Введение 4
Глава 1. Компьютерная лингводидактика 8
1.1. Развитие лингводидактики и ее место в современном научном мире 8
1.1.1. Методологический аппарат лингводидактики 8
1.1.2. Понятийный аппарат компьютерной лингводидактики 9
1.1.3. Место лингводидактики в современном научном мире 12
1.1.4. Связь с другими науками 13
1.2. Лингвистические теории и их влияние на лингводидактику 16
1.2.1. Структурализм 16
1.2.2. Бихевиоризм 17
1.2.3. Генеративистика 18
1.2.4. Функционализм 18
1.2.5. Когнитивизм 20
1.2.6. Конструктивизм 22
1.3. Дидактические основы обучения языку 24
1.3.1. Понятийный аппарат лингводидактики 24
1.3.2. Методики обучения английскому языку 26
1.3.3. Содержание обучения. Подходы к обучению грамматике английского языка и отбору лексического материала 29
1.3.4. Дидактические основы обучения языку. Эффективность в обучении языку. 34
Глава 2. Компьютерная лингвистика в обучении языку 38
2.1. Гипертекст и гипермедиа 39
2.1.1. Гипертекст 39
2.1.2. Гипермедиа 40
2.2. Использование электронных словарей, корпусов и машинного перевода 41
2.2.1. Электронные слолвари 41
2.2.2. Машинный перевод 43
2.2.3. Корпусная лингвистика 45
2.3. Искусственный интеллект, NLP и нейросети в обучении ИЯ 47
2.3.1. Обработка естветсвенного языка (NLP) 48
2.3.2. Использование нейросети GPT при создании игр для обучения языку 53
2.3.3. Нейросеть Midjourney в создании игр для обучения языку 54
2.4. Распознавание и синтез речи 56
2.4.1. Распознавание речи 56
2.4.2. Синтез речи 57
2.5. Интерактивные языковые приложения и игровые технологии 58
2.5.1. Интерактивные языковые приложения 58
2.5.2. Игровые технологии 59
Глава 3. Разработка модуля обучающей системы по грамматике английского языка 61
3.1. Обучающие системы 61
3.1.1. История появления обучающих систем 61
3.1.2. Типы обучающих систем 64
3.1.3. Компоненты обучающей системы 65
3.1.4. Технология разработки обучающих программ 69
3.1.5. Проектирование обучающей системы 70
3.1.6. Разработка обучающей системы 71
3.2. Обзор существующих сред разработки игр 72
3.2.1. Unreal Engine 73
3.2.2. Unity 73
3.2.3. Godot Engine 75
3.2.4. Game Maker 75
3.2.5. Construct 3 76
3.3. Техническое задание 79
3.4. Описание разработки собственной программы 82
Заключение 104
Компьютеризация открывает перед человеком новые возможности. В эру технологического прогресса, когда в приоритете эффективность, именно компьютерные новаторские идеи способствуют движению вперед. Эффективности также способствует взаимодействие нескольких областей знания, каковыми являются, например, компьютерные технологии и естественный язык. Вследствие слияния этих научных сфер и возникла компьютерная лингвистика.
Компьютерная лингвистика - это относительно молодая дисциплина, возникшая на стыке программирования и лингвистики в 50-е годы XX века. Компьютерная лингвистика занималась и занимается решением таких задач, как разработка алгоритмов для машинного перевода, автоматический поиск и извлечение информации, автореферирование, определение тональности текстов, создание корпусов, онтологий и тезаурусов, создание электронных словарей, работа над распознаванием и синтезом речи, реализация вопросно-ответных систем, проектирование баз данных и баз знаний, оптическое распознавание символов. В последнее время особую актуальность в компьютерной лингвистике набирает такая область, как обучение языку с помощью компьютера, которая получила название компьютерная лингводидактика.
Популярность лингводидактики вполне обоснована, так как естественный язык — это очень востребованная в повседневной жизни область знаний. Сейчас, в эпоху глобализации, недостаточно знать родной язык, требуется хотя бы один иностранный. Как правило, выбор падает на английский язык, ведь он считается простым и одним из самых распространённых. Но, тем не менее, даже обучение английскому языку оказывается непростой задачей.
Лингводидактика приходит на помощь обучающимся. Данная наука является одним из подразделов теории обучения языку наравне с методикой обучения и дидактикой иностранного языка. Объектом лингводидактики выступает обучение языку, а предметом — закономерности взаимодействия обучающего, обучаемого, содержания обучения и технологии обучения. Лингводидактика рассматривает структурно-образующие процессы овладения языком, изучает механизмы процесса обучения. Лингводидактика находит алгоритмы, по которым мы усваиваем язык, и разрабатывает принципы моделирования обучения, чтобы языковой материал усваивался как можно эффективнее. Лингводидактика также рассматривает природу лингвистических ошибок и находит способы их избежать.
Компьютерная лингводидактика, программирующая лингвистика, алгоритмическая лингвистика или Computer Assisted Language Learning (CALL) — это передовая область лингводидактики, которая занимается оптимизацией процесса обучения иностранным языкам, используя предписания алгоритмического типа при составлении разного рода языковых и речевых упражнений, которые реализуются в компьютерных обучающих программах, функционирующих в обучающих лингвистических автоматах. Компьютерная лингводидактика изучает, как эффективно использовать компьютерные и сетевые технологии для обучения языку. Компьютер в свою очередь, обладая такими важными для обучения свойствами, как наглядность и доступность, воплощенные в интерактивности и мультимедийности современных гаджетов, открывает перед нами новые возможности для оптимизации учебного процесса...
Итак, в ходе исследования были изучены особенности обучения языку и в частности грамматике английского языка, рассмотрены методы лингводидактики, исследование возможности применения методов компьютерной лингвистики к обучению языку, рассмотрены особенностей функционирования обучающих систем, а также работа платформ для создания игр. На основе полученных данных был создан собственный модуль-тренажёра для обучения грамматике английского языка. Данный модуль относится к практическим модулям и может быть использован в обучающих системах в качестве ознакомления с временами Past Simple, Present Simple и Future Simple в утвердительном типе предложений. Модуль работает на основе таких технологий компьютерной лингвистики, как синтез речи, гипертекст, машинный перевод, искусственный интеллект.
Стоит отдельно подчеркнуть теоретическую ценность работы. Данная работа объединяет достижения таких научных областей знаний, как компьютерная лингвистика, компьютерная лингводидактика, геймдизайн. Работа может быть использована преподавателями иностранного языка как мануал для создания собственной программы обучения грамматике английского языка. Также стоит упомянуть, что это единственная работа, в которой предпринимается попытка создания программы для обучения ИЯ с помощью Construct 3, раскрывающая новые возможности применения технологий компьютерной лингвистики в лингводидактике.
В дальнейшем планируется расширить модуль, добавив в него отрицательный и вопросительный типы предложений, обогатив временами категории Perfect и Continuous. Также возможно создание дополнительных уровней для обучения другим грамматическим конструкциям и правилам.
1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем - М.: Информационно-издательский дом "Филинъ", 2003. - 616 с.
2. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б. В. Беляев. — М.: Просвещение, 1965. — 228 с.
3. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., 1977 - 288 с.
4. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов. - Новосибирск, 2005 - Изд-во НГТУ, 2011. - 92 с.
5. Веденина Л.Г. Функциональное направление в современном зарубежном языкознании, Вопросы языкознания номер 6, 1978, 74-84
6. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с.
7. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
8. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.
9. Капишин А.Е. «Генеративная лингвистика» Н. Хомского // Иностранные языки в школе. 2002. № 2. C. 81-86.
10. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам. Теория и практика. — М.: Высшая школа, 2009 г. — 277 с.
11. Кларк А. Черты будущего. — М.: Мир, 1966. - 90 с.
12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность : учебное пособие / А.Н. Леонтьев. – 2-е издание, стереотипное. – Москва : Смысл : Академия, 2005. – 352 с.
13. Николаев И.С., Митренина О. В., Ландо Т. М. (Ред.). Прикладная и компьютерная лингвистика. М.: URSS. 2016. 320 с.
14. Петров Д.Ю. Психология изучения языков. М.: Лекторий «Прямая речь», 2018.
15. Ромеро Бренд, Шрайбер Ян Игровой баланс. Точная наука геймдизайна. — М.: Питер, 2023. — 832 с...43