ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза 7
1.1. Личностное развитие как объект психолого-педагогического исследования 7
1.2. Влияние образовательной среды учебного заведения на личностное
развитие студентов 14
1.3. Специфика личностного развития студентов колледжа и вуза в современных исследованиях 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты и их обсуждение 28
2.3. Рекомендации по личностному развитию студентов колледжа и вуза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 56
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 73
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 82
Актуальность проблемы исследования. Для современного общества на сегодняшний момент особую актуальность представляет личностное развитие студентов как залог формирования готовности к профессиональной деятельности, удовлетворенности ею и успешности в ней.
Учебная деятельность в организации профессионального образования представляется как большой полигон не только для овладения знаниями и умениями, но и для развития личностных структур. Конечно, фундамент и основа личности начинает закладывается задолго до начала овладения профессией в стенах профессионального заведения, но и в этот период можно совершить огромную работу по совершенствованию и развитию личности.
Особый интерес в рамках данного исследования представляет личностное развитие студентов педагогических специальностей. Ведь именно от них во многом зависит развитие наших детей, то, с каким багажом знаний, умений, нравственных установок, личностных качеств ребенок будет обладать по окончании учебной деятельности. Только полноценно и гармонично развитая личность может взрастить таких же полноценно и гармонично развитых людей.
Получить педагогическую специальность можно в вузе и в педагогическом колледже. Выпускники обоих типов учебных заведений по окончании обучения могут полноценно работать педагогами. Поэтому необходимо изучить личностное развитие студентов колледжа и вуза, и на основании полученных данных разработать рекомендации студентам и педагогам профессиональных учебных заведений педагогических специальностей.
Проблема личностного развития студенческой молодежи активно исследуется отечественной и зарубежной наукой.
Среди отечественных ученых, занимающихся изучением личности, наибольший вклад в разработку проблемы внесли Божович Л. И., Выготский Л. С., Кон И. С., Лазурский А. Ф., Леонтьев А. Н., Платонов К. К. Среди зарубежных ученых, изучающих личность Маслоу А., Олпорт Г., Рифф К., Фрейд З., Юнг К. и др.
В исследованиях Ананьева Б. Г., Дворяшиной М. Д., Лисовского В. Т., Никиреева Е. М., Сластенина В. А. и др. показано, что студенчество как особенная социально-психологическая возрастная категория отличается интенсивным личностным развитием.
Изучением образовательной среды учебного заведения занимались такие ученые как: Корчак Я., Ясвин В. А., которые определили сущность и типы образовательной среды; Баева И. А., Семикин В. В., занимающиеся изучением психологической безопасности образовательной среды, ее диагностики и оценки; Ковалев Г. А., изучавший уровни образовательной среды.
Большое количество работ говорит об актуальности нашей темы, но вопрос об особенностях личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза остается открытым, что определяет проблему нашего исследования.
Проблема исследования: каковы особенности личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза?
Цель: выявить особенности личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза.
Объект исследования: личностное развитие студенческой молодежи. Предмет исследования: личностное развитие студентов в
образовательной среде педагогического колледжа и вуза.
Гипотеза: личностное развитие студентов педагогического колледжа и вуза будет иметь определенные различия, а именно:
1) для студентов вуза характерно более позитивное самоотношение, с высоким уровнем самоуважения, чем для студентов колледжа;
2) временная перспектива студентов вуза имеет выраженную направленность на будущее, а у студентов колледжа на настоящее;
3) для студентов вуза свойственна более высокая осмысленность жизни, чем для студентов колледжа.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретические подходы по данной проблематике;
2) изучить смысложизненные ориентации, временную перспективу,самоотношение как значимых показателей личностного развития студентов колледжа и вуза;
3) выявить различия в показателях личностного развития студентов в образовательной среде колледжа и вуза;
4) изучить наличие/отсутствие различий в содержательных характеристиках образовательных сред колледжа и вуза;
5) разработать рекомендации по развитию личности студентов в образовательной среде колледжа и вуза.
Теоретико-методологические основы исследования: положения акмеологического (Выготский Л. С.) и субъектно-деятельностного (Рубинштейн С. Л) подходов в психологии; методологические принципы деятельностной теории личности (Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л.).
Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы следующие методы:
1. Организационные методы - метод поперечных срезов.
2. Эмпирические или методы сбора данных - опрос, тестирование.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и SPSS Statistics 13.0, непараметрический статистический критерий Манна-Уитни) методы.
4. Интерпретационные - структурный метод.
Методики исследования:
1. Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С.Р. Пантелеев).
2. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI).
3. Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева.
Выборка и база исследования: исследование проводилось на базе Педагогического института НИУ «БелГУ» и Белгородского педагогического колледжа. В исследовании приняли участие 44 студента педагогического колледжа, по направлению подготовки 050144 «Дошкольное образование» и 44 студента направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института НИУ «БелГУ». Общее количество выборки 88 человек (девушки). Средний возраст исследуемых студентов колледжа 19,2; студентов вуза 20,6.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две основные главы, заключение, список использованных источников, включающий 59 наименований. В работе представлено 4 таблицы, 3 рисунка. Общий объем работы составляет 55 страниц.
Проведение теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы по проблеме личностного развития студентов мы делаем вывод, что личностное развитие это процесс определенных качественных и количественных изменений, и как любой процесс, оно имеет некоторый результат этих изменений. Определенный уровень личностного развития выступает результатом целостного процесса онтогенеза личности. В качестве основного структурного компонента и высшего уровня личностного развития выделяется направленность личности. Под направленностью мы понимаем систему мотивов, желаний, интересов, смыслов, целей, которые стимулируют развитие личности и задают направление этого развития. Основными и значимыми элементами в структуре направленности, по нашему мнению, являются смысложизненные ориентации, временная перспектива и самоотношение личности. Направленность личности формируется и проявляется непосредственно в деятельности и при взаимодействии с социальной средой.
Эмпирическим путем нам удалось изучить личностное развитие студентов в образовательной среде колледжа и вуза. Исходя из результатов статистического анализа самоотношения, временной перспективы и смысложизненных ориентаций студентов колледжа и вуза, были обнаружены статистически значимые различия во всех изучаемых нами показателях личностного развития. В структуре самоотношения нами выявлены различия по шкалам: интегральная, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность. Во временной перспективе студентов колледжа и вуза также можно увидеть небольшую разницу: студенты вуза. Студенты вуза имеют большую выраженность направленности на будущее, студенты же колледжа более направлены на гедонистическое настоящее. Анализируя смысложизненные ориентации, нами выявлены различия по
Поскольку в возрастном аспекте наши испытуемые не различались, мы предположили, что существуют отличия в личностном развитии, обусловленные образовательной средой. Статистический анализ результатов изучения образовательных сред колледжа и вуза позволил постулировать наличие отличий в данных средах. Среда, в которой находится человек, оказывает непосредственное влияние на формирование его личности. В рамках данного исследования мы понимаем образовательную среду как систему социальных, педагогических и психологических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит формирование и развитие личности.
Наша гипотеза о том, что личностное развитие студентов колледжа и вуза отличается, а именно: студенты вуза имеют более позитивное самоотношение, с высоким уровнем самоуважения, чем студенты колледжа, временная перспектива студентов вуза имеет выраженную направленность на будущее, а у студентов колледжа на гедонистическое настоящее, для студентов вуза характерна более высокая осмысленность жизни, чем для студентов колледжа, подтвердилась.
В связи с этим нами были разработаны рекомендации для преподавателей вуза и колледжа, а также самих студентов, с целью наиболее продуктивного и качественного развития личности в условиях образовательной среды.
1. Абульханова-Славская, К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности [Текст] / К. А. Абульханова-Славская // Проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1982. — 299 с.
2. Ананьев, Б. Г. Психология и проблемы человекознания [Текст]. Т. 2 Психология личности: Хрестоматия / Б. Г. Ананьев. - Самара: БАХРАХ, 1999
3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] // Б. Г. Ананьев. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 282 с.
4. Анцыферова, Л. И. Психология формирования и развития личности [Текст] / Л.И. Анцыферова // Человек в системе наук. - М., 1989. - с. 426-433
5. Асмолов, А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Асмолов. - М.: Академия Смысл, 1990. - 367 с.
6. Афонькина, Ю. А. Генезис профессиональной направленности [Текст] : автореф. дис. д-ра псих. наук / Ю.А. Афонькина. - СПб, 2003. - 33 с.
7. Баева, И. А. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка [Текст] / И. А. Баева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2002. - том 2, №3. -- с. 16-22
8. Беспутина, И. Ф. Формирование смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии [Текст] / И. Ф. Беспутина / Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 18. - С. 106-110
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович.- М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
10. Божович, Л. И. проблемы формирования личности: Избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Вступительная
11. Веккер, Л.М.Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л. М. Веккер. -М.: Смысл, 2000. - 685с.
12. Вожиевская, Т. И. Когнитивное и личностное развитие студентов педагогического вуза [Текст] / Т. И. Вожиевская // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. -
2015. - №5. - С. 100-105
13. Выготский, Л. С.Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Смысл; Эксмо. - 2004. - 1136 с.
14. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. Детская психология: динамика и структура личности подростка [Текст]. В 6т. Т.4. / Л. C. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. — 432с.
15. Гончар, С. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников [Текст]/С. Н. Гончар // Современная психология: материалы Междунар. науч. конф. — Пермь: Меркурий, 2012. - c. 17-19
16. Гущина, Т. Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования [Текст]/ Т. Н. Гущина // Общество. Среда. Развитие (TerraHumana) — 2011. — № 4. — С. 187-190
17. Еременко, Л. Е. Особенности организации практического обучения в колледже [Текст]/ Л. Е. Еременко // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. — Казань: Бук, 2014. — С. 267-269
18. Исаев, Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности [Текст] / Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. -М.: Изд. «Школа- пресс», 2006. - 384 с.
19. Каунова, Н. Г. Исследование смысложизненных ориентаций и значимости смысла жизни современной молодежи (на материале Молдовы)
20. Ковалев, А.Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Ковалев. - М., 1970. - 390 с
21. Ковдра, А. С. Психологические особенности временной перспективы студентов вуза [Текст] / А. С.Ковдра // Гуманизация образования. -2013. - №2. -С. 30-32
22. Козловская С. Н. Конфликты профессионального самоопределения студентов в университете и пути их разрешения [Текст] / С. Н. Козловская // Мир психологии / Научно-методический журнал. М.- Воронеж, 2005. - №2. - С. 160-164
23. Кораблева, С. В., Бирюкова, А. А. Развитие самоотношения студентов в ходе вузовской подготовки [Текст] / С. В. Кораблева, А. А. Бирюкова // Интерактивная наука. - 2017. - 5(15). - С. 71-74
24. Кон, И. С. В поисках себя. Личность и самосознание [Текст] / И. С.Кон.- М., 1984. -335 с.
25. Кон, И. С. Отрочество как этап жизни и некоторые психологические характеристики переходного возраста [Текст] / И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: МПСИ, 1996. - С.239-248.
26. Коржукова, М. В. Психологические особенности эмоционально-ценностных аспектов временной транспективы личности студентов колледжа [Текст] / М. В. Коржукова // Вестник Бурятского государственного университета. - №1(1). - 2012. - С. 229-232
27. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В Петровского, М. Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.187
28. Куликов, Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Л. В. Куликов. // Хрестоматия. 2-е изд. СПБ.: Питер, 2009. - С. 122-141
29. Лазурский, А.Ф. Избранные труды по психологии [Текст] / А. Ф. Лазурский. - М.: Наука, 1997.- 445с.
30. Лактионова, Е. Б. Образовательная среда как условие развития личности и ее субъектов / Е. Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. Г. Герцена. - 2010. - № 128. - С. 40-54
31. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] /А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 246 с.
32. Леонтьев, А.Н. Философия психологии: из научного наследия [Текст] / Леонтьев А. Н. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1994. -228 с.
33. Леонтьев, Д. А.Теория личности А. Ф. Лазурского: от наклонностей к отношениям [Текст] / Д. А. Леонтьев // Методология и история психологии. - 2008. - Т.3., №4. - С.7-20
34. Леонтьев, Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) [Текст] / Д. А. Леонтьев. 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
35. Леснянская, Ж. А. Временная компетентность и временная перспектива студентов вуза, будущих социальных работников [Текст] / Ж. А. Леснянская // Ученые записки забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2015. - №5 (64). - С. 104-109
36. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность [Текст] / А. Г. Маслоу. - СПБ. - 2006. -352 с.
37. Мондонен, О. Ю. Влияние образовательной среды педагогического колледжа на профессиональное самоопределение студентов [Текст] / О. Ю. Мондонен // Аналитика культурологи. - №15. - 2009. - С. 111¬115
38. Мясищев, В. И. Структура личности и отношения человека к действительности. - «Доклады на совещании по вопросам психологии личности [Текст] / В. И. Мясищев. - М.: АПН РСФСР, 1956. - С. 10-14.
39. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1983. - 186 с.
40. Олпорт, Г. Становление личности: Избранные труды [Текст] / Г. Олпорт. - М.: Смысл, 2002. - 462 с.
41. Петровский, В.А.Человек над ситуацией [Текст] / В. А. Петровский. - М.: Смысл, 2010. - 559 с
42. Петровский, В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] / В.А.Петровский. - Ростов н/Дону: Феникс, 1996. - 512с.
43. Портнова, А. Г., Залюбовская, Н. С. Личностное и профессиональное развитие студентов; эмпирический поиск показателей [Текст] / А. Г. Портнова, Н. С. Залюбовская // Вестник Кемеровского государственного университета. - №3 (47). - 2011. - С. 159-164
44. Потапова, И. И. Система ценностных ориентаций и направленность личности [Текст] / И. И. Потапова // Научные исследования в образовании. - №6. - 2012. - С. 33-38
45. Решетников, П. Е. Профессионально-личностное развитие студентов средних специальных учебных заведений на основе акмеологического подхода: Пособие для руководителей и преподавателей средних специальных учебных заведений [Текст] / П. Е. Решетников, Т. В. Ваничкина, И. Ю. Есипова и др.; науч. ред. П. Е. Решетников. - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2007. - 267 с
46. Русаков, Ю. Т. Развивающая образовательная среда колледжа как фактор формирования готовности студентов к профессиональной деятельности [Текст] : автореф. .дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / Ю. Т. Русаков. - Магнитогорск, 2006. - 23 с.
47. Сайко, Я. В. Исследование связи между смысложизненными ориентациями и самооценкой личности студентов [Текст] / Я. В. Сайко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №10. - С. 208-217
48. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - 1996. - 349 с.
49. Столин, В. В. Самосознание личности [Текст] / В. В. Столин. - М., - 1983. -284 с.
50. Сулимина, О. В. Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости в различных условиях социализации (в семье и вне семьи) [Текст] : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.01 / О. В. Сулимина. - Москва,
2016. -168 с.
51. Сырцова, А. Г. Феномен временной перспективы в разных культурах (по материалам исследования с помощью методики ZTPI) [Текст] / А. Г. Сырцова; О. В. Митина; Дж. Бойд; И. С. Давыдова; Ф. Зимбардо; Т. Л. Непряхо; Е. А. Никитина; Н. С. Семенова; Н. Фьёлен; В. А. Ясная // Культурно-историческая психология. - 2007. - №4. - С. 19-31
52. Тихомиров, О. К. Вклад А. Н. Леонтьева в общую психологию //
A. Н. Леонтьев и современная психология: сборник статей памяти А. Н. Леонтьева [Текст] / Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: МГУ, 1983. - 287 с.
53. Чеснокова, И. И. Проблемы самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
54. Шапран, Ю. П. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура [Текст] / Шапран Ю. П., Шапран О. И. // Молодой ученый. — 2015. — №7 (87). — С. 881-885
55. Юнг, К. Г.О становлении личности [Текст] / Собрание сочинений. Конфликты детской души / К. Г. Юнг. - М.: Канон, 1997. - С. 185¬208
56. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения школьников разного возраста [Текст] / В. А. Ядов, В. С. Магун, П.
B. Борзикова, В. В. Водзинская, В. Н. Каюрова, Г. И. Саганенко, В. Н. Узунова, А. А. Семенов // Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. - 264с.
57. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов [Текст] / В. А. Якунин. - М.: Академия, 1994. - 406 с.
58. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст] / Ясвин В. А. — М.: Смысл, 2001. — 365 с
59. Ясвин, В. А. Школа как развивающая среда (монография) [Текст] / В. А. Ясвин - М.: Институт научной информации и мониторинга РАО. (Серия: Научно-издательский проект в поддержку национальной
образовательной инициативы «Наша новая школа»). -2010. - 332 с.