Глава I. Кадастровая оценка объектов недвижимости. Анализ изменений, введенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ
«О государственной кадастровой оценке»
§ 1.1. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». 6
§ 1.2. Сравнительный анализ порядка проведения государственной кадастровой оценки в рамках Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федерального закона
«О государственной кадастровой оценке» 12
§ 1.3. Проблемы правоприменительной практики положений Федерального закона «О государственной кадастровой оценке». 21
Глава II. Государственная кадастровая оценка объектов недвижимости
§ 2.1. Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в результате проведения государственной кадастровой оценки. 28
§ 2.2. Методика определения кадастровой стоимости 37
Глава III. Споры о результатах государственной кадастровой оценки
§ 3.1. Порядок оспаривания кадастровой стоимости, определенной
в результате проведения государственной кадастровой оценки 43
§ 3.2. Рассмотрение споров об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости. 54
Заключение 67
Использованные источники и литература 70
Государственная кадастровая оценка представляет собою совокупность процедур, установленных законодательством, целью которых является определение кадастровой стоимости объектов недвижимости - налоговой базы. В проведении качественной государственной кадастровой оценки заинтересованы не только граждане, юридические лица и органы местного самоуправления, но и государство в целом.
Летом 2016 года законодательство в области проведения государственной кадастровой оценки на территории РФ перетерпело изменения в связи с официальным опубликованием Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», содержащим основы регулирования общественных отношений в области определения кадастровой стоимости. Указанный закон вступил в силу 01 января 2017 года. Следом за названным Федеральным законом были опубликованы нормативно-правовые акты Министерства экономического развития РФ, также определяющие порядок проведения соответствующих процедур в рамках проведения государственной кадастровой оценки.
Объектом настоящего исследования является правовое регулирование в области проведения государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации. В настоящей работе проведен анализ законодательства, регулирующего проведение кадастровой оценки объектов недвижимости до 01 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также сравнительный анализ законодательства, определяющего процедуру государственной кадастровой оценки после вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ
«О государственной кадастровой оценке».
В работе также анализируются дискуссионные вопросы относительно проблем правоприменительной практики положений Федерального закона «О государственной кадастровой оценке», методики определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и проблемы, связанные с противоречием нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок ее определения. Также, рассмотрены проблемные вопросы, затрагивающие процедуру определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, вопрос о правовой природе споров, связанных с оспариванием результатов государственной кадастровой оценки, а также высказываются предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего правоотношения в указанной сфере.
Предметом настоящей работы является исследование комплекса нормативно-правовых актов, предусматривающих регулирование проведения государственной кадастровой оценки на территории РФ, практики
Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также проблем и перспектив развития.
Актуальность и практическая значимость темы, заявленной в настоящей работе, обусловлены тем, что кадастровая стоимость за последние несколько лет стала применяться для расчета налоговой базы по налогам на имущество организаций и физических лиц, арендной платы, а также при определении выкупной стоимости объектов недвижимости. Значение показателей кадастровой стоимости, а, следовательно, и сам порядок ее определения, бесспорно, играют важную роль для частных лиц, а также публично-правовых образований.
Отдельные вопросы, освещенные в настоящей работе, затрагиваются
в научных трудах, авторами которых являются: А.М. Евсиков, С.А. Липски, О.В. Тевелева, С.Ю. Корнеева, В.А. Савиных, А.А. Морозов, С.П. Коростелев, К.И. Байгозин, Д. Третьякова, А.И. Щукин и
О.И. Короткова.
Целью настоящего исследования является анализ законодательства, регулирующего правоотношения при проведении государственной кадастровой оценки, выявление специфики ее проведения, а также правоприменительной практики в указанной сфере.....
Исследование, проведенное в настоящей работе, подтверждает актуальность проблемы, связанной с правовым регулированием проведения государственной кадастровой оценки. Кадастровая стоимость постепенно увеличивает свое значение в России и примером тому служит тот факт, что изначально она использовалась для расчета налоговой базы по земельному налогу, а на сегодняшний день уже определяет налоговую базу по налогам на имущество физических и юридических лиц, используется в иных сферах, не имеющих отношение к налогообложению. Это в очередной раз подтверждает, что правовое регулирование государственной кадастровой оценки затрагивает интересы широкого круга лиц. Несмотря на то, что на законодательном уровне система проведения государственной кадастровой оценки сформирована, практика применения такой системы еще не ясна. Проведя анализ нового законодательства в сфере государственной кадастровой оценки, в том числе сравнительный анализ с ранее действовавшим законодательством, были обнаружены пробелы в нормативно-правовых актах, регулирующих правоотношения по поводу определения кадастровой стоимости, с которыми в свою очередь уже начинают сталкиваться вновь созданные государственные бюджетные учреждения в субъектах РФ. Кроме того, субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений за результаты государственной кадастровой оценки несет соответствующий субъект РФ своим бюджетом.
Проанализировав нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок определения кадастровой стоимости земельных участков, следует прийти к выводу, что их необходимо приводить в соответствие, с целью недопущения противоречий друг другу. В частности, порядок определения рыночной стоимости земельного участка требует не учитывать фактическую застройку участка объектами капитального строительства, в то время как кадастровая стоимость определяется с учетом расположенных на участке объектов недвижимости. Данное обстоятельство создает разницу между двумя стоимостями, несмотря на стремление законодателя к установлению показателя кадастровой стоимости приближенного к рыночному значению.
Анализ практики Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов позволяет сделать вывод о наличии своеобразной специфики споров об установлении кадастровой стоимости в размере ее рыночной. Специфика выражена в том, что предметом судебной деятельности при рассмотрении данных споров является разрыв прекращения бесконечности достоверных оценок и выбор величины кадастровой стоимости, определенной по результатам одной из них. Такая ситуация складывается в связи с тем, что достоверность отчета независимого оценщика может не быть признанным недостоверным и суд вправе свободно оценить такой отчет, отдать предпочтение заключению судебного эксперта или же наоборот. Кроме того, остается открытым вопрос о возможности доказывания кадастровой стоимости в целом, а также о допустимости заключения соглашения о примирении сторон в ходе процесса об оспаривании кадастровой стоимости, поскольку такое соглашение идет в разрез с принципом налогового законодательства. Высказывание Конституционного Суда РФ о том, что государственная кадастровая оценка характеризуется коллизионным соотношение фискально-имущественных интересов и экономических интересов налогоплательщиков, подводит к выводу о том, что кадастровая стоимость содержит в себе следующие элементы: необходимость достижения значения показателя, равного рыночной стоимости, достижение цели соблюдения баланса интересов государства и населения в сфере налогообложения, экономическую обоснованность налогообложения.
С 2016 года законодателем проведена масштабная работа с целью реформирования законодательства в области государственной кадастровой оценки и, очевидно, указанные мероприятия направлены на улучшения ее результатов, которые заключаются в удовлетворении интересов юридических и физических лиц, желающих платить налог с кадастровой стоимости равной рыночной, и пополнении местных бюджет, что в свою очередь также сказывается на уровне и качестве жизни населения. Тем не менее, необходимо понимать, что сама природа кадастровой стоимости объектов недвижимости в РФ не позволяет признать себя рыночной стоимостью, но и произвольной налогооблагаемой стоимостью ее также назвать нельзя.
1.1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. – (в ред. 29 июля 2017 г.). – СПС «Консультант Плюс».
1.2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 5. – Ст. 410. – (в ред. 28 марта 2017 г.). – СПС «Консультант Плюс».
1.3. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 25 ноября 2001 № 136-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2001. – № 44. – Ст. 4147. – (в ред. от 31 дек. 2017 г.). – СПС «Консультант Плюс».
1.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1. – (в ред. от 29 июля 2017 г). – СПС «Консультант Плюс».
1.5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. – № 31. – Ст. 3824. – (в ред. от 18 июля 2017 г.). – СПС «Консультант Плюс».
1.6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : федер. закон от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2000. – № 32. – Ст. 3340. – (в ред. от 30 октября 2017 г.). – СПС «Консультант Плюс».
1.7. О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации - 2001. - № 44. - Ст. 4148. (в ред. от 29 июля 2017 г.). - СПС «Консультант Плюс».
1.8. О государственной кадастровой оценке [Электронный ресурс] : федер. закон от 03 июля 2016 г. № 237-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. - № 27 (Часть I). – Ст. 4170. (в ред. от 29 июля 2017 г.) – СПС «Консультант Плюс».
1.9. Об оценочной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. - № 31. – Ст. 3813. (в ред. от 26 апреля 2016 г.) – СПС «Консультант Плюс».
1.10. Об оценочной деятельности в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. - № 31. – Ст. 3813. (в ред. от 02 июня 2016 г.) – СПС «Консультант Плюс».
1.11. Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 08 апреля 2000 № 316 // Собр. законодательства - 2000. - № 16. - Ст. 1709 (в ред. от 30 июня 2010 г.). - СПС «Консультант Плюс».
1.12. Об утверждении Перечня областей, в которых работники бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, привлекаемые к определению кадастровой стоимости, должны иметь высшее образование и (или) профессиональную переподготовку, и Порядка подтверждения соответствия требованиям, предъявляемым к работникам бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, привлекаемым к определению кадастровой стоимости [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 12 апреля 2017 г. № 177 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. - 2017. - СПС «Консультант Плюс».
1.13. Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. - 2017 - СПС «Консультант Плюс».
1.14. Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке [Электронный ресурс]: приказа Минэкономразвития России от 07 июня 2016 г. № 358 (опубликован не был). - СПС «Консультант Плюс».
1.15. Об утверждении Порядка рассмотрения декларации о характеристиках объекта недвижимости, в том числе ее формы [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 27 декабря 2016 г. № 846 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. - 2017 - СПС «Консультант Плюс»....1.24