Только Word
Введение 5
Глава 1. КОМПАНИЯ «IGOOODS» И ЕЁ БИЗНЕС-СРЕДА 7
1.1. Общая характеристика рынка, на котором работает компания «igooods» 7
1.2. Даркстор и его основные характеристики 11
1.3. Анализ конкурентной среды компании Igooods 13
1.4. Общая характеристика деятельности компании «igooods» 20
1.5. Обзор существующих бизнес моделей 21
1.6. Анализ конкурентной среды по методу 5 сил конкуренции М. Портера и формирование карты стратегических групп 22
Угроза появления новых конкурентов 22
Рыночная сила поставщиков 22
Угроза появления товаров– заменителей 23
Интенсивность конкуренции 23
Рыночная сила покупателей 24
Выводы 26
Глава 2. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ 27
2.1. Общие положения в складской логистике 27
2.2. Современные предпочтения потребителей в сервисах быстрой онлайн-доставки 30
2.3. Методы определения расположения складов 32
2.4. Моделирование, основные понятия 34
2.5. Сравнение сред для имитационного моделирования 38
Выводы 40
Глава 3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ДОСТАВКИ ДЛЯ КОМПАНИИ «IGOOODS» 41
3.1. Описание доставки «как есть» компании «igooods» 41
3.2. Описание новой модели, комбинированного способа доставки компании «igooods» 42
3.3. Описание ситуации моделирования, входные данные 43
3.4. Моделирование ситуации в Anylogic 48
3.5. Выводы по результатам первого моделирования 52
3.6. Моделирование ситуации в Anylogic (9 адресов, 3 гипермаркета, 1 даркстор) 53
3.7. Экономическая оценка результатов и выводы по результатам второго моделирования 55
Выводы 56
Заключение 58
Список использованной литературы 60
В данной выпускной квалификационной работе проводится комплексный анализ существующей фирмы и ее внешней среды, исследуются и анализируются современные подходы к размещению складских мощностей внутри городов, методы моделирования маршрутов для доставки товаров, и на основе этих двух факторов разрабатывается модель размещения складских мощностей для компании.
Проблема, с которой столкнулась компания – увеличение конкуренции на рынке онлайн-доставки продуктов, появление конкурентов, которые могут предложить более выгодные условия доставки, как во временном, так и в денежном значении. Данная проблема крайне актуальна, так как конкуренция на рынке возрастает, доля онлайн-продаж продуктов растет в общей доле продажи продуктов традиционными способами. На рынок онлайн-доставки выходят крупные игроки из других сфер, развивающие свои экосистемы, такие как Сбербанк, Mail.ru и другие. При этом, не все существующие игроки эффективно справляются с изменениями. Так, например, Утконос, бессменный лидер и первый игрок на рынке, за год потерял первенство на российском рынке доставки продуктов. Другие сервисы также испытывают трудности в удовлетворении спроса и потребностей потребителей, которые привыкли к быстрой доставке и большому выбору товаров.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является сервис онлайн-доставки продуктов «igooods», осуществляющий свою деятельность в нескольких городах России. В работе осуществлен комплексный анализ как самой компании, так и рынка, на котором она функционирует, проведен анализ конкурентов, проведен анализ основных особенностей логистической функции в подобных сервисах, проанализированы различные методы, позволяющие разместить складские мощности для компаний в данной отрасли, а также разработаны рекомендации по размещению мощностей для компании «igooods», а, также, произведена экономическая оценка эффективности внедрения изменений в существующий процесс доставки. Предметом исследования является размещение складских мощностей для уменьшения времени доставки.
Целью данной работы является определение методов размещения складских мощностей для сервисов онлайн-доставки и на основе выбранных методов разработка модели комбинированной доставки товаров конечному потребителю, позволяющей сделать доставку более быстрой.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Исследовать существующие компании как российские, так и зарубежные в сфере онлайн-доставки продуктов и их бизнес-модели и сформировать список компании для дальнейшего сравнительного анализа организации доставки;
2. Изучить методы, использующиеся при определении местоположения для складских мощностей и отобрать наиболее подходящие под условие задачи методы моделирования;
3. Провести моделирование, результатом которого будет сравнение скорости доставки модели как есть и как будет;
4. Проанализировать результаты и сформулировать рекомендации по размещению складских мощностей.
Данная работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается рынок онлайн-доставки в России и в мире, анализируются основные бизнес-модели, которые используют компания на данном этапе своего развития и развития рынка. Также, в первой главе анализируется внешняя и внутренняя среда компании «igooods», её конкуренты. Во второй главе разбираются основные методы расположения складских мощностей, методы моделирования подобных задач. В третьей главе, на примере одного района в городе Санкт-Петербург проведено моделирование, в которым, используя методы расположения складов, строится модель как есть, и как будет, после чего происходит анализ результатов моделирования и формирование рекомендаций.
Результатом данной выпускной квалификационной работы является комбинированная модель доставки продуктов и товаров для дома, которая позволяет улучшить параметры существующего сервиса доставки «igooods», а именно увеличить скорость доставки товаров и продуктов, и тем самым привлечь новую для компании группу пользователей, которые ранее осуществляли заказы у конкурентов, а также расширить возможности для текущих пользователей сервиса.
Для достижения поставленной цели были выполнены все задачи, заявленные в начале работы:
1. Исследовать существующие компании как российские, так и зарубежные в сфере онлайн-доставки продуктов и их бизнес-модели и сформировать список компании для дальнейшего сравнительного анализа организации доставки;
2. Изучить методы, использующиеся при определении местоположения для складских мощностей и отобрать наиболее подходящие под условие задачи методы моделирования;
3. Провести моделирование, результатом которого будет сравнение скорости доставки модели как есть и как будет;
4. Проанализировать результаты и сформулировать рекомендации по размещению складских мощностей.
Во-первых, был проанализирован рынок онлайн-доставки, зарубежный и российский опыт компаний, представленных на рынке онлайн-доставки продуктов. Было проведено детальное сравнение компаний по ключевым для отрасли характеристикам, также, было проведено сегментирование компаний на основе карты стратегических групп. Далее, в рамках работы был отобран метод определения местоположения складских мощностей исходя из структуры спроса потребителей. Были рассмотрены разные методы, в качестве метода, на которой в дальнейшем опиралось моделирование был выбран метод центра тяжести, как наиболее универсальный и подходящий для расположения складских мощностей в черте города. Также, во второй главе был отобрана среда моделирования Anylogic.
Затем, было произведено моделирование процесса доставки компании «igooods» как есть, то есть того, как сейчас компания доставляет товары. Затем, с использованием метода из 2 главы и среды Anylogic был построена модель комбинированной доставки с использованием даркстора. После двух моделирований было проанализировано, как добавление даркстора повлияло на ключевой критерий сервиса – время доставки. Затем, данная модель была перестроена с добавлением всех возможных точек спроса из проведенного опроса и торговых точек, из которых компания в данный момент производит доставку. После анализа результатов, была выдвинута рекомендация компании «igooods» видоизменить свою бизнес-модель, сделать ее более конкурентоспособной для российского рынка. В качестве результата работы была разработана модель размещения склада в Петроградском районе Санкт-Петербурга, с точными координатами склада, а также были обоснованы причины, плюсы перехода на комбинированную модель доставки для компании «igooods».
1. Боев В. Д. Компьютерное моделирование: Пособие для практических занятий, курсового и дипломного проектирования в AnyLogic7:. — СПб.: ВАС, 2014
2. Зиновьев В.В. Практическое применение программных средств имитационного моделирования
3. Современная логистика / Пол Р. Мэрфи-мл., Дональд Ф. Вуд.― М.: Издательский дом «Вильямс», 2017. ― 56 с.
4. Лоу А.М, Кельтон В.Д. Имитационное моделирование. Классика CS. 3-е изд. – СПб.: Питер; Киев: Издательская группа BHV, 2004
5. Advis.ru: Х5 увеличила отрыв от "Утконоса" в сегменте e-grocery по итогам 9 месяцев - INFOLine [Электронный ресурс]. − М. : Информационное агенство INFOLine, 2020 - . – Режим доступа : https://www.advis.ru/php/view_news.php?id=DDA4F20B-B4F9-6546-8241-403C9039E6EA, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 12.12.2020)
6. Altstu.ru: Моделирование как метод познания. Классификация и формы представления моделей [Электронный ресурс]. − М. : Altstu, 2021 - . – Режим доступа : https://www.altstu.ru/media/f/Tema-15-Modelirovanie.pdf, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 05.03.2021)
7. Banabakova, V., Latyshev, O., Georgiev, M., & Stoyanov, S. (2018). The Warehousing as an Element of Army Logistics System in Conditions of Arctics (from Experience of Bulgarian-Russian Cooperation)
8. Cnews.ru: «Магнит» объявил первые итоги пилотов в e-commerce [Электронный ресурс]. − М. : C-news, 2020 - . – Режим доступа : https://www.cnews.ru/news/line/2020-12-18_magnit_obyavil_pervye, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 29.12.2020)
9. Corp.mail.ru: Mail.ru Group: неаудированная отчетность по МСФО за третий квартал 2020 года [Электронный ресурс]. − М. : Mail.ru group, 2020 - . – Режим доступа : https://corp.mail.ru/ru/press/releases/10757/, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 29.12.2020)
10. Docs.ozon.ru: Что такое Ozon Express [Электронный ресурс]. − М. : Ozon, 2021 - . – Режим доступа : https://docs.ozon.ru/common/ozon-express, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 29.12.2020)
11. Dp.ru: Блюда на колёсиках: фудтех вместе с ростом спроса получил новые проблемы [Электронный ресурс]. − М. : dp.ru, 2020 - . – Режим доступа : https://www.dp.ru/a/2020/12/03/Bljuda_na_koljosikah_fudte, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 26.12.2020)
12. Elibrary.ru: МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Идеи. Методы. Примеры [Электронный ресурс]. − М. : Научная электронная библиотека, 2005 - . – Режим доступа : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=24057010, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 05.03.2021)
13. Forbes.ru: До парадной. Издатель The St. Petersburg Times создал сервис доставки продуктов [Электронный ресурс]. − М. : Forbes, 2017 - . – Режим доступа : https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/350953-do-paradnoy-izdatel-st-petersburg-times-sozdal-servis-dostavki-produktov, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 29.12.2020)
14. Glonassgps.com: Имитационное моделирование в логистике и транспорте [Электронный ресурс]. − М. : Глонасс-GPS, 2021 - . – Режим доступа : https://glonassgps.com/imitacionnoe-modelirovanie-v-logistike, свободный. – Загл. с экрана. (дата обращения: 05.03.2021)
15. Hompel, M., & Schmidt, T. (2006). Warehouse management: automation and organisation of warehouse and order picking systems: Springer Science & Business Media...43