ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ БЕНЗИНА В РОССИИ
|
Введение
Глава 1. Особенности формирования цен на бензин 7
1.1. Понятие и виды ценообразующих факторов 7
1.2. Ценообразование на рынке бензина 8
1.2.1. Процесс производства бензина 9
1.2.2. Краткая история ценообразования на мировом рынке нефтепродуктов 10
1.2.3. Виды цен на бензин и особенности их формирования 12
1.2.4. Факторы, влияющие на формирование цен на бензин 16
1.3. Государственное регулирование ценообразования на рынке бензина 25
Глава 2. Формирование цен на бензин в РФ 35
2.1. Характеристика рынка бензина в РФ 35
2.1.1. Виды автомобильного бензина в РФ 36
2.1.2. Механизм функционирования рынка автомобильного бензина в РФ 36
2.2. Особенности ценообразования на рынке бензина в РФ 40
2.2.1. Структура отраслевого рынка автомобильного бензина в РФ 40
2.2.2. Сезонный характер рынка бензина в РФ 43
2.2.3. Взаимосвязь цен на бензин в РФ, цен на нефть и курса рубля 47
2.2.4. Структура розничной цены на бензин в РФ 52
2.3. Государственное регулирование рынка бензина в РФ 62
2.3.1. Реализуемые направления государственного регулирования в РФ 62
2.3.2. Возможные направления государственного регулирования в РФ 65
Заключение 69
Список литературы 73
Глава 1. Особенности формирования цен на бензин 7
1.1. Понятие и виды ценообразующих факторов 7
1.2. Ценообразование на рынке бензина 8
1.2.1. Процесс производства бензина 9
1.2.2. Краткая история ценообразования на мировом рынке нефтепродуктов 10
1.2.3. Виды цен на бензин и особенности их формирования 12
1.2.4. Факторы, влияющие на формирование цен на бензин 16
1.3. Государственное регулирование ценообразования на рынке бензина 25
Глава 2. Формирование цен на бензин в РФ 35
2.1. Характеристика рынка бензина в РФ 35
2.1.1. Виды автомобильного бензина в РФ 36
2.1.2. Механизм функционирования рынка автомобильного бензина в РФ 36
2.2. Особенности ценообразования на рынке бензина в РФ 40
2.2.1. Структура отраслевого рынка автомобильного бензина в РФ 40
2.2.2. Сезонный характер рынка бензина в РФ 43
2.2.3. Взаимосвязь цен на бензин в РФ, цен на нефть и курса рубля 47
2.2.4. Структура розничной цены на бензин в РФ 52
2.3. Государственное регулирование рынка бензина в РФ 62
2.3.1. Реализуемые направления государственного регулирования в РФ 62
2.3.2. Возможные направления государственного регулирования в РФ 65
Заключение 69
Список литературы 73
Ценообразование бензина является актуальной темой для российского рынка моторных топлив в последние годы. Бензин представляет собой важный для экономики вид топлива, увеличение цены на него приводит к повышению цен на промышленные товары, усилению инфляции и понижению прибыльности энергоёмких производств. Затраты на бензин представляют неотъемлемую часть издержек практически любой отрасли экономики, а ценовой аспект оказывает существенное влияние на общую конъюнктуру потребительского рынка страны. Более того, приобретение бензина составляет значительную долю располагаемого дохода для личного потребления, поэтому существенное изменение цен на данный вид топлива сказывается непосредственно на благосостоянии потребителей и может вызвать социальную напряженность, особенно в условиях падения реальных доходов населения.
Цены на автомобильный бензин и котировки нефти в мире жестко связаны: за их изменением следует и изменение цен на бензин. Сложившаяся в 2014 году ситуация на мировом нефтяном рынке привела к резкому снижению цен на нефть: так, в период с 1 июня 2014 по 1 марта 2016 падение стоимости барреля нефти марки Brentсоставило 64 % (с $112,36 до $40,44). Вслед за нефтяными ценами во многих странах стали снижаться и цены на бензин: за год цена на бензин аналога А-95 упала в Норвегии – на 6,8%, Нидерландах – 12,7%, в среднем по Европе – на 10%. В США же падение составило целых 30%. Резкое падение мировых нефтяных цен не привело к снижению стоимости топлива в России. Наоборот, с июня 2014 средняя цена на бензин поднялась на 11%. То есть в России, одной из главных стран-экспортеров нефти, при падении мировых цен на нефть, бензин, тем не менее, дорожает.
Соответственно, проблема заключается в том, что при снижении стоимости сырья для производства топлива и падении цен на бензин в других странах, в России автомобильный бензин дорожает, что свидетельствует о наличии непрозрачных принципов формирования цены на бензин на российском рынке. Корректировка особенностей функционирования рынка бензина может быть осуществлена с помощью применения соответствующих способов государственного регулирования. Для выяснения причин указанного явления, необходимо проанализировать рынок бензина в России, в частности, определить, какие факторы влияют на формирование цены, какие особенности ценообразования существуют на российском рынке, и какое воздействие оказывает государственная политика в отрасли нефтепродуктов на установление цены на бензин.
Таким образом, целью данной работы является определение возможных направлений государственного регулирования на розничном рынке бензина в России. Для достижения поставленной цели для начала нужно определить особенности формирования цены на бензин на российском розничном рынке, выделить основные факторы, влияющие на ценообразование. Соответственно, в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретическую основу формирования цены на бензин;
определить способы государственного регулирования цены на бензин;
рассмотреть характеристику рынка бензина в РФ;
проанализировать структуру рынка бензина в РФ;
выделить особенности, влияющие на формирование цен на бензин в РФ;
определить реализуемые и возможные направления государственного вмешательства в формирование цены на бензин на российском розничном рынке.
Объектом исследования выступает розничный рынок автомобильного бензина в РФ, а в качестве предмета рассматриваются факторы, влияющие на формирование цены на бензин. Формат работы имеет исследовательский характер. Основными методами, используемыми для решения поставленных задач, являются анализ информационных источников и синтез материалов, классификация выделенных факторов, сравнительный анализ, анализ статистических данных, в частности, построение динамик показателей конъюнктуры рынка, выделение сезонной компоненты, корреляционный анализ; также в работе проведен анализ нормативно-правовых актов, и проинтерпретированы полученные результаты.
В качестве источников информации использовались труды ведущих зарубежных авторов и отчеты международных организаций по проблеме влияния различных факторов на ценообразование бензина, академические статьи в ведущих международных и российских журналах, специализированные интернет-ресурсы, посвященные тематике нефтепереработки, а также иные информационно-аналитические издания. В качестве статистических данных были взяты официальные материалы Министерства энергетики РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, а также сайты финансовых аналитических агентств. Также в работе использовались нормативно-правовые акты, посвященные регулированию рынка нефтепродуктов в России.
Научная новизна исследования заключается в многоаспектном рассмотрении вопроса формировании цены на бензин. В предшествующих работах анализируется в основном по одному фактору, влияющему на ценообразование бензина. В данной работе синтезированы основные ценообразующие факторы на рынке топлива и систематизированы в соответствии с рассмотренной классификацией. Более того, проведен многоаспектный анализ рынка непосредственно в РФ, выведен и описан механизм функционирования рынка бензина в России, который не представлен в доступных аналитических и информационных материалах.
Структура работы представляет собой две главы. Первая глава посвящена теоретическому аспекту формирования цены на бензин: рассматриваются понятия и виды ценообразующих факторов, существующие особенности ценообразования на рынке бензина, для лучшего понимания работы рынка анализируются виды цен на бензин и процесс реализации данного вида топлива, а также существующие подходы в мировой практике к государственному регулированию и способы влияния на ценообразование. Во второй главе исследуется непосредственно рынок бензина в России: выводится специфический механизм работы рынка, анализируется структура рынка нефтепереработки, выделяются особенности ценообразования, структуры цены на бензин. В результате на основе рассмотрения реализуемой государственная политики в отрасли нефтепереработки и особенностей формирования цены на российском рынке выделяются возможные направления государственного регулирования на рынке бензина для повышения прозрачности ценообразования бензина и предотвращения необоснованного повышения цен.
Цены на автомобильный бензин и котировки нефти в мире жестко связаны: за их изменением следует и изменение цен на бензин. Сложившаяся в 2014 году ситуация на мировом нефтяном рынке привела к резкому снижению цен на нефть: так, в период с 1 июня 2014 по 1 марта 2016 падение стоимости барреля нефти марки Brentсоставило 64 % (с $112,36 до $40,44). Вслед за нефтяными ценами во многих странах стали снижаться и цены на бензин: за год цена на бензин аналога А-95 упала в Норвегии – на 6,8%, Нидерландах – 12,7%, в среднем по Европе – на 10%. В США же падение составило целых 30%. Резкое падение мировых нефтяных цен не привело к снижению стоимости топлива в России. Наоборот, с июня 2014 средняя цена на бензин поднялась на 11%. То есть в России, одной из главных стран-экспортеров нефти, при падении мировых цен на нефть, бензин, тем не менее, дорожает.
Соответственно, проблема заключается в том, что при снижении стоимости сырья для производства топлива и падении цен на бензин в других странах, в России автомобильный бензин дорожает, что свидетельствует о наличии непрозрачных принципов формирования цены на бензин на российском рынке. Корректировка особенностей функционирования рынка бензина может быть осуществлена с помощью применения соответствующих способов государственного регулирования. Для выяснения причин указанного явления, необходимо проанализировать рынок бензина в России, в частности, определить, какие факторы влияют на формирование цены, какие особенности ценообразования существуют на российском рынке, и какое воздействие оказывает государственная политика в отрасли нефтепродуктов на установление цены на бензин.
Таким образом, целью данной работы является определение возможных направлений государственного регулирования на розничном рынке бензина в России. Для достижения поставленной цели для начала нужно определить особенности формирования цены на бензин на российском розничном рынке, выделить основные факторы, влияющие на ценообразование. Соответственно, в работе необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретическую основу формирования цены на бензин;
определить способы государственного регулирования цены на бензин;
рассмотреть характеристику рынка бензина в РФ;
проанализировать структуру рынка бензина в РФ;
выделить особенности, влияющие на формирование цен на бензин в РФ;
определить реализуемые и возможные направления государственного вмешательства в формирование цены на бензин на российском розничном рынке.
Объектом исследования выступает розничный рынок автомобильного бензина в РФ, а в качестве предмета рассматриваются факторы, влияющие на формирование цены на бензин. Формат работы имеет исследовательский характер. Основными методами, используемыми для решения поставленных задач, являются анализ информационных источников и синтез материалов, классификация выделенных факторов, сравнительный анализ, анализ статистических данных, в частности, построение динамик показателей конъюнктуры рынка, выделение сезонной компоненты, корреляционный анализ; также в работе проведен анализ нормативно-правовых актов, и проинтерпретированы полученные результаты.
В качестве источников информации использовались труды ведущих зарубежных авторов и отчеты международных организаций по проблеме влияния различных факторов на ценообразование бензина, академические статьи в ведущих международных и российских журналах, специализированные интернет-ресурсы, посвященные тематике нефтепереработки, а также иные информационно-аналитические издания. В качестве статистических данных были взяты официальные материалы Министерства энергетики РФ, Федеральной антимонопольной службы РФ, а также сайты финансовых аналитических агентств. Также в работе использовались нормативно-правовые акты, посвященные регулированию рынка нефтепродуктов в России.
Научная новизна исследования заключается в многоаспектном рассмотрении вопроса формировании цены на бензин. В предшествующих работах анализируется в основном по одному фактору, влияющему на ценообразование бензина. В данной работе синтезированы основные ценообразующие факторы на рынке топлива и систематизированы в соответствии с рассмотренной классификацией. Более того, проведен многоаспектный анализ рынка непосредственно в РФ, выведен и описан механизм функционирования рынка бензина в России, который не представлен в доступных аналитических и информационных материалах.
Структура работы представляет собой две главы. Первая глава посвящена теоретическому аспекту формирования цены на бензин: рассматриваются понятия и виды ценообразующих факторов, существующие особенности ценообразования на рынке бензина, для лучшего понимания работы рынка анализируются виды цен на бензин и процесс реализации данного вида топлива, а также существующие подходы в мировой практике к государственному регулированию и способы влияния на ценообразование. Во второй главе исследуется непосредственно рынок бензина в России: выводится специфический механизм работы рынка, анализируется структура рынка нефтепереработки, выделяются особенности ценообразования, структуры цены на бензин. В результате на основе рассмотрения реализуемой государственная политики в отрасли нефтепереработки и особенностей формирования цены на российском рынке выделяются возможные направления государственного регулирования на рынке бензина для повышения прозрачности ценообразования бензина и предотвращения необоснованного повышения цен.
Бензин является важным видом топлива для экономики страны: он используется для личного потребления многих домохозяйств, промышленного применения предприятий в различных отраслях. Необоснованное повышение цен может привести к уменьшению располагаемого дохода потребителей и снизить прибыль производств разных отраслей экономики. Повышение стоимости бензина в России, несмотря на падение мировой цены на нефть, приводит к возникновению предположения о существовании непрозрачных принципов формирования цены на бензин в России. В мире для стабилизации цен на рынке топлива используются разные подходы и способы государственного регулирования. Целью данной работы являлось определение возможных направлений государственной политики на рынке бензина в России.
Основной задачей в работе было определение особенностей формирования цены на бензин на российском розничном рынке. Для ее решения необходимо было проанализировать теоретические основы ценообразования на рынке бензина. В частности, были рассмотрены и систематизированы основные факторы, которые влияют на уровень цены на бензин. В соответствии с выбранной классификацией данные факторы по характеру воздействия на формирование цен на бензин делятся на базовые, конъюнктурные и регулирующие. По результатам анализа существующих факторов к базовым (стоимостным) были отнесены себестоимость сырья, затраты на нефтепереработку, глубина нефтепереработки и транспортные расходы. Конъюнктурные факторы, связанные с изменениями рынка, включают в себя спрос, предложение, сезонность, валютный курс и структуру рынка нефтепереработки. Регулирующим фактором выступает государственная политика в отрасли, которая, в том числе, влияет на иные группы факторов. Далее были проанализированы основные подходы и способы государственного регулирования на рынке бензина, используемые в мировой практике. Типы государственного регулирования представляют собой рыночный метод или прямое воздействие на цены, в зависимости от применения которых используются косвенные или прямые механизмы воздействия на рынок. Также был рассмотрен процесс производства бензина для определения этапов формирования добавочной стоимости, на основании которого сделан вывод о том, что последовательность этапов реализации бензина обуславливает зависимость розничных цен от оптовых.
В работе была выведена схема механизма функционирования рынка бензина в России, в результате чего были выделены следующие особенности: наличие нескольких уровней реализации топлива – оптовый и розничный, множества посредников от производителей до конечных потребителей, вертикально-интегрированных нефтяных компаний, чье присутствие ослабляет конкуренцию в отрасли. Формирование розничной цены происходит под влиянием всех игроков рынка на предшествующих этапах от переработки до перепродажи бензина. Определение механизма дало понимание работы рынка для последующего анализа факторов.
Далее рассмотренные конъюнктурные, базовые и регулирующие факторы были использованы для характеристики рынка бензина в России. Анализ структуры рынка нефтепереработки в России показал, что наличие на рынке таких крупных игроков, как вертикально-интегрированные нефтяные компании препятствуют развитию конкуренции, что негативно отражается на формировании цены на бензин. Отличительная особенность этих компаний заключается в выполнении различных стадий производства и реализации бензина: добыча нефти, нефтепереработка, хранение, оптовая и розничная торговля. На оптовом и розничном рынках ВИНК занимают доминирующее положение. Преимущество также заключается в том, что ВИНК принадлежат крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы страны и, соответственно, большая часть производственных мощностей. Более того, в структуру вертикально-интегрированных компаний входят сбытовые компании и сети автозаправочных станций, что позволяет им сбывать произведенную продукцию через собственные сети. Все эти аспекты приводят к исключительному положению ВИНК на рынке нефтепереработки, что создает возможность непрозрачного ценообразования и необоснованного повышения цен, а также создания дискриминационных условий для выхода на рынок независимых компаний.
Также на российском рынке могут создаваться ситуации дефицита топлива на рынке. Чтобы избежать данного последствия, важно учитывать фактор сезонности потребления бензина, контролировать объемы экспорта и остатки бензина в нефтехранилищах, гарантировать импортные поставки для покрытия дефицита в отдельных регионах страны, согласованно проводить ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах, так как из-за узкой нефтепереработки в стране остановка производства может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке.
Формирование цены на бензин в России в большей степени связано с изменением курса рубля, чем мировых цен на нефть, так как для ценообразования используется принцип экспортного паритета (равенство цен при отгрузке топлива на внутренний или внешний рынок), для расчетов которого используется курс рубля по отношению к доллару. Стоимость же нефти в структуре розничной цены на нефть занимает незначительную часть по сравнению с другими странами.
Также в России существует низкий уровень нефтепереработки, то есть нефтеперерабатывающие заводы могут выпустить меньше нефтепродуктов, чем в зарубежных странах, в результате повышается цена на бензин. Небольшие мощности производства и устарелые основные средства обуславливают необходимость модернизации российских заводов.
Анализ структуры розничной цены на бензин позволяет сделать вывод о высокой налоговой нагрузке на нефтеперерабатывающую отрасль. Значительная доля косвенных налогов (акцизы и НДС) перекладывается на фактических потребителей топлива. Высокий уровень налогообложения способны выдержать крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании, что уменьшает конкурентоспособность небольших независимых производителей.
В структуре розничной цены на бензин присутствует несколько непрозрачных составляющих – стоимость сырья и ценовые надбавки. Основные объемы бензина производятся вертикально-интегрированными компаниями, которые непосредственно осуществляют добычу нефти, что усложняет определение себестоимость нефти для производства топлива. Оптовые и торговые надбавки составляют значительную долю розничной цены, однако организации определяют размер наценки самостоятельно, что дает им возможность установить необоснованно высокие значения надбавок за счет трансфертного ценообразования. Непрозрачное ценообразования создает дискриминационные условия для независимых нефтяных компаний и способствует завышению цен на бензин.
Для определения возможных направлений государственного регулирования цен на бензин была проанализирована реализуемая на данный момент государственная политика на рынке топлива. Государственное регулирование рынка автомобильного бензина осуществляется рыночным способом с помощью косвенного воздействия. Для стимулирования конкуренции на рынке и обеспечения большей прозрачности формирования цен создаются условия для развития биржевой торговли нефтепродуктами, осуществляется мониторинг цен для определения необоснованных повышений, на основании которых могут быть выписаны штрафы нарушителям антимонопольного законодательства, создаются недискриминационные условия доступа к транспортной инфраструктуре, стимулируется модернизация производственных мощностей.
В результате, на основании проведенного анализа розничного рынка бензина в России, выделении основных факторов, влияющих на формирование цен на бензин, рассмотрении реализуемой государственной политики были определены возможные направления дальнейшего государственного регулирования рынка бензина в рамках рыночного подхода. Для повышения прозрачности и объективности формирования цен на розничном рынке бензина следует активно создавать условия недискриминационного доступа независимых небольших нефтеперерабатывающих компаний на рынок нефтепродуктов, предотвращать появление дефицита на рынке бензина, повышать прозрачность формирования цен на розничном рынке бензина, а также снижать налоговую нагрузку на рынке нефтепродуктов.
Проведенное исследование отличается от ранних работ многоаспектным анализом рынка бензина: систематизированы и классифицированы основные факторы, влияющие на ценообразование бензина, которые были также применены к российскому розничному рынку. В работе выведен механизм функционирования рынка бензина в России, что позволило учесть различные аспекты, характерные для российского рынка, при анализе факторов, влияющих на формирование цен.
Анализ особенностей функционирования розничного рынка бензина в России и факторов, влияющих на формирование цен на бензин, позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего государственного регулирования рынка в рамках рыночного ценообразования с использованием косвенных методов.
Основной задачей в работе было определение особенностей формирования цены на бензин на российском розничном рынке. Для ее решения необходимо было проанализировать теоретические основы ценообразования на рынке бензина. В частности, были рассмотрены и систематизированы основные факторы, которые влияют на уровень цены на бензин. В соответствии с выбранной классификацией данные факторы по характеру воздействия на формирование цен на бензин делятся на базовые, конъюнктурные и регулирующие. По результатам анализа существующих факторов к базовым (стоимостным) были отнесены себестоимость сырья, затраты на нефтепереработку, глубина нефтепереработки и транспортные расходы. Конъюнктурные факторы, связанные с изменениями рынка, включают в себя спрос, предложение, сезонность, валютный курс и структуру рынка нефтепереработки. Регулирующим фактором выступает государственная политика в отрасли, которая, в том числе, влияет на иные группы факторов. Далее были проанализированы основные подходы и способы государственного регулирования на рынке бензина, используемые в мировой практике. Типы государственного регулирования представляют собой рыночный метод или прямое воздействие на цены, в зависимости от применения которых используются косвенные или прямые механизмы воздействия на рынок. Также был рассмотрен процесс производства бензина для определения этапов формирования добавочной стоимости, на основании которого сделан вывод о том, что последовательность этапов реализации бензина обуславливает зависимость розничных цен от оптовых.
В работе была выведена схема механизма функционирования рынка бензина в России, в результате чего были выделены следующие особенности: наличие нескольких уровней реализации топлива – оптовый и розничный, множества посредников от производителей до конечных потребителей, вертикально-интегрированных нефтяных компаний, чье присутствие ослабляет конкуренцию в отрасли. Формирование розничной цены происходит под влиянием всех игроков рынка на предшествующих этапах от переработки до перепродажи бензина. Определение механизма дало понимание работы рынка для последующего анализа факторов.
Далее рассмотренные конъюнктурные, базовые и регулирующие факторы были использованы для характеристики рынка бензина в России. Анализ структуры рынка нефтепереработки в России показал, что наличие на рынке таких крупных игроков, как вертикально-интегрированные нефтяные компании препятствуют развитию конкуренции, что негативно отражается на формировании цены на бензин. Отличительная особенность этих компаний заключается в выполнении различных стадий производства и реализации бензина: добыча нефти, нефтепереработка, хранение, оптовая и розничная торговля. На оптовом и розничном рынках ВИНК занимают доминирующее положение. Преимущество также заключается в том, что ВИНК принадлежат крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы страны и, соответственно, большая часть производственных мощностей. Более того, в структуру вертикально-интегрированных компаний входят сбытовые компании и сети автозаправочных станций, что позволяет им сбывать произведенную продукцию через собственные сети. Все эти аспекты приводят к исключительному положению ВИНК на рынке нефтепереработки, что создает возможность непрозрачного ценообразования и необоснованного повышения цен, а также создания дискриминационных условий для выхода на рынок независимых компаний.
Также на российском рынке могут создаваться ситуации дефицита топлива на рынке. Чтобы избежать данного последствия, важно учитывать фактор сезонности потребления бензина, контролировать объемы экспорта и остатки бензина в нефтехранилищах, гарантировать импортные поставки для покрытия дефицита в отдельных регионах страны, согласованно проводить ремонтные работы на нефтеперерабатывающих заводах, так как из-за узкой нефтепереработки в стране остановка производства может привести к дефициту топлива на внутреннем рынке.
Формирование цены на бензин в России в большей степени связано с изменением курса рубля, чем мировых цен на нефть, так как для ценообразования используется принцип экспортного паритета (равенство цен при отгрузке топлива на внутренний или внешний рынок), для расчетов которого используется курс рубля по отношению к доллару. Стоимость же нефти в структуре розничной цены на нефть занимает незначительную часть по сравнению с другими странами.
Также в России существует низкий уровень нефтепереработки, то есть нефтеперерабатывающие заводы могут выпустить меньше нефтепродуктов, чем в зарубежных странах, в результате повышается цена на бензин. Небольшие мощности производства и устарелые основные средства обуславливают необходимость модернизации российских заводов.
Анализ структуры розничной цены на бензин позволяет сделать вывод о высокой налоговой нагрузке на нефтеперерабатывающую отрасль. Значительная доля косвенных налогов (акцизы и НДС) перекладывается на фактических потребителей топлива. Высокий уровень налогообложения способны выдержать крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании, что уменьшает конкурентоспособность небольших независимых производителей.
В структуре розничной цены на бензин присутствует несколько непрозрачных составляющих – стоимость сырья и ценовые надбавки. Основные объемы бензина производятся вертикально-интегрированными компаниями, которые непосредственно осуществляют добычу нефти, что усложняет определение себестоимость нефти для производства топлива. Оптовые и торговые надбавки составляют значительную долю розничной цены, однако организации определяют размер наценки самостоятельно, что дает им возможность установить необоснованно высокие значения надбавок за счет трансфертного ценообразования. Непрозрачное ценообразования создает дискриминационные условия для независимых нефтяных компаний и способствует завышению цен на бензин.
Для определения возможных направлений государственного регулирования цен на бензин была проанализирована реализуемая на данный момент государственная политика на рынке топлива. Государственное регулирование рынка автомобильного бензина осуществляется рыночным способом с помощью косвенного воздействия. Для стимулирования конкуренции на рынке и обеспечения большей прозрачности формирования цен создаются условия для развития биржевой торговли нефтепродуктами, осуществляется мониторинг цен для определения необоснованных повышений, на основании которых могут быть выписаны штрафы нарушителям антимонопольного законодательства, создаются недискриминационные условия доступа к транспортной инфраструктуре, стимулируется модернизация производственных мощностей.
В результате, на основании проведенного анализа розничного рынка бензина в России, выделении основных факторов, влияющих на формирование цен на бензин, рассмотрении реализуемой государственной политики были определены возможные направления дальнейшего государственного регулирования рынка бензина в рамках рыночного подхода. Для повышения прозрачности и объективности формирования цен на розничном рынке бензина следует активно создавать условия недискриминационного доступа независимых небольших нефтеперерабатывающих компаний на рынок нефтепродуктов, предотвращать появление дефицита на рынке бензина, повышать прозрачность формирования цен на розничном рынке бензина, а также снижать налоговую нагрузку на рынке нефтепродуктов.
Проведенное исследование отличается от ранних работ многоаспектным анализом рынка бензина: систематизированы и классифицированы основные факторы, влияющие на ценообразование бензина, которые были также применены к российскому розничному рынку. В работе выведен механизм функционирования рынка бензина в России, что позволило учесть различные аспекты, характерные для российского рынка, при анализе факторов, влияющих на формирование цен.
Анализ особенностей функционирования розничного рынка бензина в России и факторов, влияющих на формирование цен на бензин, позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего государственного регулирования рынка в рамках рыночного ценообразования с использованием косвенных методов.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕН НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ БЕНЗИНА В РОССИИ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ НА РЕГУЛИРОВАНИЕ РОЗНИЧНЫХ ЦЕН НА БЕНЗИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - Денежная компенсация автомобилистам как форма государственного регулирования цен на рынке бензина (Омский государственный аграрного университет)
Курсовые работы, микроэкономика. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2018 - ОПРЕДЕЛЕНИЕ КЛЮЧЕВЫХ ФАКТОРОВ И ИХ ВЛИЯНИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЦЕНЫ БЕНЗИНА В РЕГИОНЕ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АНАЛИЗ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ТОПЛИВО В РЕГИОНАХ СО СЛАБОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - РЫНОК АВТОКРЕДИТОВАНИЯ В РОССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ (на примере АО «Альфа-Банк»)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2020 - РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА АЗС В Г.КРАСНОЯРСКЕ
Бакалаврская работа, инвестиции. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка мероприятий по финансово-экономическому оздоровлению предприятия (на примере ОАО «Красноярскнефтепродукт»)
Бакалаврская работа, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ДОГОВОР ПОСТАВКИ НЕФТЕПРОДУКТОВ
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017



