Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

Работа №14429

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы82
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2430
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ... 7
1.1 Общение и его развитие в онтоенезе 7
1.2 Общение младших школьников и условия его формирования 18
1.3 Особенности общения младших школьников с общим недоразвитие речи
1.4 Анализ организационных и содержательных аспектов формирования навыков общения у детей с общим недоразвитием речи 29
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ 45
2.1 Изучение особенностей общения младших школьников с . общим недоразвитием речи на логопедических
занятиях 45
2.2 Методические рекомендации по формированию навыков . общения младших школьников с общим недоразвитием
речи на логопедических занятиях 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71



Актуальная задача современной школы - воспитать культурную личность, способную к эффективному общению, личность творческую, умеющую найти свое место в постоянно изменяющейся действительности, готовую принимать неординарные решения в различных жизненных ситуациях. В этой связи особое внимание следует уделять коммуникативному развитию личности ребенка.
В ФГОС НОО указано, что «коммуникативное развитие - формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение..».
Коммуникативное развитие предполагает формирование ряда психологических и мыслительных свойств, которые проявляются в процессе коммуникации, и помощь в овладении средствами коммуникации, и формирование ряда социальных установок, необходимых для эффективного общения.
За последние годы общение привлекало внимание многих исследователей. Природа общения, его возрастные и индивидуальные особенности, механизмы протекания стали предметом изучения философов и социологов (И.С. Кон, Б.Д. Парыгин), психологов и педагогов в области возрастной и детской психологии (Т.В Драгунова, И.В. Дубровина, Я.Л. Коломинский, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин).
Многочисленные публикации Б.М. Гриншпуна, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Л.Б. Халиловой, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и др. указывают на факт наличия у детей с общим недоразвитием речи стойких нарушений коммуникативного поведения, эмоциональной неустойчивостью, тугоподвижностью.
Особенности общения детей с общим недоразвитием речи представлены в современных работах О.В. Дзюба, Е.В. Елесеенковой, Е.В. Ковыловой, Н.Ю. Кузьменковой, О.Л. Лехановой, Н.С. Марцун, О.С. Павловой, Н.М. Путковой, Л.Г. Соловьевой, Л.Д. Столяренко, Т.В. Тумановой, Е.Л. Черкасовой и др. Исследователи показали, что у таких детей наблюдаются снижение мотивационно-потребностной сферы общения, трудности реализации речевых и паралингвистических средств, недостаточное усвоение языковых понятий.
Бедность словарного запаса, недостаточность глагольного словаря, своеобразие связного высказывания препятствует осуществлению полноценного общения детей с общим недоразвитием речи, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм).
С.Г. Щербак отмечает, что комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с общим недоразвитием речи препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников .
В исследованиях Е.Л. Черкасовой отмечается, что свободная речевая коммуникация у младших школьников с общим недоразвитием речи значительно затруднена. Даже те звуки, которые дети умеют произносить правильно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко, смазано. Особенности речевого развития младших школьников являются преградой осуществления полноценного общения, это проявляется в снижении потребности в общении, несформированности форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь), особенностях поведения (незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, речевой негативизм .
Несмотря на достаточную представленность исследований в области общения детей с общим недоразвитием речи, практически недостаточно удаляется внимание формированию навыков общения младших школьников на логопедических занятиях. В связи с вышеуказанным, выбранная нами тема выпускной квалификационной работы «Формирование навыков общения у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях» может рассматриваться как актуальная.
Проблема исследования - совершенствование коррекционно-педагогической работы по формированию навыков общения у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Цель исследования - сформировать навык общения у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Объект исследования - особенности общения младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Предмет исследования - содержание работы по формированию навыков общения у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
В ходе работы были поставлены задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать проблему формирования навыков общения у младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить особенности общения младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
3. Разработать методические рекомендации по формированию навыков общения младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования: формированию навыков общения младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях будет способствовать целенаправленная организация коммуникативно-речевых ситуаций на каждом дидактическом этапе занятия.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; эмпирические: наблюдение; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили педагогические работы в области общения и его влияния на формирование личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин и др.); концепция формирования коммуникативных способностей младших школьников (М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Ф Ломов, А.В. Мудрик и др.); идеи работ в области изучения коммуникативного развития детей с общим недоразвитием речи ( О.Е. Грибова, О.В. Дзюба, Л.Д. Столяренко, Е.Л. Черкасова, Г.В. Чиркина, и др.).
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 42» г. Белгорода, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» г. Белгорода, МБОУ «Гимназия № 5» г. Белгорода.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Общение как социально- и личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются не только личностные отношения, но и установки на социальные нормы. Общение является коммуникативно-регулятивным процессом, в котором осуществляется передача социальных ценностей с одновременным регулированием их усвоения социальной системой.
Коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения.
Коммуникативные умения начинают активно развиваться в младшем школьном возрасте, поэтому педагогу следует помочь правильно сформироваться коммуникативным навыкам именно в этом возрасте для дальнейшего его развития. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Степень сформированности этих умений влияет как на результативность обучения детей, так и на процесс их социализации и развития личности в целом. Коммуникативное развитие осуществляется внутри целостной системы личности в соответствии с линиями развития: личностной, интеллектуальной, деятельностной, которые неотделимы друг от друга.
Коммуникативные умения учащихся формируются исключительно в процессе непосредственного общения с учителем, сверстниками и другими людьми. Результативное, удовлетворяющее интересы коммуникантов общение подразумевает овладение ими коммуникативной компетенцией, составляющей которой, и являются коммуникативные умения.
На всем протяжении младшего школьного возраста общение детей между собой существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения.
Развитие личности ребёнка осуществляется внутри целостной её системы в соответствии с линиями развития: деятельностной, интеллектуальной, личностной, которые неотделимы друг от друга. Коммуникативное развитие должно рассматриваться в общем контексте социализации ребёнка в плане учёта особенностей обобщения, формирования понятий, общения со взрослыми, сверстниками, учёта особенностей общей ситуации социального развития и так далее.
Младший школьный возраст связан с вхождением в школьное обучение как наиболее систематизированную форму общения, с включенностью в учебную деятельность как ведущую деятельность данного периода, что предопределяет переход от наглядно-образного конкретного ситуативного к абстрактному мышлению, к умению выделять существенные связи, строить рассуждения, делать умозаключения, выводы.
Особенно сложным такой переход бывает у детей с общим недоразвитием речи.
У таких детей коммуникативные умения формируются иначе, чем у детей с нормальным речевым развитием. Это связано с тем, что у них затруднена социальная адаптация при переходе в другую среду, им сложно наладить контакт со своими сверстниками, личностное формирование нарушено, инициативы в общении они обычно не проявляют.
У детей с нарушениями речи отмечаются трудности полноценной коммуникативной деятельности, формирования саморегуляции и самоконтроля, отмечаются разнообразные недостатки познавательной деятельности и историки, нарушения эмоционально-волевой сферы.
Дети с общим недоразвитием речи малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют.
Наблюдаемые у детей с общим недоразвитием речи трудности в организации собственного речевого поведения отрицательно сказываются на их общении с другими детьми.
Среди причин, влияющих на общение младших школьников с речевой патологией со сверстниками выделяют: фиксированность на дефекте речи, речевой негативизм, чувство неполноценности, низкая потребность к общению, неадекватность речевых и поведенческих реакций, неумение правильно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации и другое.
Проведенное нами изучение позволило подтвердить факт более низкой потребности в общении у младших школьников с общим недоразвитием речи, в сравнении со школьниками без нарушений речи. Также, оценивая их коммуникативно-речевую активность на логопедических занятиях, выявили, что младшие школьники с общим недоразвитием речи малоинициативны, на заданные вопросы в ходе занятия их речь недостаточно образна и выразительна. Этому способствует неправильная организация общения на занятии: учитель-логопед не создает разнообразные коммуникативно-речевые ситуации.
В связи с этим мы разработали методические рекомендации по организации на каждом дидактическом этапе логопедического занятия коммуникативно-речевых ситуаций, что на наш взгляд, будет способствовать оптимизации коммуникативно-речевого развития младших школьников с общим недоразвитием речи.
Так, выдвинутая нами гипотеза нашла свое отражение. Цели были достигнуты.



1. Акишина Т.Е. Грамматика чувств: Пособие по развитию навыка общения у младших школьников с ОНР [Текст] / Т.Е. Акишина. М.: Просвещение, 2010. - 90 с.
2. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения младших школьников с речевыми нарушениями[Текст] /О.А. Александрова // Русский язык. - 2006. - №3. - С. 34¬38.
3. Алифанова Е.М. Формирование навыка общения детей младшего школьного возраста: Дис. канд. пед. наук [Текст] /Е.М. Алифанова. - Волгоград, 2001. - 80 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: учеб. пособие [Текст]/ Б.Г. Ананьев.- Л., 2006. - 55 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст]/ Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
6. Асмолов А.Г. Как проектировать ситуацию общения младших школьников с нарушением речи: от действия к мысли[Текст]/ Асмолов А.Г. М.: Просвещение, 2011. - 167 с.
7. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной коммуникативной компетенции Электронный ресурс [Текст]/ С.Г. Воровщиков // «Эйдос»: интернет-журнал. 2007. - 30 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь[Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1999. - 290 с.
9. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учеб. пособие [Текст]/ Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. - М., 2005. - 44 с.
10. Гаркуша Ю.Ф. Особенности общения детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи [Текст]/Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина//Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. -М., 2001. - С. 84-100.
11. Глухов В.П. Формирование речевого развития младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]/В.П. Глухов. - М., 2004. - 223 с.
12. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией[Текст] /О.Е. Грибова// Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 7
13. Дзюба О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи[Текст]/О.В. Дзюба: Автореф. дис. ... канд. Пед. Наук: 13.00.07. - М., 2009. - 20 с.
14. Диагностика и развитие компетентности в общении младших школьников с нарушением речи [Текст] / под ред. Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 234 с.
15. Елисеев О.П. Потребность в общении младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст]/О.П. Елисеев. - СПб., 2003. С.428-430.
16. Жидкова, Н.И. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе овладения навыка общения [Текст] / Н.И. Жидкова // Методист. - 2003. №5. - С.18 - 20.
17. Ковылова Е.В. психокоррекционная технология коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи[Текст]/Е.В. Ковылова: Автореф. дис. . канд. Психол. Наук: 19.00.10. - Нижний Новгород, 2011. - 24 с.
18. Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция[Текст]/ Под ред Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой. - Архангельск:Поморский университет, 2009. - 211 с.
19. Кузьменкова Н.Ю. Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством обучения речевому этикету[Текст]/Н.Ю. Кузьменкова: Автореф. дис. . канд. Пед. Наук: 13.00.03. - М., 2006. - 20 с.
20. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в языковом образовании младших школьников [Текст] // Школьные технологии/ О.Е. Лебедев. - 2004. - №5. - С.3 - 12.
21. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности[Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 2009. - 322 с.
22. Леханова О.Л. Использование невербальных средств общения в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР[Текст]/О.Л. Леханова: Автореф. дис..канд. пед. Наук: 13.00.07. - М., 2008. - 21 с.
23. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения: учеб. пособие [Текст]/ М.И. Лисина.- М.: Педагогика, 2007. - 160 с.
24. Лямина И.П. Начальные этапы формирования общения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи[Текст]/И.П. Лямина: Дис. ... канд. пед. наук.. - М., 2006. - 207 с.
25. Мастюкова Е.М. Логопедия [Текст]/Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение,2000. - 342 с.
26. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи[Текст] / Н.В. Новотворцева. - М.: Просвещение,2006. - 270 с.
27. Павлова О.С. Формирование коммуникативной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи[Текст]/О.С. Павлова: Автореф. дис. Канд. Пед. Наук:13.00.03. - М., 1998. - 20 с.
28. Путкова Н.М. Формирования вопросительных высказываний у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи[Текст]/Н.М. Путкова: Автореф. дис..кан.пед.наук:13.00.03. - М.,2008. - 19 с.
29. Смирнова Е.О. Особенности общения с младшими школьниками в коррекционной школе: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ Е.О. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
30. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. Учебное пособие для студентов [Текст]/Е.Ф. Соботович. - М.: Классике Стиль, 2013. - 160 с.
31. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст]/Л.Г. Соловьева// Дефектология. - 2006. - №1. - С. 62-66.
32. Соловьева Л.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство развития вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи шестого года жизни[Текст]/Л.Г. Соловьева: Автореф. дис. ... канд. Пед. Наук: 13.00.03. - М.,
1998. - 23 с.
33. Ткаченко Т.А. Развитие стилей общения у младших школьников в рамках логопедического занятия [Текст] / Т.А. Ткаченко. - М.: Ювента, 2008. - 24 с.
34. Трошин О.В. Логопсихология: Учебное пособие [Текст]/О.В. Трошин, Е.В. Жулина. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 256 с.
35. Усольцева, Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]/Н.К. Усольцева. - Режим доступа: http://ecat.lib.mpgu.edu
/opac/index.php?url=/notices/index/IdNotice:63465/Source:default
36. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://safetykids.ru/tag/gosudarstvennyj-standart-obrazovaniya/
37. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи[Текст]/Е.Г. Федосеева: Автореф. Ди. - канд. Пед. Наук: 13.00.03. - М., 1999. - 20 с.
38. Филичева Т.Б. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности[Текст]/ Т.Б. Филичеа, Т.В. Туманова, О.М. Елисеенкова//Современные проблемы науки и образования. -
2014. - № 3. - С. 34-41.
39. Харитонова Е.А. Развитие фразовой речи в процессе сюжетно-ролевой игры у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]/Е.А. Харитонова. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/razvitie-frazovoi-rechi-v-protsesse-syuzhetno-
rolevoi-igry-u-detei-s-obshchim-nedorazvitiem-
40. Цукерман Г.А. Как младшие школьники с нарушением речи учатся правильно говорить на логопедических занятиях [Текст] /Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. - 311 с.
41. Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста. Изучение, диагностика, развитие. - М.: Национальный книжный центр, 2011. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ