Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕРФЕКЦИОНИЗМ И СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Работа №144353

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
Аннотация 3
Введение 5
Глава 1. Теоретический анализ феномена перфекционизма и понятия смысложизненных ориентаций 9
1.1 Представления о феномене перфекционизма в различных психологических теориях 9
1.2 Теоретические подходы к понятию «смысложизненные ориентации» в психологической науке 17
1.3 Психологические особенности студенческого возраста 27
1.4 Выводы по первой главе 28
Глава 2. Программа, процедура и характеристика методов исследования 30
2.1 Программа исследования 30
2.2 Объект исследования и описание выборки 31
2.3 Характеристика методов исследования 32
Глава 3. Анализ результатов эмпирического исследования перфекционизма, самооценки и смысложизненных ориентаций студенческой молодёжи 38
3.1 Контент-анализ имплицитных представлений о феномене перфекционизма у студенческой молодёжи 38
3.2 Анализ результатов, полученных с помощью тестовых методик 52
3.2.1. Анализ результатов, полученных с помощью «Многомерной шкалы перфекционизма» 52
3.2.2. Анализ результатов, полученных с помощью «Теста смысложизненных ориентаций» 57
3.2.3. Анализ результатов, полученных с помощью методики «Шкала самооценки» 60
3.3 Анализ взаимосвязей показателей перфекционизма и личностных тестовых методик 63
Основные выводы 68
Заключение 71
Список использованных источников 73
Приложение А 77
Приложение Б 81
Приложение В 83

Обоснование выбора темы и ее актуальность:
Студенческий возраст является ключевым в жизни человека с точки зрения его личностного и профессионального становления, поскольку именно в этот период происходит формирование профессиональной направленности и идентичности, планирование своего будущего, развитие определенного мировоззрения, жизненных установок и ценностей, выработка своей жизненной позиции. Ведь процесс становления человека как профессионала и прежде всего, как личности, происходит через осмысление своей жизни. Каждый человек на основе сложившихся у него представлений о смысле жизни из всего многообразия образцов поведения выбирает те, которые считает правильными и наиболее соответствующими его ценностям.
Стоит отметить, что в студенческом возрасте происходит формирование новых смыслов и ценностных ориентаций. Все более актуальной становится изучение смысложизненных ориентаций студенческой молодежи, в связи с профессиональной направленностью и личностными конструктами.
На данный момент ставится вопрос о факторах, влияющих на процесс развития системы личностных смыслов у студентов и формирования у них разного характера жизненных ценностей, установок и идеалов.
Смысложизненные ориентации являются актуальной научно-практической проблемой и требуют теоретической и методологической разработки. Во многих современных психологических исследованиях совершаются попытки обнаружить зависимость смысложизненных ориентаций от индивидуально-типологических свойств человека, возрастных и половых особенностей, от уровня образования, профессиональной направленности и т.д.
Однако, несмотря на множество исследований, посвященных проблеме смысложизненных ориентаций, где учитываются различные средовые и социально-психологические условия, недостаточно исследована их взаимосвязь с таким психологическим феноменом, как перфекционизм.
Современные исследователи придают особое значение раскрытию психологических закономерностей стремления к совершенству среди студенчества. Как уже упоминалось ранее, время обучения в вузе совпадает с юношеским возрастным этапом. Психологическими особенностями этого периода являются переход к самостоятельной жизни и становление человека как субъекта собственного развития. Эти возрастные закономерности определяют актуальность эмпирических исследований стремления студентов к совершенству.
В настоящее время в мировой и отечественной психологии все больше возрастает интерес к феномену перфекционизма. На протяжении десятилетий он является предметом многочисленных эмпирических исследований. Специфика данных исследований состоит в том, что некоторые авторы рассматривают перфекционизм как феномен, способствующий дезадаптации личности, а другие считают его в целом адаптивным.
С точки зрения первых, перфекционисты склонны устанавливать для себя крайне высокие стандарты и испытывать негативные переживания и разочарование в случае недостижения этих стандартов. Перфекционизм мешает им адекватно оценивать ситуацию, заводить дружеские отношения с другими людьми, наслаждаться процессом, заставляет их ощущать недовольство собой и своими результатами. С другой стороны, многими авторами отмечается положительный эффект перфекционизма, который проявляется в положительном взгляде на жизнь, большем усердии и целеустремленности, высокой активности и мотивации на пути к достижению цели.
Таким образом, из выше изложенного следует, что актуальность данного исследования заключается в изучении феномена перфекционизма как социально-психологического свойства личности студента в связи с его профессиональной направленностью, самооценкой и смысложизненными ориентациями.
Исходя из этого, определена цель моей дипломной работы.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На сегодняшний день существует большое количество исследований, направленных на изучение разных аспектов перфекционизма. Основное внимание в них сконцентрировано на таких проблемных областях в изучении данного феномена как описание его структуры, выявление различных форм, выявление факторов, обуславливающих его формирование, а так же последствий влияния его на другие личностные структуры.
В зарубежной и отечественной науке единого и окончательного определения понятия "перфекционизма" не существует. В одних исследованиях этот феномен рассматриваю как тенденцию или стремление личности, а в других как относительно устойчивую личностную черту, влияющую на все сферы жизни.
Анализ эмпирических исследований, посвященных изучению перфекционизма и его компонентов, позволил нам выдвинуть предположения о их связи с определенными психологическими конструктами личности, а именно со смысложизненными ориентациями и самооценкой.
Результаты корреляционного анализа не подтвердили выдвинутую нами гипотезу о взаимосвязи составляющих перфекционизма со смысложизненными ориентациями. Из этого следует, что целостное представление о себе, глубинные основы личности, ее экзистенциальная сфера существуют автономно от общего уровня перфекционизма и его составляющих.
Результаты проведённого исследования имеют как теоретическое значение, так и практическое. Теоретическое – перфекционизм можно рассматривать как социально желательное поведение. Были обнаружены взаимосвязи аспектов перфекционизма с несколькими шкалами самооценки и в том числе мнении субъекта о том, как его оценивают другие. По результатам исследования можно утверждать, что во многих аспектах перфекционизм тесно связан с представлениями о совершенстве, существующее в обществе, тем образцом поведения, которое оно транслирует. В данном случае перфекционизм можно рассматривать уже как социально желательное поведение человека, этот факт открывает широкое поле для изучения феномена перфекционизма в русле социального поведения личности и построения на основе этого дальнейших гипотез.
Практическое значение заключается в том, что изучение компонентов перфекционизма и их взаимосвязей со смысложизненными ориентациями и самооценкой служит основанием в корректировке социального поведения личности и целостном представлении о себе, о своих качествах и своих возможностях как в профессиональном становлении, так и в ценностно- личностном.
В связи с этим стоит вопрос о том, что нужно подробнее изучать данный феномен с применением нарративного подхода, обратить внимание на исследование перфекционизма вместе с ценностными ориентациями и другими личностными качествами. Устранение противоречий и восполнение существующих пробелов является самостоятельной научной задачей, решение которой предполагает всестороннее изучение структуры данного феномена и разработка инструментов для его диагностики.


Адлер А. Наука жить. / Пер. с англ. Е. О. Любченко, пер. с нем. А. А. Юдина. К.: Port-Royal, 1997. 288 с.
2. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А. Цыпина. СПБ.: «Академический проект», 1997. 256 с. с 64-83, 166-168
3. Выготский Л.С. Мышление и речь // Л.С. Выготский. Собр. соч. в 6 тт. Т. 2. М.: М.: Педагогика, 1982. 504 с.
4. Гаранян Н. Г. Психологические модели пефекционизма// Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74-83
5. Гаранян Н. Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 2010.
6. Глэддинг С. Психологическое консультирование.4-е изд. СПб.: Питер, 2002. 736 с.
7. Демина А.А. Психологический формат изучения проблемы перфекционизма [Электронный ресурс] / А.А. Демина // Журнал SCI-ARTICLE.RU. - 2014. - № 6. - Режим доступа: http://sci-article.ru (дата обращения 1.05.2017).
8. Зеер, Э.Ф. Социально-профессиональное воспитание в ВУЗе: практико-ориентир. Монография / Э. Ф. Зеер, И.И. Хасанова. Екатеринбург: РГППУ, 2003. 158 с.
9. Зеленкова, И.Л. Проблема смысла жизни: опыт историко-этического исследования / И.Л. Зеленкова. Минск: Университетское. 1998. 125 с.
10. Иванченко Г. В. Идея совершенства в психологии и культуре. М.: Смысл. 2007. 256 с.
11. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. М.: Прогресс, 1980. 321 с.
12. Кон, И. С. Психология юношеского возраста / И. С. Кон. М.: Прогресс, 1989. 287 с.
13. Кузьмин Е. С. Методы социальной психологии / Под ред. В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977. С. 17–28.
14. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды // Намерение, воля, потребность. М.: Смысл, 2001. 572 с.
15. Леонтьев А. H. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с....38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ