Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие бизнес-процесса и его значимость для деятельности предприятия 6
1.2 Бизнес-процессы в структуре деятельности инновационного предприятия 15
1.3 Методологические подходы к совершенствованию бизнес-процессов 19
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОЛОЖЕНИЯ НА РЫНКЕ ПРОДУКТОВОЙ РОЗНИЦЫ КОМПАНИИ X5 RETAIL GROUP 35
2.1 Характеристика деятельности компании X5 Retail Group 35
2.2 Положение компании X5 Retail Group на рынке продуктовой розницы 44
ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕСОВ ОНЛАЙН-СУПЕРМАРКЕТА «ПЕРЕКРЁСТОК» 55
3.1 Моделирование бизнес-процессов онлайн-супермаркета «Перекрёсток» 55
3.2 Направления совершенствования бизнес-процессов онлайн-супермаркета «Перекрёсток» 59
3.3 Система показателей оценки результативности и эффективности внедрения предложенных изменений по совершенствованию бизнес-процессов 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 77
В современных условиях ведения бизнеса наиболее важной проблемой является обеспечение повышения уровня конкурентоспособности и роста ключевых показателей эффективности. Достижение этих целей, возможно, путем оптимизации и реорганизации имеющихся бизнес-процессов организации.
С развитием процессного подхода, руководители компаний стали использовать все доступные средства для оптимизации и совершенствования процессов, протекающих в организации. Руководство современных отечественных и зарубежных компаний находится в постоянном поиске совершенного, универсального метода по оптимизации всех систем предприятия, который в кратчайшие сроки выявит и решит все проблемы организации. Сегодня консалтинговые компании предоставляют различные способы оптимизации и совершенствования бизнес-процессов.
Актуальность работы определяется сложностью выбора подходящего инструмента совершенствования бизнес-процессов компаний, обусловленного множеством имеющихся методов моделирования на рынке, что особенно важно в современных условиях развития экономики России и стран мира.
Цель выпускной квалификационной работы – разработка направлений совершенствования бизнес-процессов инновационных предприятий на примере онлайн-супермаркета «Перекрёсток», относящегося к крупнейшей компании российского продуктового ритейла – X5 Retail Group.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Обобщить теоретические основы бизнес-процессов предприятия;
2. Определить методологические подходы к совершенствованию бизнес-процессов предприятия;
3. Провести анализ деятельности компании X5 Retail Group, её положения на рынке продуктовой розницы;
4. Построить модель бизнес-процессов онлайн-супермаркета «Перекрёсток», входящего в компанию X5 Retail Group;
5. Определить направления совершенствования бизнес-процессов онлайн-супермаркета «Перекрёсток»;
6. Обосновать эффективность внедрения предложенных направлений совершенствования бизнес-процессов онлайн-супермаркета «Перекрёсток».
Объектом исследования, проводимом в выпускной квалификационной работе, являются бизнес-процессы предприятия.
Предметом исследования являются бизнес-процессы инновационной компании онлайн-супермаркета «Перекрёсток».
Теоретико-методологическую основу работы составили работы зарубежных учёных, таких как Э. Деминг, Д. Джуран, М. Хаммер, Д. Чампи, Б. Андерсен, Т. Давенпорт, Шорт, Й. Беккер и др., а также российских авторов (в частности, В. Репина, В. Елиферова, С. Маклакова, Г. Калянова, Л. Холода, Е. Хрусталева, Н. Абдикеева).
В работе использованы методы сравнительного и статистического анализа, бизнес-моделирования, анализа экономических и финансовых показателей компании, стратегического менеджмента.
Самостоятельными разработками автора являются следующие:
• обоснованы методологические подходы к совершенствованию бизнес-процессов предприятия;
• на основе комплексного анализа бизнес-процессов и систем управления предприятием выполнено моделирование бизнес-процессов онлайн-супермаркета «Перекрёсток»;
• определены направления совершенствования бизнес-процессов онлайн-супермаркета «Перекрёсток», а также обоснована эффективность внедрения предложенных изменений.
Все построенные модели и рекомендации являются авторскими и составлены с учетом актуальной информации о компании и внешней среде. Авторские таблицы и рисунки составлены на основе использования теоретических и методологических подходов к совершенствованию бизнес-процессов предприятия.
Практическая значимость работы выражается в применимости внедрения предложенных направлений совершенствования бизнес-процессов в анализируемой компании – АО «ТД «Перекрёсток», а также реальной возможности оценить эффективность этих изменений.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения, списка использованной литературы и дополнительных материалов, размещенных в приложениях. Структура работы отвечает требованиям задач, поставленных перед работой.
Первая глава состоит из трех частей, в которых отражена сущность бизнес-процесса и процессного подхода к управлению предприятием в целом, рассмотрена классификация бизнес-процессов в структуре деятельности инновационных предприятий, приведена сравнительная характеристика основных методологических подходов к моделированию и совершенствованию бизнес-процессов инновационного предприятия.
Во второй главе выпускной квалификационной работы представлена общая характеристика деятельности X5 Retail Group, проведен анализ положения компании на рынке продуктовой розницы, дана общая оценка конкурентоспособности компании на основе SWOT-анализа и анализа ключевых факторов успеха.
В третьей главе предложены направления совершенствования бизнес-процессов онлайн-супермаркета «Перекрёсток» и сделана оценка эффективности внедрения предложенных изменений.
Работа включает 15 таблиц и 42 рисунка.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ теоретических основ бизнес-процессов предприятия, описаны основные методологические подходы к совершенствованию бизнес-процессов, проведен анализ деятельности X5 Retail Group, её положения на рынке продуктовой розницы, построена модель бизнес-процессов онлайн-супермаркета «Перекрёсток», определены направления совершенствования бизнес-процессов и представлено обоснование эффективности внедрения предложенных изменений.
Опираясь на рассмотренные в работе теоретические и практические аспекты совершенствования бизнес-процессов, а также на проведенный комплексный анализ модели бизнес-процессов онлайн-супермаркета «Перекрёсток», автор пришел к следующим выводам:
1. Процессный подход в управлении позволяет руководству повысить эффективность деятельности предприятия, снизить издержки, сократить время обслуживания потребителей без увеличения персонала;
2. Бизнес-процессы предприятия делят на четыре группы: основные бизнес-процессы, обеспечивающие бизнес-процессы, бизнес-процессы управления организацией, бизнес-процессы развития;
3. В основе реорганизации бизнес-процессов лежит построение двух моделей бизнес-систем: «AS-IS» и «TO-BE», а переход от модели «как есть» к модели «как должно быть» называется реинжинирингом бизнес-процессов;
4. Методы совершенствования делятся на две идеологии: непрерывное совершенствование (TQM) и реинжиниринг бизнес-процессов (BPR). Наиболее верный подход к оптимизации бизнес-процессов – комбинирование двух подходов;
5. Существует множество методологий описания бизнес-процессов, но наиболее удобной для использования и распространенной является нотация IDEF0. Выбор методики должен основываться на целях проекта, возможностях методики и соответствующих программных продуктов;
6. Инновационное предприятие – фирма, которая участвовала в инновационной деятельности и внедрила некую инновацию в течение периода наблюдения, равного 3 годам в РФ. Крупнейшие компании продуктового ритейла относятся к инновационным предприятиям, так как благодаря масштабам их деятельности, являются не только средой применения, но и органическим драйвером технологических инноваций (технологии мобильной оплаты Apple Pay и Samsung Pay, кассы самообслуживания, программы лояльности, формирующиеся с помощью искусственного интеллекта, развитие онлайн-продаж и ряд других);
7. X5 Retail Group — крупнейшая российская мультиформатная розничная компания, занимающая уверенные позиции в трех крупнейших форматах: «магазины у дома» / дискаунтеры, супермаркеты и гипермаркеты. В 2017 году X5 впервые обогнала главного конкурента – «Магнит», а среднегодовой темп роста выручки компании за 2015-2018 гг. составляет около 25%;
8. На основании SWOT-анализа была сформулирована приоритетная стратегия для компании – стратегия удержания позиций и умеренный рост. Дополнительной стратегией является стратегия увеличения доли продаж за счет развития омниканальных продаж;
9. Благодаря сотрудничеству с Фондом развития интернет-инициатив и фондом «Сколково» X5 Retail Group начала развитие омниканальных продаж с открытия онлайн-супермаркета «Перекрёсток» в апреле 2017 года в г. Москва, который уже в конце года вышел на положительный финансовый результат;
10. За период 2015-2018гг. оборот интернет-торговли продовольственными товарами увеличился в 5 раз благодаря запуску сервиса доставки продуктов iGoods и созданию онлайн-супермаркета «Перекрёсток»;
11. В текущем формате отмечается низкая доля незапланированных интернет-покупок, связанная, в частности, с нежеланием клиента искать товары по каталогу. Поэтому объектом совершенствования был выбран интернет-каталог, а в качестве направления совершенствования предложено внедрение виртуального тура по супермаркету.
12. Подтвердилась гипотеза о наличии сильной взаимосвязи между ростом доли импульсивных продаж и размером среднего чека. Коэффициент детерминации равен 0,98, а коэффициент корреляции – 0,99
13. В соответствии с базовым сценарием развития событий при внедрении виртуального тура годовой объем выручки на основе импульсивных продаж составит 7,5 млн. руб., напротив, без внедрения технологии – 4,5 млн. руб., таким образом, внедрение виртуального тура обеспечит рост годовой выручки на 66%.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод о том, что цели и задачи, стоявшие перед автором, выполнены в полной мере, ожидаемый результат от внедрения виртуального тура по супермаркету «Перекрёсток» является достаточно высоким, а срок окупаемости проекта составляет меньше года.
1. ГОСТ Р ИСО 9000 – 2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. ГОСТ Р ИСО 9001 – 2015 Системы менеджмента качества. Требования.
3. ГОСТ Р 56273.1-2014 Инновационный менеджмент. Система инновационного менеджмента.
Учебники и монографии
4. Becker J., Kugeler M., Rosemann M. Process management: a guide for the design of business processes. Berlin: Springer Science & Business Media, 2013. 346 p.
5. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. М. : РИА «Стандарты и качество», 2003. 151 с.
6. Генри Нив. Организация как система. Принципы построения устойчивого бизнеса Эдвардса Деминга. М. : Альпина Паблишер, 2011. 368 с.
7. Елиферов В. Г., Репин В. В. Бизнес-процессы – регламентация и управление. М. : ИНФРА-М, 2005. 319 с.
8. Елиферов В. Г., Репин В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. М. : РИА «Стандарты и качество», 2004. 408 с.
9. Калянов Г. Н. Консалтинг при автоматизации предприятий: подходы, методы, средства. М. : СИНТЕГ, 1997. 172 с.
10. Калянов Г. Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов. М. : СИНТЕГ, 2000. 203 с.
11. Маклаков С. В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0. М. : «ДИАЛОГМИФИ», 2002. 378 с.
12. Маленков Ю. А. Стратегический менеджмент. М. : Проспект, 2011. 224 с.
13. Портер М. Ю. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость / пер. с англ. Е. Калининой. М. : «Альпина Паблишер», 2016. 716 с.
14. Репин В. В. Бизнес-процессы. Моделирование, внедрение, управление. М. : Манн, Иванов и Фербер, 2013. 512 с.
15. Файоль А. Общее и промышленное управление / пер. Б. В. Бабина-Кореня с предисл. А. К. Гастева. М. : Центральный институт труда, 1923. 124 с....46