Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ 16
1.1. История и особенности обучения иностранных студентов в России.... 16
1.2. Академическая мобильность иностранных студентов: современное
состояние 32
1.3. Государственная политика и нормативно-правовое регулирование
процесса обучения иностранных студентов
в вузах Российской Федерации 42
2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ОБУЧЕНИЯ
ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕСИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ 57
2.1. Исследование проблем управления процессом обучения иностранных
студентов в профессионально-педагогическом вузе 57
2.2. Разработка модели управления процессом обучения иностранных
студентов в профессионально-педагогическом вузе 65
2.3. Организационно-педагогические условия реализации модели
управления процессом обучения иностранных студентов в профессионально-педагогическом вузе и их эффективность 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЕ 102
Современные процессы глобализации и ускоряющиеся темпы технического развития касаются не только коммерческих и деловых структур, но также образовательных систем. В настоящее время страны - участницы Болонского процесса видят одной из наиважнейших компонент развития высшего образования движение к сопоставимости национальных систем высшего образования для поддержки академической мобильности и совместных образовательных программ, которые, в свою очередь, являются важным инструментом для повышения качества образовательных программ и исследований.
Интернационализация образования или образовательная миграция означает процесс международной интеграции как в научной, так и в образовательной деятельности. Роль этого процесса велика, поскольку он активизирует культурные контакты между странами и народами, расширяет взаимообмен достижениями в области образования, а также взаимообмен студентами. Для развития стран данный процесс имеет свои эффекты1.
Во-первых - государственные системы образования получат денежные средства - экономический эффект. Прием иностранных студентов хороший источник внешних поступлений финансовых средств во многих экономически развитых странах. Мировой рынок образовательных услуг оценивается в 5060 млрд. долларов1 2. По примерным расчетам вклад образовательной миграции иностранных студентов, стажеров, аспирантов, а также слушателей подготовительных отделений в экономику России в 2004 г. составил 292 млн. долларов. При этом потенциальный объем экспорта российского высшего образования - до 4 млрд. долларов. Пока Россия не полностью использует свои ресурсы с точки зрения экспорта образовательных услуг и если не буде активизироваться, то быстро может превратиться в образовательную периферию.
Поддержка обучения молодежи принимающими странами представляет наиболее эффективный путь влияния на будущую политику в отправляющей стране - политический эффект. Это инвестиции, обладающие мультипликативным эффектом в экономической и политической сферах среднесрочной перспективы: обучающиеся в вузах иностранцы становятся элитой в своих странах, что дает возможность принимающим странам устанавливать с посылающими государствами прочные взаимовыгодные политические и экономические связи.
Иностранные студенты, получившие образование в принимающих странах, владеющие языком, понимающие местную культуру, адаптированные к национальным рынкам труда, могут рассматриваться как будущие граждане и работники - демографический эффект.
Таким образом, образовательная миграция и интернационализация широко развиваясь как социальное явление, находят свое отражение в составе учащихся российских вузов, их контингенте. Как следствие, одной из тенденций в деятельности вуза в настоящее время стало стремление к зачислению большого количества зарубежных студентов, что говорит о международной переориентации российских вузов на привлечение студентов- иностранцев3. Вузы целенаправленно ведут подготовку специалистов в соответствии с долгосрочными договорами о социально-экономическом партнерстве с разными зарубежными вузами. Наряду с этим активно привлекают иностранных граждан для поступления именно в свои учебные заведения. Как следствие, число студентов, обучающихся в интернациональной среде, из года в год увеличивается....
Одной из проблем высшего образования на современном этапе является приведение его целей, содержания и технологий в соответствие с потребностями общества. Современное общество выдвигает новые, жесткие требования к специалисту, главными из которых являются жизненная активность, готовность к непрерывному самообразованию,
самостоятельность, умение проектировать свою профессиональную деятельность.
Сегодня исследователи указывают на конкурентную борьбу между странами за высококвалифицированные кадры и образовательных мигрантов. Здесь резервы российской системы образования не исчерпаны, и вузы нуждаются в абитуриентах, пытаются выходить на руководство зарубежных стран с предложениями обучать иностранных студентов в России. Между тем, учитывая усиленную конкуренцию в мире, в этом вопросе требуется как государственная политика.
Необходимо обеспечить выделение в отдельное направление государственной политики вопросов привлечения образовательных мигрантов в Россию; обеспечить продвижение российской культуры и русского языка на образовательных рынках зарубежных стран, потенциальных поставщиков иностранных для России студентов; обеспечить продвижение реклама российских вузов за рубежом, исследование потенциалов рынков, способов воздействия на эти рынки; обеспечить подписание и развитие соглашений о взаимном признании дипломов между Россией и странами, отправляющими в Россию обучающихся; обеспечить расширение количества межгосударственных договоров по вопросам обучения студентов и аспирантов на уровне правительств стран и между отдельными регионами и университетами; обеспечить полноту нормативных документов локального уровня, позволяющих улучшить качество обучения (повысить требовательность к иностранным студентам, что повысит значимость получаемых знаний, а не дипломов, которые не всегда подкрепляются реальными знаниями); обеспечить решение проблем социальной адаптации иностранных студентов.
В ходе проведенного исследования:
• конкретизировано содержание понятия: «управление процессом обучения иностранных студентов», определяемое как процесс приведения в соответствие требованиям и особенностям потребностей иностранных обучающихся целей и условий образовательного процесса;
• разработана структурно-содержательная модель управления процессом обучения иностранных студентов в профессиональнопедагогическом вузе, включающая в себя следующие структурные блоки: целевой компонент, методологический компонент и функции, содержательный, организационный, технологический и результативный компоненты, основанная на положениях системного, личностноориентированного, деятельностного, компетентностного и процессного подходов;
• выделены организационно-педагогические условия реализации структурно-функциональной модели управления процессом обучения иностранных студентов в профессионально-педагогическом вузе, основанные на взаимосвязи внешних (нормативно-правовых и организационнопедагогических) и внутренних (личностных) влияний в образовательном процессе, обеспечивающих успешность образовательной деятельности: разработка локальной нормативной документации; формирование управленческой команды или специализированного структурного подразделения в вузе по вопросам сопровождения процесса обучения иностранных студентов; создание методической базы обучения иностранных студентов; проектирование индивидуальных траектории обучения иностранных студентов (индивидуальные учебные планы, специальные (адаптированные) образовательные программы).
Анализ государственной политики в области обучения иностранных студентов в Российской Федерации, исследование действующих нормативноправовых актов, регулирующих процесс обучения иностранных студентов в российских высших учебных заведениях дает основания считать, что Россия имеет свой богатый опыт в данном вопросе, но в изменившихся социальнополитических условиях требуется его переосмысление как в содержательном, так и в нормативно-правовом аспектах с учетом существующих условий в стране, позитивного опыта зарубежных стран.
Обучение иностранных студентов процесс значимый для системы российского образования на сегодняшний день, так как на заседании президиума Совета при Президенте России по вопросам стратегического развития и приоритетным проектам 30 мая 2017 года утвержден паспорт приоритетного проекта под названием «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Ключевой целью проекта было названо повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг. Сроки реализации проекта - с мая 2017 года по ноябрь 2025 года включительно.
Реализация данного приоритетного проекта должна повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период всего обучения на территории Российской Федерации, а также повысить узнаваемость и статус российского образования на международном образовательном рынке и в результате в несколько раз увеличить объёмы выручки от экспорта образовательных услуг.....
1. Конституция Российской Федерации: утв. всенародным референдумом 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 247.
2. О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом: Федеральный закон от 24.05.1999 №99 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 343. Ст.17.
3. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федеральный закон от 18.07.2006 № 109 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. 18 июля. № 1345.
4. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 дек. № 256. Ст. 78.
5. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. 25 июля. № 536. Ст. 5.
6. Концепция государственной политики Российской Федерации в области подготовки национальных кадров для зарубежных стран в российских образовательных учреждениях: одобрена Президентом РФ В.В. Путиным 18.10.2002. С. 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons_doc_LAW_217.
7. Порядок отбора иностранных граждан на обучение в пределах установленной Правительством РФ квоты на образование: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 28.07.2014 № 844 // Российская газета. 2014. № 287. Ст. 2.
8. Порядок приема граждан на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры: утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.01.2014 № 3 // Российская газета.
2014. № 324. п. 128.
9. Концепция продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом: утв. МИД России 27.03.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/kontseptsija-prodvizhenija-rossiiskogo-obrazovanija-na- baze-predstavitelstv-rossotrudnichestva-za/.
10. Российский университет дружбы народов. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.rudn.ru/about.
11. Экспорт образовательных услуг в системе высшего образования Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russia.edu.ru/information/analit/1300.
Литература
12. Абдуллина О.А. Новые технологии образования. Личностноориентированная технология обучения: Проблемы и поиски // Наука и школа.
2015. №4. С. 34-36.
13. Академическая мобильность иностранных студентов в России. // Высш. шк. экономики. Вып. 7. Факты образования, 2016. 13 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/111953A4%9E7.pdf.
14. Акофф Р.Л. Акофф о менеджменте. Москва: Теория и практика менеджмента, 2002. 350 с.
15. Алибекова Г.З., Рудковская А.В. Индивидуализированные программы обучения в высшей школе // Педагогика. 2015. №5. С. 56-60.....88