ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к исследованию самостоятельности студентов
9
1.1. Самостоятельность как предмет психологических исследований
9
1.2. Подходы к развитию самостоятельности в трудах отечественных и зарубежных авторов
21
1.3. Развития самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе
28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития
самостоятельности студентов в процессе обучения в
вузе
35
2.1. Организация и методы исследования самостоятельности
студентов
35
2.2. Анализ результатов исследования психологических особенностей проявления самостоятельности студентов
38
2.3. Экспериментальная программа формирования и развития
самостоятельности студентов в процессе учебнопрофессиональной деятельности
49
2.4. Результаты экспериментального исследования самостоятельности студентов
59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
Список литературы 92
ГЛАВА 1. Теоретические подходы к исследованию самостоятельности студентов
9
1.1. Самостоятельность как предмет психологических исследований
9
1.2. Подходы к развитию самостоятельности в трудах отечественных и зарубежных авторов
21
1.3. Развития самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе
28
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей развития
самостоятельности студентов в процессе обучения в
вузе
35
2.1. Организация и методы исследования самостоятельности
студентов
35
2.2. Анализ результатов исследования психологических особенностей проявления самостоятельности студентов
38
2.3. Экспериментальная программа формирования и развития
самостоятельности студентов в процессе учебнопрофессиональной деятельности
49
2.4. Результаты экспериментального исследования самостоятельности студентов
59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
Список литературы 92
Актуальность проблемы исследования. В системе высшего образования проблема развития самостоятельности студентов в настоящее время
приобрела особую актуальность. Обществу нужен профессионал, знающий
свое дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Самостоятельность студентов является одним из показателей успешности вузовского образования, поскольку предполагает способность человека к саморазвитию.
Успешность личностного развития в студенческий период зависит от
того, насколько сам студент выступает субъектом, создателем условий жизни
и ее смысловой содержательности. Эффективное взаимодействие студентов и
преподавателей требует постоянного анализа и учета особенностей самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности студентов вуза. Недостаточно ориентировать будущих специалистов на использование полученной суммы знаний. Важно сформировать у студентов умение самостоятельно
приобретать новые знания, гибко реагировать на меняющиеся требования к
специалистам. Университет является школой, в которой формируются навыки самостоятельного стремления к истине и познанию. Преподаватель обращается не к ребенку и не к подростку, а к умственно созревшему человеку.
Именно университет готовит человека к самостоятельности, к активному отражению реальности и ее творческому преобразованию.
В современной науке понятие «самостоятельность» используется в основном как собирательный термин. Самостоятельность считают свойством
личности (Л.С. Выготский) и ее качеством (С.Л. Рубинштейн); продуктивной
активностью и субъектным опытом (А. К. Осницкий); внутренней энергией
(З. Фрейд), «Я» человека (Э. Фромм) и моделью поведения (А. Ребер), различными способностями (К.К. Платонов). Для развития самостоятельности
сделано достаточно много. Обобщен опыт использования самостоятельности
и классифицированы различные их виды и типы (Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый и др.), разработаны инновационные теории, методы и технологии активного обучения: развивающее обучение в разных его модификациях (В.В.
Давыдов, Н.А. Менчинская и др.), проблемное обучение (А.М. Матюшкина),
программное обучение (Н.Ф. Талызина и др.), деловые игры (А.А. Вербицкий), предложена теория управления учебной деятельностью студентов (В.А.
Якунин), предприняты попытки изучения проявлений умственной самостоятельности студентов разных когнитивных стилей (В.В. Архипов) и психологических особенностей формирования у студентов умений учиться самостоятельно (И.А. Архипова).
В понимании Л.С. Выготского, П.Я Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н.
Леонтьева самостоятельность может быть деятельностной, а в понимании
К.А. Абульхановой-Славской, С.Л. Рубинштейна, самостоятельность может
быть личностной. В первом случае самостоятельность выступает качеством
субъекта деятельности, которая анализируется в процессе становления и развития. Во втором – является высшим личностным образованием, связанным с
жизненным путем человека.
Рассмотрение самостоятельности с позиции возрастных особенностей,
раскрытых в работах Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, А.А.
Люблинской, А.К. Осницкого, Д.Б. Эльконина и др., позволяет утверждать,
что она развивается во всех возрастных периодах через освоение различных
видов деятельности и характеризуется появлением психического новообразования «Я сам», дифференциацией внутренней и внешней стороны личности
и становлением субъектного опыта.
Анализ зарубежных исследований позволяет констатировать понимание самостоятельности с трех позиций: самостоятельности как внутренней
неосознаваемой энергии (З. Фрейд, Г. Юнг), детерминированности ее в социуме (Г. Олпорт, Э. Фромм, Э. Эриксон) и как результат самоактуализации человека (А. Маслоу, К. Роджерс). Проблема исследования: при каких условиях внутренних (психологических) и внешних (педагогических) развивается самостоятельность студентов в процессе обучения в вузе?
Вместе с тем вопросы, связанные с раскрытием понятия самостоятельность как профессионально значимого качества субъекта остается малоизученной, что явилось основанием выбора темы исследования: «Особенности
развития самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе»
Объект исследования: самостоятельность как профессиональнозначимое качество студентов.
Предмет исследования: условия развития самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе.
Цель исследования. Изучить и определить психологические условия
формирования самостоятельности студентов.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «самостоятельность» и теоретические
подходы к изучению самостоятельности личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить психологические условия формирования самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе.
3. Исследовать психологическое содержание структурных компонентов самостоятельности и их взаимосвязь.
4. Обосновать и экспериментально проверить особенности динамики самостоятельности студентов.
5. Разработать, внедрить и экспериментально проверить эффективность спецкурса по развитию самостоятельности студентов.
Гипотеза исследования:
Уровень развития самостоятельности студентов зависит от степени
включенности их в учебно-профессиональную деятельность. Психологопедагогическими условиями развития самостоятельности могут являться
адекватные способностям студентов формы, методы и стили учебно-педагогического взаимодействия; наличие программы совершенствования
психологических, социальных и деятельностных компетенций студентов,
направленных на развитие самостоятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют психолого-педагогические труды, рассматривающие проблему самостоятельности личности (В.С. Соловьев. Л.М. Лопатин, А.А. Ухтомский, Н.О. Лосский,
Н.Я. Грот, Д.Н. Овсяннико-Куликовский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, К.
Роджерс, Э. Эриксон, В. Франкл, У. Джеймс, Д.А. Келли и др.); психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория
развития личности как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская,
А.В. Брушлинский, А.В. Петровский. В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и
др.), развитие самостоятельности в учебной деятельности (С.И. Архангельский, Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и др.), концепция компетентностного и контекстного подходов в обучении (А.А. Вербицкий, И.А.
Зимняя, Н.М. Розина и др.).
Методы исследования. Для достижения цели, решения поставленных
задач был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, использован комплекс психодиагностических методик, экспертные
оценки. Для обработки эмпирического материала использовались методы математической статистики: статистическим критерием Фишера, Стьюдента,
коэффициент корреляции Спирмена.
Методики исследования:
1. Методика «Локатор большой пятерки» (ЛБП) пятифакторная модель
личностных черт (Дж. Ховардом, П. Медина и Ж. Ховард).
2. Тест на рациональность мышления (Хорст Зиверт).
3. Методика «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова)
4. Методика «Полярные профили самооценки» (Хорст Зиверт).
5. Методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства
рефлексивности (А.В. Карпов) 6. Методика уровня выраженности и направленности рефлексии М. Гранта.
7. Вопросник самоактуализации личности (А.В. Лазукин Н.Ф. Калина)
8. Методика «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттера).
База исследования: Исследование проводилось в период с 2014 по
2016 годы в федеральном государственном автономном образовательном
учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Всего за указанный период времени в исследовании приняли участие 108 респондентов в возрасте от 18 до
21 года.
Исследование проходило в два этапа:
На первом этапе (2014-2015 гг.) изучалась литература по проблеме исследования, анализировались подходы к ее решению, разрабатывались исходная гипотеза, цель, задачи, программа исследования. Определен диагностический инструментарий исследования, проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого была подвергнута проверке гипотеза исследования.
На втором этапе (2015-2016 гг.) проводился формирующий и контрольный этапы эксперимента. Бал разработан и реализован спецкурс. Проводилась обработка, анализ и систематизация полученных результатов, которые подтвердили гипотезу. Были обобщены результаты исследования и
оформлена диссертационная работа.
Теоретическая значимость исследования:
-на основе теоретического анализа углублено и расширено представление о самостоятельности студентов;
-результаты исследования раскрывают психолого-педагогические
условия развития самостоятельности студентов;
-полученные в диссертационном исследовании данные позволяют вести дальнейшие теоретические и практические разработки развития самостоятельности студентов в вузе Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для
совершенствования учебно-профессиональной подготовки студентов в системе высшего образования, при проведении спецкурсов и факультативных
занятий.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
приобрела особую актуальность. Обществу нужен профессионал, знающий
свое дело, способный самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Самостоятельность студентов является одним из показателей успешности вузовского образования, поскольку предполагает способность человека к саморазвитию.
Успешность личностного развития в студенческий период зависит от
того, насколько сам студент выступает субъектом, создателем условий жизни
и ее смысловой содержательности. Эффективное взаимодействие студентов и
преподавателей требует постоянного анализа и учета особенностей самостоятельности в учебно-профессиональной деятельности студентов вуза. Недостаточно ориентировать будущих специалистов на использование полученной суммы знаний. Важно сформировать у студентов умение самостоятельно
приобретать новые знания, гибко реагировать на меняющиеся требования к
специалистам. Университет является школой, в которой формируются навыки самостоятельного стремления к истине и познанию. Преподаватель обращается не к ребенку и не к подростку, а к умственно созревшему человеку.
Именно университет готовит человека к самостоятельности, к активному отражению реальности и ее творческому преобразованию.
В современной науке понятие «самостоятельность» используется в основном как собирательный термин. Самостоятельность считают свойством
личности (Л.С. Выготский) и ее качеством (С.Л. Рубинштейн); продуктивной
активностью и субъектным опытом (А. К. Осницкий); внутренней энергией
(З. Фрейд), «Я» человека (Э. Фромм) и моделью поведения (А. Ребер), различными способностями (К.К. Платонов). Для развития самостоятельности
сделано достаточно много. Обобщен опыт использования самостоятельности
и классифицированы различные их виды и типы (Б.П. Есипов, П.И. Пидкасистый и др.), разработаны инновационные теории, методы и технологии активного обучения: развивающее обучение в разных его модификациях (В.В.
Давыдов, Н.А. Менчинская и др.), проблемное обучение (А.М. Матюшкина),
программное обучение (Н.Ф. Талызина и др.), деловые игры (А.А. Вербицкий), предложена теория управления учебной деятельностью студентов (В.А.
Якунин), предприняты попытки изучения проявлений умственной самостоятельности студентов разных когнитивных стилей (В.В. Архипов) и психологических особенностей формирования у студентов умений учиться самостоятельно (И.А. Архипова).
В понимании Л.С. Выготского, П.Я Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н.
Леонтьева самостоятельность может быть деятельностной, а в понимании
К.А. Абульхановой-Славской, С.Л. Рубинштейна, самостоятельность может
быть личностной. В первом случае самостоятельность выступает качеством
субъекта деятельности, которая анализируется в процессе становления и развития. Во втором – является высшим личностным образованием, связанным с
жизненным путем человека.
Рассмотрение самостоятельности с позиции возрастных особенностей,
раскрытых в работах Л.С. Выготского, И.В. Дубровиной, И.С. Кона, А.А.
Люблинской, А.К. Осницкого, Д.Б. Эльконина и др., позволяет утверждать,
что она развивается во всех возрастных периодах через освоение различных
видов деятельности и характеризуется появлением психического новообразования «Я сам», дифференциацией внутренней и внешней стороны личности
и становлением субъектного опыта.
Анализ зарубежных исследований позволяет констатировать понимание самостоятельности с трех позиций: самостоятельности как внутренней
неосознаваемой энергии (З. Фрейд, Г. Юнг), детерминированности ее в социуме (Г. Олпорт, Э. Фромм, Э. Эриксон) и как результат самоактуализации человека (А. Маслоу, К. Роджерс). Проблема исследования: при каких условиях внутренних (психологических) и внешних (педагогических) развивается самостоятельность студентов в процессе обучения в вузе?
Вместе с тем вопросы, связанные с раскрытием понятия самостоятельность как профессионально значимого качества субъекта остается малоизученной, что явилось основанием выбора темы исследования: «Особенности
развития самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе»
Объект исследования: самостоятельность как профессиональнозначимое качество студентов.
Предмет исследования: условия развития самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе.
Цель исследования. Изучить и определить психологические условия
формирования самостоятельности студентов.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Проанализировать понятие «самостоятельность» и теоретические
подходы к изучению самостоятельности личности в отечественной и зарубежной психологии.
2. Выявить психологические условия формирования самостоятельности студентов в процессе обучения в вузе.
3. Исследовать психологическое содержание структурных компонентов самостоятельности и их взаимосвязь.
4. Обосновать и экспериментально проверить особенности динамики самостоятельности студентов.
5. Разработать, внедрить и экспериментально проверить эффективность спецкурса по развитию самостоятельности студентов.
Гипотеза исследования:
Уровень развития самостоятельности студентов зависит от степени
включенности их в учебно-профессиональную деятельность. Психологопедагогическими условиями развития самостоятельности могут являться
адекватные способностям студентов формы, методы и стили учебно-педагогического взаимодействия; наличие программы совершенствования
психологических, социальных и деятельностных компетенций студентов,
направленных на развитие самостоятельности.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют психолого-педагогические труды, рассматривающие проблему самостоятельности личности (В.С. Соловьев. Л.М. Лопатин, А.А. Ухтомский, Н.О. Лосский,
Н.Я. Грот, Д.Н. Овсяннико-Куликовский, К.Д. Ушинский, П.Ф. Лесгафт, К.
Роджерс, Э. Эриксон, В. Франкл, У. Джеймс, Д.А. Келли и др.); психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория
развития личности как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская,
А.В. Брушлинский, А.В. Петровский. В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская и
др.), развитие самостоятельности в учебной деятельности (С.И. Архангельский, Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, М.Н. Скаткин и др.), концепция компетентностного и контекстного подходов в обучении (А.А. Вербицкий, И.А.
Зимняя, Н.М. Розина и др.).
Методы исследования. Для достижения цели, решения поставленных
задач был проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, использован комплекс психодиагностических методик, экспертные
оценки. Для обработки эмпирического материала использовались методы математической статистики: статистическим критерием Фишера, Стьюдента,
коэффициент корреляции Спирмена.
Методики исследования:
1. Методика «Локатор большой пятерки» (ЛБП) пятифакторная модель
личностных черт (Дж. Ховардом, П. Медина и Ж. Ховард).
2. Тест на рациональность мышления (Хорст Зиверт).
3. Методика «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова)
4. Методика «Полярные профили самооценки» (Хорст Зиверт).
5. Методика диагностики индивидуальной меры выраженности свойства
рефлексивности (А.В. Карпов) 6. Методика уровня выраженности и направленности рефлексии М. Гранта.
7. Вопросник самоактуализации личности (А.В. Лазукин Н.Ф. Калина)
8. Методика «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттера).
База исследования: Исследование проводилось в период с 2014 по
2016 годы в федеральном государственном автономном образовательном
учреждения высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Всего за указанный период времени в исследовании приняли участие 108 респондентов в возрасте от 18 до
21 года.
Исследование проходило в два этапа:
На первом этапе (2014-2015 гг.) изучалась литература по проблеме исследования, анализировались подходы к ее решению, разрабатывались исходная гипотеза, цель, задачи, программа исследования. Определен диагностический инструментарий исследования, проведен констатирующий эксперимент, в ходе которого была подвергнута проверке гипотеза исследования.
На втором этапе (2015-2016 гг.) проводился формирующий и контрольный этапы эксперимента. Бал разработан и реализован спецкурс. Проводилась обработка, анализ и систематизация полученных результатов, которые подтвердили гипотезу. Были обобщены результаты исследования и
оформлена диссертационная работа.
Теоретическая значимость исследования:
-на основе теоретического анализа углублено и расширено представление о самостоятельности студентов;
-результаты исследования раскрывают психолого-педагогические
условия развития самостоятельности студентов;
-полученные в диссертационном исследовании данные позволяют вести дальнейшие теоретические и практические разработки развития самостоятельности студентов в вузе Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы диссертационного исследования могут быть использованы для
совершенствования учебно-профессиональной подготовки студентов в системе высшего образования, при проведении спецкурсов и факультативных
занятий.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В настоящее время одним из приоритетных направлений развития психологии в нашей стране становится развитие самостоятельности студентов в
вузе, пред которыми возникает необходимость понимания основных приоритетов и направлений развития профессиональной области, адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Это становится возможным при наличии высокого уровня самостоятельности студентов, актуализации их творческих способностей.
Аналитический обзор по научно - исследуемому вопросу позволил выявить противоречия между социальным заказом общества на профессионала,
знающего свое дело и способного самостоятельно принимать решения и
нести ответственность за них и особенностями развития самостоятельности
в условиях профессиональной деятельности. Кроме того, в условиях многоуровневой системы образования самостоятельность бакалавров и магистров
требует поиска новых форм и методов организации самостоятельной работы
студентов, обучающихся по принципиально различающимся образовательным стандартам.
В связи с этим нами выполнено диссертационное исследование, целью
которого: выявить особенности развития самостоятельности студентов в
условиях многоуровневой системы образования.
На основании поставленной цели, были определены задачи исследования.
В ходе решения первой задачи был проведен теоретический анализ
проблемы развития самостоятельности, раскрыто содержание понятия «самостоятельность» студентов, проанализирована степень разработанности
проблемы в психологии.
Ссылаясь на исследования современных ученых, мы понимаем самостоятельность бакалавров и магистров как сложную систему взаимосвязанных психических процессов и свойств личности специалиста, обусловленную профессиональными базовыми знаниями и умениями, способностями, развивающаяся в самостоятельном и качественном выполнении задач профессиональной деятельности.
Вторая задача исследования состояла в изучении особенностей условий
развития самостоятельности на разных уровнях профессиональной подготовки студентов.
Третья задача исследования заключалась в эмпирическом исследовании
особенностей взаимодействия стилей, форм и методов учебнопедагогического взаимодействия и уровней самостоятельности студентов.
Четвертая задача исследования позволила обосновать и экспериментально проверить особенности динамики самостоятельности студентов, обучающихся на разных уровнях.
Экспериментальное исследование демонстрирует эффективность разработанной технологии реализации компетентностного и практикоориентированного подходов в развитии самостоятельности студентов.
Используя статистические расчеты, проведенные с помощью х – критерия, критерия Фишера Ф и ф – Критерия Фишера подтвердили положительную динамику влияния учебно-профессиональной деятельности на развитие
компонентов и уровней самостоятельности бакалавров и магистров.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности бакалавра и магистров.
Разработанные и реализованные критерии самостоятельности могут
служить для объективной оценки уровней развития самостоятельности бакалавров и магистров. Проведенное исследование создает базу для дальнейшей
работы по внедрению компетентностного и практико-ориентированного подходов в учебно-профессиональную деятельность студентов, для развития их
профессиональных и личностных качеств.
Таким образом, проведенное исследование дает основание сделать вывод о том, что поставленная цель – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности компетентностного и практикоориентированного походов в развитии самостоятельности бакалавров и магистров – достигнута, сформированные задачи решены. Выдвинутая гипотеза
подтвердилась.
Выполненное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов поставленной проблемы. Перспективными направлениями изучения
проблемы развития самостоятельности бакалавров и магистров могут быть:
теоретический и эмпирический анализ особенностей формирования умений
на разных этапах учебно-профессиональной деятельности бакалавров и магистров; создание экспериментальных программ по развитию самостоятельности в практико-ориентированной деятельности.
вузе, пред которыми возникает необходимость понимания основных приоритетов и направлений развития профессиональной области, адаптации к быстро меняющимся условиям жизни и профессиональной деятельности. Это становится возможным при наличии высокого уровня самостоятельности студентов, актуализации их творческих способностей.
Аналитический обзор по научно - исследуемому вопросу позволил выявить противоречия между социальным заказом общества на профессионала,
знающего свое дело и способного самостоятельно принимать решения и
нести ответственность за них и особенностями развития самостоятельности
в условиях профессиональной деятельности. Кроме того, в условиях многоуровневой системы образования самостоятельность бакалавров и магистров
требует поиска новых форм и методов организации самостоятельной работы
студентов, обучающихся по принципиально различающимся образовательным стандартам.
В связи с этим нами выполнено диссертационное исследование, целью
которого: выявить особенности развития самостоятельности студентов в
условиях многоуровневой системы образования.
На основании поставленной цели, были определены задачи исследования.
В ходе решения первой задачи был проведен теоретический анализ
проблемы развития самостоятельности, раскрыто содержание понятия «самостоятельность» студентов, проанализирована степень разработанности
проблемы в психологии.
Ссылаясь на исследования современных ученых, мы понимаем самостоятельность бакалавров и магистров как сложную систему взаимосвязанных психических процессов и свойств личности специалиста, обусловленную профессиональными базовыми знаниями и умениями, способностями, развивающаяся в самостоятельном и качественном выполнении задач профессиональной деятельности.
Вторая задача исследования состояла в изучении особенностей условий
развития самостоятельности на разных уровнях профессиональной подготовки студентов.
Третья задача исследования заключалась в эмпирическом исследовании
особенностей взаимодействия стилей, форм и методов учебнопедагогического взаимодействия и уровней самостоятельности студентов.
Четвертая задача исследования позволила обосновать и экспериментально проверить особенности динамики самостоятельности студентов, обучающихся на разных уровнях.
Экспериментальное исследование демонстрирует эффективность разработанной технологии реализации компетентностного и практикоориентированного подходов в развитии самостоятельности студентов.
Используя статистические расчеты, проведенные с помощью х – критерия, критерия Фишера Ф и ф – Критерия Фишера подтвердили положительную динамику влияния учебно-профессиональной деятельности на развитие
компонентов и уровней самостоятельности бакалавров и магистров.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности бакалавра и магистров.
Разработанные и реализованные критерии самостоятельности могут
служить для объективной оценки уровней развития самостоятельности бакалавров и магистров. Проведенное исследование создает базу для дальнейшей
работы по внедрению компетентностного и практико-ориентированного подходов в учебно-профессиональную деятельность студентов, для развития их
профессиональных и личностных качеств.
Таким образом, проведенное исследование дает основание сделать вывод о том, что поставленная цель – теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности компетентностного и практикоориентированного походов в развитии самостоятельности бакалавров и магистров – достигнута, сформированные задачи решены. Выдвинутая гипотеза
подтвердилась.
Выполненное диссертационное исследование не исчерпывает всех аспектов поставленной проблемы. Перспективными направлениями изучения
проблемы развития самостоятельности бакалавров и магистров могут быть:
теоретический и эмпирический анализ особенностей формирования умений
на разных этапах учебно-профессиональной деятельности бакалавров и магистров; создание экспериментальных программ по развитию самостоятельности в практико-ориентированной деятельности.



