Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Постколониальное измерение политики национальной политики в отношении саамов в XXI веке: на примере Королевства Норвегия, Королевства Швеция и Финляндской Республики

Работа №144250

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы108
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 – ТЕОРЕТИКО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 9
1.1. Постколониальный подход в теории международных отношений 9
1.2. Эволюция положения саамов в Королевстве Норвегия, Королевстве Швеция и Финляндской Республике. 12
ГЛАВА 2 – СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИЯ, КОРОЛЕВСТВА ШВЕЦИЯ И ФИНЛЯНДСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОТНОШЕНИИ СААМОВ 37
2.1. Специфика программных документов норвежских, шведских и финских партий по вопросам саамского национального меньшинства 37
2.2. Реализация саамских прав в Королевстве Норвегия, Королевстве Швеция и Финляндской Республике. 43
3 ГЛАВА – ДИСКРИМИНАЦИЯ СААМОВ В КОРОЛЕВСТВЕ НОРВЕГИЯ, КОРОЛЕВСТВЕ ШВЕЦИЯ И ФИНЛЯНДСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 89
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 96

История саамского народа уходит своими корнями в далекое прошлое и берет начало задолго до того, как сформировалось национальные государства Норвегии, Швеции и Финляндии. Земля саамов, которую также принято называть Сапми, простирается на территориях четырех государств, каждое из которых считает собственную часть Сапми своей национальной территорией. Саамы проживают в Норвегии, Швеции, Финляндии и России. Численность саамского населения в мире составляет около 60 – 80 000 человек. На 55% населения от общей численности саамов претендует Норвегия, 20 000 саамов проживает в Швеции, 8 000 – в Финляндии и 2000 – в России . Поскольку один народ проживает на территории четырех государств для их взаимодействия существует ряд органов и организаций, например, Саамский парламентский совет, куда саамы Российской Федерации входят в качестве наблюдателей, Союз саамов и международный форум «Международная саамская конференция», проходящая раз в четыре года.
Актуальность работы заключается в том, что вопросы самоопределения саамов в последнее десятилетие стали заметной частью дискурса в европейских странах их проживания. Вопросы саамской идентичности, их прав и свобод стали частью норвежской, шведской и финской политической повестки: например, некоторые политические партии и деятели используют болезненные для саамов вопросы в собственных целях. Кроме того, на государственном уровне в европейских государствах всё чаще заходит речь о толерантности и терпимости ко всем, о ценности коренных народов и уважении к национальным меньшинствам. При этом, однако, в западном обществе продолжают бытовать стереотипы, рисующие «недалекий», «примитивный» уровень саамов в сравнении с титульными европейскими нациями . Дискриминация саамов продолжает сохраняться на бытовом уровне и в Норвегии, и в Швеции, и в Финляндии. Несмотря на то, что государственные институты и политики с высоких трибун объявляют о чувстве вины и стыда, которые они испытывают за века ассимиляции и колонизации саамов, на уровне обывателей проблема дискриминации и отношения к саамам свысока всё ещё остается острой. Это свидетельствует о том, что характер отношений саамов с их соседями-европейцами всё ещё сохраняет колониальный оттенок.
Отдельно стоит упомянуть актуальность этого исследования для России. В Сапми, область проживания саамов, входят не только Швеция, Норвегия и Финляндия, но и Кольский полуостров Российской Федерации. Поэтому подробное изучение саамской истории и опыта их интеграции в европейское общество и при этом сохранения идентичности этого народа может быть полезным для проведения дальнейших исследований, касающихся положения саамов в Российской Федерации...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования были сделаны следующие выводы:
Во-первых в ходе работы нами был подробно изучен исторических контекст ассимиляции саамов в трех государствах, Королевстве Норвегия, Королевстве Швеция и Финляндской Республике. Стоит отметить, что несмотря на существующие различия между исторической политикой, которая проводилась этими государствами по отношению к саамам, мы можем выявить определенные сходства. Все три государства исторически транслировали превосходство «титульного» народа стран над саамами, которые находились не просто на положении меньшинств, но и также были угнетаемы и ассимилируемы в Норвегии, Швеции и Финляндии. Норвегия и Швеция активно проводили политику ассимиляции коренного саамского народа. Семьи разлучались, саамские дети были лишены возможности получения полноценного образования, были введены строгие запреты на использование саамского языка. С расцветом популярности расовых исследований в Европе саамы тщательно изучались в расовых институтах Швеции и Норвегии. В Норвегии и Швеции саамы находились на положении людей «второго сорта» – норвежцы и шведы воспринимали этот народ как дикарей и предрекали им скорое вымирание. Финляндию в меньшей степени можно назвать страной-колонизатором, поскольку Республика сама долгое время находилась в зависимом положении сначала от Швеции, а затем от Российской Империи. При этом саамы Финляндии в отличие от норвежских и шведских саамов имели возможность обучаться, говорить на родном языке, не разлучались с семьей и в целом были интегрированы в общество страны. Но, с другой стороны, финны так же, как и норвежцы, и шведы, считали, что именно «титульные» нации должны принести саамам цивилизацию, объяснить, как жить правильно, а что нужно менять. Например, во всех трех государствах оленеводство и кочевой образ жизни воспринимались как рудименты, от которых нужно постепенно отказываться. Саамы, которые отказывались от традиционных промыслов, хоть и переставали считаться «настоящими» саамами, получали возможность быстрее и эффективнее интегрироваться в общество большинства. В Финляндии, так же как в двух Скандинавских странах, саамы воспринимались, как «Другой» для всего общества, о чем свидетельствуют многочисленные произведения, написанные в духе исследований лаппологии. Саамы говорили на другом языке, носили другую одежду, по-другому мыслили, жили другими ценностями – всё это позволяло норвежцам, шведам и финнам воспринимать менее развитый с их точки зрения народ, как свою колонию, в которой необходимо установить свой, колониальный, порядок.
Во-вторых, изучив позиции норвежский, шведских и финских парламентских партий по саамскому вопросу, мы можем прийти к выводу, что сейчас саамы стали частью общественно-политического дискурса этих стран. Например, абсолютно все норвежские партии анализируют широкий спектр проблем саамского народного меньшинства и предлагают собственные пути решения этих проблем. В партийной политике Швеции саамы играют не такую важную роль, как в соседней Норвегии, однако большинство партий всё же уделяет внимание развитию саамских языковых прав, отмечает слабое развитие земельных прав саамов в Королевстве и отмечают те направления в саамском вопросе, в которых Швеция может совершенствоваться. При этом стоит отметить, что большинство пунктов, содержащихся в программах Норвегии и Швеции и касающихся саамского национального меньшинства, по большей части абсолютно популистские и не содержат в себе никаких практически полезных предложений. То есть, несмотря на то, что саамы стали частью дискурса, реализация политики в отношении саамов, развита слабо. Финские партии практически не уделяют внимания вопросам саамов в своих политических программах. С нашей точки зрения, это связано с отказом как властей, так и населения Финляндии признавать колонизаторский характер отношений финнов и саамов. Позиция, согласно которой финнам не нужно оправдываться за столетия угнетения и дискриминации, позволяет финнам в политических программах игнорировать как особое положение саамов и вытекающие из этого специфические нужды саамов (например, необходимость развития образования и медицинского обслуживания на саамских языках), так и существующие в обществе острые проблемы...


1. Декларация Организации Объединенных Наций о правах коренных народов от 13.09.2007 года / Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/indigenous_rights.shtml (дата обращения: 16.04.2023)
2. Конвенция №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах от 27.06.1989 / [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml (дата обращения: 16.04.2023)
3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16.12.1966 / [Электронный ресурс] // URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml#:~:text=Каждый%20человек%20имеет%20право%20на,такой%20процедурой%2C%20которые%20установлены%20законом (дата обращения: 15.04.23)
4. Convention on the Rights of the Child of 4.07.2018 // United Nations / [Электронный ресурс] // URL: https://docstore.ohchr.org/SelfServices/FilesHandler.ashx?enc=6QkG1d%2FPPRiCAqhKb7yhskd8j6m8TLYHEq%2B8lcfyyNiK5HTv3BlHD2yUDbkYkjYjn9xD8vprwt%2Bd7OOPlcLT3X9z%2FdVue7vDSd17DwXVGdC0p28EZNdSyedRb2agr1el (дата обращения: 20.04.23)
5. European Charter for Regional or Minority Languages of 5.11.1992 // Council of Europe / [Электронный ресурс] // URL: https://rm.coe.int/1680695175 (дата обращения: 28.04.2022)
6. Framework Convention for the Protection of National Minorities of 10.11.1994 // Council of Europe / / [Электронный ресурс] // URL: https://www.coe.int/en/web/minorities/at-a-glance (дата обращения: 28.04.2022)
7. Заключительные замечания по седьмому периодическому докладу Швеции Комитета по экономическим, социальным и культурным правам // Экономический и Социальный Совет / [Электронный ресурс] // URL: https://documents.un.org/doc/undoc/gen/g24/041/52/pdf/g2404152.pdf?token=xCnKQfFuA0kdf17VLl&fe=true (дата обращения: 31.03.24)
8. Labour Court 2007 No. 45 Ombudsman Against Ethnic Discrimination // Laika film & amp (16.05.2007) / [Электронный ресурс] // URL: http://www.arbetsdomstolen.se/upload/pdf/45-07.pdf. (дата обращения: 25.03.24).
9. Nordic Saami Convention / [Электронный ресурс] // URL: https://faolex.fao.org/docs/pdf/mul-215314.pdf (дата обращения: 25.03.24)
10. Universal Periodic Review – Sweden // UN Human Rights Council URL: https://www.ohchr.org/sites/default/files/lib-docs/HRBodies/UPR/Documents/Session35/SE/HCLetter-Sweden_EN.pdf (дата обращения: 06.05.24.).
11. Конституция Королевства Норвегия от 17 мая 1814 года (с изменениями и дополнениями) / [Электронный ресурс] // https://lovdata.no/dokument/NL/lov/1814-05-17-nn (дата обращения: 10.04.2023)
12. Конституция Финляндской Республики от 11 июня 1999 года (с изменениями и дополнениями) / [Электронный ресурс] // https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/1999/19990731 (дата обращения: 02.05.2023)
IV. Нормативные акты отдельных государств
13. Act on Early Childhood Education and Care // Finlex / [Электронный ресурс] // URL: https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/2018/en20180540.pdf (дата обращения: 02.05.2023)
14. Eduskunnan työjärjestys 40/2000 // Finlex / [Электронный ресурс] / URL: https://www.finlex.fi/fi/laki/ajantasa/2000/20000040 (дата обращения: 02.05.2023)
15. Første Codicill og Tillæg til Grendse-Tractaten imellem Kongerigerne Norge og Sverrig Lapperne betreffende (Lappekodisillen) // Lovdata / [Электронный ресурс] // URL: https://lovdata.no/dokument/NL/lov/1751-10-02 (дата обращения: 25.04.24)...221



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ