Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Ликвидация накопленного вреда окружающей среде: теория и практика правового регулирования

Работа №144396

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

юриспруденция

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
20
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы ликвидации накопленного вреда окружающей среде
1.1. Общая характеристика правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде в России 7
1.2. Зарубежный опыт правового регулирования в сфере ликвидации накопленного вреда окружающей среде 19
Глава 2. Современная практика правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде
2.1. Тенденции развития российского законодательства о ликвидации накопленного вреда окружающей среде 26
2.2. Терминология закона и определение предмета правового регулирования общественных отношений по ликвидации накопленного вреда окружающей среде 37
2.3. Организационно-правовой механизм выявления, оценки, учета объектов накопленного вреда окружающей среде и организации работ по его ликвидации 45
Заключение 57
Список использованной литературы 60

Сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций является необходимым условием устойчивого развития общества и улучшения качества жизни и здоровья населения.
Согласно данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2015 году» на протяжении многих лет в местах проживания большого количества людей сохраняется низкое качество окружающей среды, что напрямую влияет на формирование неблагоприятных условий для жизни миллионов россиян1.
Причины этого кроются не только в новых проблемах в сфере экологии. Усугубление современного экологического кризиса связано в том числе с неблагоприятным экологическим наследием советской и даже предшествующей ей эпох. Они прошли под эгидой увеличения прибыли, мощностей, но не устойчивого развития и экологичности производственного процесса. Территория самой большой страны мира позволяла загрязнять тысячи гектар земель и создавать хранилища опасных отходов, не предусматривая средств на их обезвреживание и уничтожение.
В связи с массовым и, зачастую, неконтролируемым закрытием промышленных, военных и других опасных объектов в течение последних десятилетий проблемы, связанные с накопленным вредом окружающей среде, резко обострились и потребовали своего решения. Они стали причиной сдерживания экономического роста, снижения экологических рейтингов территорий и, как результат, барьером для наращивания иностранных и отечественных инвестиций. Помимо этого, полигоны, свалки, накопленные шламы, отвалы, другие отходы промышленных предприятий, почвы и воды, загрязненные химическим компонентами, бактериями, грибами, вирусами и паразитами, стали создавать значительные риски для здоровья населения, проживающего на этих территориях или вблизи них. Одной из основных причин возникновения болезней органов дыхания, органов пищеварения, мочеполовой системы, кожи и подкожной клетчатки, эндокринной системы, инфекционных и паразитарных болезней, новообразований, формирования врожденных аномалий (пороков развития), деформаций и хромосомных нарушений сегодня является санитарно-гигиенический фактор2.
Реализация комплекса мер, направленных на восстановление территорий, находящихся в кризисном экологическом состоянии, на данный момент отнесена к числу приоритетных задач экологической политики Российской Федерации3. Длительное время практические действия по решению этой проблемы носили ограниченный характер. Ликвидация накопленного вреда осуществлялась в «ручном режиме» путём принятия актов, где в качестве объектов с выявленным историческим загрязнением, значились только конкретные территории и акватории с таким уровнем негативного воздействия на окружающую среду, которое требовало принятия самых неотложных мер. Только с 2017 года с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»4 правовое регулирование выявления, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде, а впоследствии и ликвидации такого вреда, стало осуществляться на уровне закона....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе исследования автор руководствовался целью изучения правового института ликвидации накопленного вреда окружающей среде, выявления его проблемных аспектов и формулирования предложений по их разрешению.
В первой главе работы изучены теоретико-правовые основы ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
В рамках выполнения задач исследования был сделан ряд выводов:
- определяющими факторами снижения накопленного вреда окружающей среде являются - выявление ответственного за причиненный вред, установление источников финансирования и формирование организационно-правового порядка ликвидации такого вреда;
- для решения проблемы ликвидации накопленного вреда окружающей среде в зарубежных странах формируется нормативно-правовая база, ведутся реестры объектов накопленного экологического ущерба, реализуются соответствующие программы его ликвидации, распространена практика формирования целевых фондов финансирования природоохранных проектов и экологическое страхование;
- в отношении объектов накопленного вреда окружающей среде, находящихся в частной собственности, необходимо сформировать четкие нормы, закрепляющие либо снимающие с собственника обязанность очистить исторические загрязнения, имевшие место на момент приобретения земельного участка или водного объекта;
- в случаях, когда российские объекты накопленного вреда окружающей среде находятся в государственной или муниципальной собственности, либо территории, на которых выявлен такой объект, находятся в неразграниченной государственной собственности, требуется разработка эффективных регулятивных процедур, которые позволили бы ранжировать случаи накопленного вреда в целях обоснования очередности проведения работ по его ликвидации;
- требуется создание единого федерального центра, уполномоченного координировать мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, и разграничение полномочий между различными уровнями власти по выявлению, оценке, учету и организации работ по ликвидации накопленного вреда.
Во второй главе проанализирована современная практика правового регулирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде и представлены выводы, соотносимые с задачами исследования:
- на законодательном уровне требуется закрепить понятие «прошлая экономическая и иная деятельность, в результате которой был причинён вред окружающей среде»;
- следует установить обязательную процедуру экологической экспертизы состояния участка (объекта), если на участке расположен или был расположен экологически опасный объект;
- в случаях выявления наличия вреда окружающей среде, когда загрязнитель не может быть привлечен к ответственности, обязанности по очистке исторических загрязнений могут принять отчуждатель (арендодатель) и/или приобретатель (арендатор) по соглашению с уполномоченным государственным органом;
- в целях ограничения перехода вреда окружающей среде в статус "накопленного"необходимо установить для предприятий-недропользователей обязанности по формированию фондов ликвидации сооружений, использованных при добыче полезных ископаемых, рекультивации нарушенных земель;
- требуется определить, необходимо ли объекты капитального строительства и объекты размещения отходов принимать на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и вправе ли орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на такие объекты по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет;....


Нормативно-правовые акты и иные официальные документы Российской Федерации
1.1. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 31. - Ст. 4398. - (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

1.1.2. Федеральные законы:
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. - № 32. - Ст. 3301. - (ред. от 29 дек. 2017 г.).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. - № 5. - Ст. 410. - (ред. от 18 апр. 2018 г.).
4. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 окт. 2001 г. № 136-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. - № 44. - Ст. 4147. - (ред. от 31 дек. 2017 г.).
5. Об охране окружающей среды: фед. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. - № 2. – Ст. 133. – (в ред. от 31 дек. 2017 г.).
6. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2006. - № 23. - Ст. 2381. - (ред. от 29 июля 2017 г.).
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 3 июля 2016 г. № 254-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. - № 27 (Часть I). - Ст. 4187. – (в ред. от 28 дек. 2016 г.).
1.1.3. Подзаконные нормативно-правовые акты:
8. Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства : пост. Правительства Рос. Федерации от 8 мая 2007 г. № 273 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. - № 20. - Ст. 2437. - (ред. от 11 окт. 2014 г., с изм. от 2 июня 2015 г.).
9. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы : постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 326 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 18 (часть III). - Ст. 2171. - (ред. от 30 марта 2018 г.).
10. О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 30 сент. 2014 № 999 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 41. - Ст. 5536. - (ред. от 31 янв. 2018 г.).
11. О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы : постановление Правительства РФ от 13 авг. 2016 г. № 790 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. - № 34. - Ст. 5248.
12. Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде : постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. № 445 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2017. - № 17. - Ст. 2568.
13. Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : расп. Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2008. - № 47. – Ст. 5489. - (с изм. на 10 фев. 2017 г.).
14. Об утверждении комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности : распоряжение Правительства РФ от 4 дек. 2014 г. № 2462-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 50. - Ст. 7229. (ред. от 22 фев. 2016 г.).
15. Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций : распоряжение Госкомимущества РФ № 791-р, Минприроды РФ № 1 от 8 июня 1995 г. // Российские вести. – № 134. – 20 июля 1995 г.....63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ