Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Антиутопический город в литературе и кинематографе 1920-х гг.

Работа №144239

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы75
Год сдачи2024
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Пространство антиутопий: теоретико-исторический и методологический аспекты изучения 8
1. 1. Антиутопия: к вопросу терминологии 8
1. 2. Генезис городского пространства в антиутопии 11
1. 3. Анализ пространства в литературе 14
1. 4. Анализ пространства в кино 18
Глава 2. Город в антиутопиях «Мы» и «Метрополис» 22
2. 1. Антиутопический город в историко-культурном контексте 22
2. 1. 1. Историко-биографический контекст 22
2. 1. 2. Культура 26
2. 1. 3. Герберт Уэллс 32
2. 2. Устройство городского пространства 37
2. 3. Пересечение «границы» 43
2. 4. Пространство власти 48
2. 5. «Дом» 53
2. 6. «Подземелье» 58
Заключение 63
Список источников 65
Приложение 1. Основное содержание фильма «Метрополис» Ф. Ланга 72


Антиутопия является, пожалуй, одной из самых исследованных литературных форм. Зародившись как литературное явление, она уже в 1920-е годы стала частью киноискусства и продолжила в нем самостоятельное развитие. Однако в отечественном киноведении до сих пор отсутствуют полноценные работы, посвященные теории и истории кино-антиутопии. Терминологическая база при анализе антиутопий в киноведении часто основывается на литературоведческой. Приняв во внимание подобное положение вещей, мы предлагаем междисциплинарный взгляд на феномен антиутопии с попыткой формулировки универсального определения этого понятия. Отсутствие междисциплинарного подхода к исследованию антиутопических произведений обуславливает актуальность и новизну настоящей работы.
Данное исследование предполагает анализ основного элемента поэтики антиутопического произведения – пространства. При этом мы сосредоточимся на конкретном типе пространства: городском. Представляется, что анализ исключительно пространственной структуры не является продуктивным темы, поэтому в ходе работы будут затронуты и другие элементы поэтики: сюжет, конфликт, персонажный уровень.
В литературоведении было проведено немало попыток выделить ряд категориальных признаков, присущих антиутопии. Так, в качестве одного из них часто называли особый хронотоп антиутопии. Такого мнения придерживались, например, А. Е. Ануфриев , А. Н. Воробьева , Б. А. Ланин , О. В. Лазаренко , Е. В. Борода , О. А. Павлова и другие. Специфическими признаками пространственной организации антиутопического произведения называли замкнутость пространства, построение пространства на основе бинарных оппозиций, стремление героя к пересечению «границы». Именно эти характеристики антиутопического пространства станут отправными в нашем анализе.
Материалом для исследования послужили две классические антиутопии, созданные в одно десятилетие: роман «Мы» Евгения Ивановича Замятина (1920 – 1921 г.) и фильм «Метрополис» Фрица Ланга («Metropolis», 1927). Будучи классическими, выбранные антиутопии являются также и одними из самых исследованных, тем не менее, сопоставительный анализ названных произведений, несмотря на его перспективность, до настоящего времени не проводился.
Выбор материала обусловлен не только антиутопической формой и временем создания произведений (их отнесенностью к периоду 1920-х годов), но и схожим пространственным устройством, которое, на наш взгляд, имеет общий генезис. Общим источником произведений являются фантастические романы Герберта Уэллса, что подтверждается, как мы покажем, и с точки зрения поэтики...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Роман Е. Замятина «Мы» и фильм Ф. Ланга «Метрополис» определили вектор развития антиутопии ХХ века, каждая в своем роде искусства: как известно, роман «Мы» повлиял на ставшие уже классическими тексты О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932 г.), Дж. Оруэлла «1984» (1949 г.), В. Набокова «Приглашение на казнь» (1935 г.) . Аллюзии на «Метрополис» находят в фильмах «Бегущий по лезвию» («Blade Runner» реж. Ридли Скотт, 1982), «Звездные войны» («Star Wars» реж. Дж. Лукас, 1977–2005), «Бэтмен» («Batmаn», реж. Тим Бертон, 1989), «Матрица» («The Matrix», реж. Л. и Л. Вачовски, 1999) . Данная работа открывает перспективные возможности выхода за рамки узкоспециального литературоведческого или киноведческого анализа в вопросе изучения поэтики антиутопии и других универсальных форм повествования, объединенных общей интенцией. Так, представляется возможным сопоставление антиутопий и их поэтики в различных медиа, в том числе выявление общего претекста и построение прототипических моделей локусов антиутопии, в частности города.
Проведенный комплексный анализ устройства городского пространства в антиутопиях 1920-х годов «Мы» и «Метрополис» показал, что художественное пространство в кино-антиутопиях и литературных антиутопических произведениях используется одна модель города, что обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, это возможно в связи с тем, что для пространства антиутопий характерно построение на основе бинарных оппозиций, что в свою очередь объясняется идеологической основой антиутопического конфликта, лежащего в основе любого антиутопического произведения.
Во-вторых, в выбранных антиутопиях актуализируется оппозиция «верх — низ» благодаря общему претексту — фантастическим романам Г. Уэллса. Также было выяснено, что классические антиутопии и в кино, и в литературе опираются на такие бинарные оппозиции, как «верх — низ», «центр — периферия», «свое — чужое», в связи с чем особую роль в них выполняет акт пересечения пространственной «границы», который влечет за собой и событийные изменения в сюжете. Также мы пришли к выводу, что построение пространства на одинаковых оппозициях, а также использование общего претекста, обуславливает появление в произведениях близких по форме и содержанию пространств. Кроме того, подчеркнем, что различная проблематика антиутопий приводит к тому, что из числа названных оппозиций на первый план выходят различные контрасты в зависимости от специфики темы. Таким образом, представляется, что антиутопический город в кинематографе и в литературе строится на одной пространственной модели, приобретающей уникальные черты, в зависимости от характера антиутопического конфликта. На основании этого можно утверждать, что поставленные цели и задачи были достигнуты.
Настоящей работой мы хотели также показать, что произведения, созданные в одно время с одинаковой интенцией, но в разных культурах и даже в разных медиа, могут иметь общие черты поэтики, определяемые общностью жанровых установок и общим претекстом, что находит яркое проявление в топосе города.



1. Harbou von Т. Metropolis. Frankfurt am Main; Berlin; Wien: Ullstein, 1984. 340 S.
2. Замятин Е. И. Мы // Евгений Замятин. «Мы»: Текст и материалы к творческой истории романа. СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2011. С. 139 – 295.
3. Уэллс Г. Д. Когда спящий проснется // Уэллс Г. Д. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 2. М.: Правда, 1964. С. 161 – 385.
4. Уэллс Г. Д. Машина времени // Уэллс Г. Д. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 1. М.: Правда, 1964. С. 53 – 142.
5. Бегущий по лезвию («Blade Runner» реж. Ридли Скотт, 1982).
6. Бэтмен («Batmаn», реж. Тим Бертон, 1989).
7. Гомункулус («Homunculus», реж. Отто Рипперт, 1916).
8. Доктор Мабузе: игрок («Dr. Mabuse der Spieler», реж. Ф. Ланг, 1922).
9. Звездные войны («Star Wars» реж. Дж. Лукас, 1977–2005).
10. Матрица («The Matrix», реж. Л. и Л. Вачовски, 1999).
11. Метрополис («Metropolis», реж. Фриц Ланг, 1927).
12. Нибелунги («Die Nibelungen», реж. Фриц Ланг, 1924).
13. Пауки («Spinnen», реж. Фриц Ланг, 1919).
14. Усталая смерть («Der müde Tod», реж. Фриц Ланг, 1921).
15. Brosnan J., Nichols P. «Metropolis». The Encyclopedia of Science Fiction. New York: St.Martin's Griffin, 1995. 805 p...107



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ