Заявление о самостоятельном выполнении ВКР 3
Введение 1
Глава 1. Теоретическая информация о системах управления знаниями 3
1.1 Определение системы управления знаниями и ее применение 3
1.2 Важность системы управления знаниями для HR-департамента 4
1.3 Обзор рынка решений для создания базы знаний 5
1.4 Этапы внедрения СУЗ 7
Вывод 11
Глава 2. Описание компании X 13
2.1 Краткая характеристика компании 13
2.2 Структура HR-департамента компании X 14
2.3 Процесс онбординга AS-IS в компании X 16
2.4 Задачи компании в рамках онбординга и обоснование необходимости в базе
знаний 17
2.5 Список требований компании к СУЗ и проекту её внедрения 21
2.5.1 Методы сбора требований 22
2.5.2 Список требований 26
2.5.3 Упрощенный список требований 30
Вывод 31
Глава 3. Выбор платформы для создания базы знаний 33
3.1 Анализ предложений на рынке 33
3.2 Оценка и выбор платформы 40
Вывод 43
Глава 4. Структура базы знаний 44
4.1 Верхнеуровневая структура базы знаний 44
Вывод 46
Глава 5. Бизнес-процессы в управлении знаниями TO-BE и рекомендации по использованию СУЗ 47
5.1 Процесс онбординга после внедрения систему управления знаниями 47
5.2 Рекомендации HR-департаменту компаний при внедрении СУЗ 48
Вывод 49
Заключение 50
Список использованной литературы 52
Представленная выпускная квалификационная работа, которая была написана в формате консалтингового проекта направлена на решение управленческой проблемы в HR-подразделении компании X. В ходе первичного интервью с представителями подразделения была сформулирована суть этой проблемы - необходимость систематизации, хранения и общего доступа базовой информации о привилегиях и процессах в компании для текущих и новых сотрудников в рамках онбординга. Так, для большинства нанятых офисных сотрудников, число которых растет с каждой неделей, проводится вебинары-онбординг на постоянной основе - раз в неделю.
В рамках онбординга специалисты по адаптации (сотрудники HR-департамента) рассказывают о возможностях, привилегиях и базовых процессах компании. Однако, объем информации и временные ограничения (вебинар может длиться всего один час) не позволяли сотрудникам полноценно ознакомиться с информацией и сотрудникам постоянно приходилось задавать вопросы по почте и корпоративному мессенджеру. Именно из-за этого сотрудники HR-отдела задумались о создании базы знаний, которая включала в себя всю необходимую информацию и правила по ее заполнению.
Цель данной работы заключается в выборе оптимального решения для создания системы управления знаниями и разработке рекомендаций по процессу заполнения этой системы в HR-отделе компании X. В рамках написания работы были учтены как первичные данные, полученные в результате интервью с представителями отдела- заказчика, так и вторичные данные, в том числе статьи на тематических форумах и научная литература.
В качестве задач курсовой работы можно назвать:
1. Определение основных сфер применения системы управления знаниями и анализ предложений на рынке;
2. Изучение процесса онбординга AS-IS;
3. Анализ бизнес-процессов в отделе и изучение способов хранения данных;
4. Формулирование требований к системе управления знаниями;
5. Выбор оптимальной платформы для создания системы управления знаниями;
6. Составление рекомендаций по улучшению процесса хранения и структурирования знаний TO-BE.
В первой главе работы представлена информация о базах знаний и сформировавшемся рынке. Также был сделан обзор самых популярных технологических решений. Во второй главе рассматривается компания X, HR-департамент компании X и процесс онбординга AS-IS. Кроме этого, в данной главе формулируется необходимость в дополнительном программном обеспечении. В третьей главе проанализированы доступные программные решения и выделены рекомендации по выбору наиболее подходящего. В четвертой главе представлена рекомендованная структура базы знаний с указанием отделов, которые ответствены за актуальность статей. В заключительной главе описан процесс онбординга TO-BE и рекомендации.
В данной работе рассмотрен процесс внедрения системы управления знаниями в компании X, занимающейся доставкой онлайн-заказов из супермаркетов. Основным инициатором проекта стал HR-департамент компании. Исследование было направлено на решение управленческой проблемы: систематизация, хранение и обеспечение доступа к базовой информации о привилегиях и процессах компании для всех сотрудников, особенно новых а рамках онбординга. Поставленные цели и задачи были успешно достигнуты благодаря внедрению системы управления знаниями, что значительно улучшило процесс онбординга и общую информированность сотрудников.
В работе представлено описание процесса онбординга AS-IS, требования к СУЗ, детальный обзор доступных программных решений, процесс онбординга TO-BE после внедрения СУЗ. На основе доступной литературы и опыта, были разработаны общие рекомендации по подходу к управлению знаниями.
Благодаря первой главе получилось сформировать понимание о системах управления знаниями, основные компоненты СУЗ, их применение и использование в рамках HR-департамента. Кроме этого, с помощью обзора доступной литературы были сформулированы основные этапы внедрения СУЗ в деятельность компании: оценка текущей инфраструктуры знаний, определение целей управления знаниями и выбор лидеров в области управления знаниями, разработка стратегии управления знаниями, выбор правильного инструмента управления знаниями и структурирование системы управления знаниями.
Во второй главе рассматривается компания, особенности процесса онбординга и организационная структура HR-департамента компании. После проведения миниинтервью с представителями каждого отдела внутри HR-департамента, была определена роль каждого подразделения с точки зрения вклада в содержимое будущей базы знаний. Анализ процесса онбординга во второй главе выявил ключевые причины, по которым система управления знаниями способна существенно повысить его эффективность, а также определил задачи, которые можно решить с помощью внедрения СУЗ. Основываясь на задачах, были сформулированы требования: 16 основных
функциональных требований, 10 дополнительных функциональных требований и 12 нефункциональных требований. Однако, в ходе обсуждения с проектной командой было принято решение сузить список требований и сравнивать программные решения по фактору соотношение “цена/функциональность”.
В третьей главе приводится сравнение пяти российских систем управления знаниями по вышеуказанному критерию, при этом, функциональность рассматривалась как комплекс нескольких факторов. В итоге сравнения всех программ удалось выбрать явного победителя, который выгодно отличается умеренной ценой и самым обширным функционалом, который не только поможет реализовать всю задуманную структуру, но и реализовать новые задумки, которые могут быть полезны на более поздних этапах развития СУЗ (в том числе, создание курсов). Этот сервис - Teamly, ориентировочная стоимость внедрения которого ~700 000 рублей в месяц (на всех сотрудников).
В главе четыре рассматривается структура базы знаний, которая была принята проектной командой. Таким образом, база знаний будет состоять из пяти разделов, которые редактируются сотрудниками разных департаментов компании (не только сотрудниками HR-департамента) и будет охватывать все аспекты жизни в компании, которые потенциально могут быть полезны для новых сотрудников.
Наконец, в последней главе представлен обзор процесса онбординга после внедрения системы управления знаниями. Как и ожидалось, система управления знаниями упрощает процесс онбординга, гибридный формат не только снижает нагрузку на сотрудников HR-департамента, но и ускоряет процесс поиска ответов на вопросы сотрудников. Для получения максимальной пользы от внедренного решения, в главе представлены рекомендации по работе с сотрудниками в контексте использования СУЗ.
В заключение следует отметить, что благодаря данной работе удалось получить информацию о системах управления знаниями, особенно в рамках отдела по работе с кадрами, и информацию об онбординге (в том числе асинхронном). Рекомендации, представленные в данном исследовании, могут быть потенциально полезны не только другим отделам компании X, но и похожим предприятиям.