Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Работа №14420

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы101стр.
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
788
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к исследованию самостоятельности студентов
9
1.1. Самостоятельность как предмет психологических исследований
9
1.2. Подходы к развитию самостоятельности в трудах отечественных и зарубежных авторов
21
1.3. Развития самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе
28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития
самостоятельности студентов в процессе обучения в
вузе
35
2.1. Организация и методы исследования самостоятельности
студентов
35
2.2. Анализ результатов исследования психологических особенностей проявления самостоятельности студентов
38
2.3. Экспериментальная программа формирования и развития
самостоятельности студентов в процессе учебнопрофессиональной деятельности
49
2.4. Результаты экспериментального исследования самостоятельности студентов
59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
Список литературы 92


Актуальность проблемы исследования. В системе высшего образования проблема развития самостоятельности студентов в настоящее время
приобрела особую актуальность. Обществу нужен профессионал, знающий
свое дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Самостоятельность студентов является одним из показателей успешности вузовского образования, поскольку предполагает способность человека к саморазвитию.
Успешность личностного развития в студенческий период зависит от
того, насколько сам студент выступает субъектом, создателем условий жизни
и ее смысловой содержательности. Эффективное взаимодействие студентов и
преподавателей требует постоянного анализа и учета особенностей самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности студентов вуза. Недостаточно ориентировать будущих специалистов на использование полученной суммы знаний. Важно сформировать у студентов умение самостоятельно
приобретать новые знания, гибко реагировать на меняющиеся требования к
специалистам. Университет является школой, в которой формируются навыки самостоятельного стремления к истине и познанию. Преподаватель обращается не к ребенку и не к подростку, а к умственно созревшему человеку.
Именно университет готовит человека к самостоятельности, к активному отражению реальности и ее творческому преобразованию.
В современной науке понятие «самостоятельность» используется в основном как собирательный термин. Самостоятельность считают свойством
личности (Л.С. Выготский) и ее качеством (С.Л. Рубинштейн); продуктивной
активностью и субъектным опытом (А. К. Осницкий); внутренней энергией
(З. Фрейд), «Я» человека (Э. Фромм) и моделью поведения (А. Ребер), различными способностями (К.К. Платонов). Для развития самостоятельности
сделано достаточно много. Обобщен опыт использования самостоятельности
и классифицированы различные их виды и типы (Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый и др.), разработаны инновационные теории, методы и технологии активного обучения: развивающее обучение в разных его модификациях (В.В.
Давыдов, Н.А. Менчинская и др.), проблемное обучение (А.М. Матюшкина),
программное обучение (Н.Ф. Талызина и др.), деловые игры (А.А. Вербицкий), предложена теория управления учебной деятельностью студентов (В.А.
Якунин), предприняты попытки изучения проявлений умственной самостоятельности студентов разных когнитивных стилей (В.В. Архипов) и психологических особенностей формирования у студентов умений учиться самостоятельно (И.А. Архипова).
В понимании Л.С. Выготского, П.Я Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н.
Леонтьева самостоятельность может быть деятельностной, а в понимании
К.А. Абульхановой-Славской, С.Л. Рубинштейна, самостоятельность может
быть личностной. В первом случае самостоятельность выступает качеством
субъекта деятельности, которая анализируется в процессе становления и развития. Во втором – является высшим личностным образованием, связанным с
жизненным путем человека.
Рассмотрение самостоятельности с позиции возрастных особенностей,
раскрытых в работах Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, А.А.
Люблинской, А.К. Осницкого, Д.Б. Эльконина и др., позволяет утверждать,
что она развивается во всех возрастных периодах через освоение различных
видов деятельности и характеризуется появлением психического новообразования «Я сам», дифференциацией внутренней и внешней стороны личности
и становлением субъектного опыта.
Анализ зарубежных исследований позволяет констатировать понимание самостоятельности с трех позиций: самостоятельности как внутренней
неосознаваемой энергии (З. Фрейд, Г. Юнг), детерминированности ее в социуме (Г. Олпорт, Э. Фромм, Э. Эриксон) и как результат самоактуализации человека (А. Маслоу, К. Роджерс). Проблема исследования: при каких условиях внутренних (психологических) и внешних (педагогических) развивается самостоятельность студентов в процессе обучения в вузе?
Вместе с тем вопросы, связанные с раскрытием понятия самостоятельность как профессионально значимого качества субъекта остается малоизученной, что явилось основанием выбора темы исследования: «Особенности
развития самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе»
Объект исследования: самостоятельность как профессиональнозначимое качество студентов.
Предмет исследования: условия развития самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе.
Цель исследования. Изучить и определить психологические условия
формирования самостоятельности студентов.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «самостоятельность» и теоретические
подходы к изучению самостоятельности личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить психологические условия формирования самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе.
3. Исследовать психологическое содержание структурных компонентов самостоятельности и их взаимосвязь.
4. Обосновать и экспериментально проверить особенности динамики самостоятельности студентов.
5. Разработать, внедрить и экспериментально проверить эффективность спецкурса по развитию самостоятельности студентов.
Гипотеза исследования:
Уровень развития самостоятельности студентов зависит от степени
включенности их в учебно-профессиональную деятельность. Психологопедагогическими условиями развития самостоятельности могут являться
адекватные способностям студентов формы, методы и стили учебно-педагогического взаимодействия; наличие программы совершенствования
психологических, социальных и деятельностных компетенций студентов,
направленных на развитие самостоятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют психолого-педагогические труды, рассматривающие проблему самостоятельности личности (В.С. Соловьев. Л.М. Лопатин, А.А. Ухтомский, Н.О. Лосский,
Н.Я. Грот, Д.Н. Овсяннико-Куликовский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, К.
Роджерс, Э. Эриксон, В. Франкл, У. Джеймс, Д.А. Келли и др.); психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория
развития личности как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская,
А.В. Брушлинский, А.В. Петровский. В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и
др.), развитие самостоятельности в учебной деятельности (С.И. Архангельский, Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и др.), концепция компетентностного и контекстного подходов в обучении (А.А. Вербицкий, И.А.
Зимняя, Н.М. Розина и др.).
Методы исследования. Для достижения цели, решения поставленных
задач был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, использован комплекс психодиагностических методик, экспертные
оценки. Для обработки эмпирического материала использовались методы математической статистики: статистическим критерием Фишера, Стьюдента,
коэффициент корреляции Спирмена.
Методики исследования:
1. Методика «Локатор большой пятерки» (ЛБП) пятифакторная модель
личностных черт (Дж. Ховардом, П. Медина и Ж. Ховард).
2. Тест на рациональность мышления (Хорст Зиверт).
3. Методика «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова)
4. Методика «Полярные профили самооценки» (Хорст Зиверт).
5. Методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства
рефлексивности (А.В. Карпов) 6. Методика уровня выраженности и направленности рефлексии М. Гранта.
7. Вопросник самоактуализации личности (А.В. Лазукин Н.Ф. Калина)
8. Методика «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттера).
База исследования: Исследование проводилось в период с 2014 по
2016 годы в федеральном государственном автономном образовательном
учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Всего за указанный период времени в исследовании приняли участие 108 респондентов в возрасте от 18 до
21 года.
Исследование проходило в два этапа:
На первом этапе (2014-2015 гг.) изучалась литература по проблеме исследования, анализировались подходы к ее решению, разрабатывались исходная гипотеза, цель, задачи, программа исследования. Определен диагностический инструментарий исследования, проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого была подвергнута проверке гипотеза исследования.
На втором этапе (2015-2016 гг.) проводился формирующий и контрольный этапы эксперимента. Бал разработан и реализован спецкурс. Проводилась обработка, анализ и систематизация полученных результатов, которые подтвердили гипотезу. Были обобщены результаты исследования и
оформлена диссертационная работа.
Теоретическая значимость исследования:
-на основе теоретического анализа углублено и расширено представление о самостоятельности студентов;
-результаты исследования раскрывают психолого-педагогические
условия развития самостоятельности студентов;
-полученные в диссертационном исследовании данные позволяют вести дальнейшие теоретические и практические разработки развития самостоятельности студентов в вузе Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для
совершенствования учебно-профессиональной подготовки студентов в системе высшего образования, при проведении спецкурсов и факультативных
занятий.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время одним из приоритетных направлений развития психологии в нашей стране становится развитие самостоятельности студентов в
вузе, пред которыми возникает необходимость понимания основных приоритетов и направлений развития профессиональной области, адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Это становится возможным при наличии высокого уровня самостоятельности студентов, актуализации их творческих способностей.
Аналитический обзор по научно - исследуемому вопросу позволил выявить противоречия между социальным заказом общества на профессионала,
знающего свое дело и способного самостоятельно принимать решения и
нести ответственность за них и особенностями развития самостоятельности
в условиях профессиональной деятельности. Кроме того, в условиях многоуровневой системы образования самостоятельность бакалавров и магистров
требует поиска новых форм и методов организации самостоятельной работы
студентов, обучающихся по принципиально различающимся образовательным стандартам.
В связи с этим нами выполнено диссертационное исследование, целью
которого: выявить особенности развития самостоятельности студентов в
условиях многоуровневой системы образования.
На основании поставленной цели, были определены задачи исследования.
В ходе решения первой задачи был проведен теоретический анализ
проблемы развития самостоятельности, раскрыто содержание понятия «самостоятельность» студентов, проанализирована степень разработанности
проблемы в психологии.
Ссылаясь на исследования современных ученых, мы понимаем самостоятельность бакалавров и магистров как сложную систему взаимосвязанных психических процессов и свойств личности специалиста, обусловленную профессиональными базовыми знаниями и умениями, способностями, развивающаяся в самостоятельном и качественном выполнении задач профессиональной деятельности.
Вторая задача исследования состояла в изучении особенностей условий
развития самостоятельности на разных уровнях профессиональной подготовки студентов.
Третья задача исследования заключалась в эмпирическом исследовании
особенностей взаимодействия стилей, форм и методов учебнопедагогического взаимодействия и уровней самостоятельности студентов.
Четвертая задача исследования позволила обосновать и экспериментально проверить особенности динамики самостоятельности студентов, обучающихся на разных уровнях.
Экспериментальное исследование демонстрирует эффективность разработанной технологии реализации компетентностного и практикоориентированного подходов в развитии самостоятельности студентов.
Используя статистические расчеты, проведенные с помощью х – критерия, критерия Фишера Ф и ф – Критерия Фишера подтвердили положительную динамику влияния учебно-профессиональной деятельности на развитие
компонентов и уровней самостоятельности бакалавров и магистров.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности бакалавра и магистров.
Разработанные и реализованные критерии самостоятельности могут
служить для объективной оценки уровней развития самостоятельности бакалавров и магистров. Проведенное исследование создает базу для дальнейшей
работы по внедрению компетентностного и практико-ориентированного подходов в учебно-профессиональную деятельность студентов, для развития их
профессиональных и личностных качеств.
Таким образом, проведенное исследование дает основание сделать вывод о том, что поставленная цель – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности компетентностного и практикоориентированного походов в развитии самостоятельности бакалавров и магистров – достигнута, сформированные задачи решены. Выдвинутая гипотеза
подтвердилась.
Выполненное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов поставленной проблемы. Перспективными направлениями изучения
проблемы развития самостоятельности бакалавров и магистров могут быть:
теоретический и эмпирический анализ особенностей формирования умений
на разных этапах учебно-профессиональной деятельности бакалавров и магистров; создание экспериментальных программ по развитию самостоятельности в практико-ориентированной деятельности.


Абрамова, Ю. Б. Психология среды: истоки и направления
развития / Ю.Б. Абрамова // Вопросы психологии. - 1995.- № 2.-С.130-136.
2. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности:
проблемы методологии, теории и исследования реальной личности: изб.
психол. тр. / К.А. Абульханова. – М.: Моск. психолого-социальный ин-т;
Воронеж: МОДЭК, 1998. – 224 с.
3. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания: изб.
психол. тр. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева; Акад. пед. и соц. наук,
Моск. психол-соц. ин-т. – М.: Ин-т практ. психологии ; Воронеж: МОДЭК,
1996. – 383 с.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев; отв.
ред. А. В. Брушлинский, В. А. Кольцова; РАН, Ин-т психологии. – М.: Наука,
2000. - 351 с.
5. Анцыферова, Л. И. Психологическое учение о человеке. Теория
Б. Г. Ананьева: зарубежные концепции: актуальные проблемы / Л.И.
Анцыферова // Психологический журнал. – 1998. – Т.19. - № 1.- С.3-15.
6. Артемьева, Т. И. Взаимосвязь потенциального и актуального в
развитии личности / Т.И.Артемьева // Психология формирования и развития
личности. – М., 1981. – С.67-87.
7. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и
конструирование миров: психолог: психопедагог: психоисторик / А.Г.
Асмолов. –М.: Ин-т. практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. – 768 с.
8. Бажин, Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного
контроля / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд // Психологический
журнал. – 1984. –Т.5.- № 3. – С. 152-161.
9. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология: учебное
пособие / Н. В. Басова. Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 412 с.93
10. Белинская, Е. П. Временные аспекты «Я-концепции»
идентичности / Е. П. Белинская // Идентичность: хрестоматия / сост. Л. Б.
Шнейдер. – М.; Воронеж, 2003. – С. 6-20.
11. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание: пер. с англ. / Р.
Бернс; общ. ред. и вступ. ст. В. Я. Пилиповского. – М.: прогресс, 1986. – 422
с.
12. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб.
пособие для вузов / Д. Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
13. Божович, Л. И. Проблема формирования личности: изб. психол.
тр./ Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна; Акад. пед. и соц. наук, Моск.
психол.-социал. ин-т.-М.: ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. –
349 с.
14. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических
теориях и системах воспитания: учеб. пособие для студентов сред. и высш.
педагог. учеб. заведений, слушателей ИПК, учителей / Е. В. Бондаревская, С.
В. Кульневич. – М.; Ростов н/Д: Учитель, 2014. – 500 с. – (Педагогика нового
времени).
15. Братусь, Б. С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь //
Вопросы психологии. – 1997. - № 5. – С.3-19.
16. Брушлинский, А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В.
Брушлинский; РАН Ин-т психологии. – М.: Б.и., 1994. – 109 с.
17. Вахромов, Е. Е. Вершины жизни и пути их достижения:
самоактуализация, акме и жизненный путь человека / Е. Е. Вахромов //
Прикладная психология и психоанализ. – 2002. - № 2. – С.5-17.
18. Выготский Л. С. Собр. соч., т.4., 2013
19. Вахромов, Е. Е. Психологические концепции развития человека:
теория самоактуализации: учеб. пособие / Е. Е. Вахромов; Моск. пед. ун-т,
каф. психологии.- М.: Изд-во Междунар. пед. акад., 2001. – 156 с.
20. Вербицкий, А. А. Формирование познавательной и
профессиональной мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова.94
– М.: Изд-во НИИВШ, 1986. – 40 с. – (Содержание, формы и методы
обучения в высш. и сред.. спец. шк.: обзор. информ.; вып. 3).
21. Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека
/ В. К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1990.- 285 с.
22. Гребнева, В. В. Человеко-центрированное взаимодействие в вузе:
теория, практика: учеб. пособие / В. В. Гребнева; БелГУ. – Белгород:
Политерра, 2004. – 298 с.
23. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики: введ. в психологию
активности / Л. П. Гримак. М.: Политиздат, 1987. – 284 с.
24. Голант, Е. Я. Методы обучения в советской школе /– Москва :
ГУПИ Министерства просвещения РСФСР, 1957. – 151 с.
25. Данилов, М. А. Процесс обучения в советской школе / М. А.
Данилов. — Москва : Учпедгиз, 1960. — 299 с.
26. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей: учеб. пособие
/ В. Н. Дружинин. – 2-е изд., расшир., доп. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с. –
(Мастера психологии).
27. Дьюи Дж. Педагогика и психология мышления/ Пер. с англ.
Н. М. Никольской; Под ред. (и с предисл.) Н. Д. Виноградова. — М.: Мир,
1915.- С. 202.
28. Зимняя, И. А. Педагогическая психология : учебник для
студентов вузов, обуч. по пед. и психол. направлениям и специальностям /
И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр. и перераб. М. : Логос, 2014. – 384 с. –
(Учебник для ХХ века).
29. Зинченко, В. П. Человек развивающийся : очерки рос.
психологии / В. П. Зинченко, Е.Б. Моргунов. – М. : Тривола, 1994. – 304 с. –
(Программа «Обновление гуманитарного образования в России).
30. Иващенко, А. В. Диагностика субъектных качеств личности / А.
В. Иващенко, Н. А. Щербакова. – М., 1997.
31. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер,
2001.-749 с. – (Мастера психологии).95
32. Ильин, И. А. Путь к очевидности : сб. / И. А. Ильин. – М. :
Республика, 1993. – 431 с. - (Мыслители ХХ века)
33. Как построить свое «я» / под ред В. П. Зинченко. – М.:
Педагогика, 1991. – 131 с.
34. Карпов, А. О. Интегрированное знание: проблема структуры
знания и способов его формирования в процессе образования / А. О. Карпов
// Человек. – 2003. - № 4. – С. 81-85.
35. Клюева, Н. В. Технологии работы психолога с учителем / Н. В.
Клюева. – М.: Сфера, 2000. – 185 с.
36. Кон, И. С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И. С.
Кон. – М. : Политиздат, 1984. – 335 с.
37. Кондрашенко, В. Т. Общая психотерапия : учеб. пособие для
вузов / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов. – Минск : Высшей
шк., 2003. - 464 с.
38. Конопкин, О. А. Структурно-функциональный и содержательнопсихологический аспекты осознанной саморегуляции. / О. А. Конопкин //
Психология: журн. высш. школы экономики. – 2005. – Т.2, № 1.-с.27-42.
39. Косов, Б. Б. Закономерности развития личности / Б. Б. Косов //
Психологическая наука и образование. – 2001. № 1. – С. 5-20.
40. Косов, Б. Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода
/ Б. Б. Косов // Вопросы психологии. – 1997. - № 6. – С.58-68.
41. Крайг, Г. Психология развития: учебник по психологии развития
/ Г. Крайг; под общ. науч. ред. А. А. Алексеева; пер. с англ. Н. Мальгиной, Н.
Миронова, С. Рысева, Е. Туруниной . – 7-е междунар. Изд.-СПб., М.:
Харьков; Минск: Питер, 2000. – 988 с.
42. Крайних, Э. М. «Я» в развитии ребенка, подростка и молодого
человека / Э. М. Крайних // Человек. – 1999.-№ 6. – С.29-43.
43. Кроник, А. А. Субъективная картина жизненного пути как
предмет психологического исследования / А. А. Кроник // Психология
личности и образ жизни. – М., 1987. – С. 149-152.96
44. Круглова, Н. Ф. Концепция осознанной саморегуляции
деятельности и учебная неуспешность / Н. Ф. Круглова // Журнал
прикладной психологии. – 2003. - № 6. – С. 19-21.
45. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н.
Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
46. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. –
3-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. – 576 с.
47. Лернер, И. Я. Проблемное обучение .- М., 1974.
48. Лесгафт, П. Ф. Избранные труды / П. Ф. Лесгафт. – М.:
Физкультура и спорт, 1987. – 359 с.
49. Лисовский, В.Т., Дмитриев А.В. Личность студента. – Л.: Изд-во
Ленингр. ун-та, 1974. – 184 с.
50. Логинова, Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь / Н. А.
Логинова // Принцип развития в психологии. – М.: 1978. – С. 156-172.
51. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978. С. 101
52. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии: учеб. пособие
для студентов вузов. обуч. по направлению и специальности «Психология» /
В. Я. Ляудис ; УМО ун-тов России по журналистике. – 4-е изд. исп. и доп. –
М.: Психология, 2003. – 187 с. (Б-ка студента-психолога).
53. Мадди, С. Р. Теории личности : сравнит. анализ : пер. с англ. / С.
Р. Мадди. СПб.: Речь, 2002. – 539 с.
54. Макарова, Л. Н. Типы развития индивидуального стиля
педагогической деятельности как варианты личностной самореализации
преподавателя вуза / Л. Н. Макарова // Творческая самореализация личности
в контексте профессионально-педагогической культуры : материалы Всерос.
науч.-практ. конф., Белгород, 20-21 ноября 2001 г. / под ред. И. Ф. Исаева, М.
И. Ситниковой. – Белгород, 2001. – С. 17-24.
55. Марков, В. Н. Потенциал личности / В. Н. Марков, Ю. В. Синяга
// Мир психологии. – 2000. - № 1. – с. 14.97
56. Марцинковская, Т. Д. История психологии : учеб. пособие для
студентов вузов, обуч. по направлению и спец. «Психология» / Т. Д.
Марцинковская. – М. : Академия, 2003. – 540 с.- (Высшее образование).
57. Маслоу, А. Мотивация и личность : пер. с англ. / А. Маслоу. –
СПб. : Евразия, 1999. – 478 с.
58. Матюшкин, А. М. Концепция творческой одаренности / А. М.
Матюшкин // Вопросы психологии. – 1989.- № 6. – С. 29-33.
59. Матюшкин, А. М. Основные направления исследований
мышления и творчества / А. М. Матюшкин // Психологический журнал. –
1984. - № 1. – С. 9-17.
60. Матяш, Н. В. Самовоспитание профессиональной компетенции
будущего учителя / Н.В. Матяш // Педагогика. – 1990. - № 8. – с. 14.
61. Махмутов, М. И. Принцип проблемности в обучении / М. И.
Махмутов // Вопросы психологии. – 1984. - № 5. – С. 30-36.
62. Меницкий, Д. Н. Принципы саморегуляции функциональных
систем / Д. Н. Меницкий // Системный анализ механизмов поведения / под.
ред. К. В. Судакова. – М.: 1979. – с 14.
63. Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя
/ Л. М. Митина; Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Флинта, 1998. – 200 с.
64. Моросанова, В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции:
феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В. И.
Моросанова ; Рос. акад. образования, Психол. ин-т. – М.: Наука, 2001.- 191 с.
65. Олпорт, Г. Становление личности : изб. тр. / Г. Олпорт ; пер. с
англ. Л. В. Трубициной и Д. А. Леонтьева; под. общ. ред. Д. А. Леонтьева. –
М.: Смысл, 2002. – 461 с. – (Живая классика).
66. Осницкий, А. К. Психология самостоятельности : методы исслед.
и диагностики / А. К. Осницкий ; психол. ин-т. РАО, Центр соц.-психол.
помощи им. Ж. Казаноко. – М.; Нальчик : Эль-Фа, 1996. – 124 с. – (Б-ка
психол.-пед. лит; вып. 1).98
67. Панов, В. И. Введение в экологическую психологию : учеб.
пособие / В. И. Панов. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. – 143 с.
68. Парыгин Б. Д. Социальная психология (учебное пособие) /
Б. Д. Парыгин. — СПб: СПбГУП, 2003. — 616 с.Поваренков, Ю. П.
Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю.
П Поваренков ; Ун.-т Рос. акад. Образования. – М.: УРАО, 2002. – 159 с.
69. Пидкасистый П. И. Иванов В. Д Духовность в системе
смысложизненных координат // Педагогика. — 2012. — N 7.
70. Роджерс, К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный
подход в психотерапии / К. Роджерс / / Вопросы психологии. – 2001. – № 2.-
С. 48-58.
71. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь. – М.,
2000.
72. Рубинштейн, С. Л. Принцип творческой самодеятельности: к
философским основам современной педагогики / С. Л. Рубинштейн //
Вопросы психологии. – 1986. - № 4. – С. 101-108.
73. Рубинштейн, С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн ; послесл.
К. А. Абульхановой-Славской, А. Н. Славской; РАН, Ин-т психологии. – М. :
Наука, 1997.-189 с. – (Памятники психологической мысли).
74. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения
личности / под ред. В. А. Ядова. – Л.: Наука, 1979. – 264 с.
75. Самарин Ю.А. Психологические основы системности и
динамичности умственной деятельности школьников (среднего и старшего
школьного возраста): автореф. дис… д-ра пед. наук Украины. – Л., 1955. – 36
с.
76. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. – М.: АПН РСФСР, 1963.
– 382 с.
77. Сенько, Ю. В. Гуманитарные основы педагогического
образования: курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб.99
заведений / Ю. В. Сенько. – М.: Academia, 2000. – 232 с. – (Высш.
образование).
78. Сластенин, В. А. Педагогика : инновационная деятельность / В.
А. Сластенин, Л. С. Подымова. – М.: 1997. – 224 с.
79. Сластенин, В. А. Профессиональное саморазвитие учителя / В. А.
Сластенин // Известия Российской академии образования. – 2000. - № 3. –
С.80-88.
80. Слободчиков, В. И. Психология человека : введ. в психологию
субъективности : учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. –
М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с.
81. Слободчиков, В. И. Развитие субъективной реальности в
онтогенезе : психол. основы проектирования образования : автореф. … д-ра
пед. наук / В. И. Слободчиков ; РАС, Психолог. ин-т. – М., 1994. – 78 с.
82. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования:
от деятельности к личности: учеб. пособие для слушателей фак. и ин-тов
повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов / С. Д.
Смирнов. – М. : Аспект Пресс, 1995. – 271 с. – (Программа «Обновление
гуманитарного образования в России»).
83. Солдатова, Е.Л. Нормативные кризисы развития личности
взрослого человека [Текст]: автореф. дис. … …д-ра психол. Наук : 19.00.11/
Е.Л. Солдатова. – Екатеринбург., 2007. – 46 с.
84. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. – М.: Издво Моск. ун-та, 1983. - 284 с.
85. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : практикум : учеб.
пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. – 2-е изд. – Ростов н/Д :
Феникс, 2014. – 736 с.
86. Теплов, Б.М. Психология. М., 2014.
87. Тихомиров, О. К. Психология мышления : учеб. пособие для
студ. вузов / О. К. Тихомиров. – М.: Academia, 2002. – 287 с. – (Высш.
образование).100
88. Узнадзе, Д. Н. Психологическое исследования / Д. Н. Узнадзе ;
АН Груз. ССР, Ин-т психологии. – М.: Наука, 1996. – 451 с.
89. Ухтомский, А. А. Избранные труды / А. А. Ухтомский ; под ред.
Е. М. Крепса. – Л.: Наука, 1978. – 358 с. – (Классики науки).
90. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений : в 11-ти т. / К. Д.
Ушинский ; сост. В. Я. Струминский. – М.: Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. –
т.8, ч. 1. Человек как предмет воспитания: опыт пед. антропологии. – 776 с.
91. Фельдштейн, Д. И. Психология развивающейся личности : изб.
психол. тр. / Д. И. Фельдштейн; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.- соц.
ин-т. – М.: ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. – 512 с. –
(Психология Отечества).
92. Фридман, Л. М. Психодиагностика общего образования (пособие
для студентов и учителей) / Л. М. Фридман. – М. : Институт практической
психологии, 1997. – 286 с.
93. Франкл, В. Человек в поисках смысла. / В.Франкл. – М.:
Прогресс, 1990.
94. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков
и их педагогов: пособие для учителей / Г. А. Цукерман ; Междунар. ассоц.
«Развивающее обучение». – 2-е изд. доп. – М.; Рига : Эксперимент, 1995. –
239 с.
95. Цукерман, Г. А. Совместная учебная деятельность как основа
формирования умения учиться: автореф. дис. … д-ра психол. наук / Г. А.
Цукерман. – М., 1992. - с. 14.
96. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И.
Чеснокова; АН СССР, Ин-т психологии. – М. : Наука, 1997. -144 с.
97. Шадриков, В. Д. Деятельность и способности : учебник / В. Д.
Шадриков. – Москва: Логос, 1994. - 315 с.
98. Шиянов, Е. Н. Гуманистическая педагогика России: становление
и развитие: учеб. пособие для вузов / Е. Н. Шиянов, Н. Б. Ромаева. – М.:101
Ставрополь: Нар. образование: Илекса : Сервисшкола, 2003. – 336 с. –
(Гуманистическая школа).
99. Эльконин, Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности
младших подростков В кн. Изб. Психол. Труды. – М., 1989.
100. Якиманская, И. С. Принцип активности в педагогической
психологии / И. С. Якиманская // Вопросы психологии. – 1989. - № 6. – С. 5-
13.
101. Яковлева, Е. Л. Психология развития творческого потенциала
личности / Е. Л. Яковлева. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т : Флинта, 1997. –
224 с. – (Биб-ка школьного психолога и педагога-практика).
102. Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студентов :
учеб. пособие / В. А. Якунин ; Исслед. центр проблем качества подготовки
специалистов. – М. : СПб : Логос, 1994. – 156 с.
103. Ярошевский, М. Г. История психологии / М. Г. Ярошевский ; ред.
В. А. Ширяев. – 3-е изд., перераб. – М.: Мысль, 1985. – 575 с.
104. Boles, S. A model of routine and creative problem solving / S. Boles //
The Journal of Creative Behavior. – 1990. – Vol. 24, № 3. – P. 171-189.
105. Goleman, D. Emotional intelligence: why it can matter more than IQ /
D. Goleman. – London : Bloomsbury Pub., 1996. – 352 p.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ