Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Система государственного экологического контроля и пути повышения его эффективности

Работа №114067

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4810 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы экологической безопасности, охраны окружающей среды, сохранения и восстановления природных сред 9
1.1 Обеспечение охраны окружающей среды и экологической
безопасности: современные приоритеты 9
1.2 Правовое регулирование обеспечения экологической
безопасности в Российской Федерации 31
Глава 2 Анализ государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды субъекта РФ (на примере Самарской области) 37
2.1 Система органов государственного регулирования охраны
окружающей среды в стране и регионе (на примере Самарской области) 37
2.2 Экологическая ситуация в РФ и её субъекте: современное
состояние и проблемы (на примере Самарской области) 46
Глава 3 Рекомендации по решению проблем государственного регулирования в сфере экологической безопасности на примере Самарской области 56
3.1 Мероприятия по решению проблем государственного
регулирования в сфере экологической безопасности 56
3.2 Социально-экономический эффект от реализуемых мероприятий по решению проблем государственного регулирования в сфере экологической безопасности 63
Заключение 65
Список используемых источников 68


Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в последнее время одной из устойчивых тенденций, которые наметились в современном общественном развитии, является тенденция формирования и активного развития информационного общества в экологической сфере.
Рост количества экологических проблем, недостаточность внимания к проблемам природопользования и охраны окружающей среды в критических ситуациях все чаще приводит к возникновению чрезвычайных ситуаций как природного, так и техногенного характера.
В сложившейся ситуации особую важность представляет информационная открытость органов власти, бизнеса и общества, что, в свою очередь, становится возможным при условии гарантированности государством реального доступа к экологической информации и принятии на ее основе необходимых решений.
Между тем, нельзя не отметить, что обеспечение эффективного правового регулирования информационного обеспечения природопользования и охраны окружающей среды является недостаточным, что обусловлено существующей фрагментарностью, противоречиями и пробелами действующего экологического законодательства.
Степень разработанности темы: «Система государственного экологического контроля и пути повышения его эффективности».
Вопросы государственного управления в области охраны окружающей среды и природопользования изучались в монографиях и работах разных авторов. К текущей проблеме государственного управления в области экологии мира непрерывно обращались исследователи-юристы, изучавшие общие вопросы по теории охраны природы и оптимального природопользования, а также представители разных ресурсных отраслей экологического права.
В настоящее время известны исследования, посвященные изучению острых проблем в области правового регулирования некоторых видов системы экологического контроля. Это научные труды С. И. Носова, Н. В. Данилова, А. М. Дрегуло (в рамках изучения правового регулирования государственного экологического контроля); А. А. Попова, Е. А. Саврюкова, (по отдельным проблемам правового регулирования земельного контроля); В. Е. Пинаева (по отношению к изучению правовых проблем муниципального экологического контроля); В. А. Алымова, Ж. Б. Иванова (в рамках изучения правового регулирования общественного экологического контроля); А. С. Шилова (изучение правовых проблем охраны окружающей среды в промышленности). При этом каждое исследование по проблеме экологии имеет существенную научную ценность. Ведь дополняя и развивая общую теорию управления, в отраслевых законодательствах, ученые выделяют особые черты механизма управления - специфические методы и формы управления, являющиеся самыми динамичными свойствами этого социального явления. Однако актуальность проведения научного анализа указанных вопросов сохраняется до сих пор.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов применяется системный подход и средства анализа и синтеза, из частнонаучных - формально-юридический, сравнительно-правовой, методы научного познания и др.
Объектом настоящего исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере природопользования и охраны окружающей среды.
Предметом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих обеспечение природопользования и охраны окружающей среды, практика (в том числе судебная) их применения, а также теоретические суждения исследователей, касающиеся изучаемых вопросов.
Цель настоящей работы заключается в рассмотрении правовых аспектов обеспечения природопользования и охраны окружающей среды с учетом современного отечественного законодательства и практики его применения, а также выработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в рассматриваемой сфере.
Для решения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Изучить теоретические основы экологической безопасности,
охраны окружающей среды, сохранения и восстановления природных сред;
2) Провести Анализ государственного регулирования в сфере экологической безопасности в РФ и регионах на примере Самарской области;
3) Разработать рекомендации по решению проблем государственного регулирования в сфере экологической безопасности на примере Самарской области.
Теоретическая, методологическая и эмпирическая база исследования. Теоретической и методологической основой диссертационной работы будут являться научные работы зарубежных и отечественных учёных, в которых рассмотрены экологические проблемы.
При выполнении диссертационного исследования применялась совокупность общенаучных и экономических методов познания, использованная в соответствии с поставленными задачами и особенностями объекта исследования. Для изучения рассматриваемой в диссертации проблемы задействованы экономико-статистический, аналитический, расчетно-математический, сравнительный, индексный и экспертный методы.
Эмпирическая база исследования, позволившая получить и обосновать достоверные результаты, основывается на данных Федеральной службы государственной статистики, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области; Министерства промышленности и торговли России, Министерство промышленности и технологий Самарской области, Министерства экономики Самарской области.
Результаты исследования будут заключаться в разработке комплекса методических положений и практических предложений по обеспечению системы государственного экологического контроля и пути повышения его эффективности, что будет отражено в следующих положениях, выносимых на защиту:
1) на федеральном уровне принятие Основ законодательства об административных правонарушениях субъектов федерации, где заложить принципы, структуру соответствующих разделов и норм, в том числе, в области экологии, принимаемых в этих образованиях;
2) развитие программы использования пришедших в негодность автомобильных покрышек для укладки дорожного полотна. Эта технология уже не так нова, однако она доказала свою практичность;
3) внедрение процесса раздельного сбора мусора, в частности бутылок из пластика;
4) ввод нового налога по мусоропереработке. Однако важно проконтролировать создание механизмов реализации этой реформы, а именно постройка самих мусороперерабатывающих заводов. Еще одним плюсом создания которых является увеличение рабочих мест.
Теоретическая и практическая значимость работы. В проведенном исследовании будут получены для дальнейшего развития, существующие в современной экономической науке теоретические и методологические основы решения экологических проблем Самарской области и РФ. Представленные в диссертации теоретические выводы, методические подходы и практические предложения будут направлены на совершенствование системы государственного экологического контроля с целью обеспечения устойчивого и эффективного развития промышленных предприятий региональной экономики.
Предложенные в ходе исследования рекомендации могут быть внедрены в практику управления экологией в регионах России с целью улучшения экологической ситуации региона и страны.
Предложенные разработки и рекомендации автора могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, специализирующихся в области подготовки менеджеров и экономистов при чтении курсов «Экология», «Экологический контроль».
Положения, выносимые на защиту:
1) на федеральном уровне принятие Основ законодательства об административных правонарушениях субъектов федерации, где заложить принципы, структуру соответствующих разделов и норм, в том числе, в области экологии, принимаемых в этих образованиях;
2) развитие программы использования пришедших в негодность автомобильных покрышек для укладки дорожного полотна. Эта технология уже не так нова, однако она доказала свою практичность;
3) внедрение процесса раздельного сбора мусора, в частности бутылок из пластика;
4) ввод нового налога по мусоропереработке. Однако важно проконтролировать создание механизмов реализации этой реформы, а именно постройка самих мусороперерабатывающих заводов. Еще одним плюсом создания которых является увеличение рабочих мест.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования будут изложены, обсуждены и получили одобрение на 3-х и более научно-практических конференциях с изданием сборника научных статей (тезисов).
Структура диссертации будет определена на основе цели и задач, поставленных в диссертации. Работа изложена будет состоять из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении будет обоснована актуальность темы диссертационного исследования, дана характеристика степени изученности проблемы, сформулированы цель и задачи, определены объект, предмет и методы исследования, научная новизна и практическая значимость работы.
В первой главе «Теоретические основы экологической безопасности, охраны окружающей среды, сохранения и восстановления природных сред» будет определено обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности: современные приоритеты, рассмотреть правовое регулирование обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации.
Во второй главе «Анализ государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды субъекта РФ (на примере Самарской области)» будет проведен анализ системы органов государственного регулирования охраны окружающей среды в стране и регионе (на примере Самарской области), оценена экологическая ситуация в РФ и её субъекте: современное состояние и проблемы (на примере Самарской области).
В третьей главе «Рекомендации по решению проблем государственного регулирования в сфере экологической безопасности на примере Самарской области» будут предложены мероприятия по мероприятия по решению проблем государственного регулирования в сфере экологической безопасности и проведена оценка социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий.
В заключении будут обобщены результаты исследования, сформулированы основные выводы, рекомендации и предложения теоретического и практического значения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Государство играет основную роль в формировании и реализации экологической политики, а именно: устанавливает правила осуществления хозяйственной и иной деятельности; координирует деятельность всех нижестоящих субъектов экологической политики; контроль и надзор за соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды; главный карательный орган.
Сейчас определение охраны окружающей среды определяется в виде деятельности, осуществляемой по следующим направлениям: сохранение и восстановление природной среды; рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов; предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, а также ликвидация последствий такого воздействия.
Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» установлено обязательность наличия в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), которые в участвуют в реализации природоохранной функции местного самоуправления.
Современное состояние окружающей среды в мире характеризуется крайне негативно в связи с существующим в глобальных масштабах экологическим кризисом. Данная проблема вызвана негативным воздействием человека на природу. Нерациональное использование природных ресурсов, интенсивное экономическое развитие приводят к нарушению экологического равновесия природных экосистем.
Экологический кризис характеризуется в частности, и тем, что человек, общество и государство неспособны преломить тенденцию ухудшения качества окружающей среды, как всего мира, так и отдельных его государств, регионов, областей. Безусловно, на каждой отдельной территории уровень экологических проблем разный.
В экологическом плане Самарская область является одной из самых негативных областей в стране. Поэтому для этого региона разные вопросы сохранения экологической безопасности будут актуальными, так как под влиянием высокоразвитой индустрии область испытывает существенную техногенную нагрузку на все элементы окружающей среды.
В списке наиболее загрязненных городов Самарской области, составленном на основании индекса загрязнения атмосферы за период 2015 - 2016 гг. города области размещаются в таком порядке: Самара, Сызрань, Отрадный, Тольятти, Чапаевск, Новокуйбышевск, Жигулевск. Такой же порядок мы можем наблюдать и в 2019 г.
В области существует множество источников загрязнения окружающей среды, представленные промышленными предприятиями, из которых ведущими являются:
- предприятия нефтеперерабатывающей промышленности (56 %);
- приборостроения и машиностроения (18 %);
- теплоэнергетики (16 %);
- черной и цветной металлургии (7 %);
- предприятия по производству стройматериалов (3 %);
Также на территории рассматриваемого региона происходит реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на использование отходов производства. Например, это реализуется на промышленных предприятиях в г. Новокуйбышевске на Новокуйбышевском нефтеперерабатывающим заводе и г.о. Тольятти на предприятии «Синтезспирт».
В целях привлечения населения к данной проблеме каждый год реализуются мероприятия, ориентированные на обеспечение развития экологической культуры отдельной личности. К таким мероприятиям относятся Всемирные Дни защиты от экологической опасности на территории Самарской области, конкурс «ЭкоЛидер», межрегиональный экологический карнавал и другие. Ежегодно возрастает количество участников разных мероприятий по благоустройству и очистке территорий парков, водоохранных зон и земель лесного фонда.
На данный момент существует много факторов, отрицательно влияющих на окружающую среду региона. Однако активно
пропагандирующие и реализующиеся программы по улучшению экологической обстановки, а также систематические профилактические работы, помогают не только минимизировать загрязнение окружающей среды, но и улучшить экологическую обстановку области и ее городов.
Рекомендации по решению проблем государственного регулирования в сфере экологической безопасности на примере Самарской области и Российской Федерации:
1) на федеральном уровне принятие Основ законодательства об административных правонарушениях субъектов РФ, где следует заложить основные принципы, структуру соответствующих норм и разделов, в том числе, в сфере экологии, принимаемых в данных образованиях;
2) Развитие программы применения ставших непригодными автомобильных покрышек для целей укладки дорожного полотна. Данная технология уже не столь новая, но она смогла доказать собственную практичность;
3) Введение процесса раздельного сбора мусора, в том числе бутылок из пластика;
4) введение нового налога по мусоропереработке. При этом следует проконтролировать формирование механизмов выполнения данной реформы, а конкретно - постройку этих мусороперерабатывающих заводов. Еще одним важным плюсом их формирования выступает увеличение количества рабочих мест.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (последняя редакция)
3. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 N 68-ФЗ (последняя редакция)
4. Положение о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды N 477 Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2013 г.
5. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору».
6. Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».
7. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.04.2018 N 50598)
8. Приказ Минприроды от 6.06.2017 N 273 «Об утверждении методов расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе».
9. ГОСТ Р 56062-2014 Производственный экологический контроль. Общие положения.
10. ГОСТ Р 56059-2014 Производственный экологический
мониторинг. Общие положения. Дата введения: 2015-01-01.
11. ГОСТ Р 56063-2014 Производственный экологический
мониторинг. Требования к программам производственного экологического мониторинга. Дата введения: 2015-01-01.
12. ГОСТ Р 17.0.0.06-2000 Охрана природы (ССОП). Экологический паспорт природопользователя. Основные положения. Типовые формы
13. «Лёгкие планеты» находятся в океане - URL: https:ZZecoteco.ru/libraryZmagazineZ3Zecology/legkie-planety-nahodyatsya-v- okeane(Дата обращения: 17.01.2020)
14. Алымова В.А. Возмещение вреда, причиненного почвам: в денежной или натуральной форме? Z В. А. Алымова ZZ Справочник эколога. - 2017. - № 12. - С. 11-17.
15. Белов, С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров Z С. В. Белов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2017. - 682 с.
16. Брославский Л.И. Ответственность за окружающую среду и возмещение экологического вреда: законы и реалии России, США и Евросоюза: монография ZZ Л.И. Брославский. - М: Инфра-М. - 2016. - 229 с.
17. Выпханова Г.В. Правовая категория «экологическая
информация»: дискуссионные вопросы. Z Г.В. Выпханова ZZ Журнал
Экологическое право. - 2018. - № 3. - С. 35-36.
18. Гайдаренко Т.А., Сидоров А.А. Стратегические экологические инициативы муниципального района Хворостянский СамарскойобластиZZНаука XXI века: актуальные направления развития. 2019. № 1-1. С. 24-28.
19. Данилова Н.В. Критерии благоприятной окружающей среды:
теория вопроса и практика защиты права. / Н.В. Данилова // Журнал
Философия права. - 2018. - № 12. - C. 15-20.
20. Дрегуло А.М. Иловые площадки как специфические объекты прошлого экологического ущерба (в частном бассейне Финского залива) / А.М. Дрегуло, В.В. Кулибаба, И.М. Гильдеева // Общество. Среда. Развитие. - 2016. - № 3. - С. 115-119.
21. Иванова Ж.Б. Гражданско-правовая ответственность
юридических лиц, эксплуатирующих опасные производственные объекты. / Ж.Б. Иванова // Российская юстиция. - 2017. - № 2. - C. 77-79.
22. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. ИТС 22.1-2016.
23. Истощение запасов пресной воды - URL:
http://www.ecoproblems.org/2011/07/blog-post.html (Дата обращения:
11.01.2020)
24. Ковшар Я.С., Нелюбина Е.Г. Экологические проблемы самарской области на примере г. Чапаевска//В сборнике: Инновации в науке: пути развития материалы X Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 230-232.
25. Кошкин А.В., Калашникова Е.Б. Проблемы экологической безопасности в России на примере Самарской области//В сборнике: Российская наука: актуальные исследования и разработки Сборник научных статей VII Всероссийской научно-практической конференции. В 2-х частях. Редколлегия: Г.Р. Хасаев, С.И. Ашмарина [и др.]. 2019. С. 414-416.
26. Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 N 14-01-333).
27. Министерство природных ресурсов и экологии РФ - URL: http://mnr.gov.ru/(Дата обращения: 07.03.2020)
28. Носов С.И. Экономическая эффективность ликвидации накопленного экологического ущерба и восстановления деградированных земель: монография // С.И. Носов. - М: Проспект. - 2016. - 208 с.
29. Основы экологической безопасности: Учебное пособие / И.Г. Захарова. - Самара: Самар. Гос. техн. ун-т, 2016. - 132 с.
30. Пинаев В.Е. Ликвидация накопленного экологического ущерба - организационные и правовые аспекты: монография // В.Е. Пинаев. - М: Мир науки. - 2017. - 136 с.
31. Попов А. А. Экологическая информация: правовое регулирование доступа и предоставления. / А.А. Попов // Законодательство и экономика. - 2017. - № 6. - С. 77-79.
32. Правовая природа требований о возмещении экологического вреда (анализ судебной практики по делам о незаконном размещении отходов) // «Вестник Пермского университета. - 2018. - № 4(26).
33. Севрюкова, Е. А. Надзор и контроль в сфере безопасности: учебник для бакалавров / Е. А. Севрюкова; под общ. ред. В. И. Каракеяна. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 397 с.
34. Скобелева Л.А. Экологический и технологический надзор:
монография / Л. А. Скобелева. - М.: Нестор Академик. - 2017. - 352 с.
35. Терлецкая А.Т. Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / А. Т. Терлецкая - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. - 92 с.
36. Шилов А.С. Введение в политическую экологию: монография // А.С. Шилов - М: Проспект. - 2016. - 329 с.
37. Тимофеев А.Д. Семантика понятий «экологический кризис» и
«экологическая катастрофа». Текст научной статьи по специальности «Охрана окружающей среды. Экология человека». [Электронный ресурс] Научная электронная библиотека КиберЛенинка. URL -
https://cyberleninka.ru/article/n7semantika-ponyatiy-ekologicheskiy-krizis-i- ekologicheskaya-katastrofa(Дата обращения: 19.01.2020)
38. О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49: офиц. текст по состоянию на 30.11.2017 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 03.02.2018. - № 2.
39. Bariola L. A. 1969. The biology of the tarnished plant bug, Lygus lineolaris (Beauvois) and its nature of damage and control on cotton. Ph. D. Dissertation. College Station, Texas: Texas A & M University, 102 p.
40. Bommireddy P. L., Parajulee M. N., Porter D. O. 2004. Influence of constant temperatures on life history of immature Lygus elisus (Hemiptera: Miridae). Environmental Entomology 33 (6): 1549-1553.
41. Guide methodologique pour accompagner la mise en reuvre d'un
marche e partenariat. URL: https://www.economie.gouv.
fr/files/files/directions_services/fininfra/guide_methodologique-accompagner_les collectivitesmarche_de_partenariat.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
42. Commission interpretative communication on concessions under
Community law. Brussels. URL:
https://www.eib.org/attachents/epec/epec_france_ppp_unit_and_related_institutional_framework_en.pdf (дата обращения: 15.01.2020).
43. Public-Private Partnerships for Transportation Categorization and
Analysis of State Statutes. URL:
http: //www.ncsl. org/Portals/1 /Documents/transportation/P3_State_Statutes.pdf(дата обращения: 15.01.2020).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ