Введение 4
Глава 1. Языковая картина мира 7
1.1. Языковая картина мира 7
1.2 Понятие концепта 7
1.3. Метафоры в языковой картине мира 11
1.4. Фольклорная картина мира 16
1.5 Табу и эвфемизмы 18
Выводы по главе 1. 23
Глава 2. «Смерть» в чешской языковой картине мира 25
2.1. Этимология 25
2.2. Словарное значение понятия «смерть» и связанных понятий 26
2.3. Дериваты лексемы smrt и связанных понятий 26
2.4. Устойчивые сочетания 27
Вывод по главе 2. 33
Глава 3. Мотив смерти в сказках 34
3.1 Странствие как исследование загробного мира 34
3.2 Приобщение к загробному миру 36
3.3 Смерть как обряд инициации 37
3.4 Конь-волшебный помощник 38
3.5 Спасение принцессы 39
3.6 Смерть короля 40
Выводы по главе 3. 40
Глава 4. Исторический контекст возникновения сказок К. Я. Эрбена и Б. Немцовой 42
4.1 Отношение к сказкам в начале XIX века 42
4.2 Сказки Карела Яромира Эрбена 43
4.2 Сказки Божены Немцовой 44
Вывод по главе 4. 46
Глава 5. Мотив смерти в чешских сказках 47
5.1 Персонифицированная смерть 47
5.2 Загробный мир 48
5.3 Обратимость смерти 52
5.4 Смерть как наказание 54
5.5 Смерть как освобождение 55
5.6 Души, не нашедшие покоя 56
5.7 Каннибализм 57
5.8 Бессмертие 59
5.9 Неизбежность смерти 60
Выводы по главе 5. 61
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Электронные источники 69
Источники 70
Данная работа посвящена изучению мотива смерти в чешских сказках.
Смерть выступает закономерным финалом любой жизни и, таким образом, неотделимой ее частью. Окончание жизни, наравне с ее смыслом, является одним из главных экзистенциальных вопросов, беспокоящих человека испокон веков. До сих пор опыт переживания смерти остается сложным и тяжелым моментом для ментального состояния человека. Потому неудивительно, что творчество не избежало такой трагической и печальной темы. Желание людей принять факт неизбежности смерти, отдалить ее или побороть вызывало большое количество размышлений, что отразилось в творчестве и мифологии народов мира. Осмысление данной темы в фольклоре и литературе позволяет понять всю сложность человеческого существа и глубину человеческой психики.
На более ранних этапах становления культуры в попытках объяснить такое сложное явление смерть наделяли определенными качествами и персонифицировали ее (что, кстати, естественно и для других концептов, например, несчастье или судьба). В фольклорных трудах смерть часто представляется справедливой. Корни этого убеждения могут лежать в том, что у каждого человека есть судьба, на которую можно повлиять хорошими или плохими поступками. Однако частым сказочным мотивом выступает попытка обмануть смерть, что в очередной раз показывает желание человека преодолеть неизбежное посредством творчества.
В более сложных литературных жанрах смерть является неким переломным моментом в повествовании, где имеет место быть более точное раскрытие качеств персонажей. В привычных нам сказках подход к смерти можно охарактеризовать как более однозначный, конкретный. Смерть может восприниматься как наказание, проваленное опасное испытание или, опять же, как закономерный финал человеческой жизни.
Тема смерти не теряет своей актуальности и является одним из наиболее исследуемых концептов в социальных науках, таких как история, археология, культурология, этнология и прочие.
Объект данного исследования – языковая картина мира, фольклористика.
Предмет исследования – чешские сказки и образ смерти, найденный в них.
Цель исследования: цель работы состоит в анализе образа смерти в
чешских сказках
Задачи исследования: изучение и анализ теоретической литературы
по теме, поиск мотива смерти в чешских сказках, анализ найденных
мотивов
Актуальность и новизна исследования: актуальность работы заключается в недостаточной исследованности данной темы на материале чешского языка. Материал исследования: материалом исследования выступает мотив смерти в чешских сказках, собранных Б. Немцовой и К.Я. Эрбеном.
Методика исследования: изучение соответствующих литературных
источников, анализ элементов сказок с компонентом «смерть» и их анализ.
Теоретическая значимость исследования: данная работа имеет теоретическую важность в контексте изучения языковой картины мира чехов.
Практическая значимость исследования: данную работу можно применить в практическом курсе чешской литературы.
Данная работа посвящена изучению мотивов смерти в языке и сказках на чешском материале. Было рассмотрено понятие языковой и фольклорной картин мира, место концепта в языковой картине мира, понятие метафоризации и ее связь с концептуализацией отдельных понятий в языковой картине мира. Изучено также понятие табу и понятие языкового табу. Было проанализировано концептуальное поле смерти в чешском языке на примере лексем «смерть, умирать, мертвый», устойчивых сочетаний со значением «умирать, умереть, быть мертвым». Обнаружено, что наиболее продуктивным типом метафоры концепта смерть в чешском языке — это онтологическая метафора. Определено, что смерть выступает и вспомогательным элементом при концептуализации других понятий (в основном — силы или длительности какого-либо действия). Рассмотрены часто встречающиеся или общие мотивы смерти в сказках, к ним относится: странствие, как исследование загробного мира; приобщение к загробному миру; временна смерть как обряд инициации главного героя; мотив принесения жертвы в виде принцессы. Изучен исторический контекст появления чешских народных сказок, собранных Карелом Яромиром Эрбеном и Боженой Немцовой, определены основные направления, по которым работали упомянутые авторы. Были рассмотрены сюжеты чешских сказок на предмет мотива смерти в них. Обозначено место общемировых мотивов смерти (загробный мир, каннибализм, стремление к бессмертию, персонификация смерти) в чешских сказках. Определены основные функции смерти в чешских сказках: смерть как освобождение и смерть как наказание. Проанализированы мотивы смерти, характерные не только для волшебной сказки, но и для демонологических рассказов. На примере мотива неизбежности смерти было установлено, как менялось отношение к смерти в народной культуре. Определена роль обрядовой культуры в сказках. Таким образом, были выполнены основные цели данной работы.
В перспективе — продолжение исследования темы смерти в народных сказках на материале сказок славянских народов, исследование темы смерти в авторских сказках, сопоставление выражения данного мотива в сказках других народов, анализ мотива смерти в мировом контексте.
1. Aarne 1961 — Aarne A. The types of the folktale, Helsinki: Suomalainen tiedeakatemia, 1961. 584 s.
2. Bartmiński 2001 — Bartmiński J. Współczesny język polski, 2001. 695 s.
3. Gaweł 2021 — Gaweł A. Między magią, strachem a religią — o tabuizacji śmierci w komunikacji językowej: na przykładzie nekrologów internetowych // Tabu w języku, literaturze i kulturze / A. Car, I. Piechnik. — Kraków: Avalon, 2021. S. 184-201.
4. Machek 1957 — Machek V. Erymologický slovník jazyka českého, — Praha: nakladatelství Československé akademie věd, 1957. 865 s.
5. Mukařovský 1960 — Mukařovský J. Dějiny české literatury II. Literatura národního obrození, — Praha: Nakladatelství československé akademie věd, 1960. 696 s.
6. Parisi 2013 — Parisi P. Kannibalismus in Märchen und Sagen, Berlin: GRIN, 2013. 22 s.
7. Röhrich 1966 — Röhrich L. Čert v pohádce a pověsti // Český lid. 1966. №1 (53). S. 18-23.
8. Schurtz 1902 — Schurtz H. Altersklassen und Männerbünde. Eine Darstellung der Grundformen der Gesellschaft, — Berlin: Georg Reimer Verlag, 1902. 486 s.
9. Spears 1981 — Spears A. Slang and Euphemism. A Dictionary of oaths, surses, insults, sexual slang and Methaphor, racial slurs, drug talk, homosexual lingo, and related matters, — New York: Jonathan David Publishers, Inc., 1981. — 448 p.
10. Sůva 2006 — Sůva L. O Marišce anebo chvála prolhanosti // Jedním okem. №1. 2006. S. 92-106.
11. Tille 1909 — Tille V. České pohádky do roku 1848, — Praha: Česká akademie císaře Františka Josefa pro vědy, slovesnost a umění, 1909. — 196 s.
12. Wysoczański 2012 — Wysoczański Włodzimierz. Umieranie i śmierć. Wielowymiarowość językowa. (= Acta Universitatis Wratislaviensis № 3448). — Wrocław: Wydawnictwo Uniwersytetu Wrocławskiego, 2012. — 872 s.
13. Анучин 1890 — Анучин Д.Н. Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда. Археолого-этнографический этюд, — М.: О.О. Гербек, 1890. — 151 с.
14. Апресян 1995 — Образ человека по данным языка: попытка системного описания // Вопросы языкознания. 1995. №1. С. 37-67
15. Арутюнова 1987 — Арутюнова Н. Д. Аномалии и язык (к проблеме языковой «картины мира» // Вопросы языкознания. 1987. №3. С. 3-20...53