Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ-СТЕЙКХОЛДЕРОВ 11
1.1 Понятия и история развития сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий 11
1.2. Нормативно-правовое регулирование сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий 22
2. МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ГАПОУ СО
«ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» И АО «ПЕРВОУРАЛЬСКИЙ НОВОТРУБНЫЙ ЗАВОД» 29
2.1. Формирование модели сетевого взаимодействия 29
2.2. Нормативно-правовое обеспечение сетевого взаимодействия 42
3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 55
3.1. Практические аспекты сетевого взаимодействия 55
3.2. Организационно-правовые рекомендации для развития сетевого
взаимодействия 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
1. Перечень договоров (соглашений) о сотрудничестве и сетевом
взаимодействии 81
2. Медальный зачет в чемпионатах WorldSkills 102
3. Показатели эффективности военно-патриотичческого напрвления.. ..103
Принятая указом Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 года «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» предусматривает как обязательное направление «взаимодействия образовательных организаций и научно-исследовательских центров с промышленными предприятиями». В данной Стратегии «развитие системы среднего профессионального образования в целях подготовки квалифицированных рабочих в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями» отождествляется с главной задачей «обеспечения национальной безопасности в области науки, технологии и образования». Все это будет возможно осуществить лишь при грамотной организации сетевого взаимодействия профессиональных учреждений с предприятиями.
На сегодняшний день профессиональное образование является практикоориентированным элементом системы образования. Его основная задача заключается в обеспечении кадрами экономики региона, средних и малых форм бизнеса, индивидуального предпринимательства. И так как большинство промышленных предприятий оснащает свое производство современным автоматизированным оборудованием, то возникает острая необходимость в модернизации системы среднего профессионального образования для подготовки высококвалифицированных специалистов. Только после нововведений образовательные организации смогут готовить вышеуказанных специалистов для предприятий-стейкхолдеров.
Многие профессиональные образовательные организации России имеют опыт сетевого взаимодействия, который выражается в совместной работе при разработке образовательных программ, рабочих учебных планов, вариативной части образовательной программы. Этот опыт накоплен как при работе с другими образовательными организациями соответствующего профиля, так и при сотрудничестве с предприятиями-стейкхолдерами. Данный опыт, как правило, регулируется различными документами нормативно правого и методического содержания.
Поэтому, заявленная в нашем исследовании проблема организации сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций с предприятиями является актуальной, научной, социальной и практикоориентированной. А главное, что решение этой проблемы совпадает со стратегическими ориентирами в политике государства, отраженными в следующих нормативных актах: приоритетный проект «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий»1, «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы»2, «Паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости»3, Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации «Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования»4, проект Агентства стратегических инициатив «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологических отраслей промышленности, на основе дуального обучения» и др. Все эти документы рассматривают перспективу на развитие системы среднего профессионального образования, а именно: вовлечение работодателей в оценку качества и подготовку обучающихся профессиональной образовательной организации, привлечение ресурсов предприятий для подготовки к участию в чемпионатах WorldSkills, прохождения производственных практик по профилю специальности. Все это будет возможно только в рамках сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий.....
В процессе взаимодействия в условиях Договора о сетевой форме реализации образовательных программ среднего профессионального образования № 1582 от 01.09.2014; Дополнительного соглашения № 1 от 01.01.2017 к договору № 1582 от 01.09.2014 года о сетевой форме реализации образовательных программ среднего профессионального образования ГАПОУ СПО СО «Первоуральский металлургический колледж» и ОАО «Первоуральский новотрубный завод» образовательной организацией были достигнуты следующие результаты:
-апробация сетевой формы реализации образовательных программ;
-широкое привлечение педагогов-производственников в
образовательный процесс в качестве преподавателей, наставников, кураторов групп;
-обеспечение стажировки преподавателей на производстве;
-организация практической части подготовки студентов в
образовательном центре и непосредственно в цехах предприятия, в коллективе;
-формирование и развитие современной материально-технической базы при поддержке АО «ПНТЗ» на основе государственно-частного партнерства;
-внедрение системы заключения целевых договоров с АО «ПНТЗ», трудоустройства выпускников колледжа на предприятие.
Привлечение к работе практиков управления в систему подготовки кадров - одна из проблем российской системы профессионального образования, и ее решением может стать создание Управляющей компании. Основная ценность Управляющей компании - это квалифицированные специалисты и эксперты, которые имеют опыт успешной управленческой работы и в бизнесе и в образовании. Их компетенции должны соответствовать современным требованиям корпоративного менеджмента и, одновременно, актуальным направления развития образования. По содержанию своего функционала работа Управляющей компании «разгружает» директора образовательной организации, в работе которого все большее время занимают внешние коммуникации с социальными партнерами, прохождение множества согласований и экспертиз. Управляющая компания усиливает направление стратегического развития образовательного учреждения, повышает устойчивость инвестиционных вложений государства и бизнеса (прежде всего, в обновление материальной базы, учебного и производственного оборудования) через обеспечение максимального соответствия оборудования и программ подготовки реальным условиям и требованиям производства, куда придет работать выпускник образовательной организации. Такой подход, прежде всего, повышает эффективность социальных инвестиций государства и бизнеса в систему профессионального образования, т.к. снижает риски простоя и не востребованности оборудования, повышает скорость принятия решений, снижает трансакционные издержки всех стейкхолдеров дуального образования.
Мероприятия, проведенные в рамках проекта в 2019 году:
1) Разработка, апробация и внедрение локальной нормативной базы по функционированию Управляющей компании и взаимодействию с ней образовательной организации и предприятия-работодателя.
2) Разработка, апробация и внедрение методических материалов по повышению производительности труда в образовательных организациях
3) Внедрен механизм целевого обучения
4) Проведение тренингов по Lean-технологиям (Система 5С, выявление потерь, реализация улучшений)
5) Внедрение инструментов Lean-технологий в деятельность образовательных организаций
6) Внедрение инструментов Lean-технологий в процесс подготовки обучающихся
7) Обучение педагогов и другого персонала разработке и использованию онлайн-курсов
8) Разработка онлайн-курсов для освоения общих и профессиональных компетенций.....
1. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изменениями от 30 декабря 2008 г.] // Российская газета. 2009. 21 января
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ // Российская газета. 2012. 31 декабря.
3. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы: утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р.
4. Методические рекомендации по реализации дуальной модели подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, версия 2.0 // АСИ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://asi.ru/staffing/dualedueation/.
5. Официальный сайт Группы ЧТПЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ehelpipe.ru.
6. Официальный сайт Новости металлурга. Владимир Путин запустил новый электросталеплавильный комплекс ПНТЗ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.metaldaily.ru/news/news48203.html.
7. Рынок государственно-частного партнерства в России: проблемы и перспективы развития // Исследование IPT Group. 2016. [Электронный ресурс]. http://iptg.ru/IPT.pdf .
8. Некоторые аспекты развития моделей профессионального обучения в России и Германии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doeplayer.ru/64509726-Nekotorye-aspekty-razvitiya- modeley- professionalnogo-obueheniya-v-rossii-i-germanii.html.
9. Постановление Совета Министров СССР «Положение о базовом предприятии (объединения, организации) среднего профессиональнотехнического училища» от 22 февраля 1985 г. № 177 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_901895621.
10. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»: утв. Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. №1642.
11. Официальный сайт Администрации Томской области. Государственночастное партнерство в сфере образования. Опыт Томской области в реализации проектов: Доклад зам. Губернатора Томской области по экономике Антонова А.А. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tomsk.gov.ru/.
12. Официальный сайт Центр развития ГЧП. Текущая ситуация и перспективные направления применения механизмов государственно-частного партнерства в социальной сфере. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mosgortur.ru/uploads/files/5836e0e31f722.pdf.
13. Официальный сайт Агентства стратегических инициатив. Лучшие практики реализации проектов государственно-частного партнерства в социальной сфере: специальное издание к международному инвестиционному форуму «Сочи-2016». [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///G:/pppcenter_a4_2016_v2_web.pdf.
14. Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»): утв. Протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. № 9.
15. Паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержка занятости»: утв. Протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 августа 2017 г. № 9.....75