Только Word
Введение - 3 -
Глава 1. Специфика этно-политического конфликта в Приднестровье и его урегулирования - 10 -
1.1. Основные причины возникновения и эскалации приднестровского конфликта - 10 -
1.2. Процесс интернационализация конфликта и первые шаги к его урегулированию - 14 -
1.3. Ключевые проекты по дальнейшему урегулированию конфликта - 21 -
Глава 2. Интересы и позиции сторон конфликта и участников, заинтересованных в его урегулировании - 29 -
2.1. Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика (стороны конфликта) - 29 -
2.2. Российская Федерация и Украина (посредники и гаранты урегулирования) - 35 -
2.3. Причины вовлечения и позиции ОБСЕ (посредника), ЕС, США (наблюдателей) и НАТО по приднестровскому урегулированию - 43 -
Глава 3. Урегулирование приднестровского под воздействием внешних факторов - 53 -
3.1. Специфика политики России и Украины по приднестровскому вопросу в контексте изменения геополитической ситуации - 53 -
3.2. Влияние политики ЕС, ОБСЕ, НАТО на динамику урегулирования конфликта - 61 -
3.3. Динамика и проблемы переговорного процесса по приднестровскому урегулированию - 66 -
Заключение - 72 -
Список использованных источников и литературы - 75 -
Современные международные конфликты и различные аспекты их урегулирования являются одной из неизменных ключевых проблем в научных исследованиях. Уровень конфликтогенности современных международных отношений, увеличение числа вооруженных столкновений, количества жертв и трансграничных беженцев свидетельствует об актуальности продолжения комплексных исследований по данной тематике.
Одним из эпицентров роста конфликтного потенциала, затрагивающего почти все без исключения страны региона, выступает постсоветское пространство, дезинтеграционные процессы в рамках которого осложнялись обострением этнополитических конфликтов.
Вооруженное противостояние в Приднестровье в своё время было достаточно быстро переведено в русло мирных переговоров, во многом благодаря широкой интернационализации конфликта и усилиям внешних участников. Однако, по прошествии тридцати лет, данный конфликт так и не получил политического урегулирования.
В этом контексте весьма востребованным представляется поиск ответа на вопрос о том, какое влияние в регионе конфликта (и в Молдавии, и в Приднестровье) имеют сегодня те международные акторы, которые так много лет прилагали усилия для урегулирования конфликта? Каким образом взаимоотношения между ними влияют на ход урегулирования?
Дополнительным актуализирующим фактором становятся негативные тенденции, связанные с ухудшением ситуации в ряде конфликтных зон, которые происходят на фоне возникновения новых очагов нестабильности. Это связывают не только с внутренними особенностям региона, но и с невозможностью быстрого достижения политического урегулирования, а также фактором значительной интернационализации1.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между перспективами урегулирования приднестровского конфликта и отношениями внешних акторов, вовлеченных в процесс урегулирования, между собой и со сторонами конфликта (Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой).
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. определить специфику возникновения, протекания и урегулирования этно-политического конфликта в Приднестровье;
2. определить состав внешних акторов, оказывающих влияние на ход приднестровского урегулирования;
3. проанализировать основные направления политики внешних участников, вовлеченных в урегулирование приднестровского конфликта;
4. проследить процесс трансформации интересов и политики внешних участников приднестровского урегулирования в контексте изменений геополитической ситуации;
5. оценить степень влияние на молдавско-приднестровские отношения и переговорный процесс.
Объектом исследования является конфликт между Республикой Молдова и Приднестровской Молдавской Республикой.
Предметом исследования является деятельность внешних акторов в регионе протекания приднестровского конфликта и международные аспекты их взаимодействия.
Хронологические рамки ограничиваются периодом с 2014 по 2022 гг. В данный временной промежуток наблюдается актуализация проблемы региональных конфликтов на постсоветском пространстве, в том числе и приднестровского. Нижние хронологические рамки обусловлены изменением геополитической ситуации вокруг Приднестровья вследствие возникновения внутриполитического кризиса на Украине и последовавших за ним негативных для приднестровского урегулирования процессов. Верхние хронологические рамки определяются началом проведения специальной военной операции на Украине, оказавшем значительное влияние на развитие ситуации в регионе конфликта.....
Проведённый анализ демонстрирует всю сложность, комплексность и уникальность конфликта между Республикой Молдова и Приднестровьем. Конфликт в Приднестровье имеет за собой целый ряд этно-политических причин, его удалось достаточно быстро перевести из фазы вооруженного противостояния в русло мирных переговоров, во многом благодаря быстрой и широкой интернационализации.
Однако, можно утверждать, что дальнейшие мирные инициативы и планы внешних участников не только не привели к политическому урегулированию конфликта, но даже не приблизили стороны к достижению приемлемого политического решения. Вот уже почти тридцать лет «приднестровский фактор» оказывает воздействие как на ситуацию в регионе, так и на отношения между внешними игроками и силами.
Существует явная взаимосвязь между взаимоотношениями внешних акторов приднестровского урегулирования и перспективами урегулирования данного конфликта. Обострение отношений между Россией и коллективным Западом, начавшееся восемь лет назад, после начала украинского кризиса привело к тому, что давление от антироссийской повестки западных стран сказывается даже на пророссийски настроенных политиках и государствах и не способствует урегулированию конфликтных ситуаций, в том числе в Приднестровье.
Изначально, вовлечение государств и интеграционных структур в приднестровское урегулирование было мотивировано комплексом разноплановых причин. Можно отметить, что приднестровский конфликт - один из международных узлов, которые объединяют интересы Украины и России. Через регион проходят важные как для России, так и для Украины, транзитные пути. Государства имеют многолетние экономические, исторические, культурные и образовательные связи с ПМР.
Для ЕС, ОБСЕ и США подключение к урегулированию было связано скорее с вопросами безопасности границ или же возможностью для повышения международного авторитета в контексте вопросов обеспечения региональной и глобальной безопасности.
Приднестровский вопрос стал одним из важных элементов международной повестки в контексте украинского кризиса и усиления противостояния России и Запада на постсоветском пространстве. Наиболее острым на сегодняшний день остается вопрос присутствия российских воинских контингентов на территории Приднестровья. Для России это вопрос выполнения своих обязательств, как гаранта и посредника в приднестровском урегулировании, а также возможность обеспечивать безопасность граждан России, постоянно проживающих на территории Приднестровья. Тогда как другими участниками урегулирования военное присутствие России в ПМР рассматривается, как попытка сохранить остатки своего влияния на территории бывших советских республик, или как плацдарм для военного вторжения на территории соседних государств, в частности Украины.
В последние годы, западными странами особенно активно в соответствующих резолюциях подчеркивается необходимость вывода вооруженных сил и вывоза боеприпасов РФ с территории Приднестровья и преобразования существующей миротворческой миссии. При этом наблюдатели и посредники в процессе мирного урегулирования – США, и Евросоюз, и ОБСЕ – фактически закрывают глаза на действия Украины, которая нарушает свой статус страны-гаранта подвергая изоляции всесторонней изоляции Приднестровье и его граждан.
Указанные акторы оказывают адресную помощь Республике Молдова и приднестровскому региону, направленную на повышение доверия между людьми по обе стороны Днестра, решение финансовых проблем и вопросов безопасности. Однако эти меры не ведут к существенным изменениям в динамике переговорного процесса, скорее наоборот способствуют его стагнации. Западная помощь региону, не имеющая четкой среднесрочной и долгосрочной стратегии, решает лишь небольшие несущественные проблемы.
1. Виталий Игнатьев: «Продолжительное отсутствие заседаний в формате «5+2» негативно сказалось на переговорах в Братиславе» // Министерство иностранных дел ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mid.gospmr.org/ru/tyy (дата обращения: 24.05.2023).
2. География инвестиций в экономику Приднестровья // Торгово-промышленная палата ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://tiraspol.ru/news/slovo-ekspertu-geografiya-investitsiy-v-ekonomiku-pridnestrovya/ (дата обращения: 27.05.2023).
3. Глава МИД Приднестровья: ОБСЕ блокирует проведение переговоров в формате «5+2» // Министерство иностранных дел ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mid.gospmr.org/ru/Lft (дата обращения: 24.05.2023).
4. Декларация министров иностранных дел Республики Молдова, Российской Федерации, Румынии и Украины. 6 Апреля 1992 г. // Правовая Россия [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://laws-russia.narod.ru/fed1992/data03/ tex14198.htm (дата обращения: 07.04.2023).
5. Декларация о независимости Приднестровской Молдавской Республики от 25. 08. 1991г. // Официальный сайт Министерства иностранных дел ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mid.gospmr.org/ru/DTp (дата обращения: 7.04.2023).
6. Декларация об образовании Приднестровской Молдавской Советской Социалистической Республики (ПМССР) со столицей в городе Тирасполь в составе СССР от 2 сентября 1990 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://newspmr.com/pridnestrove/dekl-obr-pmssr (дата обращения: 7.04.2023).
7. Диалог в наручниках // Министерство иностранных дел ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mid.gospmr.org/ru/vPd (дата обращения: 27.05.2023).
8. Евгений Шевчук: Отменив пакт Молотова-Риббентропа, Молдавия объявила свою государственность порождением оккупационного режима // ИА REGNUM [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/1152856.html (дата обращения: 06.04.2023).
9. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.1975 // Сайт ОБСЕ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.osce.org/files/f/documents/0/c/39505_1.pdf (дата обращения: 09.04.2023).
10. Закон № 3465 «О функционировании языков на территории Молдавской ССР» от 1.09.1989 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://lex.justice.md/viewdoc.php?action=view&view=doc&id=312813&lang=2 (дата обращения: 10 ноября 2022).
11. Закон №170/2018 «О регистрации транспортных средств и внесении изменений в некоторые законодательные акты (действует с 1 сентября 2018 года)» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://gov.md/en/content/vehicle-registrationpoints-transnistrian-region-celebrate-two-years-functioning (дата обращения: 27.05.2023).
12. Закон Республики Молдова «Об основных положениях особого правового статуса населенных пунктов левобережья Днестра (Приднестровья)» от 22.07.2005 № 173/2005 // Агентство межэтнических отношений Правительства Республики Молдова [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ari.gov.md/ru/content/закон-№1732005-от-22072005-об-основных-положениях-особого-правового-статуса-населенных (дата обращения: 09.04.2023).
13. Заявление глав государств - участников Содружества Независимых Государств об обстановке в левобережных районах Республики Молдова (Подписано в г. Киеве 20.03.1992) // Conventions [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.conventions.ru/int/14107/ (дата обращения: 07.04.2023).
14. Игнатьев В. В. «Продолжительное отсутствие заседаний в формате «5+2» негативно сказалось на переговорах в Братиславе» // Официальный сайт Министерства иностранных дел ПМР [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://mid.gospmr.org/ru/tyy (дата обращения: 07.04.2023).
15. Игорь Додон: «Без Приднестровья и Гагаузии Молдовы не будет максимум через 15 лет» // Молдавские Ведомости [Электронный ресурс] — Режим доступа:: http://www.vedomosti.md/news/igor-dodon-bez-pridnestrovya-i-gagauzii-moldovy-ne-budet-mak (дата обращения: 26.05.2023).....50