320. - С. 117-121.
16. Карабалаева Г.Т. Инклюзивное образование в Кыргызстане: проблемы, перспективы. // Мир педагогики и психологии (журнал). - №2(31) – Нижний Новгород, 2019. – С.13-19.
17. Карабанова О.А., Малофеев Н.Н. Стратегия развития образования детей с ОВЗ: по дороге к реализации культурно-исторического подхода // Культурно-историческая психология. – 2019. – Т. 15. № 4. – С. 89-99.
18. Карасева, Е. Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. Г. Карасева. - М.: Русское слово - учебник, 2014. - 156 c.
19. Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития [Текст] / Н. П. Коняева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 199 с.
20. Копылова Т.П. К вопросу о готовности родителей к инклюзивному образованию. // Инновации в науке: научный журнал. – № 9(85). – Новосибирск., Изд. АНС «СибАК», 2018. – С. 17-19.
21. Коробинцева М.С. Организация логопедической помощи младшим школьникам с ЗПР в условиях общеобразовательной организации // Современные технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XV Международной научно-практической конференции. Ч 2. - 2018. - С.176-178
22. Крижановская, Л. М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов [Текст] / Л. М. Крыжановская. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. –143 с.
23. Лавренюк Н. В., Прядко И. Ю., Костина О. Г. Технологии организации и сопровождения инклюзивного образовательного процесса // Проблемы современной науки и образования № 03 (45), 2016.
24. Лубовский В. И., Валявко С. М. Интеграция в системе общего образования и новые задачи психологов // Системная психология и социология. 2015. - № 3 (15). - С.38-43.
25. Матвеева С.В., Батурина А.С. Орфография русского языка как основа коррекционной работы при нарушениях письменной речи // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2016. – № 5-2 (80). – С. 93-97
26. Назарова Н.М. Феноменология совместного обучения: интеграция и инклюзия. – М.: Перо. – 2018. – 240 с.
27. Неретина, Т. Г. Специальная педагогика и коррекционная психология [Текст] / Т. Г. Неретина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Флинта НОУ ВПО, 2014. - 376 с.
28. Османов У.Ю., Феталиева Л.П. Инклюзивное образование в контексте глобализации // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 4 (71). – С.202-205.
29. Перекрестова, К. О. Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике [Текст] / К. О. Перекрестова // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С.854-857.
30. Петерсон Л. Г. Методические рекомендации к учебнику. Математика. 2 класс. – Изд. 4 – е, перераб. И доп. [Текст] / Л. Г. Петерсон. – М. : Ювента, 2014. – 336 с.
31. Психологическая готовность к инклюзивному образованию педагогов и родителей различных категорий детей : монография / Т. Н. Адеева. – Кострома: Изд-во Костром. гос. ун-та, 2017. – 82 с.;
32. Репринцева Г.А. Профессиональные позиции педагогов в контексте образовательных инноваций // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. Т. 7. № 2. – С. 57.
33. Репринцева Г.А., Политова Р.И. Представления педагогов об инклюзивном образовании в контексте развития образовательной практики // Вестник Белгородского института развития образования. – 2018. – № 4 (10). – С. 123-130.
34. Романович, О. А. Преодоление задержки психоречевого развития у детей 4-7 лет. Система работы с родителями, мастер-классы, планирование индивидуального маршрута ребенка [Текст] / О. А. Романович. – М. : Учитель, 2016. – 236 с.
35. Российская Е.Н. Региональная практика междисциплинарного сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивной образовательной среде [Электронный ресурс] / Российская Е.Н., Гаранина Л.А., Зубарева Т.Г., Глаголев Д.В. // Ученые записки. Электронный научный журнал курского государственного университета. – 2019. – 2 (50). - С.119 – 136.
36. Рудик, О. С. Как помочь аутичному ребёнку [Текст] / О. С. Рудик.– М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 207 с.
37. Саитгалиева Г. Г. Формирование родительской компетентности в вопросах сопровождения детей с инвалидностью в инклюзивном образовании / Г. Г. Саитгалиева // The Journal of scientific articles «Health and Education Millennium». — 2016. — Vol. 18. — № 2. — С. 788—793.
38. Соловьева В.И. Исследование языкового анализа и синтеза у младших школьников с задержкой психического развития // Научно-методическая работа в образовательной организации. - 2018. - № 3 (3). - С.34-37.
39. Сорокина, Н. А. Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР [Текст] / Н. А.Сорокина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. –87 с.
40. Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр [Текст] / Е. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. –256 с.
41. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. А. Стребелева. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2016. –180 с.
42. Тангиров, Х. Э. Об использовании электронных средств обучения в процессе организации учебной деятельности школьников [Текст] / Х. Э. Тангиров // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С.860-864.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / М - во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2017. – 404 с.
44. Хитрюк В. В. Тренинг как оптимальная форма работы с родителями обучающихся начальной школы при формировании инклюзивного образовательного пространства / В. В. Хи-трюк, М. Г. Сергеева, Н. Л. Соколова // Научный диалог. — 2017. — № 6. — С. 270—286.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ