Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Трансформация образов смерти в немецком изобразительном искусстве: от Средневековья до экспрессионизма

Работа №127355

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

культурология

Объем работы97
Год сдачи2022
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Восприятие смерти в эпоху Средневековья 8
1.1 Концепция Ф. Арьеса “Смерть прирученная” 8
1.2 Образы смерти в эпоху Средневековья 14
ГЛАВА 2. Восприятие смерти в эпоху Возрождения 21
2.1 Немецкое изобразительное искусство в эпоху Возрождения 21
2.2 Немецкое Возрождение и наследие Средневековья 26
2.3 Тема смерти в творчестве Ганса Гольбейна Младшего 29
2.4 Тема смерти в творчестве Альбрехта Дюрера и его современников
ГЛАВА 3. Образы смерти в немецком изобразительном искусстве
Нового времени 36
3.1 Натюрморты vanitas и рациональное восприятие смерти 36
3.2 Осмысление смерти в эпоху романтизма 39
3.2.1 Тема смерти в работах Альфреда Ретеля 41
3.3 Символизм в немецком изобразительном искусстве конца XIX —
начала XX века 44
3.4 «Ученый художник» Макс Клингер 45
3.5 Тема смерти в работах Арнольда Бёклина и мотив “Memento vivere”
ГЛАВА 4. Смерть в трагическом мироощущении немецкого экспрессионизма 55
4.1 Тема Апокалипсиса в работах немецких экспрессионистов.
Предчувствие катастрофы 58
4.2 Тема войны в работах немецких экспрессионистов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 74

Смерть — явление, заложенное законом природы, однако пугающее и шокирующее, всеобщее, но для каждого - индивидуальное. Смерть - тайна бесконечного масштаба, кристально ясно в которой лишь то, что она есть. Осмысление и переживание смерти - одна из главных экзистенциальных проблем бытия человека в мире, определяющих его самосознание и поведение. Через смыслы смерти человек постигает время бытия, его направленность и конечность. Согласно концепции Зигмунда Фрейда, влечение к жизни (эрос) и влечение к смерти (танатос) энергетически управляют существованием человека на бессознательном уровне, порождают такие переживания, как страдание, страх, смирение. Неумолимость смерти порождает различные компенсаторные механизмы, возникающие в культуре, прежде всего в религии, искусстве и философии. Мысль о смерти соседствует с желанием ее преодоления, то есть достижения бессмертия. Возможно ли это, и что надлежит делать человеку, чтобы стать бессмертным? Эта тема - неотъемлемая составляющая мировоззренческой, религиозной, художественной картины культур разных народов: античной Греции и Рима, индуизма, буддизма, иудаизма, разных ветвей христианства (католицизма, протестантизма, православия), ислама. Она по-разному трактуется в различных историко-культурных эпохах и в каждой национальной культуре.
Не сомнено то, что существование всех живых организмов, и человека в том числе, подчиняется универсальным биологическим законам. При этом, каждый живой организм имеет свою собственную индивидуальную жизнь, которую он проживает самостоятельно. Он должен пройти все предначертанные ему биологические фазы биологического развития и, в конечном итоге, умереть. Каждый организм умирает сам, а не за кого-то — «это означает, что жизнь каждого живого организма протекает как на универсальном, так и индивидуальном уровне» . Сколько бы человек не наблюдал за смертью окружающих, познать и пережить ее смысл, он сможет лишь на собственном смертном одре.
Объект исследования в данной работе — восприятие жизни и смерти как предельная характеристика бытия.
Предметом исследования является историческая трансформация иконографии смерти в немецком изобразительном искусстве.
Цель исследования — историко-культурологический анализ художественно-образного воплощения феномена смерти в немецком изобразительном искусстве (от Средневековья до экспрессионизма XX века).
Для достижения цели автор данной работы ставит перед собой следующие задачи:
— Охарактеризовать философские трактовки смерти в средневековых иконографических сюжетах;
— Проанализировать отражение образов смерти в изобразительном искусстве Северного Возрождения;
— Проследить процесс символизации изображений смерти в искусстве немецкого романтизма и символизма;
— Рассмотреть культурно-исторические предпосылки зарождения
экспрессионизма как нового направления в искусстве Германии;
— Охарактеризовать мировоззренческие метаморфозы восприятия
смерти (от Средневековья к экспрессионизму);
— Обосновать сходство в изображениях смерти на гравюрах, картинах и фресках эпохи Средневековья и эпохи экспрессионизма.
Событие смерти является одним из важнейших экзистенциальных переживаний человека, поскольку оно означает неизбежную конечность собственного существования и заставляет задуматься о смысле жизни и возможности бессмертия за границами физического бытия.
Начиная приблизительно с XII века, в сознании людей зарождаются устрашающие образы смерти — любой простолюдин должен держать в голове мысль о смерти и ее неотвратимости. Девиз «memento mori» истребляет в человеке дурные помыслы, низменные желания и греховные влечения, которые суть есть помехи на пути к бессмертию человека как родового существа в рамках культуры. Тема смерти и конечности бытия нашла воплощение в многочисленных произведениях искусства: картинах, гравюрах, алтарных изображениях. Согласно советскому и российскому философу и культурологу М.С. Кагану, «очевидно, что с древнейших времен и по сию пору живописи и скульптуре принадлежит особая роль в осмыслении этой важнейшей проблемы человеческого бытия благодаря их способности сделать образ смерти наглядным, зримым и потому с особой силой эмоционально впечатляющим...».
Актуальность темы исследования обусловлена общечеловеческой универсальностью смысла конечности человеческого существования и опыта его постижения посредством культуры. Из века в век человечество пыталось представить, что значит и как выглядит смерть. Атрибуты и символы смерти запечатлевались в произведениях изобразительного искусства и трансформировались в историко-культурных контекстах. Этот процесс трансформаций продолжается и сейчас, что указывает на актуальность темы танатологии в искусстве и значимость историко-культурного анализа метаморфоз образов смерти в изобразительном искусстве уже ушедших эпох.
Степень научной разработанности проблемы. Изучение иконографических сюжетов, связанных с тематикой смерти, в своих работах затрагивали такие отечественные мыслители как: А.Я. Гуревич, С. Мохов, М. Либман, М.С. Каган, Ю. Бессмертный, М. Фёдорова, М. Реутин, Л. Сапожникова, Т. Мордовцева, А. Шмеман, Т.В. Швец, Д.В. Любин, Д. Житенев и др., и такие зарубежные исследователи как Ф. Арьес, Й. Хейзинга, А. Буллер, О. Бенеш, Ж. Делюмо, П. Кун, Ф. Лёффлер, Е. Шур, В. Франке, Ж. Дюби и др.
В немецком изобразительном искусстве тема смерти приобретает особо яркое воплощение. Жизнь человека Средневековья проходила под девизом “memento mori”, отраженном в трех мотивах средневековой иконографии: “Пляска смерти”, “Трое мертвецов и трое живых” и “Триумф смерти”. Эпоха Возрождения в Германии во многом впитала в себя средневековые представления о жизни и смерти — в работах немецких мастеров эпохи Ренессанса прослеживаются средневековые мотивы, например, в серии гравюр Дюрера «Апокалипсис». Возрождение и гуманистическая идеология оказали значительное влияние и особым образом преломились в творчестве выдающихся немецких художников. «Изобразительное искусство Германии в своих лучших образцах становится самостоятельной сферой культуры, одним из средств познания мира, проявления свободной деятельности человеческого разума».
Научно-практическая значимость исследования. Результаты выпускной квалификационной работы позволяют углубить теоретические представления о человеке, обществе, культуре. Они способствуют развитию понимания генезиса и путей формирования в культуре осмысления и художественного образного воплощения феномена смерти, и могут быть использованы в качестве философской методологической основы для разработки учебных курсов для студентов бакалавриата и магистратуры по таким дисциплинам, как философия, культурология, история искусств.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Развитие художественного осмысления конечности человеческого существования свидетельствует о том, что «за индивидуальным восприятием этого биологического закона бытия стоят объективные социально- исторические и культурно-исторические силы, порождающие преобладание в обществе того или иного типа восприятия данного закона и потребность его идеологического “снятия”». Искусство всегда транслировало возможность соприкосновения с трансцендентным, возможность выхода за пределы индивидуального бытия. Уже в античности искусство, если точнее, скульптура была выведена за пределы заупокойного культа и служила “удвоению” бытия человека при его жизни и обеспечению бессмертия “двойника” после смерти. В мифологическом представлении смерть не являлась абсолютным концом, она была лишь формой перехода в потустороннее существование — мифологическое сознание не могло допустить возможность бесследного исчезновения человека, после смерти умерший непременно попадал в мир иной, потусторонний.
На примере развития немецкого изобразительного искусства от эпохи Средневековья до экспрессионизма можно наблюдать процесс изменения представлений людей о смерти и о том, что наступит после нее. Отношение к смерти, связанное с представлениями о чистилище, рае и аде, сложилось в лишь в эпоху позднего Средневековья. Изначально, до XI-XII в., смерть не воспринималась как нечто пугающее и жуткое, представления о загробном мире не были связаны со страхом наказания за прижизненные прегрешения и греховные помыслы. Согласно концепции Ф. Арьеса, человек эпохи раннего Средневековья умирал спокойно, ожидая встречи с Господом.
Начиная примерно с XII века, жизнь каждого человека проходила на фоне призыва «memento mori». Немного позднее оформляется и представление об устройстве загробного мира: рае, чистилище, аде. Трактовки чистилища как места, где душа умершего очищается от грехов, совершенных за всю земную жизнь, и об аде, как о месте, в котором грешники обречены на вечные муки, определяли образ жизни людей той эпохи. В рамках мифологического сознания смерть была тем самым решающим пунктом, на котором заканчивалась человеческая свобода, но не ответственность: покойник лишался возможности исправить свои грехи, совершенные при жизни, но продолжал нести за них ответственность в потустороннем мире. В религиозном мировоззрении, пришедшем на смену мифологическому, смерть также играла роль поворотного пункта, разделяющего действие от его моральной оценки: «...как в христианской религии, так и в мифологии смерть играла ключевую роль в процессе нравственной оценки человеческих действий». Заслуга мифологии заключается в том, что ей удалось антропологизировать смерть, а также сделать ее конкретной. Благодаря мифологии смерть перестала быть чем-то абстрактным и непонятным, ей были приданы образы, понятные для людей и в современной культуре.
В эпоху позднего Средневековья, в связи с кризисом католической церковной системы, направленность переживания неизбежности смерти изменилась: жуткий образ смерти использовался не столько для нравственного совершенствования, сколько для усиления страха, в состоянии которого общество поддавалось наибольшей регуляции и контролю. С XVI века непосредственно сам момент смерти теряет свою значимость, на первый план выходит мысль о том, что помнить о смерти следует всегда, а не в свой последний час. Десакрализация смерти и схоластический призыв “memento mori” преобразовались для гуманистов в идеал нового, деятельного человека: волевое отношение к миру сменило позицию пассивного и бессильного созерцания. Появилось представление о том, что человек есть то, что он сам делает из себя. Гуманисты создали новый образ человека, убежденного в собственной силе. Идеал этой эпохи — человек, сочетающий в себе нравственную добродетель христианства и нацеленность на преобразования, лишенную смиренной и слепой покорности авторитетам. Гуманистическое самосознание ставило в центр мира личность, ее свободу и деятельность, презирая слепое смирение и аскетичность. Такие настроения нашли отражение в серии гравюр “Образы смерти” Ганса Гольбейна младшего: образы смерти, сопровождающей людей разного социального статуса, не внушают ужас, но высмеивают пороки эпохи: продажу индульгенций, несоответствие проповедей священников их стандартам жизни, взяточничество, роскошь папского двора.
Позднее, в XVII веке, на первый план выходит рациональность во всем и стремление разгадать тайны устройства этого мира: страх смерти постепенно вытесняется, а сама смерть становится чем-то повседневным, она секуляризируется и покидает пространство церкви, перемещаясь в рабочие кабинеты и жилые комнаты, что подтверждается распространением натюрмортов vanitas, на которых образ смерти передан через знаки, лишь косвенно напоминающие о присутствии смерти в реальной жизни — вместо целого скелета или живого трупа мы видим его фрагменты: череп или берцовые кости, вписанные в привычный интерьер рабочего пространства. Традицию рационализма в философии по отношению к смерти продолжает Бенедикт Спиноза, утверждающий, что “Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни” , в дальнейшем эта позиция трансформировалась в сугубо натуралистическое осмысление смерти с призывом жить, не задумываясь о том, что равно нулю в арифметике, как писал Ж.О. Ламетри.
Смерть на картинах эпохи романтизма изображается аллегорично: на картинах романтиков мы не встретим черепа или скелеты, они используют другие символические изображения смерти — кладбищенские пейзажи, гробы, свежие могилы в пустынной местности. В мировоззрении немецких романтиков ценился не чуждый художнику реальный мир, а мир бесконечных превращений Универсума. В творчестве ранних романтиков смерть приобретает характер величайшего блага, освобождения от оков повседневности, как путь в вечный мир, лишенный забот и суеты. Художники пытались вовлечь человека в процесс размышления над вопросами смысла бытия: там, за границей земной жизни, человека ждет воссоединение с родными и близкими, покой и умиротворение, а в мире живых останется все материальное, преходящее, будничное.
В конце XIX века переживает свой расцвет символизм. В произведениях художников этого направления особую роль играет противопоставление смертного человека бессмертной природе. Смерть — это необходимый, задуманный самой природой этап, именно она делает возможным существование человечества. Смерть может застать врасплох, появившись совершенно внезапно, однако она окончательно потеряла свой ужасающий облик: если фигура смерти все же присутствует на картинах и гравюрах символистов, то она больше не безжалостный судья, а спаситель, не скелет с луком в костлявых руках, а силуэт в белом одеянии, выполняющий свою работу. В работах символиста Макса Клингера нашла отражение философия Шопенгауэра, смерть в которой — вдохновляющий гений, а жизнь — напротив, страдание и воплощение всякой неистинности.
Первая треть XX века вошла в историю искусства как эпоха экспрессионизма. Искусство так или иначе всегда улавливало социальную напряженность и “подземные толчки” приближающихся изменений, однако экспрессионизму удалось вывести эту чувственность на кардинально новый уровень: произведения экспрессионистов пропитаны ощущениями тревоги, нарастающего волнения и напряженности, предчувствием катастрофы. Трагедия в лице Первой мировой войны определила направление творчества многих экспрессионистов, лично принявших участие в кровопролитных битвах. Искалеченные морально и физически, сломленные, обесцененные и униженные люди смотрят на нас с рисунков и картин О. Дикса, Э.Л. Кирхнера, Г. Гросса, М. Бекмана, М. Пехштейна. Апокалипсис, вездесущая смерть, руины, война, трупы и человеческие останки, покрытые личинками и переданные со скрупулезным визуальным натурализмом, отсылают нас вновь к изображениям смерти в эпоху Средневековья. Экспрессионисты не пытаются приукрасить действительность, они не избегают эффекта отвращения при изображении сцен насилия или гниения плоти: «Я думаю, никто не видел военные реалии так, как я: лишения, раны, страдания. Я хотел показать опустошенную землю, мертвые тела, ранения» — делился своими мыслями О. Дикс.
Таким образом, ужасающий натурализм в изображении смерти, пройдя долгий путь через аллегорическую и символическую опосредованность, вновь возвращается к истокам, однако уже на кардинально другом уровне: Апокалипсис для экспрессионистов — не имеет больше ничего общего с “Откровением Иоанна Богослова”, мотив конца света теряет исключительно религиозную направленность. Образы смерти не имеют намерения вселить в людей страх с целью контролировать их поведение, как это было в эпоху Позднего Средневековья, напротив, леденящие кровь изображения вновь несут в себе нравственно-этическую функцию. Безобразные изображения смерти призваны вразумить человечество, предостеречь от повторения трагического, античеловеческого опыта войны.



1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. / пер. с фр. В. К. Ронина; Общ. ред. Оболенской С. В.; Предисл. Гуревича А. Я. [с. 5-30]. — М.: Прогресс : Прогресс- академия, 1992. — 526 с.
2. Арендт Х. О насилии. / пер. с англ. Г.М. Дашевского. - М.: Новое издательство, 2014. — 148 с.
3. Булгаров В.С., Ляшенко И.В. Образ смерти в западноевропейском искусстве
XIV-XVI веков / В.С. Булгаров, И.В. Ляшенко — Текст : электронный // Universum: филология и искусствоведение. 2019. №3 (60). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-smerti-v-zapadnoevropeyskom-iskusstve-xiv-xvi-vekov(дата обращения: 17.05.2021).
4. Буллер А. Тема смерти в философии, истории и литературе / А.Буллер. — СПб.: Алетейя, 2019. — 190 c.
5. Бонвеч Б. Галактионов Ю.В. История Германии : учебное пособие : в 3 томах :
Том 1 / Б. Галактионов, Ю.В. Галактионов ; Западносибирский центр
германских исследований. — М.: Издательство «КДУ», 2008.
6. Беляев Д.А. Художественно-эстетические основания экспрессионизма и их
связь с отдельными идеями философии Ф.Ницше / Д.А. Беляев — Текст : электронный // Известия Российского государственного педагогического университета им. Герцена. 2008. №73-1. С. 66. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvenno-esteticheskie-osnovaniya-ekspressionizma-i-ih-svyaz-s-otdelnymi-ideyami-filosofii-f-nitsshe (дата
обращения: 28.04.2022)
7. Вальцель О. Импрессионизм и экспрессионизм в современной Германии (1890
— 1920) / Пер. с нем. О.М. Котельниковой, под ред. проф. В.М. Жирмунского.
— СПб.: Academia, 1922. — 94 с.
8. Гуревич А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии: о новом направлении в зарубежной историографии. — М.: Одиссей: Человек в истории, 1989.
9. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. — М.: Искусство, 1990. — 396 с.
10. Делюмо Ж. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.) / Пер. с франц. И. Б. Иткина, Е. Э. Ляминой, Е. И. Лебедевой, А. Г. Пазельской под ред. Д. Э. Харитоновича. — Екатеринбург: Изд-во Урал. унта, 2003. — 752 с.
11. Дюби Ж. Европа в средние века. — Смоленск: ПОЛИГРАММА. Оформление, 1994. — 318 с.
12. Каган М.С. Философия искусства. СЕ Человек... : Жизнь, смерть и бессмертие в "волшеб. зеркале" изобраз. искусства / М.С. Каган. — СПб. : Logos, 2003. — 318 с.
13. Лаврин А. Хроники Харона. Энциклопедия смерти. — М.: Московский рабочий, 1993. — 509 с.
14. Либман М.Я. Дюрер и его эпоха. — М.: Искусство, 1972. — 240 с.
15. Либман М.Я. Искусство Германии XV и XVI веков. — М.: Искусство, 1964. — 247 с.
16. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего Средневековья и эпохи Возрождения. — М.: Советский художник, 1991. — 208 с.
17. Люббе Г. В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем [Текст] / пер. с нем. А. Григорьева, В. Куренного; под науч. ред. В. Куренного; вступ. ст., сост. указ. В. Куренного, М. Румянцевой; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 2-е изд. — 456 с.
18. Любин Д.В. Изобразительное искусство Германии второй половины XIX - начала XX века : монография : [в 2 ч.] / Дмитрий Любин; Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина при Российской академии художеств. — Санкт-Петербург : Tabula Rasa, 2018. — 22 см.
19. Arbor Mundi:Международный журнал по теории и истории мировой культуры / М.Ю. Реутин, В.Б. Мириманов, Т.В. Топорова, И.В. Ершова, М.Л. Андреев, О.С. Асписова [и др.] ; Российский государственный гуманитарный университет, Институт высших гуманитарных исследований — М.: РГГУ, 2001. — 89 с.
20. Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. — М.: Астрель; АСТ; ОАО «ВЗОИ», 2004. — 369 с.
21. Мордовцева Т.В. Идея смерти в культурфилософской ретроспективе / Т.В. Мордовцева - Текст : электронный // Идея смерти в культурфилософской ретроспективе / научное издание Таганрог: Издательство ТИУиЭ, 2001. URL: http: //anthropology.ru/ru/text/mordovceva-tv/ideya- smerti-v-kulturfilosofskoy-retrospektive(дата обращения: 01.05.2021)
22. Мутер Р. Мировая живопись. Шедевры. Жанры. Направления. — М.: Эксмо, 2010. — 541 c.
23. Платон. Диалоги. — М.: Издательство “Э”, 2017. — 768 c.
24. Реутин М.Ю. Пляска смерти / М.Ю. Реутин — Текст : электронный. URL: http: //krotov .info/l ibr min/17 r/et/in. htm(дата обращения: 01.05.2021)
25. Сапожникова Л.М. Репрезентация макабрического в контексте темпоральных
моделей европейского Средневековья / Л.М. Сапожникова — Текст : электронный // Национальная электронная библиотека : [сайт]. — 2018. — URL: https://rusneb.ru/catalog/000199 000009 009843095/ (дата обращения:
25.04.2021)
26. Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза — Текст : электронный; пер. с лат. Я.М. Боровского, Н.А. Иванцова. 2007. Ч. 4. Теорема 67. URL: http://caute.tk/ethica/parts/ethica part 4.htm;;Теорема 67 Части 4
27. Федорова М.М. Образ смерти в западноевропейской культуре / М.М. Федорова.
— Текст : электронный // Человек. 1991. № 5. URL:
http://sventovid.narod.ru/TXT6S/smert/p02.html(дата обращения: 10.04.2021)
28. Экспрессионизм : Драматургия. Живопись. Графика. Музыка. Киноискусство : Сборник статей / [Отв. ред. Б.И. Зингерман] ; [АН СССР. Ин-т истории искусства М-ва культуры СССР]. - М.: Наука, 1966. - 156 с.
29. Еременко Г.А. Трагический след первой мировой войны в европейском искусстве и музыке / Г.А. Еременко. — Текст : электронный // Идеи и идеалы.
2014. №3(21). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/tragicheskiy-sled-pervoy-mirovoy-vovny-v-evropeyskom-iskusstve-i-muzyke(дата обращения: 02.05.2022).
30. Шопенгауэр А., Юнг К. Голод, страх смерти и половой инстинкт. Мир есть госпиталь для умалишенных. / А. Шопенгауэр, К. Юнг, — М.: Родина, 2020. — 272 с.
31. Швец Т.П. Образы и мотивы катастрофы в изобразительном искусстве
немецкого экспрессионизма / Т.П. Швец. — Текст : электронный // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011. №3 URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-i-motivy-katastrofy-v-izobrazitelnom-iskusstve-nemetskogo-ekspressionizma(дата обращения: 02.05.2022).
32. Sander J. Durer: Kunst-Kunstler-Kontext. Stadel Museum, 2013.
33. Vogt P. Expressionismus. Deutsche Malerei zwischen 1905 und 1920. Koln, 1978.
34. Wolf N. Albrecht Durer: Das Genie der deutschen Renaissance. Koln. 2016.
35. Schur E. Alfred Rethel. URL:
https://archive.org/details/alfredrethel00schu/page/n3/mode/1 up(дата обращения: 27.03.2022)
36. Kuhn P. Max Klinger. Leipzig. Druck und Verl. von Breitkopf & Hartel, 1907.
37. Prideaux S. Edward Munck: Behind the Scream. Yale. 2012.
38. Ponten J. Alfred Rethel. Stuttgart ; Leipzig, 1911. (Klassiker der Kunst, 17. Band)
39. Pankin-Schappert H. Arthur Schopenhauer und die Paradoxie des Todes. URL: https: //download.uni-mainz.de/fb0 5 -philosophie-schopenhauer/files/2020/01/2006 Panknin.pdf
40. Neumann C. Zu Arnold Bocklins siebenziegstem Geburtstag // Kunst fur Alle. 1897 - 1898.
41. Loffler F. Otto Dix und der Krieg. Leipzig : Reclam jun., 1986.
42. Franke W. Alfred Rethels Zeichnungen. / Hrsg. und mit einer Einl. vers. von
Willibald Franke. - Berlin ; Wien : Harz, [1921].
https://archive.org/details/alfredrethelszei00fran/page/n118/mode/2up (дата
обращения: 25.02.2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ