СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА И ВУЗА
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза 7
1.1. Личностное развитие как объект психолого-педагогического исследования 7
1.2. Влияние образовательной среды учебного заведения на личностное
развитие студентов 14
1.3. Специфика личностного развития студентов колледжа и вуза в современных исследованиях 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты и их обсуждение 28
2.3. Рекомендации по личностному развитию студентов колледжа и вуза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 56
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 73
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 82
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза 7
1.1. Личностное развитие как объект психолого-педагогического исследования 7
1.2. Влияние образовательной среды учебного заведения на личностное
развитие студентов 14
1.3. Специфика личностного развития студентов колледжа и вуза в современных исследованиях 18
ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза 26
2.1. Организация и методы исследования 26
2.2. Результаты и их обсуждение 28
2.3. Рекомендации по личностному развитию студентов колледжа и вуза 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявления 56
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных 73
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных 82
Актуальность проблемы исследования. Для современного общества на сегодняшний момент особую актуальность представляет личностное развитие студентов как залог формирования готовности к профессиональной деятельности, удовлетворенности ею и успешности в ней.
Учебная деятельность в организации профессионального образования представляется как большой полигон не только для овладения знаниями и умениями, но и для развития личностных структур. Конечно, фундамент и основа личности начинает закладывается задолго до начала овладения профессией в стенах профессионального заведения, но и в этот период можно совершить огромную работу по совершенствованию и развитию личности.
Особый интерес в рамках данного исследования представляет личностное развитие студентов педагогических специальностей. Ведь именно от них во многом зависит развитие наших детей, то, с каким багажом знаний, умений, нравственных установок, личностных качеств ребенок будет обладать по окончании учебной деятельности. Только полноценно и гармонично развитая личность может взрастить таких же полноценно и гармонично развитых людей.
Получить педагогическую специальность можно в вузе и в педагогическом колледже. Выпускники обоих типов учебных заведений по окончании обучения могут полноценно работать педагогами. Поэтому необходимо изучить личностное развитие студентов колледжа и вуза, и на основании полученных данных разработать рекомендации студентам и педагогам профессиональных учебных заведений педагогических специальностей.
Проблема личностного развития студенческой молодежи активно исследуется отечественной и зарубежной наукой.
Среди отечественных ученых, занимающихся изучением личности, наибольший вклад в разработку проблемы внесли Божович Л. И., Выготский Л. С., Кон И. С., Лазурский А. Ф., Леонтьев А. Н., Платонов К. К. Среди зарубежных ученых, изучающих личность Маслоу А., Олпорт Г., Рифф К., Фрейд З., Юнг К. и др.
В исследованиях Ананьева Б. Г., Дворяшиной М. Д., Лисовского В. Т., Никиреева Е. М., Сластенина В. А. и др. показано, что студенчество как особенная социально-психологическая возрастная категория отличается интенсивным личностным развитием.
Изучением образовательной среды учебного заведения занимались такие ученые как: Корчак Я., Ясвин В. А., которые определили сущность и типы образовательной среды; Баева И. А., Семикин В. В., занимающиеся изучением психологической безопасности образовательной среды, ее диагностики и оценки; Ковалев Г. А., изучавший уровни образовательной среды.
Большое количество работ говорит об актуальности нашей темы, но вопрос об особенностях личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза остается открытым, что определяет проблему нашего исследования.
Проблема исследования: каковы особенности личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза?
Цель: выявить особенности личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза.
Объект исследования: личностное развитие студенческой молодежи. Предмет исследования: личностное развитие студентов в
образовательной среде педагогического колледжа и вуза.
Гипотеза: личностное развитие студентов педагогического колледжа и вуза будет иметь определенные различия, а именно:
1) для студентов вуза характерно более позитивное самоотношение, с высоким уровнем самоуважения, чем для студентов колледжа;
2) временная перспектива студентов вуза имеет выраженную направленность на будущее, а у студентов колледжа на настоящее;
3) для студентов вуза свойственна более высокая осмысленность жизни, чем для студентов колледжа.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретические подходы по данной проблематике;
2) изучить смысложизненные ориентации, временную перспективу,самоотношение как значимых показателей личностного развития студентов колледжа и вуза;
3) выявить различия в показателях личностного развития студентов в образовательной среде колледжа и вуза;
4) изучить наличие/отсутствие различий в содержательных характеристиках образовательных сред колледжа и вуза;
5) разработать рекомендации по развитию личности студентов в образовательной среде колледжа и вуза.
Теоретико-методологические основы исследования: положения акмеологического (Выготский Л. С.) и субъектно-деятельностного (Рубинштейн С. Л) подходов в психологии; методологические принципы деятельностной теории личности (Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л.).
Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы следующие методы:
1. Организационные методы - метод поперечных срезов.
2. Эмпирические или методы сбора данных - опрос, тестирование.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и SPSS Statistics 13.0, непараметрический статистический критерий Манна-Уитни) методы.
4. Интерпретационные - структурный метод.
Методики исследования:
1. Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С.Р. Пантелеев).
2. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI).
3. Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева.
Выборка и база исследования: исследование проводилось на базе Педагогического института НИУ «БелГУ» и Белгородского педагогического колледжа. В исследовании приняли участие 44 студента педагогического колледжа, по направлению подготовки 050144 «Дошкольное образование» и 44 студента направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института НИУ «БелГУ». Общее количество выборки 88 человек (девушки). Средний возраст исследуемых студентов колледжа 19,2; студентов вуза 20,6.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две основные главы, заключение, список использованных источников, включающий 59 наименований. В работе представлено 4 таблицы, 3 рисунка. Общий объем работы составляет 55 страниц.
Учебная деятельность в организации профессионального образования представляется как большой полигон не только для овладения знаниями и умениями, но и для развития личностных структур. Конечно, фундамент и основа личности начинает закладывается задолго до начала овладения профессией в стенах профессионального заведения, но и в этот период можно совершить огромную работу по совершенствованию и развитию личности.
Особый интерес в рамках данного исследования представляет личностное развитие студентов педагогических специальностей. Ведь именно от них во многом зависит развитие наших детей, то, с каким багажом знаний, умений, нравственных установок, личностных качеств ребенок будет обладать по окончании учебной деятельности. Только полноценно и гармонично развитая личность может взрастить таких же полноценно и гармонично развитых людей.
Получить педагогическую специальность можно в вузе и в педагогическом колледже. Выпускники обоих типов учебных заведений по окончании обучения могут полноценно работать педагогами. Поэтому необходимо изучить личностное развитие студентов колледжа и вуза, и на основании полученных данных разработать рекомендации студентам и педагогам профессиональных учебных заведений педагогических специальностей.
Проблема личностного развития студенческой молодежи активно исследуется отечественной и зарубежной наукой.
Среди отечественных ученых, занимающихся изучением личности, наибольший вклад в разработку проблемы внесли Божович Л. И., Выготский Л. С., Кон И. С., Лазурский А. Ф., Леонтьев А. Н., Платонов К. К. Среди зарубежных ученых, изучающих личность Маслоу А., Олпорт Г., Рифф К., Фрейд З., Юнг К. и др.
В исследованиях Ананьева Б. Г., Дворяшиной М. Д., Лисовского В. Т., Никиреева Е. М., Сластенина В. А. и др. показано, что студенчество как особенная социально-психологическая возрастная категория отличается интенсивным личностным развитием.
Изучением образовательной среды учебного заведения занимались такие ученые как: Корчак Я., Ясвин В. А., которые определили сущность и типы образовательной среды; Баева И. А., Семикин В. В., занимающиеся изучением психологической безопасности образовательной среды, ее диагностики и оценки; Ковалев Г. А., изучавший уровни образовательной среды.
Большое количество работ говорит об актуальности нашей темы, но вопрос об особенностях личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза остается открытым, что определяет проблему нашего исследования.
Проблема исследования: каковы особенности личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза?
Цель: выявить особенности личностного развития студентов педагогического колледжа и вуза.
Объект исследования: личностное развитие студенческой молодежи. Предмет исследования: личностное развитие студентов в
образовательной среде педагогического колледжа и вуза.
Гипотеза: личностное развитие студентов педагогического колледжа и вуза будет иметь определенные различия, а именно:
1) для студентов вуза характерно более позитивное самоотношение, с высоким уровнем самоуважения, чем для студентов колледжа;
2) временная перспектива студентов вуза имеет выраженную направленность на будущее, а у студентов колледжа на настоящее;
3) для студентов вуза свойственна более высокая осмысленность жизни, чем для студентов колледжа.
В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой, были сформулированы следующие задачи:
1) проанализировать теоретические подходы по данной проблематике;
2) изучить смысложизненные ориентации, временную перспективу,самоотношение как значимых показателей личностного развития студентов колледжа и вуза;
3) выявить различия в показателях личностного развития студентов в образовательной среде колледжа и вуза;
4) изучить наличие/отсутствие различий в содержательных характеристиках образовательных сред колледжа и вуза;
5) разработать рекомендации по развитию личности студентов в образовательной среде колледжа и вуза.
Теоретико-методологические основы исследования: положения акмеологического (Выготский Л. С.) и субъектно-деятельностного (Рубинштейн С. Л) подходов в психологии; методологические принципы деятельностной теории личности (Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л.).
Для достижения цели и решения поставленных задач, были использованы следующие методы:
1. Организационные методы - метод поперечных срезов.
2. Эмпирические или методы сбора данных - опрос, тестирование.
3. Методы обработки полученных данных - качественные (дифференциация материала по группам, анализ) и количественные (программы MS Excel и SPSS Statistics 13.0, непараметрический статистический критерий Манна-Уитни) методы.
4. Интерпретационные - структурный метод.
Методики исследования:
1. Тест-опросник самоотношения (В. В. Столин, С.Р. Пантелеев).
2. Опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (ZTPI).
3. Тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева.
Выборка и база исследования: исследование проводилось на базе Педагогического института НИУ «БелГУ» и Белгородского педагогического колледжа. В исследовании приняли участие 44 студента педагогического колледжа, по направлению подготовки 050144 «Дошкольное образование» и 44 студента направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» факультета дошкольного, начального и специального образования Педагогического института НИУ «БелГУ». Общее количество выборки 88 человек (девушки). Средний возраст исследуемых студентов колледжа 19,2; студентов вуза 20,6.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует цели и задачам исследования и включает введение, две основные главы, заключение, список использованных источников, включающий 59 наименований. В работе представлено 4 таблицы, 3 рисунка. Общий объем работы составляет 55 страниц.
Проведение теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы по проблеме личностного развития студентов мы делаем вывод, что личностное развитие это процесс определенных качественных и количественных изменений, и как любой процесс, оно имеет некоторый результат этих изменений. Определенный уровень личностного развития выступает результатом целостного процесса онтогенеза личности. В качестве основного структурного компонента и высшего уровня личностного развития выделяется направленность личности. Под направленностью мы понимаем систему мотивов, желаний, интересов, смыслов, целей, которые стимулируют развитие личности и задают направление этого развития. Основными и значимыми элементами в структуре направленности, по нашему мнению, являются смысложизненные ориентации, временная перспектива и самоотношение личности. Направленность личности формируется и проявляется непосредственно в деятельности и при взаимодействии с социальной средой.
Эмпирическим путем нам удалось изучить личностное развитие студентов в образовательной среде колледжа и вуза. Исходя из результатов статистического анализа самоотношения, временной перспективы и смысложизненных ориентаций студентов колледжа и вуза, были обнаружены статистически значимые различия во всех изучаемых нами показателях личностного развития. В структуре самоотношения нами выявлены различия по шкалам: интегральная, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность. Во временной перспективе студентов колледжа и вуза также можно увидеть небольшую разницу: студенты вуза. Студенты вуза имеют большую выраженность направленности на будущее, студенты же колледжа более направлены на гедонистическое настоящее. Анализируя смысложизненные ориентации, нами выявлены различия по
Поскольку в возрастном аспекте наши испытуемые не различались, мы предположили, что существуют отличия в личностном развитии, обусловленные образовательной средой. Статистический анализ результатов изучения образовательных сред колледжа и вуза позволил постулировать наличие отличий в данных средах. Среда, в которой находится человек, оказывает непосредственное влияние на формирование его личности. В рамках данного исследования мы понимаем образовательную среду как систему социальных, педагогических и психологических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит формирование и развитие личности.
Наша гипотеза о том, что личностное развитие студентов колледжа и вуза отличается, а именно: студенты вуза имеют более позитивное самоотношение, с высоким уровнем самоуважения, чем студенты колледжа, временная перспектива студентов вуза имеет выраженную направленность на будущее, а у студентов колледжа на гедонистическое настоящее, для студентов вуза характерна более высокая осмысленность жизни, чем для студентов колледжа, подтвердилась.
В связи с этим нами были разработаны рекомендации для преподавателей вуза и колледжа, а также самих студентов, с целью наиболее продуктивного и качественного развития личности в условиях образовательной среды.
Эмпирическим путем нам удалось изучить личностное развитие студентов в образовательной среде колледжа и вуза. Исходя из результатов статистического анализа самоотношения, временной перспективы и смысложизненных ориентаций студентов колледжа и вуза, были обнаружены статистически значимые различия во всех изучаемых нами показателях личностного развития. В структуре самоотношения нами выявлены различия по шкалам: интегральная, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самоуверенность. Во временной перспективе студентов колледжа и вуза также можно увидеть небольшую разницу: студенты вуза. Студенты вуза имеют большую выраженность направленности на будущее, студенты же колледжа более направлены на гедонистическое настоящее. Анализируя смысложизненные ориентации, нами выявлены различия по
Поскольку в возрастном аспекте наши испытуемые не различались, мы предположили, что существуют отличия в личностном развитии, обусловленные образовательной средой. Статистический анализ результатов изучения образовательных сред колледжа и вуза позволил постулировать наличие отличий в данных средах. Среда, в которой находится человек, оказывает непосредственное влияние на формирование его личности. В рамках данного исследования мы понимаем образовательную среду как систему социальных, педагогических и психологических условий, в результате взаимодействия с которыми происходит формирование и развитие личности.
Наша гипотеза о том, что личностное развитие студентов колледжа и вуза отличается, а именно: студенты вуза имеют более позитивное самоотношение, с высоким уровнем самоуважения, чем студенты колледжа, временная перспектива студентов вуза имеет выраженную направленность на будущее, а у студентов колледжа на гедонистическое настоящее, для студентов вуза характерна более высокая осмысленность жизни, чем для студентов колледжа, подтвердилась.
В связи с этим нами были разработаны рекомендации для преподавателей вуза и колледжа, а также самих студентов, с целью наиболее продуктивного и качественного развития личности в условиях образовательной среды.
Подобные работы
- СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ
СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
КОЛЛЕДЖА И ВУЗА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - Информационная среда как фактор повышения качества
успеваемости студентов профессиональной образовательной
организации (на примере Бюджетного профессионального
образовательного учреждения Удмуртской Республики
нМожгинский педагогический колледж имени Т.К.Борисова»)
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Формирование безопасной среды в образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУЧЕБНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА И ВУЗА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ И УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (на материалах Самарской и Саратовской областей)
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ МУЗЫКАЛЬНО-
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К КОНЦЕРТНО-
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5770 р. Год сдачи: 2017 - Особенности когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников, обучающихся по методике М.Монтессори
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017



