Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБОСНОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОТРЕБЛЕННУЮ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА ПРИМЕРЕ ПАО

Работа №20509

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы105
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
605
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Теоретические аспекты ценообразования в энергетике 8
1.1 Анализ тенденций электропотребления России 8
1.2 Особенности расчетов за электроэнергию 13
1.3 Методические основы формирования тарифов на электрическую
энергию 20
2. Анализ механизма формирования тарифов на электроэнергию,
поставляемую ПАО «Красноярскэнергосбыт» 44
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 44
2.2 Методика расчета платы за электроэнергию 50
2.3 Анализ начислений за электроэнергию 60
3. Обоснование выбора ценовой категории 65
3.1 Оценка платежей потребителей по ценовым категориям 65
3.2 Выбор оптимального тарифа 82
Заключение 90
Список используемых источников 95


Электроэнергетика является одной из важнейших отраслей народного хозяйства, определяющих экономическое и социальное развитие страны.
Под ценообразованием в электроэнергетике подразумеваются принципы и конкретные механизмы формирования цен и тарифов. Различают два важнейших вида ценообразования:
- регулируемое государством, которое существует в различных вариантах: государственные органы устанавливают абсолютное значение цен (тарифов) либо методологию их определения;
- конкурентное (рыночное, свободное) ценообразование, при котором цены формируются на основе спроса и предложения без вмешательства государственных регулирующих органов; однако нередко государство ограничивает конкурентные цены верхним и нижним пределами.
В случае если регулируемое ценообразование преобладает (как, например, в переходный период реформирования электроэнергетики в России) уровень цен конкурентного рынка в существенной мере зависит от уровня регулируемых цен.
Ценообразование на основе издержек предусматривает включение в цены (тарифы) фактических расходов, нередко всех. В результате у предприятий энергетики снижаются стимулы к повышению эффективности: ведь им компенсируют затраты, вне зависимости от эффективности работы. При этом в цены и тарифы может включаться инвестиционная составляющая - средства на капитальные вложения, объем которых, в отсутствие рыночных ограничителей и достоверной картины издержек производства, определяется столь же произвольно [1].
Вопросы ценовой тактики весьма актуальны в настоящее время, так как в тяжелых условиях хозяйствования последствия корректировки цен и тарифов болезненны для больших экономических систем и экономики страны в целом.
Одной из задач восстановления экономики является задача формирования доступных для потребителя конечных цен. Энергетические тарифы являются важнейшей составляющей полной цены конечного продукта, которая формируется как интегральный результат каждого последующего учета цен всех элементов предыдущих этапов. Естественно, что в этих условиях тарифы не должны быть предметом торга между монополистом и контролирующей его структурой, а должны определяться на основе четких проверяемых показателей с учетом интересов потребителей, особенно в сфере энергетической системы.
Однако, видоизменение такой огромной по своим размерам и стоимости активов структуры требует детальной проработки, тщательного взвешивания всех аспектов. Кроме того, любые реформации отрасли затрагивают интересы большого числа лиц: прежде всего, население и государство, а также предприятия практически всех сфер промышленности, то есть всех основных потребителей электроэнергии. Все выше изложенное и определило актуальность дипломной работы на тему: «»Обоснование платежей за потребленную электроэнергию предприятиями«».
Цель исследования - выбор оптимальной платы за потребленную электроэнергию.
Данная цель достигается посредством выполнения следующих задач:
- исследование особенностей формирования издержек рынка в электроэнергетике;
- анализ методов начисления платежей за поставленную
электроэнергию предприятиями;
- расчет начисления за электроэнергию гарантирующим
поставщиком по различным категориями;
- обоснование оптимального выбора ценовой категории для потребителей.
Объектом исследования является государственная система регулирования ценообразования в электроэнергетике России и экономическая сущность ценообразования в электроэнергетике.
Предметом исследования является методика расчета цен на электрическую энергию (мощность) для различных ценовых категорий.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по экономике, ценообразованию, принципы экономической эволюции развития экономических систем, по управлению финансовой деятельностью, а также методические рекомендации в системе ценообразования за электроэнергию (мощности) принятые Министерством энергетики РФ.
Информационной базой исследования стали материалы государственной статистики, данные российских социально-экономических исследований и периодической печати, законодательные и нормативные акты; информация оперативного, статистического финансового учета ПАО «Красноярскэнергосбыт» за 2012 - 2015 гг.
ВКР состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы, и приложений. Исследование выполнено на 74 страницах основного текста, содержит 16 рисунков, 28 таблиц и 4 приложения. Список использованных источников включает 60 наименование.
В первой главе дана экономическая характеристика издержек в энергетическом рынке. Изучены основные законы и закономерности монопольного ценообразования. Рассмотрены основные тенденции рынка электроэнергетики в России за период 2012 - 2015 гг. Изучено нормативно-правовое регламентирование электропотребления и особенности ценообразования на электроэнергию Красноярского края.
Во второй главе дана характеристика ПАО «Красноярскэнергосбыт», рассмотрены основные экономические показатели его деятельности. Охарактеризована методика расчета платы за электроэнергию, а также проведен анализ начислений за электроэнергию в разрезе различных групп потребителей.
В третьей главе проведен анализ платежей потребителей по различным ценовым категориям, внедренным в 2012 году и разработаны методические подходы к обоснованию выбора категории и способов экономии платы за электроэнергию предприятиями.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования были сделаны основные выводы и рекомендации.
1. При анализе формирования цен на рынке электропотребления используются общие издержки производства. Особенности ценообразования на рынке энергосбыта в экономическом смысле имеет ряд особенностей и что более важно ряд зависимостей от объемов производства, мощности производства и т.д.
Применительно к электроэнергетике следует различать издержки:
- отдельной электростанции (это может быть независимый производитель энергии - НПЭ);
- электрогенерирующей компании, которая может иметь несколько электростанций (в условиях свободного рынка в ЭЭС могут функционировать несколько ЭГК);
- электроэнергетической системы в целом, в частности естественной монопольной компании.
2. По результатам проведенного анализа в отрасли энергетики России можно сделать следующие выводы:
- в период 2015 - 2019 гг. на 1% среднегодового темпа роста ВВП будет приходиться 0,33% роста электропотребления. Из этого следует, что при условии среднегодового темпа роста ВВП около 3% и ниже, среднегодовой темп роста электропотребления будет равняться 1% и ниже;
- основные показатели, принятые в Схеме и Программе развития ЕЭС России 2015-2019, Минэнерго (апрель, 2015 г.), существенно завышены. К этим показателям, кроме электропотребления, относятся: максимум электрической нагрузки, объем ввода новых генерирующих мощностей, ввод протяженности высоковольтных линий и трансформаторных мощностей;
- прогноз Минэнерго 2015 г. по электропотреблению в России к 2019г., равный 1206 млрд. кВт.ч должен быть снижен минимум на 65 млрд.
кВт.ч до 1139 млрд. кВт.ч; а по электропотреблению в ЕЭС России - с 1153,6 млрд. кВт.ч до 1089,8 млрд. кВт.ч или минимум на 63,8 млрд. кВт.ч.
Общемировые тенденции развития электрической энергетики последние 20 лет связаны с активными реформами и самой энергоотрасли, и систем ее госрегулирования.
3. Тарифы на энергию занимают срединное положение между тарифами на услуги и ценами на материальные блага, поскольку результат деятельности энергетических предприятий - энергия - обладает некоторыми свойствами и услуг, и материальных благ. Экономическая природа тарифов на энергию та же, что и цен, т. е. затраты общественно необходимого труда на воспроизводство энергии, а также воспроизводство всех видов топлива, оборудования и других средств производства в объемах и пропорциях, необходимых для воспроизводства энергии.
Основными элементами тарифов на энергию являются полная себестоимость производства энергии и прибыль. Себестоимость производства энергии значительно различается по отдельным производственно-энергетическим объединениям (энергосистемам) из-за существенных различий в структуре генерирующих мощностей, различий в стоимости используемых энергоустановок. Поэтому тарифы на энергию различаются по зонам или районам.
Исходя из стратегии развития электроэнергетики в России, предпочтение можно отдать следующим стратегиям ценообразования в условиях монополизации рынка, т. е. политике продаж одинаковых товаров различным потребителям по разным ценам:
1. Стратегия множественных цен;
2. Стратегия сегментации рынка.
Первая заключается в том, что цены определяются в зависимости от индивидуальных кривых рыночного спроса, а не под воздействием рыночного спроса в целом.
Вторая - основана на неоднородности покупательского рынка на различных рынках или сегментах одного рынка.
Таким образом, предельные издержки, стратегия энергосбережения, экологические аспекты должны учитываться в тарифообразующей политике предприятий энергетики.
4. ПАО «Красноярскэнергосбыт» обслуживает более 30 000 клиентов - юридических лиц и более 970 000 физических лиц - жителей городов и сел Красноярского края.
ПАО «Красноярскэнергосбыт» планировал полезный отпуск на 2015 год в размере 8537,304 млн. кВтч, в том числе собственным потребителям - 7418,147 млн. кВтч, сетевым организациям в целях компенсации потерь - 1119,156 млн. кВтч. Фактический полезный отпуск за 2015 год составил 9084,869 млн. кВтч, в том числе собственным потребителям - 8029,860 млн. кВтч, сетевым организациям в целях компенсации потерь - 1055,009 млн. кВтч. (рост потребления составляет 547,6 млн. кВтч или 6,4 % от планового значения). Объем продаж электрической энергии собственным потребителям составил 20526,90 млн. рублей.
5. Гарантирующий поставщик - организация регулируемая, сбытовая надбавка рассчитывается и утверждается государством. Во-первых, она покупает электроэнергию по действующим правилам оптового рынка, а цена трансляции - то есть за какие деньги он должен выставить розничному потребителю - сегодня также устанавливается правилами оптового рынка, регламентом финансовых расчетов. То есть эту величину гарантирующий поставщик сам фактически не рассчитывает, для него рассчитывает цену коммерческий оператор.
В последние годы стоимость электроэнергии возрастает примерно на 10% ежегодно. Стоимость электрической энергии и дальше будет возрастать (прогноз Минэкономразвития - 10-12%), и эта перспективна отчётливо ясна собственникам и руководителям бизнесов. Усугубляется всё наметившимися негативными тенденциями в российской экономике. Как для энергоёмких производств, так и для рядовых коммерческих потребителей электроэнергия является одной из основных постоянных статей затрат. Эти затраты отражаются на цене конечного продукта или услуг, снижая конкурентоспособность либо чистую прибыль.
Согласно законодательству выбор ценовой категории - это обязанность и право самого потребителя электрической энергии. Переход в рамках 1, 2, 3, 5 категорий и в рамках 4,6 категорий возможен в течение года. Для этого необходимо уведомить гарантирующего поставщика за 10 рабочих дней до начала расчетного периода. Перейти на с 1,2,3,5 категорий на 4 или 6 категорию предприятие может 1 раз в год. Для этого необходимо сменить тариф на услуги по передаче, уведомив поставщика электрической энергии в течение месяца после даты опубликования тарифов на новый период, как правило в конце декабря.
6. Главные критерии, на которые нужно обратить внимание при выборе оптимальной ценовой категории:
1. Сезонность потребления, идентичны ли графики потребления в летний и зимний период. Если сезонность присутствует и график не равномерный, необходимо сделать расчет ценовых категорий на каждый сезон, суммировать показатели и посмотреть какая ценовая категория принесет наибольшую экономическую выгоду.
2. Суточный профиль потребления также влияет на выбор ценовой категории. Так, например, при преимущественно ночном графике работы будет выгодна вторая ценовая категория.
3. Учитывать тариф на услугу по передаче по которому рассчитывается предприятие. При изменении тарифов проводить анализ выгодности ценовых категорий по всем возможным вариантам.
4. Предприятиям с максимальной мощностью более 670 кВт можно выбирать только между 3-6 ценовой категорией. Соответственно, при выборе 5-6 ценовых категорий необходимо оценить возможность точного почасового планирования. Экономия на 5-6 категории может быть достигнута за счет минимизации отклонений фактического объема отклонений от планового.
5. Учитывать затраты на замену приборов учета.


1. Ценообразование: теория и практика. [Электронный ресурс] Особенности формирования тарифов в энергетике - Режим доступа: http://pricinginfo.ru/publ/praktika_cenoobrazovanija/cenoobrazovanie_v_ehnergetik e/formirovanie_tarifov/17-1-0-52
2. Государственная информационная система топливно-энергетического комплекса [Электронный ресурс] Интеграционный сегмент - Режим доступа: http://portal.gistek.rosenergo.gov.ru/integracionnyj-segment
3. Постановление Правительства «»Энергетическая стратегия до 2035 года«» (в ред. от 30.09.2015) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/node/1920
4. Департамент стратегического анализа и разработок [Электронный ресурс] Прогноз электропотребления в России на среднесрочный период. Режим gоступа-http://www.veb.ru/common/upload/analytics/2.pdf
5. Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 ред. от 31.12.2015 [Электронный ресурс] «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
6. Региональная энергетическая комиссия [Электронный ресурс] Об
установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую ПАО «Красноярскэнергосбыт». Режим доступа http://www.krskstate.ru/dat/bin
/44288_636_p.pdf
7. Энергоэффективные решения для дома и бизнеса [Электронный ресурс] Тарифы на электроэнергию для потребителей разных групп. Режим доступа: http:http://energylogia.com/business/jekonomijajelektrojenergii/tari fy-na-jelektrojenergiju-dlja-predprijatij-rossii-2016.html#vidy-tarifov-na- elektroenergiyu
8. Сбыт электроэнергии [Электронный ресурс] Виды тарифов на розничном рынке. Режим доступа: http://centerprogress.ru
9. Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ »Об электроэнергетике» Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru
10. Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
11. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2013 г. № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)» Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
12. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 22.02.2016) «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
13. Постановление Правительства РФ от 04.11.2011 № 877 (ред. от 22.10.2012) «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке» Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
14. Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 512-р) Справочная правовая система «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru
15. Приказ Региональной энергетической комиссии Красноярского края «Об установлении тарифов на электрическую энергию, отпускаемую публичным акционерным обществом «Красноярскэнергосбыт»»
16. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: Учебник. - М.: ИЧП «»Издательство Магистр«», 1998. - 320 с.
17. Баканов, М.И. Теория экономического анализа : Учебник / М.И. Баканов, АА.Д. Шеремет. - М.: Финансы и статистика, -М., 2012. - 340 с.
18. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности : Пер. с англ. / Л.А. Бернстайн. - М.: Финансы и статистика, - М., 2012. - 274 с.
19. Бутыркин А. Государственное регулирование деятельности монополий: М.: Новый век, 2014 г - 63 с.
20. Бутыркин А. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования. - М.: Новый век, 2003 г - 125 с.
21. Виноградов И. Минус электрификация всей Калифорнии. Ведомости. 17.01.2001 г. № 8
22. Гальцева Н.В.. Особенности формирования тарифов в электроэнергетике и их влияние на функционирование рыночных систем., Материал заочной конференции «Проектирование, строительство и эксплуатация электрических сетей» 15-20 октября 2015 г., - 7 с
23. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. - М., 2014. - 241 с.
24. Егорова, М.Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: учеб. пособие / М.Г. Егорова. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 192 с.
25. ПАО «Красноярскэнергосбыт» [Электронный ресурс] Общая характеристика деятельности кампании - Режим доступа: http://krsk- sbit.ru/router.php?doc=about
26. ПАО «Красноярскэнергосбыт» [Электронный ресурс] Финансовый
отчет за 2015 - Режим доступа: http://www.krsk-
sbit.ru/attach/docs/year_report_20160606.pdf
27. Жангуразов, К.В. Рынки электроэнергии: от иллюзии к реальности / К.В. Жангуразов // Эксперт. - 2014. - № 12. - С. 65-65.
28. Иноземцева, А.С. О международном опыте функционирования розничных рынков электроэнергии / А.С. Иноземцева // Энергорынок. - 2010. - № 7. - С. 50-52.
29. Кимерин, В.В. Наш приоритет - интересы клиентов / В.В. Кимерин // Российская Федерация сегодня. - 2007. - № 10. - С. 78-79.
30. Кистерева, Е.В. Справочник экономиста по ценообразованию: справочник / Е.В. Кистерева. - М.: Профессиональное издательство, 2008. - 136 с.
31. Коган, Ю.М. Особенности маркетинга в электроэнергетике: учеб. / Ю.М. Коган. - М.: МЭИ, 1993. - 300 с.
32. Кожевников, Н.Н. Экономика и управление энергетическими предприятиями: учеб. пособие / Н.Н. Кожевников. - М.: Академия, 2008. - 432 с.
33. Копеин, В.В. Ценообразование в сфере услуг естественных монополий: особенности и проблемы / В.В. Копеин // Энергосбережение. - 2007. - № 1. - С. 20-23.
34. Кушербаев, Ж.Э. Розничный рынок электроэнергии: как выйти из тупика / Ж.Э. Кушербаев // Российское предпринимательство. - 2010. - № 12. - С. 90-94.
35. Лещинер, Р.Е., Особенности маркетинга в энергетике / Р.Е. Лещинер, Е.С. Петровский, Н.Т. Любимова // Энергетическое строительство. - 2015, № 2. - С. 44-49
36. Максимов, Б.К. Развитие конкуренции на рынках электроэнергии России / Б.К. Максимов, В.В. Молодюк. - М., 2013. - 208 с.
37. Максимов, Б.К. Теоретические и практические основы рынка электроэнергии: учеб. пособие для вузов / Б.К. Максимов. - М.: МЭИ, 2008. - 291 с.
38. Международный опыт реформирования электроэнергетики [Электронный ресурс] Соединенные Штаты Америки - Режим доступа: http://www.khakasenergo.ru
39. Монахова, Е.В. Пора думать о потребителях / Е.В. Монахова // Эксперт. - 2011. - № 8. - С. 38-42.
40. Моргунов В. О методологических основах регулирования тарифов на услуги естественных монополий. Нормирование прибыли. -Промышленная политика в Российской Федерации, 2004, №3, с.19-23.
41. Никифорова, Е.А. Особенности построения финансовых отношений энергосбытовых компаний электроэнергетики в рыночных условиях функционирования / Е.А. Никифорова // Экономические науки. - 2009. - № 6. -С. 261-264.
42. Панич А. Оптовый рынок электроэнергии. Опыт России. Строительство и недвижимость, 2007. http://www.nestor.minsk.by
43. Самылин И.Н. Организационные и методические вопросы государственного регулирования тарифов на услуги, оказываемые хозяйствующими субъектами, работающими на рынках электрической связи. - В кн.: Государственное регулирование естественных монополий: Опыт, проблемы, перспективы. СПб, 2011, с. 78-89
44. Смирнов, В.Н. Гарантирующие поставщики электроэнергии: нормативные проблемы в функционировании и перспективы развития / В.Н. Смирнов // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 4. - С.52-54.
45. Смирнова, Т.Л. Формирование конкурентной модели рынка электроэнергии в России / Т.Л. Смирнова // Современные наукоемкие технологии. - 2008. - № 2. - С.107-107.
46. Справочные материалы НП «Совет рынка» о структуре формирования цены на рынке электроэнергии // Электрические станции. - 2009. - № 11. - С. 59-63.
47. Степанова, М.В. Цена либерализации / М.В. Степанова // Энергорынок. - 2011. - № 5. - С. 64-66.
48. Тактаров А.Е., Асейнов В.А., Ценообразование. - М.: Изд. «Финансы и статистика», 2005. - 176 с.
49. Уивинг, Д. Российская энергетика: шесть мифов, тормозящих реформу / Д. Уивинг // Энергорынок. - 2011. - № 10. - С. 25-31.
50. Фатеева, Е.И. Гарантирующие поставщики должны развиваться вместе с рынком / Е.И. Фатеева // Энергорынок. - 2010. - № 12. - С. 54- 56.
51. Фатеева, Е.И. Гарантирующий поставщик - единое окно электроэнергетики / Е.И. Фатеева // Ргосбыт. - 2012. - № 1. - С. 1-1.
52. Фатхутдинов, Р.А. Организация производства: учеб. / Р.А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 314 с.
53. Филатова, И.А. Сбытовые компании: покупка в преддверии сезона дивидендов / И.А. Филатова // БКС: аналитич. отчет. - 2011. - № 2. - С. 1-3.
54. Филиппова, Т.А., Чернов С.С. Основы стратегического маркетинга энергетических компаний и предприятий / Т.А. Филиппова, С.С. Чернов. - Новосибирск, 2011. - 340 с.
55. Фомина, В.Н. Экономика электроэнергетических компаний : Учеб. Пособие / В.Н. Фомина. - М., 2012. - 396 с.
56. Черепанов, Д.И. Новые условия работы для энергосбытовых компаний / Д.И. Черепанов // Энергорынок. - 2015. - № 5. - С. 67-69.
57. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфуллин. 3-е изд. - М., 2014. - 412 с.
58. Школьников, А.В. Сбытовой бизнес: тенденции и проблемы развития / А.В. Школьников // Энергорынок. - 2015. - № 5. - С. 80-82.
59. Энергетическая стратегия России до 2020 г. / под руководством Яновского А.Б. - М.: Энергетика, 2015. - 190 с.
60. Рекомендуемы порядок расчетов за электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке [Электронный ресурс] Классификация потребителей электрической и тепловой энергии по категориям и группам. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901914491

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ